Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование отношения здоровой части населения к людям с ограниченными возможностями здоровья

Работа №120847

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 10
1.1. Понятие «умственная отсталость»: степени и причины возникновения 10
1.2. Физическое развитие детей с нарушениями интеллекта 15
1.3. Особенность психолого-педагогического развития детей с умственной отсталостью 19
1.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта 25
Выводы по главе 35
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Задачи исследования 36
2.2. Методы исследования 36
2.3. Организация исследования 42
Выводы по главе 44
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Обоснование экспериментальной модели формирования изменения социального статуса человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом 44
3.2. Обоснование эффективности экспериментальной модели формирования изменения социального статуса человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом 46
Выводы по главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

Актуальность исследования. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека, умственная отсталость по социальным последствиям является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью.
По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации [1], «...в специальных (коррекционных) учреждениях YIII вида обучаются более 180 тысяч детей с нарушенным интеллектом, что составляет 70,9% от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Наиболее распространенная форма, которая составляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых людей, это - легкая умственная отсталость, наименьшая степень психического недоразвития».
К сожалению, количество рождающихся детей с умственной отсталостью не сокращается, так как [7]:
• экологическая обстановка ухудшается и уровень здоровья родителей снижается;
• алкоголизм и наркомания остаются основными проблемами современного общества;
• стрессы являются причиной снижения иммунитета и повышения риска заболевания инфекционными болезнями.
Всё это приводит к возникновению причин, провоцирующих умственную отсталость у ребёнка уже в процессе внутриутробного развития.
Обучение и воспитание людей с умственной отсталостью, а также их трудовая деятельность, долгое время были скрыты от общества. Следует отметить, что и сейчас перемены, произошедшие в этом направлении, крайне незначительны. Информационная и социальная изоляция привели к тому, что здоровые люди боятся встречи с умственно отсталыми людьми.
Окружающие мало знают о них и часто путают умственную отсталость с психическими заболеваниями, такими, как шизофрения, психоз и др.
В результате страдают от этого не только люди с умственной отсталостью, но и их ближайшее окружение, особенно родители, так как общество отворачивается от их детей и, в целом, от их семей.
В России мало социальных программ, направленных на решение проблемы интеграции людей с умственной отсталостью в общество. В странах Евросоюза и США данной категории людей уделяется более пристальное внимание [3].
Отрадно, что в последние годы в России наметились положительные сдвиги в отношении общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, что особенно проявляется в области адаптивной физической культуры. Уже не первый год в нашей стране проводятся соревнования среди людей - инвалидов, в том числе, среди умственно отсталых. К наиболее значимым можно отнести Специальную Олимпиаду, Объединенный спорт и др. Тем не менее, уделяемого внимания общественности и государства к проблеме социализации и интеграции людей с нарушением интеллекта, не достаточно.
В этой связи, актуальность настоящего исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования - отношение здоровой части населения к людям с умственной отсталостью.
Предметом исследования явился социальный статус личности с нарушенным интеллектом.
Целью исследования явилось изучение особенностей социального статуса человека с умственной отсталостью в обществе и разработка экспериментальной модели социальной интеграции этой категории людей в общество средствами адаптивной физической культуры.
Гипотезой исследования является предположение, что участие здоровых людей в программах адаптивной физической культуры и адаптивного спорта совместно с умственно отсталыми людьми, позволит повысить социальный статус личности человека с нарушенным интеллектом.
Цель исследования была конкретизирована в решении следующих задач:
1. Изучить особенности социального статуса человека с нарушением интеллекта в обществе.
2. Разработать экспериментальную модель социальной интеграции лиц с умственной отсталостью в общество здоровых людей средствами адаптивной физической культуры.
3. Исследовать эффективность экспериментальной модели социальных отношений общества и личности с нарушением интеллекта в процессе их совместного участия в программах адаптивного спорта (на примере Специальной Олимпиады).
