Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Лира» (Пермский край, г. Оса).
Выборка: 10 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения навыков активного межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Понятие межличностного взаимодействия в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста 13
1.3 Особенности межличностных отношений и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Экспериментальное изучение навыков межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.25
2.1 Организация исследования………………… 25
2.2 Анализ результатов исследования………27
Выводы по главе 2………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы 27
Актуальность исследования. Межличностное взаимодействие важная часть развития любого человека, так как именно с помощью взаимодействия с внешним миром человек обогащает свой социальный опыт, развивает эмоциональную сферу, приобретает новые знания. Через взаимодействие с другими людьми мы можем приобрести новые знания, поделиться мнением, научиться чему-то новому. Особенно важно межличностное взаимодействие для детей, ведь в ходе коммуникации дети усваивают нормы поведения, перенимают опыт, традиции которые сложились исторически. Так же немаловажно невербальное взаимодействие, которое позволяет не только создать контакт между людьми, но и добиваться взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях.
В соответствии с точкой зрения педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) межличностное общение является основным условием развития личности каждого ребенка, важнейшим фактором его познавательного развития, направленного не только на изучение окружающего мира, но и изучение себя через других людей.
Период, в котором закладываются психологические основы межличностного взаимодействия в социуме и отношения к себе самому, является наиболее значимым в становлении и развитии детской личности (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.).
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья неизменно увеличивается. Таким детям необходимо помочь максимально возможно социализироваться в социуме. Они испытывают большие затруднении при взаимодействии со сверстниками. В межличностном общении и, преимущественно в прямом общении с родителями, воспитателями, ровесниками, происходит становление личности ребенка, формируются характер, мировоззрение, моральные качества.
Направленность педагогики на гуманизацию образования детей дошкольного возраста вносит в число необходимых для рассмотрения вопросы организации условий для полноценного развития личности каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важно решать данную проблему в отношении детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в период их перехода к обучению в школе.
Как пишут И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Л.М. Шипицына для детей с речевыми нарушениями, детским церебральным параличом и нарушением интеллекта проблема развития межличностного взаимодействия имеет особое значение. У таких дошкольников отношения не всегда формируются правильно, имеют место трудности в коммуникации, недостаточное развитие проявлений эмоционально-волевой сферы и как следствие, патологические формы поведения и активности.
Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, была сформулирована тема исследования: «Навыки активного межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования: характеристика сформированности навыков активного межличностного взаимодействия старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с общим недоразвитием речи).
Объект исследования: межличностное взаимодействие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: сформированность навыков активного межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с общим недоразвитием речи).
Гипотеза: у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – с общим недоразвитием речи, не сформированы навыки активного межличностного взаимодействия, характеризующиеся: инициативностью общения, чувствительностью реакции на воздействия сверстников, эмоциональным фоном во время общения и взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие межличностного взаимодействия в психологической и педагогической литературе.
2. Рассмотреть развитие межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте.
3. Выполнить анализ результатов исследований межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Оценить навыки межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи).
Методы исследования:
– теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение результатов работы;
– эмпирические: педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов педагогического исследования;
– методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Лира»», Пермский край г. Оса.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Проблеме межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста с ОВЗ на наш взгляд уделяется не достаточно внимания в исследованиях современных психологов, социологов, философов, психолингвистов и других исследователей. В своей работе достаточно много уделено внимания именно теории: понятию общения, видам общения, средствам, мотивам.
Безусловно, развитие межличностного взаимодействия возможно только когда ребенок находится в социуме. Именно в дошкольном возрасте у ребенка появляется потребность общения со сверстниками и, в дальнейшем, оно (общение) будет являться определяющим критерием для становления личности ребенка. Несмотря на то, что в незнакомой, сначала, для ребенка обстановке, он испытывает трудности в установке контакта с другими детьми, постепенно он адаптируется к новой территории, новым людям, другим детям.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Лира», Пермский край, г. Оса.
В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшего дошкольного возраста, которым по заключениям ПМПК рекомендовано обучение по АООП ДО для детей с общим недоразвитием речи. Выборку воспитанников составили 5 девочек и 5 мальчиков (средний возраста – 6 лет).
