Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА
1.1 Одиночество: социально-философский и психологический подходы 8
1.2. Этапы возникновения и классификация состояний одиночества 13
1.3. Модели социально-психологической помощи личности при преодолении негативного влияния одиночества 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
2.1. Этапы, методы и содержание практического исследования 28
2.2. Результаты и анализ полученных данных 37
2.3. Социально-психологическая поддержка при преодолении негативного влияния одиночества 47
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Социологи и социальные психологи, а в еще большей степени, публицисты и журналисты обнародовали одиночество людей в современном мире, принявшее угрожающие размеры в нашей стране. Вскоре в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки и молодежь. Развитие в нашем обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. Психическое состояние - одиночество как предпосылка развития личности - одна из самых острых проблем в современной социальной жизни, затрагивающая изначальные основы человеческого бытия.
Особенности современной российской действительности заключаются в переходе от традиционной коллективистской культуры к индивидуалистической идеологии. Такие изменения приводят к значительной трансформации социальных, культурных и психологических структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, мотивационную направленность, эмоционально-волевую активность и социальную деятельность человека. Очень серьезным является факт распада многих традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на их место, на фоне политической и экономической нестабильности общества.
Одиночество, как известно, явление психическое, выражающееся в субъективном переживании, представляющее собой деструктивную форму само- восприятия. Для тех, кто одинок, она - реальность, а для остальных - скорее видимость. Ведь весьма часто люди мучительно переживают нечто, называемое ими «одиночеством», не будучи в изоляции, а находясь среди других людей, людей близких, родных. Для них неразделенная радость - еще не радость, но вот боль, пережитая в «одиночестве», становиться невыносимой и всеразрушающей.
Представители различных научных школ и направлений (психодинамического, гуманистического, когнитивного, экзистенциального и др.) указывают на различные причины и особенности протекания одиночества. В отечественной науке феномен одиночества рассматривали в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество, в самом общем приближении, связано с негативным переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Своеобразной аксиомой всех современных теорий одиночества стало признание того, что физическая изолированность личности далеко не всегда есть одиночество. Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения - в городской толпе, в кругу собственной семьи, в среде друзей. Выдвинутый в 50-е годы американским социологом Д. Рисменом, термин «одинокая толпа» превратился в знамение нашего времени. Можно предположить, что одной из предпосылок возникновения и становления социального одиночества является реальность сегодняшнего дня, к которой, в первую очередь, можно отнести необычайную сложность и динамизм общества, мира техники и трудовой деятельности. Чувством изолированности и самоотчужденности страдают практически все обитатели современного общества (Э. Фромм) [14,с.58]. Отчуждение - это феномен нашего времени, имеющий три ярко выраженных признака: отдаленность от мира природы, в силу современной технократизации; недостаток значимых межличностных отношений; отчуждение от своего подлинного «Я» (Р. Мей).
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.
Отмечая, что на современном этапе есть серьезные исследования, изучающие одиночество, его распространение и сопутствующие ему обстоятельства, необходимо констатировать, что проблема далека от всестороннего и глубокого её решения.
Актуальность тем исследования заключается в том, что проблемы одиночества постепенно становятся неизбежными спутниками жизни молодых людей, а их влияние усиливается в кризисные, переходные периоды развития личности и ее жизни в обществе.
Теоретические и методологические основания исследования. Значимой для формирования теоретико-методологической базы исследования явилась совокупность представлений об одиночестве в рамках западной и отечественной экзистенциальной философии (М. Бубер, Г. Маркузе, М. Хайдиггер, Н. Бердяев, В. Розанов и др.), социологии (Летиция Э. Пепло, Уильям А. Садлер, Томас Б Джонс, Н.Е. Покровский и др.) и психологии (А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, О.Б. Долгинова, С.Г. Трубникова и др.), исследования в области психологии переживания (Ф.Е. Василюк).
