Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения сопротивление персонала внедрению инноваций
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация 5
1.2 Инновационные технологии, их виды, методы и этапы внедрения
1.3 Показатели оценки эффективности мероприятий по сопротивлению персонала
ГЛАВА 2. Исследование сопротивления внедрению инноваций у
персонала в ООО «Аскона»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Аскона»
2.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Аскона» 31
2.3 Изучение сопротивления персонала ООО «Аскона» внедрению инноваций
ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по снижению сопротивления персонала в ООО «Аскона»
3.1 Мероприятия по снижению сопротивления персонала в ООО «Аскона»
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Активизация инновационной деятельности в России является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения. Учитывая, что в настоящее время инновационные технологии играют важнейшую роль в развитии общества, что все большее число организаций и фирм стремятся внедрять новые технологии в организацию коммерческой деятельности, но не всегда правильно понимают их сущность и структуру, подменяют их незначительными видоизменениями в товарах и услугах, то это объясняет актуальность выбранной темы. Компания ООО «Аскона» находится на этапе расширения производственных процессов для совершенствования системы производства и её реализации наименьшими затратами.
Проблемами изучения занимались: И. Шумпетер, Н. Мончев, А.Тычинский, , В. Д. Хартмак, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, и др.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по снижению сопротивления внедрения и использования инновационных технологий в организации коммерческой деятельности предприятия.
Для достижения цели определен ряд задач:
1 изучить теоретические аспекты сопротивления персонала инновационной деятельности;
2 проанализировать методы применяемые при внедрения инноваций направленное на выявление удовлетворенности организации труда персонала;
3 провести психологическое тестирование «Построение мотивационного профиля персонала» по методике В.Герчикова ;
4 разработать мероприятия по снижению сопротивления персонала внедрению инноваций.
Объектом исследования являются ООО «Аскона».
Предметом исследования является сопротивление персонала внедрению инноваций.
В процессе работы были использованы следующие методы: экономико-статистический, расчетно-конструктивный, метод экспертных оценок.
В процессе работы были использованы следующие методы:
1. комплексный метод организации исследования;
2. анкетирование на выявление доминирующих методов внедрения инноваций;
3. психологическое тестирование методика В.Герчикова;
4. метод обработки данных - количественный и качественный анализ;
5. структурный метод интерпретации результатов исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В условиях рыночной экономики существование российских компаний значительно усложняется повышающейся конкурентной активностью предприятий, которые стремятся завоевать передовые позиции. Избежать неоправданного увеличения затрат, удержать клиентов и выдержать конкуренцию помогает поддержание динамики организации, создание условий, для ее успешного развития и эффективного функционирования.
Инновационная деятельность представляет собой систему мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта или услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребности общества в новшествах в целом.
В теоретической части работы были выполнены следующие задачи:
-рассмотрены теоретические аспекты сопротивления персонала инновационной деятельности;
-проведён анализ выявления сопротивления персонала ООО «Аскона»;
-разработаны мероприятия по снижению сопротивления персонала внедрению инноваций.
Существуют разнообразные приемы и методы, которыми может пользоваться руководство организации при осуществлении изменений в организации коммерческой деятельности, они используются в зависимости от того, на каком этапе внедрения находится та или иная инновационная технология (инновация).
Немало значимым является и социальный аспект инновационной деятельности. Известно, что человеческий фактор в любом из процессов занимает главенствующую позицию, поэтому руководство любой из организаций, должно учитывать каким образом и какие нововведения повлияют на коллектив, не окажется ли цена внедрения новшества гораздо выше из-за того, что коллектив не примет его и окажет сильное сопротивление.
В практической части работы проведен анализ и дана оценка инновационной деятельности на примере компании ООО «Аскона».
Разработаны меры по внедрению инновационных технологий.
