РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМДС В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 12
1.1. Деятельность ОМДС в XVIII - начале Х1Хвв 12
1.2. Деятельность ОМДС во второй половине XIX -начале XX вв... 26
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1788 — 1917 ГГ 36
2.1. Влияние деятельности ОМДС на мусульманское образование в Российской империи 36
2.2. Значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 64
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМДС В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 12
1.1. Деятельность ОМДС в XVIII - начале Х1Хвв 12
1.2. Деятельность ОМДС во второй половине XIX -начале XX вв... 26
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1788 — 1917 ГГ 36
2.1. Влияние деятельности ОМДС на мусульманское образование в Российской империи 36
2.2. Значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 64
Актуальность исследования. Современная ситуация демонстрирует ряд кризисных тенденций, в особенности это проявляется в обострении миграционной ситуации в Европе, отягощённым ростом антиисламских настроений. Для России, как государства многонационального важно не допустить межконфессиональной конфронтации. По этой причине, в интересах государства исследовать роль и место ислама в истории нашей страны. Кроме того, ислам является инструментом внутренней и внешней политики.
Россия прошла огромный путь поликультурного развития, в котором ислам занял одно из ведущих мест. Для понимания современного состояния конфессиональных отношений в Российской Федерации необходимо изучить опыт реализации этноконфессиональной политики в Российской империи. Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.
Ислам - вторая по численности верующих религия в Российской Федерации. По разным оценкам в России проживает до 20 млн. мусульман. В последние десятилетия в условиях динамичной глобализации, наряду с неприемлемыми деструктивными угрозами и негативными тенденциями, сопровождающими развитие исламской культуры и цивилизации, отмечается заметный рост позитивного влияния традиционных ценностей исламской культуры и богатого духовного наследия ислама, вызывающий устойчивый интерес к его всестороннему изучению. В этой связи актуализируется задача переосмысления роли и места в корпусе гуманитарно-научных знаний тех новых возможностей, которые возникают на основе интенсивного роста и развития научных исследований в области исламоведения.
Для современного религиоведения крайне важно изучение опыта взаимодействия государства и религиозных сообществ. В этой связи особый интерес представляет изучение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания, действовавшего с 1788 по 1917 гг. Эта высшая мусульманская инстанция являлась государственным учреждением, контролирующим религиозные процессы на значительной части территории Российской империи. Все вышеуказанное обуславливает актуальность изучения опыта организации духовной жизни мусульман в контексте деятельности ОМДС.
Степень разработанности проблемы. Становление религиозной структуры мусульман начинается во второй половине XVIII в., связано это, непосредственно^ деятельностью востоковедов Казанского императорского университета. Изначально проблема особенностей религиозной структуры мусульман Поволжья привлекла внимание Карла Фукса, Е. Малова, а также Ш. Марджани, М.И. Уметбаева, Р Фахретдинова.
В России после Октябрьской революции, в оценке истории религиозных отношений - исследователи исходили от принципов господствующей идеологии. В конечном счете, это привело к исчезновению серьезных религиоведческих исследований, но, уже в 1920-е гг. зарождались работы, заключающие в себе основную часть фактического материала. Среди этих работ можно выделить работы Дж. Валиди, А. Аршаруни, Г. Губайдуллина, X. Габидуллина, М.Г. Худякова и других. После становления идеологического управления наукой, из сферы потенциального изучения выпадает ряд важных для исследования периодов, запрещается тема этно-конфессиональных отношений и особенностей этнических общностей России. Затем религиозные учения, история Ислама в том числе, стоит выделить самостоятельный этап развития историографии: 1960 - 80-е годы, когда уменьшается степень влияния политической идеологии. В это же время начинаются многочисленные исследования общественной мысли народов Поволжья, выходят работы М.Х. Гайнуллина, Р.И. Нафигова, М.Х. Хасанова, Я.Г. Абдуллина, С.М. Михайловой и др.
За последние десять лет ХХ века появились новые возможности для изучения проблем российского ислама. Негативные оценки роли религии в истории уходят в прошлое. Общественные деятели и исследователи сошлись на понимании важности религиозного фактора в современных политических реалиях.
