Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Работа №120792

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМДС В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 12
1.1. Деятельность ОМДС в XVIII - начале Х1Хвв 12
1.2. Деятельность ОМДС во второй половине XIX -начале XX вв... 26
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 1788 — 1917 ГГ 36
2.1. Влияние деятельности ОМДС на мусульманское образование в Российской империи 36
2.2. Значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 64


Актуальность исследования. Современная ситуация демонстрирует ряд кризисных тенденций, в особенности это проявляется в обострении миграционной ситуации в Европе, отягощённым ростом антиисламских настроений. Для России, как государства многонационального важно не допустить межконфессиональной конфронтации. По этой причине, в интересах государства исследовать роль и место ислама в истории нашей страны. Кроме того, ислам является инструментом внутренней и внешней политики.
Россия прошла огромный путь поликультурного развития, в котором ислам занял одно из ведущих мест. Для понимания современного состояния конфессиональных отношений в Российской Федерации необходимо изучить опыт реализации этноконфессиональной политики в Российской империи. Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.
Ислам - вторая по численности верующих религия в Российской Федерации. По разным оценкам в России проживает до 20 млн. мусульман. В последние десятилетия в условиях динамичной глобализации, наряду с неприемлемыми деструктивными угрозами и негативными тенденциями, сопровождающими развитие исламской культуры и цивилизации, отмечается заметный рост позитивного влияния традиционных ценностей исламской культуры и богатого духовного наследия ислама, вызывающий устойчивый интерес к его всестороннему изучению. В этой связи актуализируется задача переосмысления роли и места в корпусе гуманитарно-научных знаний тех новых возможностей, которые возникают на основе интенсивного роста и развития научных исследований в области исламоведения.
Для современного религиоведения крайне важно изучение опыта взаимодействия государства и религиозных сообществ. В этой связи особый интерес представляет изучение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания, действовавшего с 1788 по 1917 гг. Эта высшая мусульманская инстанция являлась государственным учреждением, контролирующим религиозные процессы на значительной части территории Российской империи. Все вышеуказанное обуславливает актуальность изучения опыта организации духовной жизни мусульман в контексте деятельности ОМДС.
Степень разработанности проблемы. Становление религиозной структуры мусульман начинается во второй половине XVIII в., связано это, непосредственно^ деятельностью востоковедов Казанского императорского университета. Изначально проблема особенностей религиозной структуры мусульман Поволжья привлекла внимание Карла Фукса, Е. Малова, а также Ш. Марджани, М.И. Уметбаева, Р Фахретдинова.
В России после Октябрьской революции, в оценке истории религиозных отношений - исследователи исходили от принципов господствующей идеологии. В конечном счете, это привело к исчезновению серьезных религиоведческих исследований, но, уже в 1920-е гг. зарождались работы, заключающие в себе основную часть фактического материала. Среди этих работ можно выделить работы Дж. Валиди, А. Аршаруни, Г. Губайдуллина, X. Габидуллина, М.Г. Худякова и других. После становления идеологического управления наукой, из сферы потенциального изучения выпадает ряд важных для исследования периодов, запрещается тема этно-конфессиональных отношений и особенностей этнических общностей России. Затем религиозные учения, история Ислама в том числе, стоит выделить самостоятельный этап развития историографии: 1960 - 80-е годы, когда уменьшается степень влияния политической идеологии. В это же время начинаются многочисленные исследования общественной мысли народов Поволжья, выходят работы М.Х. Гайнуллина, Р.И. Нафигова, М.Х. Хасанова, Я.Г. Абдуллина, С.М. Михайловой и др.
За последние десять лет ХХ века появились новые возможности для изучения проблем российского ислама. Негативные оценки роли религии в истории уходят в прошлое. Общественные деятели и исследователи сошлись на понимании важности религиозного фактора в современных политических реалиях.
За последнее время у западных исследователей проявился существенный интерес к теме проблем развития татарского общества в России, а также к этноконфессиональной политике. Проблемой религиозных отношений в России занимаются исследователи таких стран как Япония, Турция, США, Франция и Голландия. Весомый материал по истории развития религиозно - правовых и социально - политических институтов мусульман Поволжья находится в диссертационных работах. Здесь стоит отметить работы по этно-конфессиональной политике в России, раскрывающие исторический фон, где, собственно, происходило становление и развитие религиозной структуры мусульман в условиях иноконфессионального законодательства.