Известно, что динамика социально-экономических и политических процессов в России связана с нарастанием ряда серьезных негативных явлений в обществе: рост безработицы, увеличение числа разводов, ослабление внимания к нравственному, психическому, физическому здоровью населения и т.п. Между тем, как показывают проведенные исследования, основная масса людей, попавших в группу риска одиночества, не готова к принятию, пониманию и коррекции состояния одиночества.
Цель исследования: выявить различные аспекты переживания феномена одиночества молодыми людьми.
Объект исследования: переживание одиночества как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: субъективное переживание одиночества в период молодости.
Гипотеза исследования состоит в том, что переживание одиночества может восприниматься личностью в позитивных и негативных аспектах, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности: структурные особенности темперамента, такие как эмоциональность и пластичность, взаимосвязанных с уровнем ситуативной тревожности юношей и девушек, переживающих состояние одиночества.
В соответствии с целью были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Провести на основе существующих философских и психологических взглядов теоретический анализ проблемы одиночества.
2. Определить роль субъективного переживания одиночества в процессе развития личности молодого человека.
3. Эмпирически изучить субъективное переживание одиночества у молодых людей с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга, снижающего субъективное ощущение переживания одиночества.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научных источников и литературы;
2. эмпирические методы сбора данных: анкетирование; шкала одиночества - опросник Д. Рассела, М. Фергюсона, Л. Пепло; шкала самооценки тревожности - методика Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханиной; «Опросник выявления структуры темперамента» В.М. Русалов;
3. методы математической статистики и интерпретации данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни любви, ни дружбы, ни вражды, оставляя людей равнодушными, друг к другу. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако, подобная ясность обманчива, она скрывает сложное, противоречивое содержание, иногда ускользающее от рационального анализа.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают что никогда в жизни не испытывали чувств одиночества, в то время, как примерно 10-30 % говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Одиночество является одной из основных экзистенциальных проблем человека [20,с.48]. На сущностном уровне социализация является попыткой возвратить человека в лоно общности с другими. Эта попытка формирует личность, которая воспринимает затем эту общность как естественное состояние. Одной из основных характеристик одиночества является тревожность. Одиночество и тревожность поддерживают друг друга в круге негативных мыслей, переживаний, отношений и часто деструктивного поведения.
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Одинокий человек - это эмоционально отчужденный субъект общения, имеющий относительно измененные структуры ценностей и социальных потребностей. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу.
Типичными паттернами социального поведения одинокого человека являются осторожность при установлении социальных контактов, тенденция к общению с небольшим количеством людей, избегание ответственности за принятие решения в той или иной межличностной ситуации.
Если говорить о половых различиях, то одиночество по-разному переживается мужчинами и женщинами. Прежде укажем, что женщины более сопереживательны, эмоционально чувствительны и восприимчивы. Оценивая человеческие качества, они в первую очередь выделяют черты, проявляющиеся в отношении к другим людям, тогда как мужчины - деловые. На несчастья, постигшие близких людей, и мужчины, и женщины реагируют в одинаковой степени остро, но неприятные события в жизни окружающих чаще замечают женщины, переживая впоследствии о них. Последние значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и испытывают состояние депрессии. Подчеркнем, что в женских описаниях явно преобладают мотивы неудовлетворенности собой, некоторой нерешительности, отсутствия поддержки со стороны представителей сильного пола.
Обращая внимание на индивидуальные различия, отразим, что более терпимы к переживаемому одиночеству интроверты, принимающие его как естественную потребность души, как нечто неизбежное, даже ждущие его порой, как уникальную по своим возможностям ситуацию, дающую возможность остановиться и переосмыслить прежние отношения. В противоположность им экстраверты в большей мере страдают от одиночества. Последние некоторым образом зависимы от людей, поскольку те составляют неотъемлемую часть их мира. Немаловажно, с нашей точки зрения, упомянуть, что в психологической практике имеют место интересные по своим результатам случаи терапевтической работы с яркими представителями обоих типов личности на предмет изменения их отношения к окружающим, себе самим, своим состояниям, в частности, работы с состоянием одиночества. Не вдаваясь в подробности изложения упомянутых результатов, процитируем весьма емкое по своему смыслу заключение о том, что «потерять себя, быть пустым или, наоборот, наполненным, но не своим, чужим содержанием - вот психологический смысл одиночества... быть собой, не претендовать на большее, ... на чужое - вот основное средство профилактики и терапии одиночества». Представляется, что решение о необходимости изменения некоторых природных черт, присущих интроверту или, напротив, экстраверту, не должно приниматься спешно. Следует задуматься над тем, есть ли смысл их менять, какова плата за «подмену», ценна ли искусственно приобретенная черта.
