Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Работа №121063

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивов здорового образа жизни у женщин 7
1.1 Понятие мотивационной сферы личности и её характеристика 7
1.2 Теоретический анализ проблемы мотивации в зарубежной и
отечественной психологической литературе 16
1.3 Проблема мотивации здорового образа жизни 26
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивов здорового образа жизни у женщин разных возрастов 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования мотивов здорового образа жизни у
женщин в разных возрастных периодах 34
2.3 Сравнительный анализ мотивов здорового образа жизни у женщин
разных возрастов 50
Выводы по второй главе 54
Заключение 57
Список используемой литературы 60

Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему мотивов здорового образа жизни у женщин разных возрастов.
Выбор темы обусловлен проблемой исследования мотивационной сферы личности, а также, её влиянием на формирование здорового образа жизни.
Целью работы является изучение особенностей мотивов здорового образа жизни у женщин в разных возрастных периодах.
В бакалаврской работе определена гипотеза, согласно которой мотивы ведения здорового образа жизни имеют свои отличительные особенности у женщин разного возраста: 1) в юношеском возрасте преобладают мотивы достижения идеала внешней красоты; 2) у женщин пожилого возраста - сохранение здоровья.
В ходе работы решаются задачи: провести анализ психологической литературы по проблеме ценностно-мотивационной сферы личности и здорового образа жизни; выявить особенности мотивации ведения здорового образа жизни у женщин в разных возрастных периодах; проанализировать и сравнить результаты особенностей мотивов здорового образа жизни у женщин разных возрастов; сформулировать выводы по результатам исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (61 наименование). Текст проиллюстрирован 6 таблицами и 5 рисунками. Объем работы - 64 страницы.
Тема ценностно-мотивационной сферы человеческой личности на сегодняшний день определяется все более системным характером, так как выступает в качестве предмета множества социальных дисциплин, а также представляет перспективную область изучений на стыке нескольких наук о человеке: философии, социологии, психологии, педагогики.
Ориентация на определенные ценности и смыслы говорит о выражении основных жизненных принципов человека, его мировоззренческой и нравственной направленности интересов, побуждений. Ценности напрямую связаны с базовыми представлениями человека о смысле жизни и ее цели, тем самым формируя систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Отдельное значение ценностно-мотивационная сфера человека играет в сохранении и укреплении здоровья, являясь важнейшим условием ведения здорового образа жизни, поскольку для приобщения личности к ЗОЖ начинается именно с формирования мотивации к здоровью. Забота о человеческом здоровье и его укреплении должна в итоге стать ценностным мотивом, который формирует, регулирует и контролирует весь образ жизни человека. Внешний контроль, страх перед наказанием, приказы и другие подобные меры, насколько жесткими они бы ни были, не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, если в самом человеке нет мотивации внутренней.
Исследование вопросов ценностно-мотивационной сферы личности представлено в работах Г. Олпорта, М.Рокича, Ш. Шварцаи У. Билски, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, М.С. Яницкого и др. Проблемой здоровья и здорового образа жизни занимались О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков, А. Эллис. Однако, в литературе практически не раскрываются половые и гендерные особенности мотивации ведения здорового образа жизни. Данное обстоятельность обусловило выбор темы исследования и его актуальность.
Цель исследования: изучить особенности мотивов здорового образа жизни у женщин в разных возрастных периодах.
Объект исследования: мотивация.
Предмет исследования: мотивы здорового образа жизни у женщин разных возрастных периодов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что мотивы ведения здорового образа жизни будут иметь свои отличительные особенности у женщин разного возраста: 1) в юношеском возрасте преобладают мотивы достижения идеала внешней красоты; 2) у женщин пожилого возраста - сохранение здоровья.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы по проблеме ценностно-мотивационной сферы личности и здорового образа жизни.
2. Выявить особенности мотивации ведения здорового образа жизни у женщин в разный возрастной период.
3. Проанализировать и сравнить результаты особенностей мотивов здорового образа жизни у женщин разных возрастов.
4. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методологической основой исследования являются классические и современные подходы к проблеме здоровья и здорового образа жизни человека (О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.), а также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме мотивации: (В.К. Вилюнас,К. Левин, Ж. Годфруа, П.М. Якобсон, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования:
1) Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Диагностические методы:
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- Тест мотивации достижения А. Мехрабиан;
- Анкета «Здоровый образ жизни».
3) Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами-практиками при реализации консультативной деятельности, а могут быть включены в учебный процесс при подготовке специалистов в области психологии здоровья.
Эмпирической базой исследования. В исследовании приняли участие 60 женщин разных возрастов: а) юношеский возраст (18-25 лет); б) средний возраст (28-40 лет); в) женщины пенсионного и пожилого возраста (от 55 лет).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностно-мотивационная сфера личности имеет большое значение для сохранения здоровья, является важнейшим основанием мотивации для ведения здорового образа жизни. Приобщение человека к нему следует начинать с сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
В исследовании мотивов здорового образа жизни у женщин разных возрастов приняли участие 60 человек: а) девушки юношеского возраста (18¬25 лет); б) женщины средний возраст (28-40 лет); в) женщины пенсионного и пожилого возраста (от 55 лет). Использовались методики: 1) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 2) тест мотивации достижения А. Мехрабиан; 3) авторская анкета «Здоровый образ жизни».
В ходе теоретического и эмпирического исследования нам удалось установить:
1. под здоровым образом жизни следует понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья;
2. Большинство девушек в возрасте 18-25 лет частично ведут здоровый образ жизни и считают, что преимущественно от этого зависит успех человека в жизни. В качестве основного мотива ведения здорового образа жизни они выделяют красоту и привлекательность. В структуре ценностных ориентаций терминальная ценность здоровья у девушек данного возраста является приоритетной, далее следуют такие ценности как «наличие хороших и верных друзей», «активная деятельная жизнь», «развлечения», «любовь близких людей», «познание, интеллектуальное развитие». Данная иерархия ценностных ориентаций девушек, на наш взгляд, соответствует психологическим особенностям возраста, основным приоритетным задачам юношества. В качестве приоритетной инструментальной ценности девушки выделяют жизнерадостность, честность, эффективность в делах, твердую волю, воспитанность. Также, в данном возрасте выражена мотиваций на успех - девушки достаточно настойчивы в реализации своих целей и ценностей вести здоровый образ жизни, выглядеть красиво, ухоженно.
3. Женщины среднего возраста (28-40 лет) в большинстве случаев не соблюдают здоровый образ жизни и не считают, что от этого зависит их успех в жизни. Однако, они отмечают, что вести здоровый образ жизни необходимо для того, чтобы выглядеть красиво и привлекательно. В системе ценностных ориентаций ценность здоровья принимает средние с тенденцией к низкому значения, отдавая приоритет активной деятельной жизни, семейным отношениям и профессиональной реализации. Среди инструментальных ценностей женщины среднего возраста выделяют «ответственность», «чуткость, заботливость», «образованность»,
«терпимость». Вообще, характеризуя данную возрастную группу женщин, хочется отметить их противоречивость. С одной стороны, они нацелены на личностное и профессиональное самосовершенствование, с другой - не проявляют смелость в отстаивании собственных взглядах, с одной стороны, ценят активную деятельную жизнь, с другой - жизнерадостность обретает второстепенное значение. Данные противоречия, на наш взгляд, отражают пребывание женщин в некоем кризисе, связанным с переосмыслением себя и своей жизни, роли и положения в обществе. Касательно ценности здоровья, то здесь можно сказать, что оно в данном возрасте является эксплуатируемым, и с таким активным и быстрым темпом жизни женщинам просто нет времени за ним следить.
4. В пенсионном и пожилом возрасте у женщин резко повышается стремление вести здоровый образ жизни, что обусловлено ухудшением состояния здоровья и необходимостью вводить какие-либо ограничения и корректировки в образ жизни. В рейтинге ценностей - целей у женщин пенсионного возраста первое место занимает ценность «здоровье». Для них эта ценность имеет доминирующее значение в связи с ослаблением или потерей здоровья, а значит и ограничением возможностей для активной жизни. Далее, среди наиболее предпочитаемых ценностей у женщин были выявлены следующие: «жизненная мудрость», «любовь близких людей», «хорошие отношения в семье» и «материально обеспеченная жизнь». Анализ инструментальных ценностей показал, что у женщин пенсионного возраста среди доминирующих ценностей являются следующие: «терпимость», «чуткость и заботливость», «независимость». Женщины пенсионного возраста (от 55 лет) преимущественно мотивированы на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, боятся критики. Деятельность, которая чревата возможностью неудачи, обычно, отвергается и избегается.
5. Сравнительный анализ мотивов здорового образа жизни у
женщин разных возрастов показал, что в большей степени ведут здоровый образ жизни женщины пенсионного возраста, основным мотивом которого является поддержание оптимального уровня здоровья и самочувствия, тогда как для девушек и женщин средних лет основным мотивом является стремление выглядеть красиво. Таким образом, чем старше становится женщина, тем больше она в качестве мотива выделяет именно болезни, убирая на второй план стремление красиво выглядеть или подражать примеру других людей.