За последнее время у западных исследователей проявился существенный интерес к теме проблем развития татарского общества в России, а также к этноконфессиональной политике. Проблемой религиозных отношений в России занимаются исследователи таких стран как Япония, Турция, США, Франция и Голландия. Весомый материал по истории развития религиозно - правовых и социально - политических институтов мусульман Поволжья находится в диссертационных работах. Здесь стоит отметить работы по этно-конфессиональной политике в России, раскрывающие исторический фон, где, собственно, происходило становление и развитие религиозной структуры мусульман в условиях иноконфессионального законодательства.
Деятельность ОМДС в большей степени была рассмотрена в трудах таких исследователей ислама как Хабутдинов А. Ю., Абдрашитова А.Р., Загидуллин И. К., Хусаинов Г. Б., Малашенко А. В., Житенев Т. Е., Салихов Р. Р., Азаматов Д. Д., Крайсман Н. В., Денисов Д. Н., Юнусова А., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., Ногманов А. И., Левин В. Ф., Дашковский П.К. и др. Отдельно рассмотрим подходы следующих исследователей:
Предмет исследований Д.Ю. Арапова - история ислама в России и СССР. В научном творчестве Арапова основным изучением стала тема «Россия и ислам». Его главные научные труды были посвящены широкому кругу вопросов, связанных с взаимоотношениями Российской империи и Мусульманского мира. В первую очередь, Д.Ю. Арапова интересовали вопросы взаимоотношения элиты Российской империи с той частью Мусульманского мира, которую можно назвать «российской».
Особого внимания достойны две больших работы Д.Ю. Арапова. Во- первых, это подготовленный им сборник документов «Ислам в Российской империи» (М., 2001), представляющий собой итог многолетнего труда ученого по поиску и обобщению важнейших для истории ислама в России законодательных документов, притом что написанная Д.Ю. Араповым вводная статья к этому изданию представляет самостоятельную научную ценность как емкое и концептуальное изложение авторского взгляда на взаимоотношения российской монархии и российской уммы на протяжение периода XVII - начала XX вв. Не только эти,но и собранные Д.Ю. Араповым многочисленные архивные документы стали основой для его второй отмечаемой нами работы - положенной в основу докторской диссертации монографии «Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало ХХ вв.) (М., 2004). Эта выполненная на основе первоисточников работа, определенно, может считаться одной из крупнейших обобщающих работы по истории ислама в России.
А.Ю. Хабутдинов - ключевой тематикой его исследований является духовная жизнь мусульман Волго-Уральского региона. В изучении деятельности ОМДС у него превалирует политический аспект функционирования ОМДС с учетом правовых и экономических особенностей. Отдельное внимание автор уделяет этапам формирования т.н. «двойной» этноконфессиональной идентичности татар.
И.К. Загидуллин — также специализируется на истории татар Поволжья. В контексте рассматриваемой нами проблемы его интересы касались специфики структуры управления и финансово-хозяйственной деятельности мусульманских институтов в Российской империи. Сфера научных интересов: аграрная история Среднего Поволжья, татарское общественное движение, православно-исламские отношения в Волго-Уральском регионе, исламские институты в Российской империи, история Казани. Под его редакцией изданы: 6-й том «Истории татар с древнейших времен» (Казань, 2013), пятитомный сборник «История Казани в документах и материалах» (Казань, 2005, 2011, 2012, 2014), издаются: монографии, сборники научных трудов и документов из серий «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья» и «Исламские институты в Российской империи».
А.Р. Абдрашитова также активно исследовала эволюцию ислама в Поволжье и на Урале, характеризует этапы исторического развития, а также особенности государственно-исламских отношений. Данным исследователем применяется объектный подход, при котором деятельность ОМДС рассматривается как объект комплексного исследования разных научных дисциплин, помимо религиоведения. Абдрашитовой была написана и защищена кандидатская диссертация на тему «Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти».