У большинства детей не сформированы навыки активного межличностного взаимодействия их навыки характеризуются инактивными навыками межличностного взаимодействия.
Качественная оценка результата наблюдения говорит нам о том, что в среднем взаимодействие детей данной категории можно охарактеризовать следующим образом: как правило, дети проявляли слабую чувствительностью к воздействиям сверстников, но в некоторых случаях реагировали на инициативу ровесников, хотя предпочтение отдавалось индивидуальной игре или деятельности, чем коллективной. Дети часто не умели конструктивно поддерживать начинания сверстников, не прислушивались, не умели понять позицию другого, увидеть ситуацию по-другому, это являлось преградой в развитии межличностных взаимодействий.
Общение было затруднено и из-за недостаточно сформированной вербальной регуляции, требовалось жестовое, подкрепление эмоциональными проявлениями, эмоциональное стимулирование. Многие дети положительно реагировали на материальное поощрение в виде игрушек, различных предметов, сладостей. Таким образом, мы могли отметить, что уровень развития речевых компетенций напрямую связан с особенностями межличносного взаимодействия детей.
Результаты проведенного исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость: они дополняют представления о развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; данные исследования можно использовать при разработке коррекционно-развивающих программ, проведении практической работы с детьми.
1. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч. подходов к проблеме индивида). - М.: Мысль, 1977. 224 с.
2. Аксенова, Ю.Ю. Формирование навыков межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2018. №4. С. 74-82.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
4. Гильяшева, И.П., Игнатьева, Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод. пособие. Вып. 7. - М.: Фолиум, 1994. – 64 с.
5. Диагностика межличностного взаимодействия дошкольников, школьников и студентов: сб. метод. материалов для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост.: Я. В. Березнёва, Л. И. Станиславчик. - Барановичи : РИО БарГУ, 2011. 66 с.
6. Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 5 (35). – С. 57-60.
7. Зотова, И. В., Батманова, М. С. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских // Наука и образование сегодня. 2018. № 5 (28). С. 87-90.
8. Исаченкова, А.А. Межличностное взаимодействие дошкольников с общим недоразвитием речи // Постулат. 2021. № 4-2(66). С. 54-58.
9. Каган, М. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. (Над чем работают, о чем спорят философы). - М.: 1988. 315 с.
10. Ключко, О.И. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 234 с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимодействий. - Минск: Нар. Асвета, 1984. 239 с
12. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. 553 с.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». – 4-е изд., 5-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2008. 365 с.
14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении: монография. - СПб.: Питер, 2017. 318 с.
15. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания : Учеб. для студентов вузов / А.В. Мудрик. – М. : Пед. о-во России, 2001. – 319 с.
16. Мухина, B.С. Возрастная психология: учебник для студентов. - М.: Академия, 2017. 432 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. 374 с.
18. Петровский, А.В. Психология. Словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. 494 с.
19. Погодаева, А.В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 625-627.
20. Психология межличностных отношений / А.А. Бодалев, В.Н. Князев, Р.Л. Кричевский и др. ; науч. ред.: А. А. Бодалев, д. чл. АПН СССР, Р. Л. Кричевский, канд. психол. наук. - М.: б. и., 1979. 51 с.
21. Ручкина, М.А., Кудряшова, С.К. К вопросу о навыках межличностного взаимодействия у старших дошкольников // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции, - Орехово-Зуево, 10 мая 2019 года / отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. С. 363-365.
22. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск Харвест, 1998. 798 с.
23. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Пед. о-во России, 2001. 127 с.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2016 (Вологда : ПФ Полиграфист). 365 с.
25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. - М.: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 2001. 240 с.
26. Спирина, О.Г. Особенности межличностного взаимодействия старших дошкольников с общим недоразвитием речи со сверстниками // Педагогика. 2017. № 5. С. 210-217.
27. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 144 с.
28. Титова, Н.И. Межличностное взаимодействие как основа становления сообщества у старших дошкольников // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 1(17). С. 310-315.
29. Турова, М.Г., Тюнников, Ю. С. Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций // Молодой ученый. 2016. № 9.3 (113.3). С. 32-34.
30. Цукерман, Г.А., Венгер, А.Л. Развитие учебной самостоятельности. - М: Открытый институт «Развивающее образование», 2015. 432 с.