ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СКОНСТРУИРОВАННОГО ОБРАЗА НА
ВОСПРИЯТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
1.1 Наклеивание «ярлыков» как приём манипуляции в СМИ 12
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 19
2.1. Взаимодействие религии и СМИ: исследовательские парадигмы 19
2.2. Проблема освещения религии в современных средствах массовой
информации 21
ГЛАВА 3. ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОПУЛЯРНЫХ СМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 24
3.1. Особенности упоминаемости религий в газете «Алтайская правда».... 24
3.2. Особенности упоминаемости религий в газете «Аргументы и факты —
Алтай» 26
3.3. Особенности упоминаемости религий в информационном агентстве
«Амител» 32
3.4. Особенности упоминаемости религий в информационном агентстве
«ПолитСиб.Ру» 36
3.5 Особенности упоминаемости религий на информационном сайте Altapress.ru 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1 59
Приложение 2 60
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СКОНСТРУИРОВАННОГО ОБРАЗА НА
ВОСПРИЯТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
1.1 Наклеивание «ярлыков» как приём манипуляции в СМИ 12
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 19
2.1. Взаимодействие религии и СМИ: исследовательские парадигмы 19
2.2. Проблема освещения религии в современных средствах массовой
информации 21
ГЛАВА 3. ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОПУЛЯРНЫХ СМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 24
3.1. Особенности упоминаемости религий в газете «Алтайская правда».... 24
3.2. Особенности упоминаемости религий в газете «Аргументы и факты —
Алтай» 26
3.3. Особенности упоминаемости религий в информационном агентстве
«Амител» 32
3.4. Особенности упоминаемости религий в информационном агентстве
«ПолитСиб.Ру» 36
3.5 Особенности упоминаемости религий на информационном сайте Altapress.ru 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Актуальность исследования. С наступлением «века информационных технологий» главной валютой общества становится информация. Религия, как и другие социальные институты, наряду с политическим, экономическим и другими теперь связанна с получением, передачей и накоплением большого количества знаний. Современные реалии, в которых можно найти что угодно, просто заглянув в смартфон или открыв браузер, сопутствуют формированию системы знаний или так называемой информационной компетентности в той или иной сфере.
Под информационной компетентностью подразумевается интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний. Если применять данный термин к религии, то — это получение и формирование неких познаний о смысловом базисе конфессии, религиозных обрядах, ритуалах.
С распространением СМИ, в том числе и сети Интернет, в наши дни практически любой россиянин без труда способен узнать необходимые или интересующие факты о той или иной конфессии. Непросвещенному обывателю достаточно вбить в поисковую строку название той религии, которая его заинтересовала. Также, широкое распространение получают печатные издания и целые ТВ-каналы религиозной направленности. Кто ищет — тот всегда найдёт.
Но мнение масс формируют далеко не религиозные СМИ. Подавляющее большинство прислушивается к светским средствам массовой информации. Именно они формируют картину окружающего мира. Через призму сформированного мировоззрения люди оценивают те или иные события. Человек, ничего не знающий о религии, будет опираться на информацию, которая «у всех на слуху».
В Алтайском крае зарегистрировано свыше ста религиозных организаций и образ каждой из них в глазах общественности зависит от того, как светские СМИ «познакомят» с конфессиями простого обывателя. Описывая или анализируя религиозное событие, журналист берёт на себя ответственность. Ошибка по незнанию или неправильная подача информации могут сформировать ложное представление о той или иной конфессии.
Степень разработанности темы. Проблему взаимодействия религиозных организаций и СМИ, их влияния друг на друга, рассматривает множество учёных и исследователей. Интерес вызван актуальностью темы, особенно для РФ. Ведь Россия — полиэтническое и поликонфессиональное государство. Очень важно понимать какой образ создаёт медиапространство. Однобокое или искаженное представление о той или иной религии может создавать конфликтные ситуации как в конкретном регионе, так и по всей стране.
Основой моего исследования стали труды религиоведов и журналистов. А.В. Самонова рассмотрела то, какими средствами создаётся образ ислама в СМИ, выделила особенности и различные приёмы подачи этой религии в медиапространстве. Профессор Лизбет ван Зоонен выделила 4 исследовательских парадигмы, связанные со взаимоотношениями религии и СМИ. Л. С. Астахова, А. С. Астахова на основе социологических исследований проанализировали образы новых религиозных организаций, которые формируют средства массовой информации.
