Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение субъективного переживания одиночества в период молодости

Работа №120853

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА
1.1 Одиночество: социально-философский и психологический подходы 8
1.2. Этапы возникновения и классификация состояний одиночества 13
1.3. Модели социально-психологической помощи личности при преодо­лении негативного влияния одиночества 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
2.1. Этапы, методы и содержание практического исследования 28
2.2. Результаты и анализ полученных данных 37
2.3. Социально-психологическая поддержка при преодолении негативно­го влияния одиночества 47
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Социологи и социальные психологи, а в еще большей степени, публици­сты и журналисты обнародовали одиночество людей в современном мире, при­нявшее угрожающие размеры в нашей стране. Вскоре в зону социального рис­ка, вызываемого отчуждением, были включены подростки и молодежь. Разви­тие в нашем обществе феномена одиночества признают многие ученые и не­специалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. Психическое состояние - одиночество как предпосылка развития лично­сти - одна из самых острых проблем в современной социальной жизни, затра­гивающая изначальные основы человеческого бытия.
Особенности современной российской действительности заключаются в переходе от традиционной коллективистской культуры к индивидуалистиче­ской идеологии. Такие изменения приводят к значительной трансформации со­циальных, культурных и психологических структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, мотивационную направленность, эмоцио­нально-волевую активность и социальную деятельность человека. Очень серь­езным является факт распада многих традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на их место, на фоне политической и экономической не­стабильности общества.
Одиночество, как известно, явление психическое, выражающееся в субъ­ективном переживании, представляющее собой деструктивную форму само- восприятия. Для тех, кто одинок, она - реальность, а для остальных - скорее ви­димость. Ведь весьма часто люди мучительно переживают нечто, называемое ими «одиночеством», не будучи в изоляции, а находясь среди других людей, людей близких, родных. Для них неразделенная радость - еще не радость, но вот боль, пережитая в «одиночестве», становиться невыносимой и всеразрушающей.
Представители различных научных школ и направлений (психодинами­ческого, гуманистического, когнитивного, экзистенциального и др.) указывают на различные причины и особенности протекания одиночества. В отечествен­ной науке феномен одиночества рассматривали в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пуза­нова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество, в самом общем приближении, связано с негативным переживанием человеком его оторванно­сти от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного при­родного мироздания. Своеобразной аксиомой всех современных теорий одино­чества стало признание того, что физическая изолированность личности далеко не всегда есть одиночество. Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения - в городской толпе, в кругу собственной семьи, в среде друзей. Выдвинутый в 50-е годы американским социологом Д. Рисменом, термин «одинокая толпа» превратился в знамение нашего времени. Можно предположить, что одной из предпосылок возникновения и становления социального одиночества является реальность сегодняшнего дня, к которой, в первую очередь, можно отнести необычайную сложность и динамизм общества, мира техники и трудовой дея­тельности. Чувством изолированности и самоотчужденности страдают практи­чески все обитатели современного общества (Э. Фромм) [14,с.58]. Отчуждение - это феномен нашего времени, имеющий три ярко выраженных признака: от­даленность от мира природы, в силу современной технократизации; недостаток значимых межличностных отношений; отчуждение от своего подлинного «Я» (Р. Мей).
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и не­определенной ситуации.
Отмечая, что на современном этапе есть серьезные исследования, изуча­ющие одиночество, его распространение и сопутствующие ему обстоятельства, необходимо констатировать, что проблема далека от всестороннего и глубоко­го её решения.
Актуальность тем исследования заключается в том, что проблемы одино­чества постепенно становятся неизбежными спутниками жизни молодых лю­дей, а их влияние усиливается в кризисные, переходные периоды развития личности и ее жизни в обществе.
Теоретические и методологические основания исследования. Значимой для формирования теоретико-методологической базы исследования явилась совокупность представлений об одиночестве в рамках западной и отечествен­ной экзистенциальной философии (М. Бубер, Г. Маркузе, М. Хайдиггер, Н. Бердяев, В. Розанов и др.), социологии (Летиция Э. Пепло, Уильям А. Садлер, Томас Б Джонс, Н.Е. Покровский и др.) и психологии (А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, О.Б. Долгинова, С.Г. Трубникова и др.), исследования в об­ласти психологии переживания (Ф.Е. Василюк).
