ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность понятия «культура речевого общения» 8
1.2 Особенности развития культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3 Педагогические условия развития культуры речевого общения детей
старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1 Изучение культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Методические рекомендации, направленные на развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества отразились на структуризации дошкольного, образования. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, определяющих практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.
В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.П. Ерастов, A. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, Т.А. Маркова, B. Н. Мясищева, А.П. Усова и др.). Проблема общения дошкольников исследовалась в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, СИ Львовой, А.Г. Рузской и др.
Вместе с тем не рассмотрена зависимость между игровой деятельностью детей и культурой речевого общения ребенка; не определены цели и содержание работы воспитателя по развитию культуры речевого общения детей в игровой форме обучения.
В дошкольной педагогике особое значение придается ведущему виду деятельности ребенка — игре как средству нравственного воспитания и формирования культуры общения (Р.Н. Жуковская, П.Г. Саморуков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Логично продуманная игра способствует выработке нужных моральных качеств в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Тем самым игра оказывается средством, разносторонне, комплексно влияющим на развитие играющих. Самые разнообразные игры могут быть использованы для развития той или иной стороны культуры.
Несмотря на то, что многие проблемы развития культуры речевого общения и игровая деятельность детей дошкольного возраста в настоящее время изучены, однако развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения еще недостаточно исследована. Этим обусловлен выбор темы исследования «Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В основу положена гипотеза, согласно которой развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности будет эффективным, если:
- при проектировании видов и содержания игровой деятельности учитывать уровень развития культуры речевого общения;
- обеспечить создание игровой речевой среды в условиях взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок - родитель», «ребенок- педагог», «ребенок-педагог- родитель».
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «культура речевого общения».
2. Охарактеризовать особенности развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть влияние игровой деятельности на развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Теоретической основой исследования являются философская концепция культуры речи (А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Б.С. Гершунский, Э.В. Ильянков, К.Д. Уткин и др.); концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин и др.); теории речевой деятельности (И. А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.); теории развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.) и культуры речевого общения (О.И. Даниленко, З.К. Тарланов, Н.И. Форманская и др.); теории о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста — игре (Р.Н. Жуковская, Т.И. Гризик, П.Г. Саморуков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.); этнопедагогические теория обучения и воспитания детей (Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.С. Чиряев и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Базой исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Культура речевого общения является показателем уровня нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений, гуманное отношение к людям, которые внешне проявляются в вежливости и тактичности. Культура речевого общения включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.), во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.
Культура речевого общения дошкольника включает в себя выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Дошкольный период детства является важным этапом в становлении личности, именно в этот период закладываются основы речевого развития ребенка, в том числе и навыки речевого общения. Так к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми. Имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры речевого общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами. Старшие дошкольники соблюдают нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также поведение в общественных местах, быту. Значит, именно в этом возрасте возможно воспитание истинной культуры общения, имеющей нравственную основу.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Она является активизирующим средством речевого развития и речевого общения. Игровая деятельность детей активизирует их словарный запас. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для усвоения и понимания смысла грамматических категорий: ребенок должен самостоятельно грамматически правильно оформлять свои мысли, иначе его не поймут друзья; в игре ребенок имеет возможность «тренироваться» в употреблении грамматического строя языка, имеет возможность слышать, как говорят его сверстники, педагог, руководящий игрой.
С целью изучения культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента, свидетельствует о преобладании среднего и низкого уровней развития культуры речевого общения детей старшего возраста. Для решения выявленных проблем были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
1. Абдуллина, М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук /13.00.01 М.А. Абдуллина. -Уфа, 2001. -18 с.
2. Азимова, Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к сверстникам (на материале многонациональной группы детского сада) [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01 / Д.Х. Азимова. — Ташкент, 1991. - 18 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. выс. и сред. пед. учеб. завед. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И Яшина. 3-е изд. - М.: «Академия», 2013. - 400 с.
4. Алешина, Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. [Текст] / Л.Г. Алешина. — 4-е изд. -СПБ: Лениздат. - 255 с.
5. Акулова, О.В. Культура речи [Текст] / О.В. Акулова. - М.: Знание, 2009 - 96 с.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М., Педагогика,2000- Т.2. - 287 с.
7. Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Г. Антонова. - Ярославль: Академия развития, 1997. -222 с.
8. Аркин, Е.А. Письма о воспитании детей (переписка с родителями) [Текст] / Е.А. Аркин. - 3-е изд. - М.: Учпедиздат, 1961. - 152 с.
9. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для воспитателей детских садов [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.
10. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. -Ярославль: Академия развития, 2012. — 239 с.
11. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1994. - 362 с.
12. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. размышления о жизн. пробл.) [Текст] / B.C. Библер. - М.: Знание, 1990. - 62 с.
13. Боголюбова, Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории [Текст] / Е.В. Боголюбова. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 232 с.
14. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 2004. -272 с.
15. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности [Текст] / А.А. Бодалев, М.И. Боблеева, Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 2004. - 267с.
16. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2015. -190 с.
17. Богуш, A.M. Обучение правильной речи в детском саду [Текст] / A.M. Богуш. - М.: Высшая школа, 2008. - 216 с.
