Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аффилированность в праве: понятие, проблемы правового регулирования, соотношение со смежными правовыми категориями

Работа №120991

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие и общая характеристика аффилированных лиц 9
1.1 Аффилированные лица: происхождение термина, понятие и виды 9
1.2 Соотношение понятия «аффилированное лицо» со смежными правовыми категориями 19
Глава 2 Правовое регулирование аффилированности 24
2.1 Особенности российского законодательства об аффилированных лицах 24
2.2 Правовое положение аффилированных лиц как участников правоотношений 32
Глава 3 Проблемы применения законодательства об аффилированных лицах 36
3.1 Проблемы ответственности аффилированных лиц в законодательстве Российской Федерации на примере ООО «БАРО» 36
3.2 Аспекты правоприменительной и судебной практики 45
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А 71

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Изменение в Российской Федерации системы рыночной экономики привело к необходимости внесения весомых корректировок в правовой отрасли в части поправок в нормативно-правовые акты, при этом часть механизмов регулирования пришлось создавать с нуля. Динамика развития экономических реалий требует от юридической сферы создания необходимого уровня развития правового поля.
Тема исследования «Аффилированность в праве: понятие, проблемы правового регулирования, соотношение со смежными правовыми категориями» носит актуальный и повышено-востребованный характер ввиду своей современной специфики. К настоящему времени степень ее изучения и проработки является недостаточной для полноценного использования механизма аффилированных лиц в предпринимательской деятельности, отсутствует целостное толкование самого института аффилированности, его функций, управления, мер ответственности.
По своей сути правовой механизм аффилированных лиц является ничем иным, как вспомогательным инструментом регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности. В условиях регулярной доработки, внесения изменений в так называемые базовые нормативные документы, смещения направления векторов политического и экономического развития страны, такие понятия как аффилированность и смежные с ним правовые категории остаются не раскрытыми в полной мере, что накладывает определенные ограничения на возможность их использования.
Степень научной разработанности проблемы. Сам термин «аффилированные лица» значительно распространен в современной литературе, касающейся правовой сферы, также часто это понятие можно услышать в средствах массовой информации, однако и те, и другие в большей степени концентрируются лишь на некоторых аспектах, относящихся к отношениям аффилированности. Предметом исследования значительного числа научных трудов стало определение термина, основных понятий и существенных характеристик аффилированных лиц. Следует отметить, что в исследованиях были рассмотрены точечные аспекты в сфере аффилированности, а также смежных с ней правовых категорий. В то же время нельзя не отметить отсутствие комплексного изучения проблемы, так как любую из этих работ можно принять как часть единой платформы института аффилированных лиц, которая, в свою очередь, до настоящего момента не сформирована. Основной проблемой данного процесса является недостаток как временных, так и информационных ресурсов, являющихся необходимыми и достаточными для формирования комплексного исследования.
К сожалению, повторяющиеся экономические кризисы, обрушившиеся на Россию, как в прошедшие годы, так и в настоящее время, приводят к осуществлению шагов назад в области комплексного и углубленного исследования механизма аффилированности.
Объект исследования - проблемы правового регулирования общественных отношений с участием аффилированных лиц. Предметом исследования являются нормы, лежащие в основе правового регулирования аффилированных лиц и смежных правовых категорий.
Цель исследования - выявить основные проблемы правового регулирования аффилированных лиц.
Цель работы определила задачи, которые необходимо решить для ее продвижения:
1. Рассмотреть понятие и виды аффилированных лиц;
2. Определить случаи аффилированности;
3. Исследовать соотношение аффилированных лиц со смежными правовыми категориями;
4. Проанализировать российское законодательство об аффилированных лицах;
5. Рассмотреть правовое положение аффилированных лиц в системе правоотношений;
6. Дать анализ проблемам ответственности аффилированных лиц в законодательстве Российской Федерации на примере ООО «БАРО»;
7. Исследовать аспекты правоприменительной и судебной практики.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют работы российских и зарубежных ученых в области правового регулирования общественных отношений с участием аффилированных лиц, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.
