Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр

Работа №120998

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речи детей раннего возраста 10
1.1 Характеристика речевого развития детей раннего возраста 10
1.2 Сюжетно-отобразительные игры как средство активизации речи детей раннего возраста 22
Глава 2 Экспериментальная работа по активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр 31
2.1 Выявление уровня развития активной речи детей 2-3 лет 31
2.2 Содержание и организация работы по активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр 45
2.3 Выявление динамики развития активной речи детей 2-3 лет 58
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 74
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 75

Речь — это важный инструмент жизнедеятельности человека. С ее помощью мы общаемся, передаем информацию, опыт и познаем окружающий мир, а также выражаем свои чувства, эмоции, представляем и размышляем. При общении друг с другом люди пользуются словами, собирая их в правильные грамматические конструкции, то есть употребляют согласно правилам и нормам того или иного языка. Итак, в лингвистике понятие язык - это «совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей» [1]. В свою очередь речь - это «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий» [1]. Язык и речь тесно связаны друг с другом. На протяжении всего исторического развития человечества язык развивался в процессе речевого взаимодействия людей.
Речью человек начинает овладевать с ранних периодов развития. Начиная с младенческого возраста, ребенок постепенно входит в этот процесс. На этом этапе происходит эмоциональное общение. Улыбка, радостное восклицание, произнесение отдельных звуков - все это говорит об ответной реакции восприятия речи взрослого. Здесь происходит реагирование на постороннюю речь на эмоциональном уровне.
В период от одного года и до трех лет ситуация изменяется. В этом возрасте происходит процесс овладения собственной речи и четкое понимание речи взрослого. Поэтому важную роль в развитии речи ребенка играют взрослые, поскольку на данном этапе ребенок больше подражает им. В игре, совместной деятельности и самостоятельных действиях происходит формирование лексических навыков, грамматического строя речи. Благодаря речевому развитию в процессе деятельности происходит формирование и других психических процессов: мышление, внимание, память, воображение, восприятие, а также развитие игровой и самостоятельной деятельности.
Овладение речью совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). Если же в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи ребенка, то в дальнейшем потребуются серьезные усилия для компенсации упущенного.
Последнее время большинство детей имеют нарушения речи или задержку речевого развития. Причины этих проблем обуславливаются различными явлениями: виртуальное общение, недостаточное совершенствование навыков говорения, педагогическая непросвещенность родителей по вопросам речевого развития, отсутствие живого общения между детьми и взрослыми или межличностного общения и другие. Все это отрицательным образом отражается на познавательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми, личностном развитии.
Проблеме развития речи посвятили свои работы К.Д. Ушинский, О.И. Соловьева, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» рассматривал взаимосвязь развития мышления и речи: уровень развития мышления напрямую зависит от уровня развития речи. А.Р. Лурия рассматривал речь как целостную систему взаимосвязи органов восприятия, мозговых функций и речевых действий. В процессе формирования детской речи А.А. Леонтьев выделил базовые компоненты речевой деятельности: цель, причины, потребность, мотив, действие; определил необходимость развития речевых умений и навыков, владения языковыми средствами для усвоения детьми системы языка. А.Н. Леонтьев изучал развитие речи на каждом из этапов индивидуального развития ребенка. В своей работе Е.Н. Водовозова делала акцент на изучении развития речи в связи с развитием органов чувств.
Исследования ученых показали формирование детской речи со стороны физиологического и психического развития, сопоставление взаимосвязи между этими процессами и их дальнейшее становление.
Е.И. Тихеева занималась разработкой «методики развития речи детей в процессе освоения родного языка, как в семье, так и в детском саду» [17]. Ф.А. Сохин рассматривал вопросы формирования фонетики и лексико-грамматического строя речи дошкольников. Деятельность А.Н. Гвоздева посвящена исследованию особенностей развития речи ребенка через освоение лингвистических норм родного языка. Е.А. Флерина в методике развития речи уделяла больше внимания диалогической речи. По ее мнению, взаимодействие взрослых и детей происходит в процессе диалога. Она предложила классификацию бесед. Продолжатель ее идей, М.М. Конина исследовала речевое развитие посредством художественных произведений. В исследованиях этих ученых развитие речи рассматривалось в процессе овладения родным языком, в процессе общении, усвоения норм и правил согласно возрастным особенностям детей.
Е.С. Слепович и Р.Д. Тригер занимались исследованием особенностей детей с задержкой психического развития, разрабатывали методики коррекции нарушений детской речи. Деятельность Р.Е. Левиной была направлена на изучение общего недоразвития речи; разработаны способы коррекционной работы. Деятельность ученых в области коррекционной педагогики позволила изучить особенности речевых нарушений, диагностики подобных явлений и их коррекции.
Обращаясь к средствам активизации речи детей раннего возраста, можно выделить сюжетно-отобразительные игры, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. В сюжетно-отобразительной игре дети осваивают назначение и свойства предметов. Вступая в активизирующее общение с играющими детьми, воспитатель с помощью проблемных игровых ситуаций стимулирует игровую и речевую активность детей. Однако, в методике развития речи детей отсутствуют методические разработки, рекомендации по использованию сюжетно-отобразительных игр как средства активизации речи детей раннего возраста.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
• наличием существенных проблем в речевом развитии детей раннего возраста;
• выбором сюжетно-отобразительных игр в качестве средства активизации речи детей раннего возраста;
• недостаточностью научно-методических разработок, касающихся применения сюжетно-отобразительных игр в развитии речи детей раннего возраста.
Наряду с осмыслением актуальности необходимо определить противоречие между признанным в науке значением сюжетно-отобразительных игр и бессистемным их использованием в практике образовательной работы с детьми раннего возраста для активизации речи.
Установленное противоречие дало возможность выделить проблему исследования: каковы возможности сюжетно-отобразительных игр в процессе активизации речи детей 2-3 лет в условиях дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы и ее недостаточное изучение обусловили выбор темы исследования: «Активизация речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр.
