Введение 3
Глава 1 Допрофессиональное медиаобразование для детей школьного возраста 10
1.1 Понятие «медиаобразование» в современных исследованиях 10
1.2 Допрофессиональное медиаобразование в сфере журналистики:
формы, технологии и методы, отвечающие возрастным особенностям школьников 18
1.3 Компетентностный подход в медиаобразовании 30
Глава 2 Предпрофессиональная подготовка журналистов как вид медиаобразования на примере ШМЖ Тольятти 36
2.1 Анализ программ вступительных экзаменов ведущих ВУЗов
России 36
2.2 Анализ авторских программ ШМЖ г.о. Тольятти на основе
компетентностного подхода 42
2.3 Авторская программа допрофессионального медиаобразования
для ШМЖ г. Тольятти 48
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 74
Современному человеку сложно представить свою жизнь без медиа. Средства массовой коммуникации прочно вошли в повседневную жизнь и создают вокруг человека особое информационное поле, которое напрямую влияет на его моральные, социальные, интеллектуальные и духовные ценностные ориентиры. Особое значение оно получает, когда речь идет о подрастающем поколении. Так, например, в медиа мы видим источник знаний и в то же время помеху в образовании и воспитании. Сегодня сложно не согласиться с тем, что современное образование должно базироваться на умении быстро ориентироваться в существующем потоке информации, находить, анализировать ее и грамотно использовать в практической деятельности.
Ученые активно используют сегодня такие понятия, как информационная грамотность или медиаграмотность и медиаобразованность населения, выделяя отдельным блоком допрофессиональное
медиаобразование, которое осуществляет свою деятельность через ШМЖ, школьные СМИ, детские медиа-объединения. И если медиаобразование можно рассматривать как начальную ступень в получении профессионального журналистского образования (его главной задачей является формирование медиаграмотности), независимо от профессиональной деятельности человека, то допрофессиональное образование ставит перед собой конкретные задачи - подготовка школьников к поступлению в вуз. Помимо этого, допрофессиональное медиаобразование призвано помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии, дать основные понятия журналистики, сформировать навыки критического мышления, которые помогут им в дальнейшем, в освоении данной профессии.
В настоящее время процесс формирования медиаграмотности у школьников достаточно широко изучается современными исследователями. Они отмечают, что «Медиаобразование находится на вершине эволюции современной системы образования» [6; 8]. В социологическом исследовании Боговиз А.В., Лобова С.В., Рагулиной Ю.В., Алексеева А.Н. и Гарнова Ю.В., проводившегося в 2010 и 2016г.г. в регионах России, выделяются такие проблемы, как отсутствие в нашей стране стандартов медиаобразования, его недоступность в регионах, неприоритетное отношение к нему со стороны органов власти [6; 9]. Таким образом, на региональном уровне медиаобразование требует более пристального внимания, как со стороны практиков, так и со стороны теоретиков.
В Тольятти за последние десятилетия достаточно активно развивались школы юных журналистов, возникали детские СМИ, внедрялись программы дополнительного школьного образования, основанные на получении журналистских навыков. Однако, на сегодняшний день имеющиеся научные работы не дают нам полной картины возникновения, формирования и путей развития допрофессионального медиаобразования в Тольятти.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления такого явления, как допрофессиональное медиаобразование в целом, и в Тольятти в частности. Сегодня в подавляющем большинстве ШМЖ предлагают опережающее профессиональное обучение вместо того, чтобы качественно подготовить к поступлению и обучению в вузе. На наш взгляд задача ШМЖ не только дать те минимальные навыки медиаграмотности, которые необходимы каждому современному молодому человеку, но и подготовить учеников к дальнейшему поступлению и обучению в вузе.
Объектом исследования является допрофессиональное
медиаобразование в школах молодого журналиста и школьных медиа-объединениях г. Тольятти.
Предметом - компетенции будущих журналистов, формируемые ШМЖ г. Тольятти.