Также интересны разработки Д.Н. Денисова по роли ОМДС как государственного института, выполняющего функции органа власти для вверенных ему членов мусульманской общины. Им рассматривается практика привлечения в Российской империи мусульманского духовенства к выполнению отдельных государственных полномочий. Осуществление регистрации актов гражданского состояния, первичного воинского учета, разрешение по существу брачно-семейных и наследственных дел, что, по сути, превращало общественных служителей религиозного культа в должностных лиц. Также на основе анализа законодательства и правоприменительной практики Российской империи рассматриваются государственные условия к кандидатам на мусульманские духовные должности в округе Оренбургского магометанского духовного собрания, которые формировались и функционировали на протяжении конца XVIII - начала XX века.
Цель исследования - изучение роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи.
Задачи исследования:
1) рассмотреть организационную структуру и финансово-хозяйственную деятельность ОМДС;
2) изучить просветительскую деятельность ОМДС;
3) рассмотреть участие ОМДС в политической жизни Российской империи;
4) проанализировать опыт деятельности ОМДС по организации духовной жизни мусульман;
5) определить значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.
Объектом исследования является Оренбургское магометанское духовное собрание как орган, занимающийся организацией духовной жизни мусульман Российской империи.
Предмет исследования - роль ОМДС в системе мусульманского образования, а также этноконфессиональной политики Российской империи.
Территориальные рамки исследования: ограничены территорией Российской империи.
Хронологические рамки данного исследования охватывают вторую половину ХУШ - начало ХХ вв. Нижняя граница обусловлена периодом создания в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания. Верхняя граница обусловлена революционными процессами, произошедшими в Российской империи, и падением самодержавия в 1917 г.
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на идейно-исторической концепции многоконфессиональности и поликультурности России. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы базируется на трудах ведущих исследователей ислама в России: Хабутдинова А. Ю., Денисова Д.Н., Абдрашитовой А.Р., Загидуллина И. К., Хусаинов Г. Б., и др. В основу исследования положен гуманитарный подход.
Методы исследования:
- историографический анализ - ключевой метод теоретического обобщения, накопленного результатов исследований, касающихся деятельности ОМДС;
- феноменологический метод - позволяет рассматривать деятельность ОМДС как исторический и социально-политический феномен;
- метод аналогии - необходим для определения роли и значимости деятельности ОМДС в этноконфессиональной политике России как во указанных временных рамках исследования, так и в современных условиях;
- метод синтеза - позволяет объединить в единую систему сведения об опыте деятельности ОМДС в разные периоды функционирования, а также систематизировать сведения о территориальных особенностях функционирования ОМДС;
- метод структурно-функционального анализа.
Источники исследования — научные труды ведущих исследователей ислама в Российской империи, опубликованные материалы научных конференций, статьи в научных журналах, посвященных вопросам ислама в России. Данные исследователи в свою очередь ссылаются на архивные документы: официальные документы ОМДС.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении опыта деятельности ОМДС с позиции реализации государственной, этноконфессиональной политики и оценке применимости методов работы в современных условиях.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений, реализующих национально-культурную и этноконфессиональную политику, а также некоммерческих организаций, содействующих деятельности вышеуказанных субъектов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования в рамках темы выпускной квалификационной работы представлены на таких научно-практических конференциях как: Международная научная конференция «Ломоносов» (МГУ, Москва), и «Дни молодёжной науки» (АГУ, Барнаул). Также результаты исследования применяются в профилактических мероприятиях Фонда РАМП (Развития Алтайской молодёжной политики) и молодежного Парламента г. Барнаула.
Структура работы соответствует логике научного исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
В первой главе рассматривается история деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания с 1788 по 1917 год. Глава содержит два параграфа, соответствующие двум ключевым историческим периодам: первый период - с момента создания ОМДС до реформ 1861 года; второй период — с начала реформ, до Октябрьской революции и упразднения ОМДС.
Вторая глава посвящена роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман в Российской империи. Первый параграф данной главы описывает взаимосвязь образования мусульман Российской империи и деятельности ОМДС. Во втором параграфе уделяется внимание значению деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.
Россия прошла огромный путь поликультурного развития, в котором ислам занял одно из ведущих мест. Для понимания современного состояния конфессиональных отношений в Российской Федерации необходимо изучить опыт реализации этноконфессиональной политики в Российской империи. Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.