Известно, что динамика социально-экономических и политических про­цессов в России связана с нарастанием ряда серьезных негативных явлений в обществе: рост безработицы, увеличение числа разводов, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью населения и т.п. Меж­ду тем, как показывают проведенные исследования, основная масса людей, по­павших в группу риска одиночества, не готова к принятию, пониманию и кор­рекции состояния одиночества.
Цель исследования: выявить различные аспекты переживания феномена одиночества молодыми людьми.
Объект исследования: переживание одиночества как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: субъективное переживание одиночества в пери­од молодости.
Гипотеза исследования состоит в том, что переживание одиночества может восприниматься личностью в позитивных и негативных аспектах, в за­висимости от индивидуально-психологических особенностей личности: струк­турные особенности темперамента, такие как эмоциональность и пластичность, взаимосвязанных с уровнем ситуативной тревожности юношей и девушек, пе­реживающих состояние одиночества.
В соответствии с целью были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Провести на основе существующих философских и психологических взглядов теоретический анализ проблемы одиночества.
2. Определить роль субъективного переживания одиночества в процессе развития личности молодого человека.
3. Эмпирически изучить субъективное переживание одиночества у моло­дых людей с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга, снижающего субъективное ощущение переживания одиночества.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научных источников и литературы;
2. эмпирические методы сбора данных: анкетирование; шкала одиноче­ства - опросник Д. Рассела, М. Фергюсона, Л. Пепло; шкала самооценки тре­вожности - методика Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханиной; «Опросник выявления структуры темперамента» В.М. Русалов;
3. методы математической статистики и интерпретации данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, за­ключения, библиографического списка использованной литературы, приложе­ний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одино­чества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни любви, ни дружбы, ни вражды, оставляя людей равнодушными, друг к другу. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако, по­добная ясность обманчива, она скрывает сложное, противоречивое содержание, иногда ускользающее от рационального анализа.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают что никогда в жизни не испы­тывали чувств одиночества, в то время, как примерно 10-30 % говорят, что пе­реживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Одиночество является одной из основных экзистенциальных проблем че­ловека [20,с.48]. На сущностном уровне социализация является попыткой воз­вратить человека в лоно общности с другими. Эта попытка формирует лич­ность, которая воспринимает затем эту общность как естественное состояние. Одной из основных характеристик одиночества является тревожность. Одино­чество и тревожность поддерживают друг друга в круге негативных мыслей, переживаний, отношений и часто деструктивного поведения.
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чув­ство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира лично­сти. Одинокий человек - это эмоционально отчужденный субъект общения, имеющий относительно измененные структуры ценностей и социальных по­требностей. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более не­определенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу.
Типичными паттернами социального поведения одинокого человека яв­ляются осторожность при установлении социальных контактов, тенденция к общению с небольшим количеством людей, избегание ответственности за при­нятие решения в той или иной межличностной ситуации.
Если говорить о половых различиях, то одиночество по-разному пережи­вается мужчинами и женщинами. Прежде укажем, что женщины более сопереживательны, эмоционально чувствительны и восприимчивы. Оценивая челове­ческие качества, они в первую очередь выделяют черты, проявляющиеся в от­ношении к другим людям, тогда как мужчины - деловые. На несчастья, по­стигшие близких людей, и мужчины, и женщины реагируют в одинаковой сте­пени остро, но неприятные события в жизни окружающих чаще замечают женщины, переживая впоследствии о них. Последние значительно чаще муж­чин жалуются на одиночество и испытывают состояние депрессии. Подчерк­нем, что в женских описаниях явно преобладают мотивы неудовлетворенности собой, некоторой нерешительности, отсутствия поддержки со стороны пред­ставителей сильного пола.