Цель исследования - разработать программу допрофессионального медиаобразования школьников в ШМЖ, основанную на компетентностном подходе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1) систематизировать научные представления о понятии «медиаобразование», его истории и современных проблемах;
2) на основе теоретических представлений выделить задачи современного допрофессионального медиаобразования, применительно к школьному возрасту;
3) изучить историю возникновения и процесс развития школ молодого журналиста и школьных медиа-объединений г. Тольятти, описать их современное состояние;
4) проанализировать процесс формирования компетенций, связанных с медиаграмотностью у обучающихся;
5) разработать модель обучения медиаграмотности школьников на основе комплексного подхода.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на научных трудах таких авторов как Жилавская И.В. («Медиаобразование молодежной аудитории», «Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании», «Становление отрасли медиаобразования как условие медиабезопасности общества»), Федоров А.В. («Медиаобразование в контексте теории диалога культур», «Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов»), Челышева И.В. («Теория и история российского медиаобразования»), Зайцев В.Ю. («Роль
медиаобразования в деятельности современного педагога»), Коханова Л.А. («Становление медиаобразования в России как результат взаимодействия педагогического и журналистского научного сообщества»), Симбирцева Н.А. («Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования»), Барсукова О.В. («Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства»), Зазнобина Л.С. («Медиаобразование в школе: как выжить в мире СМИ»), Бондаренко Е.А. («Технологии медиаобразования в
современной школе»), Короченский А.П. («Медиакритика и медиаобразование»), Кириллова Н.Б. («От медиаобразования - к медиакультуре») и др. Также в данном диссертационном исследовании были проанализированы труды по возрастной психологии и педагогике следующих авторов: Мухиной В.С. («Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»), Бадмаевой Б.Б. «Возрастные особенности современных школьников» и др. В исследовании мы опирались на труды по теории журналистики следующих авторов: Корконосенко С.Г. («Введение в журналистику»), Горбатковой О.И. («Творческий портрет медиакритика и медиапедагога», Чевозеровой Г.В. («Основы теории журналистики»), Акопова А.И. («Периодические издания»).
Для достижения задач, поставленных в магистерской диссертации, были использованы следующие методы исследования: для воссоздания
ретроспективы развития допрофессионального медиаобразования в Тольятти использовался метод анализа документов и интервью; структурный анализ был использован при изучении образовательных программ ШМЖ; для выявления компетенций, необходимых в допрофессиональном медиаобразовании, использовался структурный анализ программ
вступительных испытаний вузов; метод моделирования применялся при разработке авторской программы медиаграмотности школьников.
Эмпирическую базу исследования составили школы молодого журналиста и школьные медиа-объединения г. Тольятти. На сегодня в Тольятти существует 4 крупных учреждения, где школьники могут получить теоретическую и практическую базу в освоении профессии журналиста: ШМЖ при ДДЮТ (Дворец детского и юношеского творчества), ШМЖ «Легкое перо» на базе ГЦИР (Гуманитарный центр интеллектуального развития), студия детского кино и телевидения «Зеркало» и студия молодого журналиста на базе школы №93. Каждое из представленных объединений имеет свою историю, направленность обучения и программы обучения, выпускает свое собственное СМИ. При исследовании истории ШМЖ было 6
взято 6 интервью. А также авторская образовательная программа, разработанная, исходя из учета возрастных особенностей школьников, необходимых компетенций медиаграмотности и допрофессиональной подготовки. В ней указаны формы и методы организации занятий, представлен календарно-тематический план, формируемые знания и умения.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить историю становления и развития школ юных журналистов в Тольятти, сформировать набор компетенций на основе анализа требований к поступающим на специальность «Журналистика и разработке авторской программы допрофессионального медиаобразования школьников на основе компетентностного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в выводы исследования вносят определенный вклад в теоретическое осмысление такого явления как допрофессиональное медиаобразование.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в работе ШМЖ, в том числе для совершенствования процесса допрофессиональной подготовки.
Научные положения и результаты, выносимые на защиту:
1. Одной из особенностей развития ШМЖ в г.о. Тольятти является их ориентированность на профессиональную базовую подготовку журналистов. Это объясняет активное участие в создании ШМЖ и в процессе обучения главных редакторов и ведущих журналистов тольяттинских СМИ, которые через ШМЖ готовили молодые кадры и формировали корпус внештатных корреспондентов для своих изданий.
