Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 27 человек (коллектив театра: актеры, технические работники, работники пиар отдела), среди которых 13 мужчин и 14 женщин в возрасте от 21 до 54 лет.
Есть приложения.
Введение 5
1. Теоретические аспекты влияния стиля руководства и сплоченности группы 7
1.1 Понятие, типология и психологическая характеристика стилей руководства 7
1.2 Руководство коллективом как фактор психологического воздействия на межличностные отношения сотрудников 13
2. Исследование стиля руководства и сплоченности группы 18
2.1 Условия, организация и ход исследования 18
2.2 Результаты исследования 18
Заключение 21
Список источников 23
Приложение 1 27
Приложение 2…………………………………34
Управление любым коллективом - это совокупность навыков, способностей, знаний, умений и зрелости руководителей коллектива. На сегодняшний день, уже не для кого не секрет, что для эффективного функционирования любого трудового коллектива, необходимо такое воздействия руководителей, которое обеспечит мотивацию и психологический климат в группе. Руководителю нужны не только желания и знания, но и необходимые компетенции в практической психологии. Психология управления стала крайне актуальной проблемой обеспечения успеха и эффективности организаций. Психология управления и социальная психология успешно изучает факторы, которые обуславливают результативность деятельности и специфику существования и функционирования личности в непрерывном процессе изменения условий среды. Также психология управления и социальная психология успешно разрабатывает методический инструментарий, который помогает повысить производительность труда.
Актуальность проблемы, в коллективе Социально-Художественного театра оказалась крайне высокой, коллектив при ближайшем рассмотрении нуждался в исследовании проблематики низкой сплоченности, трудности с единством, доверием в коллективе.
Объект исследования - стиль деятельности руководителя организации.
Предмет исследования - влияние стиля руководства на межличностные отношения сотрудников.
Задачи исследования:
- изучить структуру и социально-психологические законы развития трудового коллектива театра ;
- рассмотреть руководство театральным коллективом, как фактор психологического воздействия на межличностные отношения сотрудников;
- исследовать влияние стиля руководства на сплоченность сотрудников;
- опираясь на результаты исследования, сформулировать научно-практические рекомендации для руководителей по оптимизации межличностных отношений сотрудников и повышению эффективности управления.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что в коллективах с авторитарным стилем управления в межличностных отношениях сотрудников проявляется оценка климата группы как неблагоприятная, люди не стремятся к общению, снижается уровень сплоченности и единства.
Методологической основой исследования явились принципы единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский), психологические концепции личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Бодров, К. М. Гуревич, В. А. Дятлов, Р. Л. Кричевский, И. Д. Ладанов, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, К. К. Платонов, В. В. Травин, Л. А. Ясюкова), деятельности и ее структуры (А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинчеко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Теоретическая концепция опирается на положения российской и зарубежной психологической науки о принципах подхода к пониманию управленческого процесса - стилях руководства коллективом.
Успешность профессиональной деятельности руководителя учреждения, организации зависит, прежде всего, от определенного набора индивидуально-психологических особенностей и профессионально-деловых качеств его личности, т.е. следует иметь в виду личностную предрасположенность к данному виду деятельности.
При авторитарном стиле руководства форма принятия решения руководителя единоличная; руководитель не принимает иного мнения, а также бывает резким с подчиненными. Такой руководитель сам определяет производственные задачи и методы их решения, осуществляет постоянный контроль за выполнением работы.
Жесткий стиль результативен в организациях с четкой дисциплиной и жесткой структурой иерархии, а также при значительном разрыве в уровне профессионализма руководителя и подчиненных. Авторитарный стиль руководства зачастую воспринимается сотрудниками как ограничительный. При таком стиле управления сотрудники не чувствуют себя частью процесса принятия решений, а значит, не чувствовать себя частью команды. Кроме этого, авторитарный стиль может вызывать конфликты с сотрудниками, так они могут не соглашаться с принятым решением, они могут ощущать, что их мнение считают не важным и не ценным.
Театр — это совместная форма искусства, в которой каждый сотрудник коллектива вносит свой творческий вклад. Сотрудники театра обычно стремятся к сотрудничеству, творчеству и экспериментированию, и они ценят возможность быть услышанными. Им важно, чтобы их идеи были приняты во внимание руководителем. При авторитарном стиле управления это крайне маловероятно, так как коллектив театра в большей степени состоит из творческих людей.
При выраженном авторитарном стиле руководства в данном коллективе выявлен уровень групповой сплоченности ниже среднего. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: в коллективе с авторитарным стилем управления в межличностных отношениях сотрудников проявляется низкая сплоченность.
Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки (переподготовки) и повышении квалификации руководителей театральных учреждений.
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология. М., 2021. - С. 309.
2. Адлер, А. Понять природу человека. СПб., 2020. - С. 127.
3. Айдинова А.Т., Головко Е.С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. — 2015. — №12. — 371с.
4. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] / А.Р. Алавердов: учебник. М.: МФПУ Синергия, 2015. 656 c.
5. Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) [Электронный ресурс] / В.В. Аранжин // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения: 07.04.2023).
6. Базык Е. Управление человеческими ресурсами как фактор повышения конкурентоспособности организации. [Текст] / Е. Базык // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №1. – С.1-8.
7. Баканова Е. Человеческие ресурсы: проблемы инновационного развития и использования: сборник научных трудов [Текст] / Е. Баканова – Выпуск 3– Кемерово, 2014. – 262 с.
8. Балтабек Д.Ж. Влияние эффективности управления персоналом на конкурентоспособность фирмы [Текст] /Д.Ж. Балтабек // Международный научноисследовательский журнал. – 2016. – №10(52). – 6-7с.
9. Батаршев, А. В. Психология управления персоналом. М., 2015. - С. 362.
10. Бендер, П. У. Секреты эффективной межличностной коммуникации. Минск, 2016. - С. 244.
11. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. - С. 321.
12. Болотова, А. К. Прикладная психология. М., 2016. - С. 188.
13. Боровских Н. В., Паскевич Е. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия [Текст] / Н.В. Боровских, Е.В. Паскевич // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 300. 63
14. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия [Текст] / А.В. Борщев, С.В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). - С. 6-12.
15. Бразевич С.С. Специфика современной модели управления людьми в организации - модели «управления человеческими ресурсами» [Текст] / С.С. Бразевич // Научная мысль. – 2015. – № 3 (17). – С. 33-35.
16. Бутко Е. Я. Применение индивидуальных сбалансированных показателей для управления персоналом [Текст] / Е.Я. Бутко // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 1 (13). С. 39–45.
17. Бутко Е.Я. Управление человеческими ресурсами [Текст] / Е.Я. Бутко // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – № 5 (17). – С. 3-9.
18. Бушмарин И.В. Современный капитализм и развитие трудовых ресурсов творческого типа [Текст] / И.В. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. 2016. №2. - С.41-50.
19. Воронина В. Россия: экономический рост [Текст] / В. Воронина – М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2016. – С. 75.
20. Горчакова, Е. Б. Мотивация достижения в структуре личности будущих менеджеров. Владивосток, 2005. - С. 13.
21. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. М., 2020. - С. 612.
22. Дегтерева А.М., Медведева Е.Ю. Проблемы управления человеческими ресурсами [Электронный ресурс] / А.М. Дегтерева, Е.Ю. Медведева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3 - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/ii/27243 (дата обращения 19.12.2020).
23. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров. [Текст] / А.В. Дейнека, - М.: Дашков и К, 2017. – 137 с. 64
24. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. Издательство Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 2015. – 160 с.
25. Егоршин А.П Основы менеджмента: Учебник, 3-е изд., доп. и перераб. НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 350 с.
26. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы управления.– М.: Дело, 2016. – С.62-71.
27. Карташова Л.В., Шкляев А.Е. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами. Статистика и экономика. – 2016. – С. 51-54.
28. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. Пер. с англ. / С. Кови – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 200 с.
29. Кори, Дж. Как стать хорошим психологом: решение психологических проблем. СПб., 2017. - С. 312.
30. Краснов, А. Н. Общая психология. Ростов н/Д, 2016. - С. 324.
31. Кузнецов А.В. методологические основы управления персоналом и управления человеческими ресурсами в современной организации [Текст] / А.В. Кузнецов // Сборники конференцийНИЦ Социосфера. –2016. –№ 16. – С. 103-108.
32. Кузнецов Д.А. Управление персоналом организации. Его сущность, основные проблемы и новые подходы их решения [Текст] / Д.А. Кузнецов // Лидерство и менеджмент. – 2016. – Том 3. – № 3. – С. 150-170.
33. Кульков С.В. Исследование эволюции подходов к управлению человеческими ресурсами [Текст] / С.В. Кульков //Теория управления.2011. – №35. – С. 1-14.
34. Купер, К. Индивидуальные различия. М., 2020. - С. 318.
35. Латынцева М.Б. Факторы развития конкурентоспособности предприятия [Текст] / М.Б. Латынцева // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. – С. 92-99.
36. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно: Психология успешного общения. М., 209. - С. 23.
37. Леонов, Н. И. Психология делового общения. М., 2015. - С. 114.
38. Лукичева, Л. И. Управление организацией. М., 2016. - С. 23.
39. Лучко, М. Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2016. - С. 8.
40. Мальханов, И. А. Деловое общение. М., 2015. - С. 92.
41. Мананникова, Е. Н. Психология управления. М., 2018. - С. 41.
42. Осипова-Дербас, Л. В. Социология и психология управления. М., 20107. - С. 87.
43. Папкова Л.Л. Экономическая эффективность HR — путь к стратегическому партнерству [Текст] / Л.Л. Папкова // Управление человеческим потенциалом. – 2017. – №1. – С. 30-38.
44. Панкратов, В. Н. Психотехнология управления людьми. М., 2022. - С. 139.
45. Сухов, А.Н. Социальная психология. М., 2021. - С. 69.
46. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2021.