И.Г Ясавеев в работе «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации» рассматривал то, как образы, созданные в СМИ. влияют на аудиторию и на восприятие той или иной социальной группы в обществе. Он пишет: «... если некоторое меньшинство считается «угрозой обществу», то это ведет к значительным объективным последствиям - исключению, угрозам, остракизму - даже в том случае, если данная группа людей не представляет реальной угрозы социальному порядку. Примером может быть ситуация, которая сложилась в Чеченской Республике в последние годы. Если республика определяется как «очаг терроризма и преступности», то последствия такого определения ситуации абсолютно реальны — против чеченцев ведутся боевые действия, гибнет, подвергается насилию и испытывает огромные лишения и страдания мирное население, и мы имеем в итоге террористические акты в России, совершаемые женщинами-чеченками, потерявшими своих близких».
Также вопросом взаимоотношения религии и СМИ занимаются такие религиоведы и журналисты как: Н.Н. Поташинская, Г.В. Полянцева, Е.В. Согрина, М.В. Зубакин, Р. Лукин, В.В. Петрунин, Л.Г. Егорова, Д. Батлер и другие.
Таким образом, тема взаимодействия религии и СМИ изучена многими журналистами и религиоведами, но в контексте региональной проблематики данный вопрос не рассматривался. В данном исследовании будет рассматриваться взаимодействие конфессий и СМИ в рамках Алтайского края, что поможет сформировать общую картину освещения религиозной повестки в медиапространстве региона.
Источниковую базу исследования составили самые популярные СМИ Алтайского края . В наше исследование вошли 3 разных типа средств массовой информации: газета («Алтайская Правда», «Аргументы и факты — Алтай»), информационное агентство (ИА «Амител», ИА ПолитСиб.Ру) и информационный сайт («Altapress.ru»). Мониторинг новостей производился на официальных сайтах издательств.
В исследовании были рассмотрены исключительно интернет ресурсы, то есть поиск новостей производился на официальных сайтах вышеперечисленных СМИ.
Объект исследования — взаимодействие религиозных организаций и СМИ в регионах России.
Предмет — образ религиозных организаций в СМИ Алтайского края.
Целью дипломной работы является анализ образов религиозных организаций Алтайского края через призму статей газетных изданий и информационных агентств.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть как СМИ влияют на образы тех или иных явлений. Проанализировать то, как сформированное представление влияет на отношение общества к той или иной конфессии.
• Рассмотреть современные тенденции в исследованиях взаимодействия религиозных организаций и СМИ, а также характер освещения темы религии в прессе;
• Посредством запросов найти статьи, связанные с религиями и религиозными организациями в популярных СМИ Алтайского края, а также, посредством анализа отнести ту или иную статью к положительной, отрицательной или нейтральной;
• Выявить общие для региона тенденции освещения религиозной тематики в региональных СМИ.
Методология исследования. Для достижения поставленных задач необходимо воспользоваться как религиоведческими там и журналистскими методологическими принципами. Также необходимо применить совокупность научных методов, таких как: метода классификации, контент- анализ, анализа данных, обобщения и индукции.
Из журналистских принципов в данном исследовании применён функциональный подход, с которым тесно связан деятельностный подход. Первый предполагает комплексный анализ роли и места журналистики в современных средствах массовой информации как системы, влияющей на социум, осуществляя определенную функцию. В данном исследовании этот принцип поможет установить роль журналистики в формировании представлений социума о тех или иных конфессиях.
С функциональным подходом тесно сопряжен деятельностный подход. Известно, что функции какого-либо явления проявляются только в процессе его развития, действия. Иначе говоря, деятельность выступает как целенаправленная реализация некоей программы. Т.е. деятельностный подход поможет рассмотреть, какими методами пользуются те или иные издания для достижения своих целей.
Что касается религиоведческих подходов к изучению проблемы, то в данном исследовании особенности изучения религии как социального и культурного феномена подразумевают методологическую внеконфессиональность. Методологическая внеконфессиональность — нейтральность в анализе тех или иных течений без привязки к собственной позиции. Также в данном исследовании применён принцип объективности. Деятельность религиозных организаций оценивается вне зависимости от оценочных суждений журналистов в найденных материалах.