2. В современных условиях задачи ШМЖ трансформировались и ведущими стали такие задачи, как формирование медиаграмотности у обучающихся и подготовка к поступлению в вузы на специальность «Журналистика», т.е. допрофессиональное обучение.
3. Компетентностный подход на основе изучения программ вступительных испытаний ведущих вузов России позволяет сформулировать компетенции, которые необходимо сформировать в ходе допрофессиональной подготовки и избежать опережающего обучения.
4. Программа обучения в ШМЖ, основанная на компетентностном подходе, позволяет сформировать у школьников не только навыки медиаграмотности, но и профессиональные компетенции, позволяющие им успешно конкурировать при поступлении в вузы, а также дающие базовые навыки необходимые для освоения профессии журналист.
Научная обоснованность и достоверность работы подтверждаются тем, что исследование опирается на уже имеющиеся научные разработки в области допрофессионального медиаобразования, а также на анализ имеющихся программ допрофессионального образования в сфере журналистики, программ вступительных испытаний на специальность «Журналистика» ведущих вузов страны.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на конференциях «Дни науки» в Тольяттинском государственном университете. По теме исследования автором подготовлены и опубликованы следующие статьи и доклады: «Медиаграмотный или медиаобразованный: каким должен быть современный подросток?», «Школы юного журналиста в Тольятти как вид медиаобразования: генезис и современное состояние»,
«Предпрофессиональная подготовка журналистов как вид медиаобразования (на примере ШМЖ г. Тольятти)», «Компетентностный подход в допрофессиональной подготовке в школах молодых журналистов».
Структура магистерской диссертации в соответствии с целью и задачами включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы магистерской диссертации, раскрывается сущность исследуемой проблемы, формулируются объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования, описывается методологическая база. Введение также содержит сведения об эмпирической базе, научной новизне и хронологических рамках исследования, теоретической значимости и прикладной ценности полученных результатов.
Первая глава «Допрофессиональное медиаобразование для детей школьного возраста» включает в себя три параграфа. 1.1 «Понятие «медиаобразование» в современных исследованиях» содержит обзор научных точек зрения на эту тему. В пункте 1.2 «Возрастные особенности школьников от 14 до 18 лет. Формы, технологии и методы допрофессионального медиаобразования в сфере журналистики» описаны возрастные особенности школьников, а также рассмотрены существующие на сегодня формы, технологии и методы допрофессионального образования, с помощью которых оно осуществляется. В пункте 1.3 «Компетентностный подход в медиаобразовании» рассмотрены такие понятия как «компетенция» и «компетентностный подход» в образовании, в частности в допрофессиональном медиаобразовании. Во второй главе
«Предпрофессиональная подготовка журналистов как вид медиаобразования на примере ШМЖ Тольятти» описан исторический опыт и современное состояние медиаобразования города. В пункте 2.1 «Анализ программ вступительных экзаменов ведущих вузов России» выявлено, какие компетенции необходимо формировать у учащихся ШМЖ. В параграфе 2.2 «История становления и развития ШМЖ в Тольятти. Произведен анализ авторских программ ШМЖ на основе компетентностного подхода». Произведена попытка обобщить имеющийся материал по теме возникновения и развития ШМЖ. Анализ существующих программ дополнительного образования позволил выявить компетентности, которые формируют ШМЖ у учащихся. В пункте 2.3 «Авторская модель обучения медиаграмотности школьников» описывается разработанная автором модель, нацеленная на повышение эффективности работы школ молодого журналиста и школьных медиа-объединений по формированию необходимых знаний, умений и навыков. В заключении описаны полученные результаты и выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования.
Исследователи отмечают, что допрофессиональное медиаобразование у школьников от 14 до 18 лет является необходимой ступенью пути профессионального самоопределения подростка, а также одним из залогов того, что в будущем молодой человек успешно преодолеет вступительные испытания и поступит в желаемый вуз. Дополнительное образование в сфере журналистики дает учащемуся основное представление о профессии, формирует необходимые навыки и умения, которые помогут ему в будущем успешно осваивать профессию журналист.