Нормативную основу исследования составили федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, региональное законодательство. Помимо этого, в работе использованы материалы, отражающие практику деятельности государственных органов.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты собственных исследований, исследования других российских, а также зарубежных авторов, материалы, привлеченные для вторичного анализа, законы, нормативные документы и прочие источники информации.
Методы исследования: историко-правовой, метод сравнения, анализа, обобщения, статистический и логико-юридический методы. С использованием историко-правового метода и метода сравнения мы обобщили теоретическую сторону темы исследования. Метод анализа и статистический метод позволили выявить основные проблемы правового регулирования правоотношений с участием аффилированных и взаимозависимых лиц. Кроме того, опираясь на логико-юридический метод, был сделан анализ уровня и степени гражданско-правовой ответственности аффилированных лиц применительно к конкретному субъекту предпринимательской деятельности.
Научная новизна исследования состоит том, что в ходе исследования проведен комплексный анализ проблем правового регулирования аффилированных лиц в соотношении со смежными правовыми категориями, с учетом особенностей текущего законодательства и сложившейся практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях формирования целостной концепции по регулированию деятельности аффилированных лиц, разграничению сфер ответственности и влияния со смежными правовыми категориями.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности применения единого правового механизма регулирования деятельности аффилированных лиц в соотношении со смежными правовыми категориями.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием многообразия информационных источников, проведением комплексного анализа предмета исследования, основанного на использовании современных методов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке цели и задач исследования, организации и проведении анализа документов и материалов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты опубликованы в одной из статей международного научного журнала «Молодой ученый» за декабрь 2019 г. «Аффилированность в праве: соотношение со смежными правовыми категориями».
Положения, выносимые на защиту:
1. Продолжительное время существует проблема в функционировании механизма отношений физических и юридических лиц в состоянии аффилированности. На сегодняшний день российские нормативно-правовые акты не имеют конкретизированных положений в части понятия аффилированности тех или иных субъектов. В различных законодательных актах определены исключительно фрагментарные самостоятельные понятия. Так, ФЗ «О конкуренции» содержит такой термин как «группа лиц», Налоговый кодекс РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц, в свою очередь, Гражданский кодекс РФ апеллирует понятием «аффилированность».
Как мы видим, бессмысленно отрицать очевидность проблемы регулирования взаимоотношений между аффилированными лицами и с аффилированными лицами. Неоднократные попытки объединить имеющиеся знания не принесли должного результата. Внесение изменений в ГК РФ в части введения ст. 53.2, как мы можем судить, в реалии не формирует механизм регулирования отношений аффилированности, а утверждает их наличие, притом, что основания и гражданско-правовые последствия аффилированности определяются в иных правовых нормах . Руководствуясь вышеизложенным, можно говорить об отсутствии целостного правового механизма, который бы обеспечивал процесс разрешение конфликта интересов между обществом и контролирующими его лицами.
Таким образом, формирующееся правовое поле создаёт препятствия в отношении вопросов предупреждения экономических сговоров в сфере ценообразования и конкуренции, предотвращения возникновения на рынке так называемых скрытых монополистических структур. Безусловной необходимостью является разработка единой юридической концепции, раскрывающей все тонкости и коллизии понятия «аффилированность», равно как и особенности сделок, совершаемых с аффилированными лицами.
2. Разработка единой юридической концепции, раскрывающей все тонкости и коллизии понятия «аффилированность», равно как и особенности сделок, совершаемых с аффилированными лицами, позволит вывести на новый уровень правового поля вопрос прозрачности и однозначности гражданско-правовой ответственности аффилированных лиц, как субъектов предпринимательской деятельности.
Структура работы. Работа состоит из оглавления, трех глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, с нашей точки зрения, принятый принцип определения категории аффилированного лица посредством нормативно-правового акта антимонопольного законодательства является некорректным. Как было отмечено, отсюда берет начало одна из правовых коллизий, так как смежные понятия регулируются отельными отраслями права: антимонопольное законодательство использует термин «группа лиц», при этом для целей регулирования частноправовых отношений термин «аффилированные лица» надлежащим образом не определен.