Ислам - вторая по численности верующих религия в Российской Федерации. По разным оценкам в России проживает до 20 млн. мусульман. В последние десятилетия в условиях динамичной глобализации, наряду с неприемлемыми деструктивными угрозами и негативными тенденциями, сопровождающими развитие исламской культуры и цивилизации, отмечается заметный рост позитивного влияния традиционных ценностей исламской культуры и богатого духовного наследия ислама, вызывающий устойчивый интерес к его всестороннему изучению. В этой связи актуализируется задача переосмысления роли и места в корпусе гуманитарно-научных знаний тех новых возможностей, которые возникают на основе интенсивного роста и развития научных исследований в области исламоведения.
Для современного религиоведения крайне важно изучение опыта взаимодействия государства и религиозных сообществ. В этой связи особый интерес представляет изучение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания, действовавшего с 1788 по 1917 гг. Эта высшая мусульманская инстанция являлась государственным учреждением, контролирующим религиозные процессы на значительной части территории Российской империи. Все вышеуказанное обуславливает актуальность изучения опыта организации духовной жизни мусульман в контексте деятельности ОМДС.
Степень разработанности проблемы. Становление религиозной структуры мусульман начинается во второй половине XVIII в., связано это, непосредственно^ деятельностью востоковедов Казанского императорского университета. Изначально проблема особенностей религиозной структуры мусульман Поволжья привлекла внимание Карла Фукса, Е. Малова, а также Ш. Марджани, М.И. Уметбаева, Р Фахретдинова.
В России после Октябрьской революции, в оценке истории религиозных отношений - исследователи исходили от принципов господствующей идеологии. В конечном счете, это привело к исчезновению серьезных религиоведческих исследований, но, уже в 1920-е гг. зарождались работы, заключающие в себе основную часть фактического материала. Среди этих работ можно выделить работы Дж. Валиди, А. Аршаруни, Г. Губайдуллина, X. Габидуллина, М.Г. Худякова и других. После становления идеологического управления наукой, из сферы потенциального изучения выпадает ряд важных для исследования периодов, запрещается тема этно-конфессиональных отношений и особенностей этнических общностей России. Затем религиозные учения, история Ислама в том числе, стоит выделить самостоятельный этап развития историографии: 1960 - 80-е годы, когда уменьшается степень влияния политической идеологии. В это же время начинаются многочисленные исследования общественной мысли народов Поволжья, выходят работы М.Х. Гайнуллина, Р.И. Нафигова, М.Х. Хасанова, Я.Г. Абдуллина, С.М. Михайловой и др.
За последние десять лет ХХ века появились новые возможности для изучения проблем российского ислама. Негативные оценки роли религии в истории уходят в прошлое. Общественные деятели и исследователи сошлись на понимании важности религиозного фактора в современных политических реалиях.
За последнее время у западных исследователей проявился существенный интерес к теме проблем развития татарского общества в России, а также к этноконфессиональной политике. Проблемой религиозных отношений в России занимаются исследователи таких стран как Япония, Турция, США, Франция и Голландия. Весомый материал по истории развития религиозно - правовых и социально - политических институтов мусульман Поволжья находится в диссертационных работах. Здесь стоит отметить работы по этно-конфессиональной политике в России, раскрывающие исторический фон, где, собственно, происходило становление и развитие религиозной структуры мусульман в условиях иноконфессионального законодательства.
Деятельность ОМДС в большей степени была рассмотрена в трудах таких исследователей ислама как Хабутдинов А. Ю., Абдрашитова А.Р., Загидуллин И. К., Хусаинов Г. Б., Малашенко А. В., Житенев Т. Е., Салихов Р. Р., Азаматов Д. Д., Крайсман Н. В., Денисов Д. Н., Юнусова А., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., Ногманов А. И., Левин В. Ф., Дашковский П.К. и др. Отдельно рассмотрим подходы следующих исследователей:
Предмет исследований Д.Ю. Арапова - история ислама в России и СССР. В научном творчестве Арапова основным изучением стала тема «Россия и ислам». Его главные научные труды были посвящены широкому кругу вопросов, связанных с взаимоотношениями Российской империи и Мусульманского мира. В первую очередь, Д.Ю. Арапова интересовали вопросы взаимоотношения элиты Российской империи с той частью Мусульманского мира, которую можно назвать «российской».