Деятельность ОМДС в большей степени была рассмотрена в трудах таких исследователей ислама как Хабутдинов А. Ю., Абдрашитова А.Р., Загидуллин И. К., Хусаинов Г. Б., Малашенко А. В., Житенев Т. Е., Салихов Р. Р., Азаматов Д. Д., Крайсман Н. В., Денисов Д. Н., Юнусова А., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., Ногманов А. И., Левин В. Ф., Дашковский П.К. и др. Отдельно рассмотрим подходы следующих исследователей:
Предмет исследований Д.Ю. Арапова - история ислама в России и СССР. В научном творчестве Арапова основным изучением стала тема «Россия и ислам». Его главные научные труды были посвящены широкому кругу вопросов, связанных с взаимоотношениями Российской империи и Мусульманского мира. В первую очередь, Д.Ю. Арапова интересовали вопросы взаимоотношения элиты Российской империи с той частью Мусульманского мира, которую можно назвать «российской».
Особого внимания достойны две больших работы Д.Ю. Арапова. Во- первых, это подготовленный им сборник документов «Ислам в Российской империи» (М., 2001), представляющий собой итог многолетнего труда ученого по поиску и обобщению важнейших для истории ислама в России законодательных документов, притом что написанная Д.Ю. Араповым вводная статья к этому изданию представляет самостоятельную научную ценность как емкое и концептуальное изложение авторского взгляда на взаимоотношения российской монархии и российской уммы на протяжение периода XVII - начала XX вв. Не только эти,но и собранные Д.Ю. Араповым многочисленные архивные документы стали основой для его второй отмечаемой нами работы - положенной в основу докторской диссертации монографии «Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало ХХ вв.) (М., 2004). Эта выполненная на основе первоисточников работа, определенно, может считаться одной из крупнейших обобщающих работы по истории ислама в России.
А.Ю. Хабутдинов - ключевой тематикой его исследований является духовная жизнь мусульман Волго-Уральского региона. В изучении деятельности ОМДС у него превалирует политический аспект функционирования ОМДС с учетом правовых и экономических особенностей. Отдельное внимание автор уделяет этапам формирования т.н. «двойной» этноконфессиональной идентичности татар.
И.К. Загидуллин — также специализируется на истории татар Поволжья. В контексте рассматриваемой нами проблемы его интересы касались специфики структуры управления и финансово-хозяйственной деятельности мусульманских институтов в Российской империи. Сфера научных интересов: аграрная история Среднего Поволжья, татарское общественное движение, православно-исламские отношения в Волго-Уральском регионе, исламские институты в Российской империи, история Казани. Под его редакцией изданы: 6-й том «Истории татар с древнейших времен» (Казань, 2013), пятитомный сборник «История Казани в документах и материалах» (Казань, 2005, 2011, 2012, 2014), издаются: монографии, сборники научных трудов и документов из серий «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья» и «Исламские институты в Российской империи».
А.Р. Абдрашитова также активно исследовала эволюцию ислама в Поволжье и на Урале, характеризует этапы исторического развития, а также особенности государственно-исламских отношений. Данным исследователем применяется объектный подход, при котором деятельность ОМДС рассматривается как объект комплексного исследования разных научных дисциплин, помимо религиоведения. Абдрашитовой была написана и защищена кандидатская диссертация на тему «Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти».
Также интересны разработки Д.Н. Денисова по роли ОМДС как государственного института, выполняющего функции органа власти для вверенных ему членов мусульманской общины. Им рассматривается практика привлечения в Российской империи мусульманского духовенства к выполнению отдельных государственных полномочий. Осуществление регистрации актов гражданского состояния, первичного воинского учета, разрешение по существу брачно-семейных и наследственных дел, что, по сути, превращало общественных служителей религиозного культа в должностных лиц. Также на основе анализа законодательства и правоприменительной практики Российской империи рассматриваются государственные условия к кандидатам на мусульманские духовные должности в округе Оренбургского магометанского духовного собрания, которые формировались и функционировали на протяжении конца XVIII - начала XX века.
Цель исследования - изучение роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи.
