Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-СИНТЕЗ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №120857

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивных проявлений младших школьников и их преодоления посредством арт - синтез технологий 9
1.1 Особенности агрессивных проявлений младших школьников 9
1.2 Психологическая характеристика развития в младшем школьном возрасте 17
1.3 Методы и приемы арт-синтез технологий по преодолению агрессивных проявлений младших школьников 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивных проявлений младших школьников и их преодоления посредством арт-синтез технологий 33
2.1 Организация и методы исследования агрессивных проявлений младших школьников и их преодоления посредством арт-синтез технологий 33
2.2 Констатирующий эксперимент 36
2.3 Формирующий и контрольный эксперимент 52
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложения 83

Актуальность исследования темы выпускной квалификационной работы определяется повышенной агрессивностью современных детей и является одной из наиболее острых мировых проблем. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, биологическими факторами, пропагандой культа насилия в средствах массовой информации, неготовностью педагогов к эффективному реагированию на агрессивные нервно-психические состояния детей. Никакое другое поведение так не разрушает личность и не тормозит развитие детей, как агрессивное.
Основная задача современной системы образования состоит в формировании личностных качеств обучающихся, способствующих их максимальной реализации в школе, профессии, жизни. Ежегодное увеличение количества детей с агрессивными проявлениями значительно усложняет достижение поставленных психологических задач.
Решение данной проблемы сводится к единственно возможному пути - правильной организации психологической деятельности. Наряду с традиционными методами воздействия, такими как беседа, поощрение и наказание, на первый план по эффективности, выступают инновационные технологии, в частности арт-синтез технологии. Они позволяют задействовать не используемые ресурсы ребенка и педагога, что приводит к положительным результатам. Практическая ценность арт-синтез технологий состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения фантазий и переживаний.
Применение арт-синтез технологий в начальной школе особенно необходимо, поскольку обеспечивает адекватное эмоциональное реагирование, облегчает процесс коммуникации, оказывает влияние на осознание ребенком чужих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Благодаря этой технологии у педагогов появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения в рамках арт-синтез технологий наделяют учащихся уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, обнаружить и решить скрытые проблемы.
Проблема исследования выпускной квалификационной работы заключается в необходимости проектирования и реализации методов арт- синтез технологии по преодолению агрессии у младших школьников в образовательной деятельности и недостаточности современных методических разработок по их составлению.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является агрессивные проявления школьников.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются агрессивные проявления младших школьников и способы их преодоления посредством арт-синтез технологий.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является исследование агрессивных проявлений младших школьников и способов их преодоления посредством арт-синтез технологий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что агрессивные проявления младших школьников в большей степени имеют форму прямой физической и вербальной агрессии, а реализация комплекса занятий с арт- синтез технологиями по преодолению агрессивных проявлений снижает уровень их прямой агрессии.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме агрессивных проявлений младших школьников и преодоления их на современном этапе.
2. Изучить методы арт-синтез технологий в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить и выявить особенности агрессивных проявлений младших школьников.
4. Разработать комплекс занятий с арт-синтез технологиями по преодолению агрессивных проявлений младших школьников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, методических пособий, проектирование, анкетирование, проективная методика, наблюдение, тестирование.
Методы исследования:
• Анкетирование - Анкета Н.Г. Салмина, И.Л. Тихонова «А знаешь ли ты?»;
• Проективная методика М.А. Панфилова «Кактус»;
• Наблюдение, составление карты наблюдения Петерманн Ф., Петерманн:
• Тестирование - Тест «А. Баса и А. Дарки».
База исследования выпускной квалификационной работы - МБУ «Школа № 91».
Теоретической основой исследования агрессивных проявлений младших школьников и их преодоления посредством арт- синтез технологий являются психолого-педагогические работы М.В. Алфимовой и А. Бандуры, Е.П. Ильина, З. Фрейд, К. Лоренц, Дж. Доллард, Л. Берковитц, Дж. Райн, А.Копытин, Э. Крамер, О. Постальчук, М. Мауро, К. Кейз, К. Дрюкера, Т. Дэлли, Т.А. Михайловской.
Апробация и внедрение результатов исследования выпускной квалификационной работы осуществлялось участием 16 декабря 2019 года в IV международном конкурсе «Гордость России» с темой «Агрессивные проявления у младших школьников. Способы преодоления агрессии» (Приложение А).
Практическая значимость заключается в выявлении эффективных методов и приемов арт-синтез технологий по преодолению агрессивных проявлений младших школьников, которые могут быть использованы учителями начальной школы в процессе реализации своей практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В работе представлено 17 приложений, 13 таблиц, 17 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели: история появления развитие термина «агрессивные проявления», теории зарубежных и отечественных авторов: теория инстинкта Фрейд и К. Лоренц, социального научения М.В. Алфимовой и А. Бандурой, фрустрации Э. Фромм, Дж. Доллард и Л. Берковитц. Виды агрессивного проявления: аутоагрессия, внешние, инструментальные, враждебные, физические, вербальные, прямые, косвенные, инициативные, оборонительные; причины и способы их преодоления. Также были выявлены признаки ученика с агрессивными проявлениями: раздражительность, фиксация на удовлетворении потребностей, физическая агрессия, косвенная агрессия.
Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, были рассмотрены различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
Анализ психолого - педагогической литературы позволил узнать, что в современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Были рассмотрены различные виды агрессии: по направленности, по цели, по методу выраженности по степени выраженности, по наличию инициативности. Были раскрыты характерные признаки агрессивных проявлений: раздражительность, фиксация на удовлетворении потребностей, толчки, щипания, угрозы, обзывания и способы преодоления агрессивных проявлений.
По вопросу арт-синтез технологии была изучена психолого-педагогическая литература. Были выявлены три основные теории арт-синтез технологий и функции. Рассматривались современные арт-синтез технологии: игровая, музыкальная, песочная, сказкотехнология, музыкальная, данные виды были подробно раскрыты. Были выявлены плюсы и минуты арт-синтез технологий.
Рассмотрены теории арт-синтез технологий: теория результативности А. Хилл, теория эмоциональной вовлеченности Э. Адамсон, арт-синтез технология как средство М. Хатун. Направления арт-синтез технологий: изотехнология, игротехнология, песочная технология, сказкотехнология, музыкотехнология, и подробное их описание. Функции арт-синтез технологий, коррекционные и психологический, условия реализации арт- синтез технологии в процессе обучения младших школьников.
Были выявлены определения понятий «метод» и «прием». Классифицированы основные приемы и упражнения, привила применения по преодолению агрессивных проявлений в рамках арт - синтез технологий.
Методы арт-синтез технологии являются одними из действенных в борьбе с агрессивными проявлениями. Они помогают избавиться от страхов, снять мышечное напряжение и получить положительные эмоции.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены и представлены критерии и уровни агрессивных проявлений младших школьников. По результатам проведенных диагностик в контрольной группе учеников с низким уровнем агрессивных проявлений 36% учащихся. В экспериментальном классе на данном уровне находятся 28% учеников, это ниже чем в контрольном на 8%. На среднем уровне агрессивных проявлений в контрольном классе находятся 44% учеников, в экспериментальном 40%, что на 4% меньше. Высокий уровень агрессивных проявлений в контрольном классе составляет 20%, в экспериментальном 32%, что на 12% меньше, чем в контрольном классе.
Данные исследования обусловили необходимость проектирования и апробация комплекса занятий по преодолению агрессивных проявлений у младших школьников.
В ходе формирующего эксперимента велась целенаправленная работа по преодолению агрессивных путем использования арт - синтез технологий. Благодаря творческой деятельности ученики получали эмоционально положительные эмоции, которые способствовали снижению агрессивных проявлений.
Далее был проведен контрольный этап эксперимента в результате проведённого эксперимента у нескольких детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. На основе экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс позволил выявить положительную динамику в преодолении агрессивных проявлений посредством арт - синтез технологий. В экспериментальной группе: высокий уровень понизился на 12%; средний уровень повысился на 8%, а низкий уровень повысился на 4%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.