Особого внимания достойны две больших работы Д.Ю. Арапова. Во- первых, это подготовленный им сборник документов «Ислам в Российской империи» (М., 2001), представляющий собой итог многолетнего труда ученого по поиску и обобщению важнейших для истории ислама в России законодательных документов, притом что написанная Д.Ю. Араповым вводная статья к этому изданию представляет самостоятельную научную ценность как емкое и концептуальное изложение авторского взгляда на взаимоотношения российской монархии и российской уммы на протяжение периода XVII - начала XX вв. Не только эти,но и собранные Д.Ю. Араповым многочисленные архивные документы стали основой для его второй отмечаемой нами работы - положенной в основу докторской диссертации монографии «Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало ХХ вв.) (М., 2004). Эта выполненная на основе первоисточников работа, определенно, может считаться одной из крупнейших обобщающих работы по истории ислама в России.
А.Ю. Хабутдинов - ключевой тематикой его исследований является духовная жизнь мусульман Волго-Уральского региона. В изучении деятельности ОМДС у него превалирует политический аспект функционирования ОМДС с учетом правовых и экономических особенностей. Отдельное внимание автор уделяет этапам формирования т.н. «двойной» этноконфессиональной идентичности татар.
И.К. Загидуллин — также специализируется на истории татар Поволжья. В контексте рассматриваемой нами проблемы его интересы касались специфики структуры управления и финансово-хозяйственной деятельности мусульманских институтов в Российской империи. Сфера научных интересов: аграрная история Среднего Поволжья, татарское общественное движение, православно-исламские отношения в Волго-Уральском регионе, исламские институты в Российской империи, история Казани. Под его редакцией изданы: 6-й том «Истории татар с древнейших времен» (Казань, 2013), пятитомный сборник «История Казани в документах и материалах» (Казань, 2005, 2011, 2012, 2014), издаются: монографии, сборники научных трудов и документов из серий «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья» и «Исламские институты в Российской империи».
А.Р. Абдрашитова также активно исследовала эволюцию ислама в Поволжье и на Урале, характеризует этапы исторического развития, а также особенности государственно-исламских отношений. Данным исследователем применяется объектный подход, при котором деятельность ОМДС рассматривается как объект комплексного исследования разных научных дисциплин, помимо религиоведения. Абдрашитовой была написана и защищена кандидатская диссертация на тему «Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти».
Также интересны разработки Д.Н. Денисова по роли ОМДС как государственного института, выполняющего функции органа власти для вверенных ему членов мусульманской общины. Им рассматривается практика привлечения в Российской империи мусульманского духовенства к выполнению отдельных государственных полномочий. Осуществление регистрации актов гражданского состояния, первичного воинского учета, разрешение по существу брачно-семейных и наследственных дел, что, по сути, превращало общественных служителей религиозного культа в должностных лиц. Также на основе анализа законодательства и правоприменительной практики Российской империи рассматриваются государственные условия к кандидатам на мусульманские духовные должности в округе Оренбургского магометанского духовного собрания, которые формировались и функционировали на протяжении конца XVIII - начала XX века.
Цель исследования - изучение роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи.
Задачи исследования:
1) рассмотреть организационную структуру и финансово-хозяйственную деятельность ОМДС;
2) изучить просветительскую деятельность ОМДС;
3) рассмотреть участие ОМДС в политической жизни Российской империи;
4) проанализировать опыт деятельности ОМДС по организации духовной жизни мусульман;
5) определить значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.
Объектом исследования является Оренбургское магометанское духовное собрание как орган, занимающийся организацией духовной жизни мусульман Российской империи.
Предмет исследования - роль ОМДС в системе мусульманского образования, а также этноконфессиональной политики Российской империи.
Территориальные рамки исследования: ограничены территорией Российской империи.
Хронологические рамки данного исследования охватывают вторую половину ХУШ - начало ХХ вв. Нижняя граница обусловлена периодом создания в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания. Верхняя граница обусловлена революционными процессами, произошедшими в Российской империи, и падением самодержавия в 1917 г.