Задачи исследования:
1) рассмотреть организационную структуру и финансово-хозяйственную деятельность ОМДС;
2) изучить просветительскую деятельность ОМДС;
3) рассмотреть участие ОМДС в политической жизни Российской империи;
4) проанализировать опыт деятельности ОМДС по организации духовной жизни мусульман;
5) определить значение деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.
Объектом исследования является Оренбургское магометанское духовное собрание как орган, занимающийся организацией духовной жизни мусульман Российской империи.
Предмет исследования - роль ОМДС в системе мусульманского образования, а также этноконфессиональной политики Российской империи.
Территориальные рамки исследования: ограничены территорией Российской империи.
Хронологические рамки данного исследования охватывают вторую половину ХУШ - начало ХХ вв. Нижняя граница обусловлена периодом создания в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания. Верхняя граница обусловлена революционными процессами, произошедшими в Российской империи, и падением самодержавия в 1917 г.
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на идейно-исторической концепции многоконфессиональности и поликультурности России. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы базируется на трудах ведущих исследователей ислама в России: Хабутдинова А. Ю., Денисова Д.Н., Абдрашитовой А.Р., Загидуллина И. К., Хусаинов Г. Б., и др. В основу исследования положен гуманитарный подход.
Методы исследования:
- историографический анализ - ключевой метод теоретического обобщения, накопленного результатов исследований, касающихся деятельности ОМДС;
- феноменологический метод - позволяет рассматривать деятельность ОМДС как исторический и социально-политический феномен;
- метод аналогии - необходим для определения роли и значимости деятельности ОМДС в этноконфессиональной политике России как во указанных временных рамках исследования, так и в современных условиях;
- метод синтеза - позволяет объединить в единую систему сведения об опыте деятельности ОМДС в разные периоды функционирования, а также систематизировать сведения о территориальных особенностях функционирования ОМДС;
- метод структурно-функционального анализа.
Источники исследования — научные труды ведущих исследователей ислама в Российской империи, опубликованные материалы научных конференций, статьи в научных журналах, посвященных вопросам ислама в России. Данные исследователи в свою очередь ссылаются на архивные документы: официальные документы ОМДС.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении опыта деятельности ОМДС с позиции реализации государственной, этноконфессиональной политики и оценке применимости методов работы в современных условиях.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений, реализующих национально-культурную и этноконфессиональную политику, а также некоммерческих организаций, содействующих деятельности вышеуказанных субъектов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования в рамках темы выпускной квалификационной работы представлены на таких научно-практических конференциях как: Международная научная конференция «Ломоносов» (МГУ, Москва), и «Дни молодёжной науки» (АГУ, Барнаул). Также результаты исследования применяются в профилактических мероприятиях Фонда РАМП (Развития Алтайской молодёжной политики) и молодежного Парламента г. Барнаула.
Структура работы соответствует логике научного исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
В первой главе рассматривается история деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания с 1788 по 1917 год. Глава содержит два параграфа, соответствующие двум ключевым историческим периодам: первый период - с момента создания ОМДС до реформ 1861 года; второй период — с начала реформ, до Октябрьской революции и упразднения ОМДС.
Вторая глава посвящена роли ОМДС в организации духовной жизни мусульман в Российской империи. Первый параграф данной главы описывает взаимосвязь образования мусульман Российской империи и деятельности ОМДС. Во втором параграфе уделяется внимание значению деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания в этноконфессиональной политике Российской империи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания ознаменовало собой новый этап отношений мусульманской общины и власти в Российской империи. С одной стороны - это акт признания права мусульман Российской империи на религиозную автономию, с другой - стремление встроить структуру общественной и религиозной жизни мусульман в социально-политическую систему Российской империи. Также стоит особо отметить тот факт, что деятельность ОМДС стала мировым прецедентом реализации государственной этноконфессиональной политики по отношению к исповедующим не титульную религию. Одним из важнейших в политическом аспекте итогов деятельности Собрания, а также создаваемых по аналогии организаций в Крыму и на Кавказе, стала плавная и относительно мирная интеграция в правовое поле территорий и населения, вошедших в состав Российской империи.