1. Айламадян, А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение [Текст] / А.М. Айламадян// Вопросы психологии. - 2007г. - № 4. - с. 4-15.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2008. - 382 с.
3. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов.
- М.: МГУ, 2007. - 225 с.
4. Бехтерев, В.М. Внушение. И его роль в общественной жизни [Текст] / В.М. Бехтерев. - СПб: Издание К.Л. Риккера, 1908.
5. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1997.
- № 6. - С. 23-68
6. Брехман, И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека [Текст] / И.И. Брехман// Вопросы философии, 1982. - № 2. — С.48-53
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.
8. Вайнер, Э. Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании [Текст] / Э.Н. Вайнер// Материалы 3-его Международного конгресса валеологов / Под ред. проф.В. В. Колбанова. — СПб.: Санкт — Петербургская Академия последипломного педагогического образования, 2002. — С. 36-37
9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2006. - 458 с
10. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Наука, 2004. - Т. 4. - С. 445.
11. Герцберг, Ф. Структурирование организаций [Текст] / Ф. Герцберг. - М.: Мысль, 2010. - 373 с.
12. Герчиков, В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда. Учебное пособие [Текст] / В.И. Герчиков - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004. - 286 c
13. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 289 с.
14. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк// Учеб.пособие. — Калининград, 2000. — 572 с.
15. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 14-32.
16. Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст] / А. Г. Здравомыслов. - СПб.: ЛОИУУ, 2002. - 251 с.
... Всего источников – 61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