Во-вторых, российская законодательная база нелогично формирует невозможность установления аффилированности публично-правовых образований и физических лиц, не зарегистрированных в законодательно установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
По нашему мнению, изменения, вносимые в действующие нормативно-правовые акты, а также разработка новых законов должна вестись с учетом наработанной судебной практики, подтверждающей потенциальную возможность оказывать влияние на деятельность экономических субъектов публично-правовыми образованиями.
Мы являемся сторонниками подхода, согласно которому исключение аффилированности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, идет в противоречие с нормами закона, устанавливающими группу лиц (участниками которой в силу ст. 9 Закона о защите конкуренции являются, в том числе, физические лица) разновидностью аффилированных лиц.
Мы полагаем, что одним из оптимальных выходов из сложившейся действительности является исключение из гражданского законодательства ст. 53.2, несущей в себе правила об аффилированности, при условии повторного введения в ГК РФ (восстановления) содержания редакции ст. 105 о материнских и дочерних компаниях. Следует учитывать, что сформулированные в ст. 53.1 ГК РФ общие правила об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица или определяющих его действия, по сути, охватывают нормы об аффилированности. Помимо прочего, по нашему мнению, создание единого понятия аффилированности для всех отраслей российского законодательства представляется высоко ресурсозатратным.
В-третьих, формируя перечень признаков и критериев, по которым можно говорить об аффилированном положении юридического лица, руководствуясь толкованием нормативно-правовых актов, мы считаем целесообразным отметить, что категория аффилированности определяется потенциалом воздействия одного из участников данного гражданского оборота в отношении другого. В связи с чем, среди наиболее общих признаков аффилированных лиц принято выделять: их состав; основания возникновения правовых отношения аффилированности; степень взаимозависимости и саму нормативную форму указанной зависимости. Таким образом, мы считаем, что лицо, аффилированное юридическому лицу - это такой субъект контроля хозяйственной деятельности общества, у которого данная правовая возможность может появиться после приобретения определенной доли или пакета акций общества или в силу существующего должностного положения в обществе и т.д.
В-четвертых, мы считаем важным отметить, что проблема регулирования механизма взаимоотношений лиц, находящихся в состоянии аффилированности, не является новой. В имеющихся в настоящее время отечественных нормативно-правовых актах, в большинстве своем, отсутствуют конкретизированные аспекты, касающиеся самого понятия аффилированности юридических лиц. В отдельных нормативно-правовых актах даны исключительно самостоятельные понятия. Так, ФЗ «О конкуренции» содержит такой термин как «группа лиц», Налоговый кодекс РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц, в свою очередь, Гражданский кодекс РФ апеллирует понятием «аффилированность».
Действительно, не стоит отрицать существование проблемы урегулирования отношений с аффилированными лицами. Многочисленные попытки создать и принять специальный закон не увенчались успехом. Так, введённая в ГК РФ статья 53.2 на практике не регулирует отношения аффилированности, а лишь признает их, в то время как основания и правовые последствия аффилированности предусматриваются нормами других нормативных правовых актов. Всё это позволяет говорить об отсутствии слаженного правового механизма, обеспечивающего разрешение конфликта интересов между обществом и контролирующими его лицами.
Складывающаяся таким образом правовая ситуация, создаёт препятствия для профилактики экономических сговоров в сфере ценообразования и конкуренции, предотвращения появлений на рынке скрытых монополистических структур. Необходима разработка единого закона, отражающего все нюансы понятия «аффилированность» и особенностей совершаемых сделок с аффилированными лицами.
В-пятых, проанализировав отельные нормативно-правовые акты в области аффилированных лиц и смежных правовых категорий, нами сделан вывод о том, что ключевой проблемой в настоящее время представляется отсутствие единого института аффилированных лиц, который бы давал четкое понятие аффилированности и разграничивал его со смежными правовыми категориями.