1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст] // Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2017. - 496 с.
2. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М.: Ереван, 2013. - 300 с.
3. Агрессивный ребенок начальной школы [Текст] / авт. В.Ф.Ефимов. - Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №10 - Москва: ООО «Баласс», 2013. - 56 с.
4. Алексеева, М.Ю. «Практическое применение арт-синтез технологий в работе учителя» [Текст] // Алексеева М.Ю. М., 2011.
5. Беляускайте, Р.Ф. Игры как средство диагностики развития личности ребенка [Текст] // Беляускайте Р.Ф. - М., 2012. - 261 с.
6. Берковитц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] // Берковитц Л. - СПб.: Изд. - во прайм - ЕВРОЗНАК, 2012
7. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] // М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. - 256 с.
8. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды [Текст] // Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2016. - 144 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] // Божович Л.И. - М., 2015.
10. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] // Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2016. - 624 с.
11. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов [Текст] // Бреслав Г.Э. - М.: Изд. - Речь, 2015.
12. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии [Текст] // Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 2015. - 275 с.
13. Бурно, М.Е. «Технология творческого выражения» [Текст] // Бурно М.Е.. М., 2013.
14. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] // П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2019. - 724 с.
15. Ганим, Б. «Исцеление через искусством» [Текст] // Ганим Барбара. - Минск, 2012.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