Рассматриваемое законодательство в отношении мусульман Российской империи данного периода, требовало кардинальных реформ, направленных на предоставление широких прав самоопределения и ликвидации ограничений по конфессиональному признаку, а также исключения норм, поощряющих принятие христианского вероисповедания. В высших чиновничьих кругах империи был взят курс на смещении акцентов с политики христианизации на стремление русифицировать мусульманское население Волго-Уральского региона, что выразилось во внедрении русского языка в сферу мусульманского образования и установлении образовательного ценза для духовенства, подразумевавшего знание муллами русского языка, а в дальнейшем ведение ими делопроизводства на местах на русском языке. Введенные новшества были крайне негативно восприняты мусульманским населением, что выразилось в бескомпромиссном противостоянии реализации нововведений на местах.
Развитие татарской религиозно-философской мысли отразило поиски способов сохранения этноконфессиональной идентичности в правовой реальности последней трети XIX - начала XX вв. и путей решения проблем, стоявших перед мусульманами в условиях меняющихся политических и правовых реалий в государстве.
Рассмотренное нами политическое движение татарского мусульманского общества, было направлено на сохранение самобытности религиозных и иных устоев. А с 1905 татарское мусульманское общественное движение было направлено на выработку национальной идеи на обще-мусульманских съездах и работе мусульманской фракции в думе.
Работа мусульманской фракции в Государственной думе не привела к осуществлению предлагаемых мусульманами проектов, но тем не менее сыграла заметную роль, став трибуной, где мусульмане публично и легально отстаивали свои национальные интересы. Наиболее важными для мусульман были религиозные проблемы, вопросы народного образования, переселенческая политика, положение национальных окраин, а также вопрос о праздничных днях. Во время дискуссий в думе, при обсуждении этих вопросов наблюдалась наибольшая активность мусульманских депутатов. По принципиальным вопросам мусульманские депутаты занимали консолидированную позицию. В то же время внутри мусульманской фракции существовали противоречия, которые обуславливались различным пониманием региональных и национальных интересов. Мусульманские депутаты старались не выносить за пределы фракции разногласия и стремились действовать консолидировано.
Таким образом мы рассмотрели роль ОМДС в организации духовной жизни мусульман Российской империи, что говорит о том, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что деятельность ОМДС является ярким примером успешной, для определенного этапа исторического развития, государственной этноконфессиональной политики - подтвердилась. Стоит уделить особое внимание тому, что ОМДС сыграло значительную роль в укреплении территориальной целостности Российской империи. Оренбургское магометанское духовное собрание выступило в межэтнических и межконфессиональных отношениях неким «миротворцем», которому удалась профилактика и урегулирование конфликтов на этнорелигиозной почве.



1. Абдрашитова А.Р Оренбургское духовное магометанское собрание как орган управления мусульман в XIX начале XX веков / А.Р. Абдрашитова // Вестник ОГУ, 2001. №1. - С. 21-27.
2. Азаматов Д.Д. К проблеме учреждения и оценки деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания / Д.Д. Азаматов / Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: тенденции, современность, перспективы. - Уфа, 1992. - С. 219-221.
3. Азаматов Д.Д. О первой попытке реформирования Оренбургского магометанского духовного собрания / Д.Д. Азаматов // Религия в современном мире. - Казань, 1998. - С. 155-157.
4. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. / Д.Д. Азаматов. - Уфа: Гилем, 1999. - 194 с.
5. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь / Али-заде А.А. М.: Издательский дом «Ансар», 2017. - 400 с.
6. Амирханов Р.М. Очерки истории татарской общественной мысли / Р.М. Амирханов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2016. - 191 с.
7. Амирханов Р.М. Татарский народ и Татарстан в 20 веке: Исторические зарисовки / Р.М. Амирханов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 152 с.
8. Андрощук В.В. Преступления против религии по законодательству России конца XIX - начала XX вв.: дисс...канд. юрид. наук / В.В. Андрощук. - М., 2015. - 267 с.
9. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начала XX вв.): дисс.д-р ист. наук / Д.Ю. Арапов. - М., 2015. - 381 с.
10. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Д.Ю. Арапов. - М., 2011. - 34 с.
11. Ачкасов В.И. Русско-турецкая война 1877-1878. / В.И. Ачкасов, Р.Х. Гайнутдин. - М., 1997. - 263 с.
12. Беккин Р Исламская экономическая модель и проблема ее применения в России / Р Беккин // Центральная Азия и Кавказ, 2006. № 1 (43). - С. 107-119.
13. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы у татар до революции 1917 г. / Дж. Валидов. - Казань: 2012. - 106 с.
14. Волхонский М.А. Арапов Дмитрий Юрьевич (16 мая 1943 г. - 14 декабря 2015 г.)[Электронный ресурс] / М.А. Волхонский, В.М. Муханов, А.А. Ярлыкапов - Режим доступа: ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/агароу-йшйпу- уипеу1сй-16-шауа-1943-д-14-йекаЬгуа-2015-д (дата обращения: 04.05.2020).
15. Гайнутдин Р.Х. Ислам в современной России / Р.Х. Гайнутдин. - М., 2004. - 153 с.
16. Газиева Г. Мусульманская умма в современном российском обществе / Г. Газиева, С. Мельков. Серия «Мусульмане России». - М., 2003. - С. 33.
17. Галиева Г. Современная исламская семья в России (на примере Татарстана) / Г. Галиева // Россия и мусульманский мир. Научно¬информационный бюллетень. 2009. № 3. - С. 47-57.
18. Гарипов Н.К. Политика Российского государства в
этноконфессиональной сфере в конце 18 - начале 20 вв.: опыт духовного управления мусульман: дисс...канд ист. наук / Н.К. Гарипов. - Казань, 2013. - 175 с.
19. Гильмутдинов Д.Р. Ислам и государство в Средневолжском регионе в 1870-1917 гг. (на материале Казанской губернии): дисс.канд ист. наук / Д.Р. Гильмутдинов. - Казань, 2015. - 185 с.
20. Город Казань. Казанская губерния и ее жители в исторических, этнографических и литературных сочинениях в прозе и стихах, 1818-1844: в 3 т. / Карл и Александра Фукс. Т 2: Поездки по Казанской губернии к мордве, чувашам и черемисам, 1839-1940 / Карл и Александра Фукс. 2013. - 329 с.
21. Денисов Д.Н. Выполнение мусульманским духовенством округа ОМДС государственных полномочий в XIX начале XX века [Электронный ресурс] / Д.Н. Денисов // Вестник ЧелГУ 2012. №11 (265). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vypolnenie-musulmanskim-duhovenstvom-okruga- ошй8-до8ийаг81уеппуй-ро1пошосй1у-у-х1х-пасйа1е-хх-уека(дата обращения: 03.03.2020).
22. Ежова Ф.А. Выйти из гетто: мусульмане России должны преодолеть сами себя [Электронный ресурс] / Ф.А. Ежова. - Режим доступа: https:// www.islam.ru/pressclub/vslux/vigemur(дата обращения: 03.01.2020).
23. Житенев Тимофей Евгеньевич Ислам в России: вехи истории // Вестник ВУиТ. 2010. №4. [Электронный ресурс] режим доступа: URL:https://cyber1eniпka.ru/artic1e/n/is1am-v-rossii-vehi-istorii(дата обращения: 03.02.2020).
24.Загидуллин И.К. Исламские институты российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири / И.К. Загидуллин. - Казань: Татар. кн. изд- во, 2017. - 416 с.
25.Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (Европейская часть России и Сибирь) / И.К. Загидуллин. - Казань: Институт им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. - 462 с.
26.Загидуллин И.К. Мусульманские духовные лица округа Оренбургского магометанского духовного собрания и воинская повинность (конец XVIII - начало XX века) [Электронный ресурс] / И.К. Загидуллин // Вестник ТГГПУ 2013. №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskie- duhovnye-litsa-okruga-orenburgskogo-magometanskogo-duhovnogo-sobraniya-i- voinskaya-povinnost-konets-xviii-nachalo-xx-veka(дата обращения: 03.01.2020).
27.Зайнутдинов Д.Р. Мусульманская правовая система в ретроспективе
татарской философско-правовой мысли начала XX века [Электронный ресурс] / Д.Р. Зайнутдинов // Современный мусульманский мир. Международный научный журнал Российского исламского института. 2018. №2. - Режим доступа: ййрз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/шизи1шапзкауа-ргауоуауа-з1з1еша-у-
ге1гозрекйуе-1а1агзкоу-й1озо1§ко-ргауоуоу-шуз11-пасйа1а-хх-уека (дата
обращения: 21.05.2020).