Актуальность допрофессионального образования очевидна еще и потому, что она помогает молодым людям не ошибиться с выбором будущей профессии, сформировать качества медиаграмотного человека, которые будут полезны в любой профессии. На сегодня исследователи выделяют несколько форм допрофессионального медиаобразования: авторские образовательные программы, фестивали и конкурсы, дистанционное образование. Последняя форма стала востребована в конце 2020 учебного года в условиях пандемии образование перешло в дистанционные формы обучения. Однако очное образование не потеряло своей значимости, а значит в будущем необходимо ориентироваться на применение как онлайновых, так и офлайновых форматов образования.
Что касается технологий обучения, то для медиаобразования актуальны интерактивные технологии, технологии компьютерных телекоммуникаций, развивающее обучение, направленное на развитие творческих качеств личности, технология научного исследования, воспитания социально¬активной личности. При этом, главная задача педагога раскрыть творческий потенциал учащегося, организовать процесс обучения таким образом, чтобы не просто дать необходимый материал, а побудить школьника на дальнейший самостоятельный поиск информации.
Методами допрофессионального образования в сфере журналистики являются: выпуск собственного СМИ, создание текстовых публикаций, создание творческого портфолио, различные тренинги, направленные на коммуникацию, деловое общение, мозговой штурм, дискуссии, деловые игры, метод презентации, методы, поиска, сбора и систематизации информации (с помощью сети Интернет). Также эффективным методом являются различные экскурсии, например, в редакции СМИ, встречи с известными журналистами. Один из главных критериев, которые должен учитывать медиапедагог при разработке программы допрофессионального образования - возраст учащихся. Большинство программ дополнительного образования рассчитаны на возраст от 14 до 18 лет. И это не случайно, ведь именно в этот период школьник готовится к вступлению в самостоятельную жизнь, должен окончательно определиться с интересами и сделать выбор в пользу той или иной профессии.
Результат современного образовательного процесса напрямую зависит от знаний и навыков, которые получает учащийся на выходе. В настоящее время все больше исследователей применительно к образованию употребляют понятие «компетентностный подход». Говоря о компетентностном подходе, ученые включают в него не только знания, умения, навыки, которые необходимо сформировать у обучающегося на выходе из образовательного учреждения, но и тот социальный опыт, который получает личность самостоятельно. На наш взгляд современное дополнительное образование требует не только новых форм подачи информации, но и преобразований с позиции компетентностного подхода. А именно: изменение технологий, методов и форм обучения, позволяющих педагогам формировать у учащихся те компетенции, к которым у них есть способности и интерес. Компетентностный подход на сегодня является основополагающим в освоении профессии.
Изучив исторический опыт допрофессионального медиаобразования в
Тольятти, можно сказать, что в нашем городе пик развития школ, где готовили юных журналистов, пришелся на начало 90-х годов. Именно в это время в городе почти одновременно появляются первые школы юных журналистов. Старейшими объединениями города Тольятти, имеющих свою уникальную историю и программу образования, ведущими свою деятельность до сих пор, на наш взгляд, являются 4 школы: ШМЖ на базе ДДЮТ (Дворец детского и юношеского творчества), ШЮЖ «Легкое перо» на базе ГЦИР (Гуманитарный центр интеллектуального развития), студия детского кино «Зеркало», студия юного журналиста на базе общеобразовательной школы №93. Рассмотрев подробно историю становления и развития данных учреждений мы получили полную картину допрофессионального медиаобразования в Тольятти, выявили его особенности. До нас никто не проводил исследования в данной области.
Анализ программ вступительных испытаний по специальности «Журналистика» ведущих вузов страны показал, что для успешной сдачи экзамена абитуриенты должны обладать следующим набором знаний и навыков: орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность; обладать знанием из смежных областей: зарубежной и отечественной истории, обществознания, литературы, географии, международной художественной культуры; иметь представление о социальной, политической и экономической ситуации в стране и мире; иметь представление о печатных изданиях, телевизионных каналах, выдающихся журналистах современности, понимать какую роль профессия журналиста занимает в обществе. Помимо этого, у учащихся ШМЖ необходимо формировать: умение аргументировать свою позицию; умение оперировать фактами для раскрытия темы; умение логически мыслить; способность к оперативному мышлению; навык поиска, анализа и обобщения актуальной по теме информации; навык создания информационных текстов.