Теоретической основой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья [Л.В. Шапкова, 2002; Л.И. Акатов, 2003; Е.Н. Каленик, 2005; В.А.Лапшин, Б.П. Пузанов, 2011; Г. Речицкая, 2014; М. В. Матвеева, Т. В. Коршунова, 2016; Л. Н. Ростомашвили, 2020];
• психологические исследования личности и процессов адаптации [Н.Л. Литош, 2002; Е.М. Мастюкова, 2007; Б. П. Пузанов, 2012; В.П. Казначеев В.П., 2015; Т. И. Губарева, 2000; Е.С. Матвеева М. В., 2016; Т. Э. Токаева, А. A. Наумов, 2013; Л.И.Солнцева, 2014; В. И. Лубовский, 2014];
• принципы полезности движения и вреда гиподинамии [М. B. Антропова, М. М. Кольцова, Н.Т. Терехова, 2005; Т. Э. Токаева, А. А. Наумов, 2013; В.П. Казначеев, 2015; О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева, 2017; Козленко Н. А., 2018];
• современные западные методики и научные работы в адаптивном физическом воспитании [В.С. Дмитриев, 2011; С. П. Евсеев, 2016; М.М. Кабанов, 2013; Е. Г. Речицкая, 2014; Харченко Л. В., 2016; А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова, 2019; Аих1ег D., РуГег J., НиеШд С., 2005];
• научные труда, отражающие особенности людей с нарушением интеллекта [С.Д. Забрамная, 1995; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг,2000; С.И. Веневцев, 2004; А.Н.Граборов, 2005; В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина, 2006; М.М.Кабанов, 2013; В. М Астапов, 2014; С.П.Евсеев, 2016].
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогические наблюдения.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы графического исследования.
6. Сравнительный анализ.
Проблема исследования заключается в том, что информационная и социальная изоляция привели к тому, что окружающие мало знают о людях с нарушением интеллекта. Несмотря на то, что в последние годы в России наметились положительные сдвиги в отношении общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, что особенно проявляется в области адаптивной физической культуры, уделяемого внимания общественности и государства к проблеме социализации и интеграции людей с нарушением интеллекта, недостаточно.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ), среди лиц разного возраста.
Научная новизна исследования заключается в том, что получены новые данные об отношении современного общества к людям с умственной отсталостью. Разработана модель «Формирование изменения социального статуса личности человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории и организации адаптивной физической культуры новыми сведениями о средствах и методах социализации лиц с нарушением интеллекта и интеграции их в общество здоровых людей.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования при разработке и внедрении системы адаптивного физического воспитания и спорта для людей с умственной отсталостью. Разработанная модель «Формирование изменения социального статуса личности человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом» позволит организовать конкретную программу социализации и интеграции людей с нарушением интеллекта в современное общество.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; проведением педагогического эксперимента и личным участием в нем автора; адекватностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ; положительным результатом исследования.
Личное участие автора состоит в организации и поэтапном проведении исследования в период с января 2018 года по декабрь 2019 года:
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в 3 этапа, в период с января 2018 года по декабрь 2019 года.
√ I этап. Определение темы выпускной магистерской диссертации. Поиск, анализ и обобщение литературных источников. Разработка опросника и экспериментальной модели социальных отношений общества и личности с нарушением интеллекта в процессе их совместного участия в программах адаптивного спорта (январь - июнь 2018г.).
√ II этап. Внедрение экспериментальной модели. Проведение педагогического эксперимента (июль 2018г. - июнь 2019г.).
Педагогический эксперимент. На основе анализа литературных источников была разработана методика оценки отношения здоровой части населения к людям с легкой степенью умственной отсталости. Мы предположили, что совместное участие в соревнованиях Специальной Олимпиады будет положительно влиять на восприятие и, соответственно, отношение здоровой части общества к людям с нарушением интеллекта. Это поможет здоровым людям осознать проблемы людей с умственной отсталостью и узнать их особенности как личностей.
Исследование проводилось среди студентов с первого по четвертый курс, обучающихся на направлениях образовательной подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в период с июля 2018г. по июнь 2019г. Параллельно проводился опрос людей разных социальных групп, не имеющих отношения к данному учебному заведению.
В контрольную группу входили люди (мужчины и женщины), которые занимали разное социальное положение и имели разные профессии. Среди них были студенты, продавцы, воспитатели, инженеры, бизнесмены, люди творческих профессий, ученые и др. Опрашивались только лица, чей возраст превышает 18 лет. Самому молодому респонденту было 20 лет, а самому взрослому - 68 лет.
Экспериментальная группа состояла из студентов 1-4 курсов ИФКиС ТГУ, студентов с первого по четвертый курсы, обучающихся на направлениях образовательной подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», чей возраст выше 18 лет.
√ III этап. Проведение сравнительного анализа. Определение эффективности экспериментальной модели. Оформление выпускной магистерской диссертации (июль - декабрь 2019г.).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ и методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экспериментальная модель «Формирование изменения социального статуса личности человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом», которая включает в себя участие здоровых людей в:
• соревнованиях, в качестве судей;
• соревнованиях, в качестве волонтеров;
• работе секций, в качестве ассистентов;
• соревнованиях, в качестве членов спортивных команд инвалидов «Объединенный спорт»;
• спортивных праздниках и фестивалях.
2. Участие здоровых людей в программах адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, как в программах ознакомления с жизнью людей с умственной отсталостью, приводит к повышению социального статуса личности человека с нарушенным интеллектом.