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на идейно-исторической концепции многоконфессиональности и поликультурности России. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы базируется на трудах ведущих исследователей ислама в России: Хабутдинова А. Ю., Денисова Д.Н., Абдрашитовой А.Р., Загидуллина И. К., Хусаинов Г. Б., и др. В основу исследования положен гуманитарный подход.
Методы исследования:
- историографический анализ - ключевой метод теоретического обобщения, накопленного результатов исследований, касающихся деятельности ОМДС;
- феноменологический метод - позволяет рассматривать деятельность ОМДС как исторический и социально-политический феномен;
- метод аналогии - необходим для определения роли и значимости деятельности ОМДС в этноконфессиональной политике России как во указанных временных рамках исследования, так и в современных условиях;
- метод синтеза - позволяет объединить в единую систему сведения об опыте деятельности ОМДС в разные периоды функционирования, а также систематизировать сведения о территориальных особенностях функционирования ОМДС;
- метод структурно-функционального анализа.
Источники исследования — научные труды ведущих исследователей ислама в Российской империи, опубликованные материалы научных конференций, статьи в научных журналах, посвященных вопросам ислама в России. Данные исследователи в свою очередь ссылаются на архивные документы: официальные документы ОМДС.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении опыта деятельности ОМДС с позиции реализации государственной, этноконфессиональной политики и оценке применимости методов работы в современных условиях.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений, реализующих национально-культурную и этноконфессиональную политику, а также некоммерческих организаций, содействующих деятельности вышеуказанных субъектов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования в рамках темы выпускной квалификационной работы представлены на таких научно-практических конференциях как: Международная научная конференция «Ломоносов» (МГУ, Москва), и «Дни молодёжной науки» (АГУ, Барнаул). Также результаты исследования применяются в профилактических мероприятиях Фонда РАМП (Развития Алтайской молодёжной политики) и молодежного Парламента г. Барнаула.
Структура работы соответствует логике научного исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
В первой главе рассматривается история деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания с 1788 по 1917 год. Глава содержит два параграфа, соответствующие двум ключевым историческим периодам: первый период - с момента создания ОМДС до реформ 1861 года; второй период — с начала реформ, до Октябрьской революции и упразднения ОМДС.
Вторая глава посвящена роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман в Российской империи. Первый параграф данной главы описывает взаимосвязь образования мусульман Российской империи и деятельности ОМДС. Во втором параграфе уделяется внимание значению деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.
Учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания ознаменовало собой новый этап отношений мусульманской общины и власти в Российской империи. С одной стороны - это акт признания права мусульман Российской империи на религиозную автономию, с другой - стремление встроить структуру общественной и религиозной жизни мусульман в социально-политическую систему Российской империи. Также стоит особо отметить тот факт, что деятельность ОМДС стала мировым прецедентом реализации государственной этноконфессиональной политики по отношению к исповедующим не титульную религию. Одним из важнейших в политическом аспекте итогов деятельности Собрания, а также создаваемых по аналогии организаций в Крыму и на Кавказе, стала плавная и относительно мирная интеграция в правовое поле территорий и населения, вошедших в состав Российской империи.
Рассматриваемое законодательство в отношении мусульман Российской империи данного периода, требовало кардинальных реформ, направленных на предоставление широких прав самоопределения и ликвидации ограничений по конфессиональному признаку, а также исключения норм, поощряющих принятие христианского вероисповедания. В высших чиновничьих кругах империи был взят курс на смещении акцентов с политики христианизации на стремление русифицировать мусульманское население Волго-Уральского региона, что выразилось во внедрении русского языка в сферу мусульманского образования и установлении образовательного ценза для духовенства, подразумевавшего знание муллами русского языка, а в дальнейшем ведение ими делопроизводства на местах на русском языке. Введенные новшества были крайне негативно восприняты мусульманским населением, что выразилось в бескомпромиссном противостоянии реализации нововведений на местах.
Развитие татарской религиозно-философской мысли отразило поиски способов сохранения этноконфессиональной идентичности в правовой реальности последней трети XIX - начала XX вв. и путей решения проблем, стоявших перед мусульманами в условиях меняющихся политических и правовых реалий в государстве.
Рассмотренное нами политическое движение татарского мусульманского общества, было направлено на сохранение самобытности религиозных и иных устоев. А с 1905 татарское мусульманское общественное движение было направлено на выработку национальной идеи на обще-мусульманских съездах и работе мусульманской фракции в думе.