В ходе проведения исследования в практической части работы, сделаны следующие выводы:
1. Отсутствие роста производительности труда. Как было рассмотрено ранее в пункте 2.2, выручка на 2015 г. искусственно увеличилась на 20%, а чистая прибыль уменьшилась на 13%, что повлекло сокращение заработной платы. С внедрением инновационных процессов и увеличением затрат, компанией на 2015 г. было принято решение сокращение рабочих мест на 7 единиц относительно 2013 г. Это является основной причиной сопротивление персонала ООО «Аскона».
2. Увеличение коэффициента абсентеизма связано с сокращением штата и низкой производительностью труда. Снижение численности персонала повлекло увеличение количества рабочих дней на каждого сотрудника, из-за физического перенапряжения сотрудники чаще уходят на больничный, из анализа кадровых показателей видно, что произошел прирост абсентеизма 88% в 2015 г. по отношению к 2013 г. Снижение уровня трудоспособности каждого сотрудника непосредственно сказывается на его производительности труда и обособленного подразделения в целом, а вследствие этого и компании. 3. Не соответствие методов внедрения инноваций организации мотивационному профилю персонала. Внедрение инноваций достаточно долгий процесс, так как на начальном этапе возникает множество возражений и недопонимания необходимости данных мероприятий. Проанализировав полученные данные анкетирования персонала и методов внедрения организации, выявлено не соблюдение этапов внедрения инновационных процессов, а именно:
1. "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям);
2. "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.
Анализ организации позволил выявить существенные недостатки - недостаточное внимание уделяется инновационному развитию информационных технологий и маркетингу, что влечёт за собой серьёзное торможение темпов развития как самой организации в целом, так и его инновационной деятельности в частности.
В заключении, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современной, постоянно меняющемся мире, повышенной конкурентной борьбе организация не может выжить, если не будет соответствовать основным тенденциям, если не будет предоставлять услуги, соответствующие представлениям потребителей, если не будет использовать новые достижения научно-технического прогресса.
Все новые тенденции и веяния, требования со стороны потребителей отражаются в инновационной деятельности организации. Создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации внедрения инновационных технологий в коммерческую деятельность позволит в целом для организации повысить конкурентоспособность выпускаемой и реализуемой продукции и рентабельность ее деятельности.
1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. «Сущность понятия инновация и его классификация» // Инновации. - 2009. - №2.-3. - С. 4.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2006. - С. 169-170.)
3. «Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами» / Под ред. Валдайцева С.В. - СПб.: СПбГТУ, 2008.
4. Котлер Ф. «Основы маркетинга» - Новосибирск: Наука, 1999., с.160
5. Оксфордский толковый словарь - М., 2006 Чулок А.И. «Предпринимательство и инновации», Часть 1.
6. «Википедия» — онлайн-энциклопедия;
7. Родионов И. И.- Лекция 5. «Специфика продукта, привлекательного для венчурного финансирования».
8. «Голссакрий»- словарь узкоспециализированных терминов;
9. Евенко Л.И. «Организационные структуры управления
10. промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования», М.: Финансы и статистика, 1996
11. А.И. Орлов - «Менеджмент», Учебник, М.: Знание,2009.
12. Шабуришвили М. В. Сборник научных трудов "Условия повышения эффективности экономики России".
13. Гунин В. Н. Управление инновациями. Модуль 7. - М.: Инфра-М, 2002.
14. Кокурин Д. И. «Инновационная деятельность». - М. - ЭКЗАМЕН, 2001.
15. Морозов Ю.П. «Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений»/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Н. Новгород, 2007.
16. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 2003.
17. http://nrc.edu.ru/razd1/13.html#1- Основы инновационно¬технологического менеджмента, 2011
18. http://www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=13&art=86&t=pp- Предпринимательское право.
19. Федеральный Закон РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» //Инновации. - 2008. - № 2-3. - С. 32-38.
20. Колотушкин, В. Система “РОСТ” в действии / В. Колотушкин, В. Белкин, Н. Белкина // Социальная защита. - 2001. - №3. - Бюллетень “Трудовые отношения”. - С. 5.