Также был применён ряд методов, для обработки найденных статей. Например, метод классификации необходим для анализа найденных материалов. Все статьи были отнесены к одной из категорий: положительная, отрицательная, нейтральная. Оценка производилась по следующим критериям: непосредственно новость, стилистические приёмы, которые использовал журналист для описания этой новости и заголовок. Список запросов, которые были произведены: православие, РПЦ, ислам, буддизм, религия, секта, католики.
К нейтральной статье отнесены новости, которые не имеют какой-либо эмоциональной окраски, т.е. констатация факта. Например, заметка о традициях и ритуалах, или же статья о знаменательных событиях для той или иной конфессии (приезд патриарха в Барнаул, открытие выставки, праздники).
Положительной статьёй является тогда, когда та или иная религиозная организация описывается как полезная для общества. Конфессия описана исключительно в положительном ключе. Например: статья «Как РПЦ помогает бороться ос страстью винопития».
Соответственно, отрицательной статьёй является, когда журналисты описывают конфессию как опасную для общества. Или же выставляют религиозную организацию неадекватной, в соотношении с современным обществом, например: «В исправительных учреждениях Алтайского края отбывают наказание более 300 осужденных».
С помощью анализа можно понять какими приёмами пользуются журналисты для создания образа той или иной религиозной организации: какие темы выбирают, какие названия используют, что подчеркивают, а что намеренно умалчивают. Также анализу подверглась реакция читателей. Благодаря комментариям можно увидеть какой эффект возымела информация, как её воспринял обыватель.
Относить статьи к той или иной категории мне поможет метод контент- анализа. Благодаря ключевым словам можно понять какой образ автор хотел сложить у читателя: отрицательный, положительный или нейтральный.
Метод обобщения позволит сформировать общую картину освещения религиозных организаций в СМИ Алтайского края, выявить универсальную тенденцию в медиапространстве региона.
А с помощью индукции можно перейти от анализа конкретных статей и заметок в газетах и информационных агентствах к общим закономерностям, которые характерны для СМИ Алтайского края.
Территориальные рамки. В исследовании рассматривается территория Российской Федерации, главным образом СМИ, зарегистрированные на территории Алтайского края.
Хронологические рамки. Так как в исследование вошли исключительно интернет ресурсы, хронологические рамки обусловлены ростом популярности их среди населения за последние 11 лет. Динамично развивающиеся электронные версии печатных газет и новостные сайты стали неотъемлемой частью информационного поля простого обывателя. Именно поэтому нижняя граница исследования начинается с 2009 года, а верхняя заканчивается нашими днями.
Новизна исследования. В работе проводится анализ влияния СМИ на образы религиозных организаций и конфессий на территории Алтайского края. Всего было проанализировано 2307 материалов из 5 разных СМИ. Статьи проанализированы как в рамках конкретного издания, так и в рамках региона. Например, было обнаружено, что из всех статей 55,3% освещают деятельность представителей православия (РПЦМП, УРЦ и др.), тогда как остальные конфессии либо слабо освещаются (ислам 19,8%), либо не освещаются вовсе.
Также были проанализированных подача и посыл, которые вкладывал журналист в тот или иной материал. У каждого издания была своя тенденция. Например, выявлено, что некоторые издания более негативно относятся к религии, как к явлению в принципе, некоторые нейтральны в своей позиции, а некоторые негативно оценивают лишь конкретные конфессии или религиозные движения (например, ислам или секты). Если рассматривать ситуацию по краю, то подавляющее большинство проанализированных материалов носит нейтральный характер: 65%.
Практическая значимость работы. Благодаря анализу того, как преподносят различные религиозные организации и религии в региональных СМИ, станет возможным оценить настроение по отношению к тем или иным конфессиям, наглядно увидеть, о каких религиях говорят и что о них говорят. Также данная работа может послужить основой для создания курсов по введению в религиоведение для журналистов для более объективной и грамотной работы с публицистическими материалами, связанными с различными конфессиями края и России.
Апробация. По теме данной работы был представлен доклад на VI региональной конференции «Мой выбор — наука», проходившей с 17 по 27 апреля 2019 года в Алтайском государственном университете. Результаты работы были опубликованы в научном журнале «Труды молодых учёных Алтайского государственного университета».
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав (с подглавами), заключения и приложений.
Под информационной компетентностью подразумевается интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний. Если применять данный термин к религии, то — это получение и формирование неких познаний о смысловом базисе конфессии, религиозных обрядах, ритуалах.