Работа мусульманской фракции в Государственной думе не привела к осуществлению предлагаемых мусульманами проектов, но тем не менее сыграла заметную роль, став трибуной, где мусульмане публично и легально отстаивали свои национальные интересы. Наиболее важными для мусульман были религиозные проблемы, вопросы народного образования, переселенческая политика, положение национальных окраин, а также вопрос о праздничных днях. Во время дискуссий в думе, при обсуждении этих вопросов наблюдалась наибольшая активность мусульманских депутатов. По принципиальным вопросам мусульманские депутаты занимали консолидированную позицию. В то же время внутри мусульманской фракции существовали противоречия, которые обуславливались различным пониманием региональных и национальных интересов. Мусульманские депутаты старались не выносить за пределы фракции разногласия и стремились действовать консолидировано.
Таким образом мы рассмотрели роль ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи, что говорит о том, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что деятельность ОМДС является ярким примером успешной, для определенного этапа исторического развития, государственной этноконфессиональной политики - подтвердилась. Стоит уделить особое внимание тому, что ОМДС сыграло значительную роль в укреплении территориальной целостности Российской империи. Оренбургское магометанское духовное собрание выступило в межэтнических и межконфессиональных отношениях неким «миротворцем», которому удалась профилактика и урегулирование конфликтов на этнорелигиозной почве.
Рассматриваемое законодательство в отношении мусульман Российской империи данного периода, требовало кардинальных реформ, направленных на предоставление широких прав самоопределения и ликвидации ограничений по конфессиональному признаку, а также исключения норм, поощряющих принятие христианского вероисповедания. В высших чиновничьих кругах империи был взят курс на смещении акцентов с политики христианизации на стремление русифицировать мусульманское население Волго-Уральского региона, что выразилось во внедрении русского языка в сферу мусульманского образования и установлении образовательного ценза для духовенства, подразумевавшего знание муллами русского языка, а в дальнейшем ведение ими делопроизводства на местах на русском языке. Введенные новшества были крайне негативно восприняты мусульманским населением, что выразилось в бескомпромиссном противостоянии реализации нововведений на местах.
Развитие татарской религиозно-философской мысли отразило поиски способов сохранения этноконфессиональной идентичности в правовой реальности последней трети XIX - начала XX вв. и путей решения проблем, стоявших перед мусульманами в условиях меняющихся политических и правовых реалий в государстве.
Рассмотренное нами политическое движение татарского мусульманского общества, было направлено на сохранение самобытности религиозных и иных устоев. А с 1905 татарское мусульманское общественное движение было направлено на выработку национальной идеи на обще-мусульманских съездах и работе мусульманской фракции в думе.
Работа мусульманской фракции в Государственной думе не привела к осуществлению предлагаемых мусульманами проектов, но тем не менее сыграла заметную роль, став трибуной, где мусульмане публично и легально отстаивали свои национальные интересы. Наиболее важными для мусульман были религиозные проблемы, вопросы народного образования, переселенческая политика, положение национальных окраин, а также вопрос о праздничных днях. Во время дискуссий в думе, при обсуждении этих вопросов наблюдалась наибольшая активность мусульманских депутатов. По принципиальным вопросам мусульманские депутаты занимали консолидированную позицию. В то же время внутри мусульманской фракции существовали противоречия, которые обуславливались различным пониманием региональных и национальных интересов. Мусульманские депутаты старались не выносить за пределы фракции разногласия и стремились действовать консолидировано.
Таким образом мы рассмотрели роль ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи, что говорит о том, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что деятельность ОМДС является ярким примером успешной, для определенного этапа исторического развития, государственной этноконфессиональной политики - подтвердилась. Стоит уделить особое внимание тому, что ОМДС сыграло значительную роль в укреплении территориальной целостности Российской империи. Оренбургское магометанское духовное собрание выступило в межэтнических и межконфессиональных отношениях неким «миротворцем», которому удалась профилактика и урегулирование конфликтов на этнорелигиозной почве.
Подобные работы
- ШАРИАТ В КУЛЬТУРЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