Установлено, что каждый участник исследования описывает себя как одинокого человека, переживающего данное состояние в том или ином качестве. Выделены группы людей с конструктивной и деструктивной формами переживания одиночества. Они различаются по характеру отношения к себе, и окружающей жизни; выстраивают различные предпочтения в структуре ценностных ориентаций; имеют относительно измененные социальные потребности и способы эмоционального реагирования. В частности, негативная оценка жизни, прошлого и настоящего, пессимистические прогнозы будущего, эмоциональная подавленность характерны для людей с деструктивным переживанием одиночества и тревожности. Нами изучен и представлен ряд факторов, отражающих социальную психологию одинокого человека. Они получены эмпирическим путем и составляют следующую классификацию:
Эмоциональное отчуждение:
• враждебность,
• эмоциональная нестабильность,
• депрессия,
• проблемы со здоровьем,
• негативное отношение к жизни.
Изменения в структуре ценностей:
• низкое значение инструментальных ценностей «честность» и «чуткость».
Изменения в структуре социальных потребностей:
• низкая степень включения в социальные контакты,
• стремление к контролю со стороны другого человека.
Переживание одиночества проявляется в совокупности этих социально-психологических факторов.
Признаны конструктивными стратегиями поведения одинокого человека - стремление к творчеству и самоактуализации. В этом заключена позитивная динамика переживания. Стратегии требуют психологических ресурсов: мотивацию к изменениям, повышение рефлексии, ответственности, активности, развитие креативности и социально-психологической компетентности.
На основании вышеизложенного нами предлагается тренинг социально-психологической помощи в коррекции личности одинокого человека.
В завершении опытно-экспериментальной работы, отмечено снижение значимости переживания одиночества и тревожности у испытуемых. Эта положительная динамика связана с благоприятным эмоциональным фоном и созданием условий осознанного принятия и понимания одиночества.
Практическая значимость работы заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы проведено исследование индивидуально-психологических характеристик одинокой личности. Разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на коррекцию состояния одиночества и сопутствующей ей тревожности.
1. Ананьев, В. А. Психологическая характеристика тревоги у больных психосоматическими расстройствами [Текст] / В.А. Ананьев // Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов (материалы V Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции 8-9 февраля 2003 года). - СПб.: Изд-во СПб., 2003. - с. 3-7.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Издательство Московского университета, 1990.
3. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Медицина, 2008.
4. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1998.
5. Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта [Текст] / Д. Бьюдженталь. - СПб.: Питер, 2001.
6. Вахромов, Е. Е. Понятия "самоактуализация" и "самореализация" в психологии [Текст] / Е.Е. Вахромов // Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. редактор - Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во Тамбовского университета им. Г.Р. Державина, 2002. - с. 129-133.
7. Виленский, М. Я., Зайцева, С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя [Текст] / М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева. - М.: Мысль, 2003. - 194 с.
8. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009.
10. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П. Кузнецова. - М.: ДВГТУ, 2009. - 415 с.
11. Конституция Российской Федерации, 1993 / М.: Рос. газ., 1993. - 25 дек.
12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.
13. Лабиринты одиночества [Текст] / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
14. Леонтьев, Д. А. Возвращение к человеку [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 2007. - С. 3-19.
15. Леонтьев, Д. А. Гуманистическая психология как социокультурное явление [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 2007. - С. 19-30.
...