С распространением СМИ, в том числе и сети Интернет, в наши дни практически любой россиянин без труда способен узнать необходимые или интересующие факты о той или иной конфессии. Непросвещенному обывателю достаточно вбить в поисковую строку название той религии, которая его заинтересовала. Также, широкое распространение получают печатные издания и целые ТВ-каналы религиозной направленности. Кто ищет — тот всегда найдёт.
Но мнение масс формируют далеко не религиозные СМИ. Подавляющее большинство прислушивается к светским средствам массовой информации. Именно они формируют картину окружающего мира. Через призму сформированного мировоззрения люди оценивают те или иные события. Человек, ничего не знающий о религии, будет опираться на информацию, которая «у всех на слуху».
В Алтайском крае зарегистрировано свыше ста религиозных организаций и образ каждой из них в глазах общественности зависит от того, как светские СМИ «познакомят» с конфессиями простого обывателя. Описывая или анализируя религиозное событие, журналист берёт на себя ответственность. Ошибка по незнанию или неправильная подача информации могут сформировать ложное представление о той или иной конфессии.
Степень разработанности темы. Проблему взаимодействия религиозных организаций и СМИ, их влияния друг на друга, рассматривает множество учёных и исследователей. Интерес вызван актуальностью темы, особенно для РФ. Ведь Россия — полиэтническое и поликонфессиональное государство. Очень важно понимать какой образ создаёт медиапространство. Однобокое или искаженное представление о той или иной религии может создавать конфликтные ситуации как в конкретном регионе, так и по всей стране.
Основой моего исследования стали труды религиоведов и журналистов. А.В. Самонова рассмотрела то, какими средствами создаётся образ ислама в СМИ, выделила особенности и различные приёмы подачи этой религии в медиапространстве. Профессор Лизбет ван Зоонен выделила 4 исследовательских парадигмы, связанные со взаимоотношениями религии и СМИ. Л. С. Астахова, А. С. Астахова на основе социологических исследований проанализировали образы новых религиозных организаций, которые формируют средства массовой информации.
И.Г Ясавеев в работе «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации» рассматривал то, как образы, созданные в СМИ. влияют на аудиторию и на восприятие той или иной социальной группы в обществе. Он пишет: «... если некоторое меньшинство считается «угрозой обществу», то это ведет к значительным объективным последствиям - исключению, угрозам, остракизму - даже в том случае, если данная группа людей не представляет реальной угрозы социальному порядку. Примером может быть ситуация, которая сложилась в Чеченской Республике в последние годы. Если республика определяется как «очаг терроризма и преступности», то последствия такого определения ситуации абсолютно реальны — против чеченцев ведутся боевые действия, гибнет, подвергается насилию и испытывает огромные лишения и страдания мирное население, и мы имеем в итоге террористические акты в России, совершаемые женщинами-чеченками, потерявшими своих близких».
Также вопросом взаимоотношения религии и СМИ занимаются такие религиоведы и журналисты как: Н.Н. Поташинская, Г.В. Полянцева, Е.В. Согрина, М.В. Зубакин, Р. Лукин, В.В. Петрунин, Л.Г. Егорова, Д. Батлер и другие.
Таким образом, тема взаимодействия религии и СМИ изучена многими журналистами и религиоведами, но в контексте региональной проблематики данный вопрос не рассматривался. В данном исследовании будет рассматриваться взаимодействие конфессий и СМИ в рамках Алтайского края, что поможет сформировать общую картину освещения религиозной повестки в медиапространстве региона.
Источниковую базу исследования составили самые популярные СМИ Алтайского края . В наше исследование вошли 3 разных типа средств массовой информации: газета («Алтайская Правда», «Аргументы и факты — Алтай»), информационное агентство (ИА «Амител», ИА ПолитСиб.Ру) и информационный сайт («Altapress.ru»). Мониторинг новостей производился на официальных сайтах издательств.
В исследовании были рассмотрены исключительно интернет ресурсы, то есть поиск новостей производился на официальных сайтах вышеперечисленных СМИ.
Объект исследования — взаимодействие религиозных организаций и СМИ в регионах России.
Предмет — образ религиозных организаций в СМИ Алтайского края.
Целью дипломной работы является анализ образов религиозных организаций Алтайского края через призму статей газетных изданий и информационных агентств.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть как СМИ влияют на образы тех или иных явлений. Проанализировать то, как сформированное представление влияет на отношение общества к той или иной конфессии.