18. Бойков, Д.И. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении и психологическая диагностика уровня сформированности коммуникативных качеств личности ребенка [Текст] / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. -Л. СПб. КАРО, 2005. -48 с.
19. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
20. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
21. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. -255 с.
22. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации [Текст] / А.А. Брудный. - Лабиринт, 2005 - 183 с.
23. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М.: ИНФРА - М., 2008 - 272 с.
24. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1985. - 129 с.
25. Бушелева, Б.В. Этикет от «А» до «Я»: Очерки о культуре общения [Текст] / Б.В. Бушелева. - Хабаровск: Книжное издательство, 2002. — 125 с.
26. Бычкова, С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01/ С.С. Бычкова. - Липецк, 2008. - 22 с.
27. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод, реком. для воспитателей и методистов дошк. образ, учрежд. [Текст] / С.С.Бычкова. - М.: Аркти, 2002. - 95 с.
28. Волков, Б.С., Психология общения в детском возрасте: учеб. Пособие [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПБ, 3-е издание, 2008.. - 102 с.
29. Воспитание дошкольников в семье; ред. Т.А.Маркова. [Текст] /¬М.: Педагогика, 2007 -191 с.
30. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2004. - №6. — С.62-76.
31. Выготский, Л.С. Развитие детской речи. Собр. соч. в 6-ти томах [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. - Т.З.- 177 с.
32. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук 13.00.00.01 /Н.В. Гавриш. -М., 2007.-188 с.
33. Газизова, Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Ф.С. Газизова. — Екатеринбург, 2000. - 22 с.
34. Годовикова, Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками [Текст] / Д.Б. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. науч. тр. - М.: НИИ общей педагогики, 1980. -С. 78-98.
35. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов [Текст] / Б.Н. Головин. - 2-е изд., исправ. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
36. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С.91-97.
37. Гризик, Т.Н. Развитие речи детей 5-6 лет: мет. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т.И Гризик, Л.Е. Тимощук. -М.: Просвещение, 2006. - 206 с.
38. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.5 [Текст] / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2014 -367 с.
39. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
40. Дубовская, В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровой форме обучения [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук 13.00.01 / В.А. Дубовская. - Курган, 2000. - 22 с.
41. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. Наук 13.00.01 / М.В. Ильяшенко. -М., 1998.-23 с.
42. Истоки [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
43. Кабардов, М.К. О диагностике языковых способностей [Текст] /М.К. Кабардов // Молодой ученый. ... 2008.- № 9.- с. 105- 110
44. Кан-Калик, В.А. Педагогика как культура [Текст]/ В.А. Кан- Калик // Педагогика. - М., 2002. - 110 с.
45. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя [Текст] / В.А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
46. Каптерев, П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982. - 257с.
47. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колукова. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002. -32 с.
48. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2009. - 336 с.
49. Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно: Увлекательные беседы, поучительные истории и сказки. Планирование работы в младшей, средней и старшей групп детского сада: кн. для воспитателей, учителей и родителей [Текст] / И.Н. Курочкина. — 2-е изд. - М.: Флинта, 2012. — 124 с.
50. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие [Текст] / И.Н. Курочкина. — М.: Владос, 2013. -223 с.
51. Лашкова, Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников' средствами народной педагогики [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01/ Л.Л. Лашкова. - Екатеринбург, 2000. - 22 с.
52. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -448 с.
53. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.58
54. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения; в 2 т. [Текст] / ред. В.В.Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-391 с.
55. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.-685 с.
56. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. -М.: МОДЭК, 1997. - 383 с.
57. Лисина, В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: автореф. дис. ... канд. пед. наук
[Текст] /В.Р. Лисина. -М., 1994. - 16 с.
58. Ломакина, Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет [Текст] / Т. Ломакина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. — С. 104-106.
59. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. -189 с.64
60. Медынский, Е.Н. Воспитание культуры навыков поведения и речи детей / Е.Н. Медынский. - М.: Учпедгиз, 1958. - 160 с.
61. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для
воспитателя детского сада [Текст] / Д.В. Менджерицкая. — М.:
Просвещение, 1982. -128 с.
62. Никифорова, Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Т.И Никифорова. - Якутск, 2008. -34 с.
63. Ожегов, СИ. Словарь русского языка [Текст] / ред. М.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2015. - 944 с.
64. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] /ред. Т.А.Репина. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
65. Римбург, P.M. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / P.M. Римбург. — М., 1999.-126 с.
66. Розенталь, Д.Э. Культура речи [Текст] / Д.Э Розенталь. - 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1964. - 140 с.
67. Скворцов, Л.И. Основы культуры речи: хрест, для
филологических ВУЗов [Текст] / сост. Л.И. Скворцов. - М.: Высшая школа, 1984. - 312 с.
68. Славина, Л.С О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. - М., 1948. -№19. -С 11-29.
69. Степанова, А. О культуре речи [Текст] / А.О. Степанова - М.: Искусство, 2013. -63 с.
70. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. — 216 с.
71. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой. - М., 1953. - 497 с.
72. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н.И. Форманская. - М.: Высшая школа, 1989. — 156 с.
73. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
74. Язык, культура, общество: проблемы развития [Текст]/ Ленинградский государственный университет им. A.M. Жданова; ред. М.Н. Боголюбов. — Л: Изд-во ЛГУ, 1986. - 175 с.