Обращая внимание на индивидуальные различия, отразим, что более тер­пимы к переживаемому одиночеству интроверты, принимающие его как есте­ственную потребность души, как нечто неизбежное, даже ждущие его порой, как уникальную по своим возможностям ситуацию, дающую возможность остановиться и переосмыслить прежние отношения. В противоположность им экстраверты в большей мере страдают от одиночества. Последние некоторым образом зависимы от людей, поскольку те составляют неотъемлемую часть их мира. Немаловажно, с нашей точки зрения, упомянуть, что в психологической практике имеют место интересные по своим результатам случаи терапевтиче­ской работы с яркими представителями обоих типов личности на предмет из­менения их отношения к окружающим, себе самим, своим состояниям, в част­ности, работы с состоянием одиночества. Не вдаваясь в подробности изложе­ния упомянутых результатов, процитируем весьма емкое по своему смыслу за­ключение о том, что «потерять себя, быть пустым или, наоборот, наполненным, но не своим, чужим содержанием - вот психологический смысл одиночества... быть собой, не претендовать на большее, ... на чужое - вот основное средство профилактики и терапии одиночества». Представляется, что решение о необхо­димости изменения некоторых природных черт, присущих интроверту или, напротив, экстраверту, не должно приниматься спешно. Следует задуматься над тем, есть ли смысл их менять, какова плата за «подмену», ценна ли искус­ственно приобретенная черта.
Установлено, что каждый участник исследования описывает себя как одинокого человека, переживающего данное состояние в том или ином каче­стве. Выделены группы людей с конструктивной и деструктивной формами пе­реживания одиночества. Они различаются по характеру отношения к себе, и окружающей жизни; выстраивают различные предпочтения в структуре цен­ностных ориентаций; имеют относительно измененные социальные потребно­сти и способы эмоционального реагирования. В частности, негативная оценка жизни, прошлого и настоящего, пессимистические прогнозы будущего, эмоци­ональная подавленность характерны для людей с деструктивным переживани­ем одиночества и тревожности. Нами изучен и представлен ряд факторов, от­ражающих социальную психологию одинокого человека. Они получены эмпи­рическим путем и составляют следующую классификацию:
Эмоциональное отчуждение:
• враждебность,
• эмоциональная нестабильность,
• депрессия,
• проблемы со здоровьем,
• негативное отношение к жизни.
Изменения в структуре ценностей:
• низкое значение инструментальных ценностей «честность» и «чут­кость».
Изменения в структуре социальных потребностей:
• низкая степень включения в социальные контакты,
• стремление к контролю со стороны другого человека.
Переживание одиночества проявляется в совокупности этих социально-психологических факторов.
Признаны конструктивными стратегиями поведения одинокого человека - стремление к творчеству и самоактуализации. В этом заключена позитивная динамика переживания. Стратегии требуют психологических ресурсов: моти­вацию к изменениям, повышение рефлексии, ответственности, активности, раз­витие креативности и социально-психологической компетентности.
На основании вышеизложенного нами предлагается тренинг социально-психологической помощи в коррекции личности одинокого человека.
В завершении опытно-экспериментальной работы, отмечено снижение значимости переживания одиночества и тревожности у испытуемых. Эта по­ложительная динамика связана с благоприятным эмоциональным фоном и со­зданием условий осознанного принятия и понимания одиночества.
Практическая значимость работы заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы проведено исследование индивидуально-психологических характеристик одинокой личности. Разработана и апробиро­вана программа социально-психологического тренинга, направленного на кор­рекцию состояния одиночества и сопутствующей ей тревожности.


1. Ананьев, В. А. Психологическая характеристика тревоги у больных психо­соматическими расстройствами [Текст] / В.А. Ананьев // Психология и психо­терапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов (материалы V Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции 8-9 февраля 2003 года). - СПб.: Изд-во СПб., 2003. - с. 3-7.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Издатель­ство Московского университета, 1990.
3. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Медицина, 2008.
4. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1998.
5. Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта [Текст] / Д. Бьюдженталь. - СПб.: Питер, 2001.
6. Вахромов, Е. Е. Понятия "самоактуализация" и "самореализация" в психоло­гии [Текст] / Е.Е. Вахромов // Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. редактор - Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во Тамбовского университета им. Г.Р. Державина, 2002. - с. 129-133.
7. Виленский, М. Я., Зайцева, С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя [Текст] / М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева. - М.: Мысль, 2003. - 194 с.
8. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009.
10. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П. Кузне­цова. - М.: ДВГТУ, 2009. - 415 с.
11. Конституция Российской Федерации, 1993 / М.: Рос. газ., 1993. - 25 дек.
12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.
13. Лабиринты одиночества [Текст] / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покров­ского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
14. Леонтьев, Д. А. Возвращение к человеку [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психо­логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 2007. - С. 3-19.
15. Леонтьев, Д. А. Гуманистическая психология как социокультурное явление [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 2007. - С. 19-30.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