• Рассмотреть современные тенденции в исследованиях взаимодействия религиозных организаций и СМИ, а также характер освещения темы религии в прессе;
• Посредством запросов найти статьи, связанные с религиями и религиозными организациями в популярных СМИ Алтайского края, а также, посредством анализа отнести ту или иную статью к положительной, отрицательной или нейтральной;
• Выявить общие для региона тенденции освещения религиозной тематики в региональных СМИ.
Методология исследования. Для достижения поставленных задач необходимо воспользоваться как религиоведческими там и журналистскими методологическими принципами. Также необходимо применить совокупность научных методов, таких как: метода классификации, контент- анализ, анализа данных, обобщения и индукции.
Из журналистских принципов в данном исследовании применён функциональный подход, с которым тесно связан деятельностный подход. Первый предполагает комплексный анализ роли и места журналистики в современных средствах массовой информации как системы, влияющей на социум, осуществляя определенную функцию. В данном исследовании этот принцип поможет установить роль журналистики в формировании представлений социума о тех или иных конфессиях.
С функциональным подходом тесно сопряжен деятельностный подход. Известно, что функции какого-либо явления проявляются только в процессе его развития, действия. Иначе говоря, деятельность выступает как целенаправленная реализация некоей программы. Т.е. деятельностный подход поможет рассмотреть, какими методами пользуются те или иные издания для достижения своих целей.
Что касается религиоведческих подходов к изучению проблемы, то в данном исследовании особенности изучения религии как социального и культурного феномена подразумевают методологическую внеконфессиональность. Методологическая внеконфессиональность — нейтральность в анализе тех или иных течений без привязки к собственной позиции. Также в данном исследовании применён принцип объективности. Деятельность религиозных организаций оценивается вне зависимости от оценочных суждений журналистов в найденных материалах.
Также был применён ряд методов, для обработки найденных статей. Например, метод классификации необходим для анализа найденных материалов. Все статьи были отнесены к одной из категорий: положительная, отрицательная, нейтральная. Оценка производилась по следующим критериям: непосредственно новость, стилистические приёмы, которые использовал журналист для описания этой новости и заголовок. Список запросов, которые были произведены: православие, РПЦ, ислам, буддизм, религия, секта, католики.
К нейтральной статье отнесены новости, которые не имеют какой-либо эмоциональной окраски, т.е. констатация факта. Например, заметка о традициях и ритуалах, или же статья о знаменательных событиях для той или иной конфессии (приезд патриарха в Барнаул, открытие выставки, праздники).
Положительной статьёй является тогда, когда та или иная религиозная организация описывается как полезная для общества. Конфессия описана исключительно в положительном ключе. Например: статья «Как РПЦ помогает бороться ос страстью винопития».
Соответственно, отрицательной статьёй является, когда журналисты описывают конфессию как опасную для общества. Или же выставляют религиозную организацию неадекватной, в соотношении с современным обществом, например: «В исправительных учреждениях Алтайского края отбывают наказание более 300 осужденных».
С помощью анализа можно понять какими приёмами пользуются журналисты для создания образа той или иной религиозной организации: какие темы выбирают, какие названия используют, что подчеркивают, а что намеренно умалчивают. Также анализу подверглась реакция читателей. Благодаря комментариям можно увидеть какой эффект возымела информация, как её воспринял обыватель.
Относить статьи к той или иной категории мне поможет метод контент- анализа. Благодаря ключевым словам можно понять какой образ автор хотел сложить у читателя: отрицательный, положительный или нейтральный.
Метод обобщения позволит сформировать общую картину освещения религиозных организаций в СМИ Алтайского края, выявить универсальную тенденцию в медиапространстве региона.
А с помощью индукции можно перейти от анализа конкретных статей и заметок в газетах и информационных агентствах к общим закономерностям, которые характерны для СМИ Алтайского края.
Территориальные рамки. В исследовании рассматривается территория Российской Федерации, главным образом СМИ, зарегистрированные на территории Алтайского края.
Хронологические рамки. Так как в исследование вошли исключительно интернет ресурсы, хронологические рамки обусловлены ростом популярности их среди населения за последние 11 лет. Динамично развивающиеся электронные версии печатных газет и новостные сайты стали неотъемлемой частью информационного поля простого обывателя. Именно поэтому нижняя граница исследования начинается с 2009 года, а верхняя заканчивается нашими днями.