Объект исследования - процесс речевого развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - сюжетно-отобразительные игры как средство активизации речи детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования. Работа по активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр будет результативна, если:
• отобран речевой материал для игр в соответствии с задачами развития речи детей 2-3 лет;
• традиционное содержание работы по развитию речи детей 2-3 лет дополнено организацией совместных со взрослым сюжетно-отобразительных игр.
В нашем исследовании были определены и решены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи детей раннего возраста.
2. Выявить уровень развития активной речи детей 2-3 лет.
3. Определить, экспериментально апробировать содержание и организацию работы по активизации речи детей 2 -3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр.
4. Выявить динамику развития активной речи детей 2-3 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепция развития речевой деятельности А.И. Зимней;
• подход О.В. Елецкой, Е.Ю. Вареницы, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой к определению понятия «развитие речи детей раннего возраста»;
• положение Ф.А. Сохина о подражании как факторе речевого развития;
• исследования Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой в области сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: к теоретическим методам исследования были отнесены анализ психологической, педагогической и методической литературы; эмпирические методы исследования представлены беседой, педагогическим экспериментом, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы; а также анализ и интерпретация эмпирических данных.
Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Нехаевский детский сад «Колосок» Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Новизна исследования заключалась в определении возможности активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр и выделении принципов организации данного процесса, организованного в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «активизация речи детей 2-3 лет», определяемое нами как процесс стимулирования речевой активности, предполагающий развитие активной речи и овладение экспрессивными средствами речи, во взаимодействии ребенка со взрослым, осуществляемый в процессе сюжетно-отобразительных игр.
Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной апробации содержания и организации работы по активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр. Описанные сюжетно-отобразительные игры могут использовать воспитатели в качестве стимулирующего средства для активизации речи детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 рисунками, 3 таблицами. Основной текст работы изложен на 73 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенной нами экспериментальной работы можно сделать следующие выводы, относящиеся к теоретическим подходам и методическим решениям проблемы активизации речи детей 2-3 лет.
При изучении психологической, педагогической и методической литературы были рассмотрены важные аспекты такие, как особенности развития речи, речевые нарушения, особенности сюжетно-отобразительной игры и ее роль в процессе развития речи. Речь является важным психическим процессом, влияющим на развитие личности, социализацию. Для развития речевой деятельности наиболее благоприятен возраст от одного года до трех лет. В этот период у ребенка происходит развитие речи, самостоятельности, проявляются основы личности. Активное познание окружающего мира и речевое развитие осуществляется через предметы и игру. В этом возрасте преобладает сюжетно-отобразительная игра. Она является отражением восприятия детьми окружающего и строится с использованием образов (игрушек) тех предметов, которые знакомы ребенку и находятся в его окружении. Главный факт состоит в том, что активизация речи происходит через всю игру, начиная с формулировки игровых задач, которые ставятся совместно детьми, далее объяснение условий, общение в процессе игры: обсуждение, пояснение, аргументация, и, конечно, итог всей игры.
Проанализировав методическую литературу, были определены содержание, формы, методы, приемы, средства речевого развития детей раннего возраста. В традиционной методике развития речи игра является одной из ведущих форм, однако сюжетно-отобразительные игры не достаточно используются как средство активизации речи детей раннего возраста.
В данном исследовании традиционное содержание работы по развитию речи детей 2-3 лет было дополнено организацией совместных со взрослым сюжетно-отобразительных игр, в содержание которых был включен речевой материал в соответствии с задачами развития речи детей 2-3 лет.
Методика работы с детьми основывалась на научных подходах и исследованиях психологов, педагогов, лингвистов в области проблем речевого развития детей раннего возраста, а также предпосылок становления сюжетной игры в раннем возрасте (Ф.А. Сохин, М.И. Лисина, О.С. Ушакова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова).
Итоги экспериментальной работы показали, если целенаправленно выстраивать работу по развитию речи детей раннего возраста в процессе сюжетно-отобразительных игр, используя комплексный подход, можно обеспечить активизацию речи детей 2 -3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной апробации содержания и организации работы по активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр. Описанные сюжетно-отобразительные игры, методы и приемы могут использовать воспитатели, учителя-логопеды, родители в качестве стимулирующего средства для активизации речи детей 2-3 лет.
Несмотря на проведенное исследование активизации речи детей 2-3 лет в процессе сюжетно-отобразительных игр, необходимо уделить внимание работе с родителями в рамках построения работы по развитию речи детей раннего возраста, так как данный аспект остался за пределами исследования и нуждается в дополнительном изучении.


1. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. : Изд-во: АСТ, 2007. 318 с.
2. Диагностика речевого развития дошкольников : Научно-методическое пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. М. : РАО, 2007. 136 с.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 1985. 143с.
4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. 96 с.
5. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 1989. 286 с.
6. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2006. 320с.
7. Краткий энциклопедический словарь [Адаптивная физическая культура] / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. М. : Флинта, 2003. 144 с.
8. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения : учебное пособие / И. Л. Шелехов, Е. С. Толстолес, Е. В. Гребенникова. Томск : Издательство ТГПУ, 2012. 196 с.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : Издательство университета РАО, 1999. 176 с.
10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. 214 с.
11. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. М. В.Гамезо. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. М. : Академия, 1999. 456 с.
13. Орлянская Р. Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=17691 (дата обращения: 23.04.2022).
14. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М. : Издательство академии педагогически наук РСФСР, 1963. 91 с.
15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