28. Ибрагим Т.К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А.Н. Юзеев. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. - 239 с.
29. Ислам в России в XVIII - начале XXI вв.: модернизация и традиции
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: СЕТ:
Ь11р;/^А^.|фшеб1па.Ги Ьооку^сЬоо[2Ьоок?3472#11п24 (дата обращения: 23.04.2020).
30. Ислам в России: традиции и перспективы / О.И. Щащаев, Т.С. Саидбаев: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 декабря 1997. - М., 1998. - С. 138 с.
31. Ислам в социально-правовом контексте современной России: материалы круглого стола в Государственной Думе РФ 15 марта 2007 г. - М.: ЛЕНАНД, 2007. - 92 с.
32. Ислемисова Р.М. Государственная политика всистеме управления образованием татар России вXIXвеке (на примере Астраханской губернии) / Р.М. Ислемисова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 39-46.
33. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: учебное пособие / Л.И. Алмазова и др.; науч. ред.: Л.И. Алмазова, Г.Г. Идиятуллина, А.Г. Хайрутдинов; Казанский федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. - 373 с.
34. История ОМДС [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.idmedina.ru/books/regions/73161(дата обращения: 20.04.2020).
35. История Татарстана: учебное пособие для основной школы / Б.Ф. Аминов. -Казань, 2011. - 544 с.
36. Инновационные технологии в совершенствовании учебного процесса в мусульманских учебных заведений: материалы международной научно-практической конференции. - Казань РИУ-КФУ, 2013. - З32 с.
37. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане / М. Кемпер. -Казань, 2018. - 655 с.
38. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. - Казань: Татиздат, 1916. - 65 с.
39. Крайсман Н.В. Роль Оренбургского магометанского Духовного
собрания в становлении национальной и конфессиональной толерантности в России [Электронный ресурс] / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №24. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-orenburgskogo-magometanskogo-duhovnogo- sobraniya-v-stanovlenii-natsionalnoy-i-konfessionalnoy-tolerantnosti-v-rossii (дата обращения: 15.03.2020).
40. Ланда Р История ислама в России [Электронный ресурс] / Р Ланда //
Россия и мусульманский мир. 2003. №12 - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-islama-v-rossii(дата обращения: 03.01.2020).
41. Левин В.Ф. Государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце XVIII начале XIX веков [Электронный ресурс] / В.Ф. Левин // Вестник ЧГУ 2011. №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-i-tserkovnaya-politika-rossii-po-
о1позйеп1уи-к-шизи1шапзкоу-ге11дй-у-коп1зе-йуй1-пасйа1е-й1й-уекоу (дата
обращения: 15.03.2020).
42. Малашенко А.В. Ислам в России: религия и политика [Электронный ресурс] / - Режим доступа: йИрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/1з1аш-у-гоззи-ге11д1уа-1- роййка (дата обращения: 03.01.2020).
43. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (ал- Хикма ал-балига), предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева / Ш. Марджани. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2018. - 479 с.
44. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917). пер. с турецкого / И. Мараш. - Казань: Иман, 2015. - 199 с.
45. Материалы по истории образования и просвещения народов Волго- Уралья в рукописных фондах Н.И. Ильминского / Р.Р. Исхаков, Х.З. Багаутдинова. - Казань: ЯЗ, 2015. - 620 с.
46. Медресе Казанской губернии второй трети 19-начала 20 в.: сборник документов и материалов / Л.В. Горохова, Р.А. Гимазова, О.В. Федотова, Н.А. Шарангина. - Казань, 2012. - С. 288.
47. Машанов М.А. Записки миссионера. Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда. 1875. -Казань: Иман, 2012. - 68 с.
48. Муртазин М. История исламского образования в России [Электронный ресурс] / М. Муртазин. - Режим доступа:иКЬ: Ййр://1з1аш.ги/соп1еп1/й1з1огу/44741(дата обращения: 10.03.2020).
49. Мусина Р.Н. Этноконфессиональные процессы в Республике Татарстан / Р.Н. Мусина // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. - Казань, 2001. - С. 65 с.
50. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в 20 веке / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Фэн, 2013. - 303 с.
51. Мухаметшин Р.М. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Фэн, 2016. - С. 692.
52. Мухаметшин Р.М. Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Магариф, 2005. - 271 с.