3. Расширение информированности населения путем проведения открытых социальных программ средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может изменить отношение здоровой части населения к людям с умственной отсталостью и ускорить их интеграцию в жизнь современного общества.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Основная часть работы изложена на 79 страницах компьютерного текста. Работа содержит 25 рисунков. Список используемой литературы насчитывает 89 источников, в том числе, 5 иностранных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить тенденцию увеличения числа детей с умственной отсталостью.
2. На основе литературных источников был разработан опросник «Методика оценки отношения социума к людям с легкой степенью умственной отсталости». Опрос показал, что отношение общества, в целом, к людям с нарушением интеллекта меняется в положительную сторону. Но остается отстраненность, закрытость, изоляция умственно отсталых людей и малая информированность о них.
3. В России недостаточно программ по интеграции людей с нарушением в умственном развитии в общество, вследствие чего в полной мере не реализуются задачи их социальной адаптации. Все это требует разработки дополнительных социализирующих мероприятий.
4. Была разработана экспериментальная модель «Формирования изменения социального статуса личности человека с умственной отсталостью через занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом», которая включает в себя участие здоровых людей:
• в соревнованиях в качестве судей;
• в соревнованиях в качестве волонтеров;
• в работе секций в качестве ассистентов;
• в соревнованиях в качестве членов спортивных команд инвалидов «Объединенный спорт»;
• в спортивных праздниках и фестивалях.
5. Результаты научно-исследовательской работы показали, что у студентов института физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета, участвующих в экспериментальной модели, отношение к людям с умственной отсталостью выше на 11,7%, чем у людей, не участвующих в ней.
Участие здоровых людей в программах адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, как в программах ознакомления с жизнью людей с умственной отсталостью, приводит к повышению социального статуса личности человека с нарушенным интеллектом.
6. По всем разделам опросника положительных ответов данных участниками экспериментальной группы больше на 11,7%, чем в контрольной группе.
7. Расширение информированности населения путем проведения открытых социальных программ средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может изменить отношение социума к людям с умственной отсталостью и ускорить их интеграцию в жизнь современного общества.
На основании данных проведенного исследования можно предложить для использования в профессиональной деятельности следующие практические рекомендации:
1. Люди с отклонениями в умственном развитии могут, при соответствующем обучении и поощрении, учиться, получать удовольствие и пользу от участия в индивидуальных и командных видах спорта, адаптированных по мере необходимости к потребностям людей с определенными умственными и физическими ограничениями.
2. Целостный тренировочный процесс, организованный под руководством квалифицированных тренеров и сконцентрированный на улучшении спортивной формы участников тренировок, исключительно важен для развития спортивных навыков, а спортивные соревнования среди людей равного уровня способностей являются наиболее корректным методом оценки навыков, определения прогресса и стимулирования личного роста.
3. Посредством тренировок и соревнований: люди с отклонениями в умственном развитии могут совершенствоваться физически, умственно, социально и духовно; обеспечивается укрепление семейных взаимоотношений; а общество, в целом, в результате непосредственного участия и наблюдения за мероприятиями объединяется с людьми с отклонениями в умственном развитии на принципах равенства и принятия друг друга.
4. Любой человек с отклонениями в умственном развитии, соответствующий критериям минимального уровня поражения, должен иметь возможность получать пользу от программ спортивных тренировок и соревнований, разработанных и предлагаемых для данного контингента.


1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. П. Евсеев [и др.]; под ред. С. П. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2014. - 297 с.
2. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие/ Сост. Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский ГПУ, 2016. - 116 с.
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М. : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
4. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
5. Алвин Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорик; пер. с англ. Ю. В. Князькиной. - М.: Теревинф, 2014. - 208 с.
6. Антонова Г.П. Типические особенности умственной отсталости школьников: монография. - М.: Академия, 2012. - 297 с.
7. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - 2-е изд. - М.: Международная педагогическая академия, 2014.- - 453с.
8. Астафьев Н. В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. - Омск: Сиб.ГУФК, 1997.-243с.
9. Аукстер Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации: моногр. / Д. Аукстер, Ж. Руфеч, С. Хейттинг. - 10-е изд. - М.: Краун Хилл; Нью-Йорк, 2015. - 240 с.
10. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие / Е. А. Бабенкова. - М.: Астрель, 2003. - 206 с.
11. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 144 с.
12. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта.: метод. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 96с.
13. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. - М.: Филантроп, 2015.­405с.
14. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - 3-е изд. - М.: Классикс Стиль, 2015. - 248с.
15. Грец Г. Н. Инновационные педагогические технологии физической реабилитации при различных заболеваниях // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 3. - С. 20-22.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