Анализ авторских программ школ молодого журналиста в Тольятти показал, что какие-то компетенции учтены в их работе с учащимися, а какие- то не представлены вовсе. Так, например, в образовательной программе ШМЖ при ДДЮТ на втором году обучения большая часть занятий посвящена истории журналистики. Кроме истории журналистики Самарской области, ребята изучают особенности функционирования СМИ в США, Европе, Австралии, стран Ближнего Востока. Программа ШЮЖ «Легкое перо» на базе ГЦИР включает в себя 4 самодостаточных курса: «Азбука журналистики», «Научное исследование», «Компьютерная грамотность», «Выпуск газеты», «Практическая стилистика». Каждая из перечисленных программ призвана формировать свой набор компетенций. На занятиях «Азбука журналистики» школьники анализируют готовые тексты, развивают навыки общения, учатся вести дискуссии на такие темы, как: «Какая информация нужна аудитории?», «Доктрина информационной безопасности РФ», «Профессиональные качества журналиста» и другие. Курс «Выпуск номера газеты» обучает работать с источниками информации, взаимодействовать в команде, готовить материалы к публикации.
Студия детского кино и телевидения «Зеркало» на базе ГЦИР, по своей форме направленности отличается от двух предыдущих школ молодого журналиста. Обучение в студии призвано воспитать в молодом человеке «грамотного зрителя», научить отбирать и анализировать информацию, развить эстетическую культуру восприятия и аудиовизуальное мышление.
Программа студии молодого журналиста на базе школы №93 состоит из двух блоков: «Организация работы редакции» и «Секреты мастерства журналиста». Он формирует у обучающихся такие компетенции, как умение работать с информацией и ее источниками, навык работы в команде, навык критического мышления.
Таким образом, все проанализированные программы направлены на развитие медиаграмотности у обучающихся. Однако допрофессиональная подготовка либо ведется однобоко, не формируя все необходимые для поступления и обучения в вузе знания и навыки, либо ориентирована на опережающее обучения, дублируя программы вузовских курсов.
Обобщив результаты анализа, можно сформулировать компетенции, которые необходимо сформировать в рамках обучения в ШМЖ, для успешной конкуренции выпускника при поступлении в вузы, а так же для дальнейшего профессионального образования. Таким образом были сформулированы следующие компетенции допрофессионального медиаобразования:
1. Способность искать, анализировать и обобщать информацию.
2. Способность излагать свои мысли грамотно, логично, доступно.
3. Способность к использованию технических средств в работе журналиста.
4. Готовность создавать журналистский текст.
5. Готовность анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и форматах.
6. Способность работать в информационных жанрах журналистики.
7. Готовность работать в журналистском коллективе.
Основываясь на полученных данных о компетенциях, необходимых для поступления в вуз, положительном опыте работы ШМЖ в г. Тольятти и представлениях об особенностях психологии подростков, была предложена авторская программа допрофессионального медиаобразования В ШМЖ в г.о. Тольятти.
Представленная программа рассчитана на школьников от 14 до 18 лет. Срок обучения на 2 года. Цель программы - сформировать у учащихся знания и навыки по основам медиаграмотности, а также осуществить допрофессиональную подготовку, необходимую для поступления и обучения в вузах по специальности «Журналистика». В соответствии с целью и соответствующими ей задачами программа разделена на восемь блоков.
Программа составлена с максимальным учетом психологических особенностей юношеского возраста. Большое количество ролевых, деловых и развивающих профессиональные навыки игр позволяют на занятиях добиться максимальной включенности учеников в образовательный процесс. Разнообразие форм занятий позволяет избежать монотонности в обучении. Наличие работы в команде ставит педагога в положение партнера и наставника, а ученики получают значимый для них социальный опыт.
Важным моментом является формирование за время обучения личного творческого портфолио ученика, которое может быть представлено при поступлении в вуз.
Подводя итоги работы над программой, можно сделать следующие выводы.
1. Компетентностный подход дает возможность построить план занятий таким образом, чтобы сформировать необходимые компетенции как в области медиаграмотности, так и допрофессиональной подготовки по журналистике.