В-шестых, к имеющимся проблемам можно отнести:
- определения момента заинтересованности в сделке;
- проблемы, связанные с оспариванием сделок с заинтересованностью,
- проблемы, связанные с признанием сделок недействительными с применением последствий признания недействительности сделок др.
Правоприменительная практика со временем предлагает разрешение тех или иных спорных ситуаций посредством формирования толкований и пояснений к нормативно-правовым актам в рамках мотивировочной части решений, но, все же, резюмировать о наличии единообразной практики не представляется возможным. Максимально оптимальным способом достижения цели в данном случае представляется путем реформирования и совершенствования законодательной базы РФ. Это является одним из важнейших условий эффективного и честного функционирования экономических субъектов. Важно учитывать уже существующие прецеденты в области решений по крупным сделкам, а также опыт правового обеспечения крупных сделок в зарубежных странах.
В условиях новейшей истории все отчетливее прослеживается тенденция внесения изменений и корректировок в действующие нормативно-правовые акты, а также принятие ранее отсутствующих законодательных норм. На фоне происходящих экономических, политических и социальных событий в который раз находит подтверждение факт необходимости установления единообразного толкования понятия аффилированности, придание таким экономическим субъектам, как аффилированные лица конкретного определения и правосубъектности, применимой впоследствии ко всем законодательным отраслям: будь то антимонопольное законодательство, корпоративное или налоговое право и т. д.
Упорядочение механизма отнесения того или иного субъекта к категории аффилированных лиц, применение условий определения аффилированных отношений как четкого инструмента для регулирования вопросов экономической обоснованности, целесообразности и в конечном итоге легитимности действий хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, не имеющих абсолютной и прямой связи с фактически зависимым и подконтрольным субъектом, позволит оперативно решать вопросы, связанные с корпоративными спорами; вопросы, возникающие в ходе осуществления процедур ликвидации и банкротства юридических лиц; кредитных и заемных взаимоотношений.
Тема аффилированных лиц раскрывает значительно широкое поле для правовых и социальных исследований, является чрезвычайно востребованной в последние десятилетия и будет носить актуальный характер в перспективе.
По нашему мнению эффективное правовое регулирование деятельности аффилированных лиц при наличии детально проработанной нормативно-правовой базы с уверенностью можно считать одним из современных и популярных инструментов управления и воздействия на рыночную экономику в целом, на общественные отношения в процессе взаимодействия различных субъектов экономики - в частности.


1. Виниченко Ю.В. Категория «гражданский оборот» в частном праве России и иных постсоветских государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 4. - С. 59.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)- Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
4. Грищенко О.И. Институт независимых директоров и государство: опыт взаимодействия // Предпринимательское право. - 2012. - №3. - С. 34-37.
5. Гузнова Е.А. Развитие концепции бенефициарного собственника в налоговом праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 3. - С. 82-87.
6. Егорова М. А., Габов А. В., Могилевский С. Д. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве. М.: ЮстицИнформ, 2015.- 656 с.
7. Ершова Ю.В. Аффилированные лица и сделки с имуществом корпорации // Власть Закона. - 2018. - № 3. - С. 49-60.
8. Ефимов А. В. Аффилированность юридических лиц и публично-правовых образований // Российское правосудие. -2017. - № 7. - С. 43-53.
9. Калинина А. В. Аффилированные лица как особый субъект правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Калинина Анна Владимировна. - Саратов, 2010. - 172 с.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020) - Доступ из справ.- правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
11. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) - Доступ из справ.- правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
12. Корпоративное право: учебник / А.В. Габов, Е.П. Губин, С.А. Карелина и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2019. - 735 с.
13. Корпоративное право: учебный курс: в 2 т. / Е.Г. Афанасьева, В.А. Вайпан, А.В. Габов и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2018. - 990 с.
14. Моисеев С.В. Процессуальное положение корпораций и лиц, обращающихся в защиту их прав // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 12. - С. 41.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