53. Мухаметшин Р.М Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в 20 веке / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 246 с.
54. Мухаметзарипов И.А. Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе в конце XVIII - начале XX вв.: дисс... канд. ист. наук. - Казань, 2014. - 236 с.
55. Нургалеев Р.М. Классическое мусульманское семейное право: учебное пособие / Р.М. Нургалеев. - Казань: Российский Исламский Институт, 2011. - 83 с.
56.Опрос ВЦИОМ о вероисповедании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/zh/print ц.рйр?з 1й=666&ц 1й=48035&йа1е=27.03.2010(дата обращения: 23.01.2020).
57. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). - СПб., 1830. - Т. XIX, №13996. - С. 775-776.
58. Протокол Уфимского губернского совещания образованного с разрешения господина министра внутренних дел из доверенных башкирских волостей Уфимской губернии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/20 51964 vserossiyskie-musulmanskie-s-ezdi--g.html(дата обращения: 10.02.2020).
59. Садовская Е.А. Адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России: роль образования / Е.А. Садовская // Этническая ситуация и конфликты в странных СНГ и Балтии. - М.: Наука, 2013. - 571 с.
60. Садур В. Проблемы даавата в России / В. Садур [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/historv culture/minaret/19-
20/sadur.htm(дата обращения: 13.04.2020).
61. Салихов Р Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины IX начала XX в. - Казань, 2011. - С. 17.
62. Сенюткина О.Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) / О.Н. Сенюткина [Электронный ресурс] // Исламоведение. 2018. № 2. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/308528(дата обращения: 12.04.2020).
63. Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России (к 100-летию проведения) / О.Н. Сенюткина. - Нижний Новгород: Махинур, 2015. - С. 76.
64. Сенюткина О.Н. Третий съезд мусульман России (к 100-летию проведения) / О.Н. Сенюткина. - Нижний Новгород: Махинур, 2016. - С. 52.
65. Силантьев Р Новейшая история исламского сообщества в России. - М.: ИИПК «Ихтиос», 2005. - 623.
66. Сколько мусульман в России [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://medinaschool.org/librarv/obshestvo/istoriva-islama/skolko-musulman-v- rossii(дата обращения: 10.04.2020)
67. Старостин А.Н. Мусульманская община Екатеринбурга во второй половине XIX - начале XX в.: численность и институты / А.Н. Старостин, Е.М. Главацкая // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. № 4(157). - С. 244-253.
68. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен. - Москва, 2017. - С. 43.
69. Тимонин Е.И. Ислам в дореволюционной Сибири [Электронный
ресурс] / Е.И. Тимонин // Современные научные исследования: теория, методология, практика. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/291019(дата обращения: 12.04.2020)
70. Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский. Диалог культур как средство преодоления разрыва между возможным и действительным на юге на России // Северный Кавказ в национальной стратегии России. Институт этнологии и антропологии РАН. - М., 2008. - С. 56.
71. Хабутдинов А.Ю. Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь / А.Ю. Хабутдинов. - Казань, 2004. - С. 358-359.
72. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII-начале XIX веков / А.Ю. Хабутдинов. - Казань, 2001. - 164 с.
73. Хакимов Р.С. Где наша Мекка? (манифест евроислама) / Р.С. Хакимов. - Казань: Магариф, 2005. - С. 64.
74. Хакимов Р.С. Об истории татар и концепции семитомного труда
«История татар с древнейших времен» [Электронный ресурс] / Р.С. Хакимов // Историческая этнология. 2016. №1. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-tatar-i-kontseptsii-semitomnogo-truda- istoriya-tatar-s-drevneyshih-vremen(дата обращения: 03.01.2020).
75. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX - начало XX вв.) / А.Н. Юзеев, - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. - 287 с.
76. Юнусова А. Мусульманские центры в России и перспективы создания единого духовного управления / А. Юнусова // Ислам и государство. Российская академия наук. Институт Европы. - Москва-Уфа, 2007. - С. 82.
77. Юнусова А. Мусульманское самоуправление в России [Электронный
ресурс] / А. Юнусова // Россия и мусульманский мир. 2011. №8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-samoupravlenie-v-
rossii(дата обращения: 15.03.2020).
78. Bowker D. The religions of the world / D. Bowker. -WDNA.: Turkish University, 2015. - 301 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