Новизна исследования. В работе проводится анализ влияния СМИ на образы религиозных организаций и конфессий на территории Алтайского края. Всего было проанализировано 2307 материалов из 5 разных СМИ. Статьи проанализированы как в рамках конкретного издания, так и в рамках региона. Например, было обнаружено, что из всех статей 55,3% освещают деятельность представителей православия (РПЦМП, УРЦ и др.), тогда как остальные конфессии либо слабо освещаются (ислам 19,8%), либо не освещаются вовсе.
Также были проанализированных подача и посыл, которые вкладывал журналист в тот или иной материал. У каждого издания была своя тенденция. Например, выявлено, что некоторые издания более негативно относятся к религии, как к явлению в принципе, некоторые нейтральны в своей позиции, а некоторые негативно оценивают лишь конкретные конфессии или религиозные движения (например, ислам или секты). Если рассматривать ситуацию по краю, то подавляющее большинство проанализированных материалов носит нейтральный характер: 65%.
Практическая значимость работы. Благодаря анализу того, как преподносят различные религиозные организации и религии в региональных СМИ, станет возможным оценить настроение по отношению к тем или иным конфессиям, наглядно увидеть, о каких религиях говорят и что о них говорят. Также данная работа может послужить основой для создания курсов по введению в религиоведение для журналистов для более объективной и грамотной работы с публицистическими материалами, связанными с различными конфессиями края и России.
Апробация. По теме данной работы был представлен доклад на VI региональной конференции «Мой выбор — наука», проходившей с 17 по 27 апреля 2019 года в Алтайском государственном университете. Результаты работы были опубликованы в научном журнале «Труды молодых учёных Алтайского государственного университета».
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав (с подглавами), заключения и приложений.
В проведённом исследовании было рассмотрено несколько важных проблем, связанных с освещением религиозных организаций в СМИ. Так как в динамичном мире у подавляющего большинства нет времени на то, чтобы проанализировать текст того или иного материала, человек формирует своё понимание о предмете, исходя из эмоций, которые вызвал заголовок, картинка или первые строки текста. Таким образом, читатель, исходя из позиции автора, наклеивает на то или иное явление определённый «ярлык», формирующий его позицию по отношению к этому явлению. Примечательно то, что ярлык с положительной социальной окраской и негативной социальной окраской (ярлык девианта), может быть присвоен нейтральному по своей сути человеку, организации, движению и т.д. Наклеивая ярлык девианта общество заранее предвещает негативное ролевое поведение и соответствующе на него реагируем.
СМИ задают те или иные шаблоны мышления. Средства массовой информации являются мощным инструментом воздействия на аудиторию, прививая ей понятия, образы и настраивая общество на определённый лад по отношению к тем или иным явлениям. Для того, чтобы настроить аудиторию на тот или иной лад, массмедиа прибегает к языковому (речевому) манипулированию.
Языковое манипулирование воспроизводится за счёт использования различных средств языка. Журналист подаёт информацию так, чтобы навязать адресату необходимое представление о действительности или изменить его отношение к ней. Специфическая организация текста способствует возникновению заблуждений в сознании адресата, некритично воспринимающего сообщение. Особое воздействие на адресата играют стилистически окрашенные слова.
Таким образом экспрессивные слова и выражения формируют определенное отношение к явлению, индивиду или группе людей, вызывая одобрение, или порицание со стороны общественности. Благодаря словам и образам, которые создают журналисты, в общественном сознании появляются стереотипы, штампы или ярлыки, которые подхватываются массами.
Помимо того, как СМИ формирует образы, также рассмотрены особенности освещения различных религиозных организаций и конфессий в медиапространстве, в частности Алтайского края с точки зрения парадигмы медиатизации, так как в её рамках религия становится объектом сканирования и трансляции в массы через призму СМИ.
Если говорить о всероссийской тенденции, то стоит отметить, что тема религии попадает в поле зрение СМИ относительно редко. Но, всё же, если журналист берётся освещать какую-либо конфессию, зачастую ему не хватает компетентности грамотно преподнести информацию до читателя. Не считая заметок о различных праздниках и традициях, практически во всех новостных публикациях, как правило, отсутствует экспертный анализ современной религиозной ситуации, чрезмерно преувеличивается зависимость религии от политики и искажается религиозная жизнь страны. Также стоит отметить, что чаще всего СМИ освещают события, связанные с РПЦ, тогда как остальные религиозные организации остаются на периферии зрительского внимания.
Учитывая религиозный подъём, который испытывает современное общество, очень важно освещать весь спектр конфессий, существующих на территории Российской Федерации, грамотно. Ведь только так можно создать гармоничную среду для межрелигиозного диалога.