2. Сформулированные на основе анализа программы вступительных испытаний вузов и программ медиобразования компетенции позволяют обеспечить учеников необходимыми знаниями и навыками, позволяющими им стать медиаграмотными личностями и свободно конкурировать при поступлении на обучение по специальности «Журналистика».
3. Содержание программы базируется не на опережающих знаниях, а на развитии необходимых базовых качеств, получении теоретических представлений и основных навыков, обеспечивающих основу успешной учебы в вузе.
Результаты данного диссертационного исследования могут быть полезны как для практикующих педагогов дополнительного образования, так и для журналистов. Работа может быть использована в качестве совершенствования методики преподавания журналистики, осмысления проблем современной подростковой журналистики и СМИ.
1. Акопов А. И. Периодические издания : учебно-методическое пособие для студентов-журналистов / под. ред. А. И. Акопова. - 2-е изд., доп. - Ростов-на-Дону : Книга, 1999. 92 с.
2. Антонов Я. В., Баландин Д. Л., Бондаренко Е. А. Интеграция медиаобразования, правового просвещения и правовой информатизации в условиях современной школы. Москва : Издательство РАНХиГС. 2018. 562 с.
3. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников
10-12 лет // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-sovremennyh-
shkolnikov-10-12-let-1 (дата обращения 13.04.2019).
4. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели
допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-modeli- doprofessionalnoy-pedagogicheskoy-podgotovki-shkolnikov (дата обращения: 10.01.2020).
5. Барсукова О. В. Медиаобразование как фактор развития личности
ребенка в условиях трансформации информационного пространства // Вестник ТГТУ. 2011. № 4. C. 2-8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-lichnosti- rebenka-v-usloviyah-transformatsii-informatsionnogo-prostranstva/ (дата
обращения: 13.04.2019).
6. Боговиз А. В., Лобова С. В., Рагулина Ю. В. Практика медиаобразования. Медиаобразование в регионах России: проблемы и перспективы // Медиаобразование. MediaEducation. 2017. № 3. С. 8-10.
7. Бондаренко Е. А. Технологии медиаобразования в современной
школе // Науков! записки Тернотльського нацюнального педагопчного ушверситету. Сер1я: педагоыка. 2013 №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-mediaobrazovaniya-v-sovremennoy- shkole (дата обращения: 13.04.2019).
8. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала современного школьника // Педагогика и психология образования. 2010. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo potentsialsovremennogo-shkolnika (дата обращения: 13.04.2019).
9. Возчиков В. А. Медиаобразование и мировоззрение // Известия
РГПУ им. А. И. Герцена. 2005 №10. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/mediaobrazovanie-i-mirovozzrenie (дата
обращения: 13.04.2019).
10. Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в
России // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-i- mediagramotnost-v-rossii (дата обращения: 13.04.2019).
11. Горбаткова О. И. Творческий портрет медиакритика и медиапедагога С. Г. Корконосенко // Медиаобразование. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-portret-mediakritika-i- mediapedagoga-s-g-korkonosenko (дата обращения: 13.04.2019).
12. Григорова Д. Е. Факторы выбора медийной информации (на материале реалити-шоу) // Журнал «Медиаобразование». 2007 №3. С.31-35.
13. Григорьева М. В. Психология взаимодействий школьника и
образовательной среды //Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-vzaimodeystviy-shkolnika-i- obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 13.04.2019).
14. Давыдюк Л. В., Истратова О. Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-vybora-professii-starsheklassnikami (дата обращения: 20.06.2019).
15. Данельченко Т. А. О методологических подходах к построению модели активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-metodologicheskih- podhodah-k-postroeniyu-modeli-aktivizatsii-uchebno-issledovatelskoy- deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.04.2019).
16. Дедова С. Г. Из школы журналистики - в школу медиаграмоты : Сборник статей медиапедагогов - участников XIII Фестиваля детско- юношеской журналистики и экранного творчества «Волга-ЮНПРЕСС» / под общей редакцией И. В. Жилавской. - Тол. : Изд-во «АТРИУМ 97», 2018. - С. 15-18
... Всего источников – 75.