21. Малый толковый словарь / Под ред. В.В.Лопатина. - М.: Русский язык, 2004. - С. 177.
22. Маршал А. Основы экономической науки. - М.: Эскмо. 2007. - С. 178.
23. Менгер К. Избранные работы. - М.: Изд. дом «Теория будущего», 2005. - С. 130.
24. Монтлевич В. Адаптация - ключ к успеху HR-политики компании // Управление персоналом. - 2013. - №5. - С. 51-53.
25. Никонова С.А. Оценка эффективности деятельности управленческих команд // Управление развитием персонала - 2007. - №3. - с.12 - 14
26. Нуреев Р.М. Экономическая теория. Россия. Особенности институционального развития. М.: Норма, 2009. - С. 425.
27. Ньюстром, Дж.В. Организационное поведение. / Дж.В. Ньюстром, К.Дэвис - СПб.: Питер, 2000. - 447 с.
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов. - 6-е изд. - М.: Азбуковник, 2006. - С. 223.
29. Орехов С.А., Селезнев В.А.Тихомирова Н.В. Корпоративный менеджмент: учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К, 2008. - 440 с.
30. Плотников Н.И. Управление ресурсами организационных изменения // Управление персоналом. - 2005. -.№. 8. - С. 49-53.
31. Полозов А. Сколько лидеров должно быть в команде // Управление персоналом. - 2006. -№14. - С.15-16.
32. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». - 2003. - С.120.
33. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебное пособие для вузов / под ред. М.А.Чернышова. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. - С.507.
34. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебное пособие для вузов / под ред. М.А. Чернышева. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. - 507 с.
35. Тейлор Ф. «Научная организация труда» в кн.: «Управление - это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд». - М.: Республика. 1992. - С. 226-227.
36. Трунин С.Н. Анализ и моделирование стратегических возможностей модернизации российской экономики // Мир России. - 2012. - №2.-С. 27-61.
37. Управление современной компанией / Под ред. проф. Б.Мальнера и проф. Ф.Лииса. - М.: Инфра-М. - 2001. - С.134.
38. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф.Губского
- М.: Мир, 2005. - С. 24.8
39. Шарипов Ф.В. Психология менеджмента. - Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. Ун-т., - 2004. - С. 167.
40. http://vision. elarbis.com/about/
41. http://market-pages.rU/invmenedj/3.html
42. http://quality.eup.ru/MATERIALY4/innov.htm
43. http://www.aup.ru/books/
44. Официальный сайт Аскона [Электронный ресурс]. - Режим доCTyna:http://www.askona.ru/kompaniya/-Дата обращения 25.09.2015
45. Обучающий портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://training.askona.ru/kompaniya/histori/- Дата обращения 25.09.2015
46. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finansoviy-menedjment.ru/- Дата обращения 27.09.2015
47. Кадровик РУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/Дата обращение 29.09.2015
48. Голубков С.В. Лояльность персонала компании: психологическая структура, формирование и методика измерения. // Управление персоналом. - 2003. - № 10. - С.62-63.
49. Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации. // Управление персоналом. - 2005. - № 4. - С. 39-41.
50. Доминяк В. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей. // Персонал-Микс, 2003, №1, c.107-111.
51. Соломанидина Т. Организационная культура компании и лояльность персонала. // Управление персоналом. - 2003. - № 6. - С.60-62.
52. Жарова Е.Ю. Доверительные отношения с персоналом: плюсы и минусы//Отдел кадров. - 2008. - № 4. - С. 24-28.
53. Жолобова Е. «Компании ищут путь к сердцу сотрудников через их семьи» / «Деловой Квартал» № 13 (32) от 9 июля 2007г.
54. Изотов В. Лояльность персонала [Электронный ресурс] // www.harsky.ru.
55. Шипилова О. «Лояльность персонала — необходимое условие успешности компании» / «Кадры предприятия» №4/2004г.