Если говорить об общих особенностях упоминаемости религиозных организаций в СМИ на территории Алтайского края по итогам проведённого исследования можно выявить определённую тенденцию составления образа различных религиозных организаций в медиапространстве региона. Все пять СМИ, которые вошли в наше исследование, имеют нижеперечисленные особенности, что может стать определённым показателем уровня освещённости религии в СМИ в Алтайском крае.
Во-первых, большинство публикаций посвящено деятельности РПЦ, тогда как остальные религиозные организации освещаются либо слабо, либо не освещаются вовсе. Из 2307 найденных статей 1276 публикаций было посвящено РПЦ, что составляет 55,3% от общей массы новостей религиозной тематики в целом.
Во-вторых, все пять издательств крайне негативно преподносят людей, исповедующих ислам. За редким исключением ислам предстаёт в нейтральном свете (например, как в газете «Алтайская правда»), но в большинстве случаев мусульмане заранее представлены адресату, как террористы. Используя яркие заголовки и крайне скандальные темы, журналисты создают отрицательный образ, что крайне мешает межкультурному и межконфессиональному диалогу.
В-третьих, СМИ алтайского достаточно редко освещают региональную повестку дня. Куда чаще можно найти публикации всероссийского или мирового масштаба. Исключением стал ИА «ПолитСиб.РУ». На этом ресурсе по большей части представлены региональные новости, а также мнение Алтайской метрополии по тем или иным вопросам социального или религиозного характера.
В-четвёртых, в большинстве случаев, религиозные организации предстают перед читателем либо в нейтральном, либо в негативном свете. Так, публикаций нейтрального характера оказалось 66,4%, а негативного 26,3%. Чаще всего журналисты освещают либо праздники и особенности их проведения, либо скандальные новости, связанные с той или иной религиозной организацией. Стоит отметить, что кричащими заголовками чаще пользуются частные издания, чтобы повысить количество просмотров.
В-пятых, журналисты успешно эксплуатируют слово «секта» в крайне негативном значении, закрепляя его отрицательную коннотацию. Образ секты у читателя ассоциируется с чем-то деструктивным и опасным, что подтверждается различными публикациями.
Таким образом, можно сказать, что в регионе наблюдаются определённые проблемы в освещении религиозной тематики. Как правило, отсутствует экспертный анализ, чрезмерно преувеличивается зависимость религии от политики и сгущаются краски при освещении деятельности той или иной религиозной организации. Журналисты часто используют кричащие заголовки для того, чтобы набрать больше просмотров, не задумываясь, как будут относиться к представителям той или иной конфессии население после очередной публикации о «неадекватных мусульманах» и «обнаглевших священниках». Это мешает не только межконфессиональному диалогу, но и интеграции религиозных людей в светское общество, что может стать поводом для конфликтов, причём как на религиозной, так и на национальной почве.
Для решения данной проблемы необходимо повышать компитенцию журналистов в сфере религиоведения. Таким образом, материал будет не просто «громким» и «сенсационным», но и информативным. Также в написании качественной публикации может помочь консультация со специалистом-религиоведом, который разъяснит положения и особенности той или иной конфессии.
Увы, в современном мире не обойтись без ярких и, порой, вводящих в заблуждение заголовков. Только они приносят издательствам просмотры и аудиторию. Но важно соблюдать баланс между игрой слов и истиной. Так текст будет не только «коммерчески выгодным», но и полезным для читателя: публикация будет развивать кругозор и тогда адресат сам сможет сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу, но оперируя уже не шаблонами, а фактами.
СМИ задают те или иные шаблоны мышления. Средства массовой информации являются мощным инструментом воздействия на аудиторию, прививая ей понятия, образы и настраивая общество на определённый лад по отношению к тем или иным явлениям. Для того, чтобы настроить аудиторию на тот или иной лад, массмедиа прибегает к языковому (речевому) манипулированию.
Языковое манипулирование воспроизводится за счёт использования различных средств языка. Журналист подаёт информацию так, чтобы навязать адресату необходимое представление о действительности или изменить его отношение к ней. Специфическая организация текста способствует возникновению заблуждений в сознании адресата, некритично воспринимающего сообщение. Особое воздействие на адресата играют стилистически окрашенные слова.
Таким образом экспрессивные слова и выражения формируют определенное отношение к явлению, индивиду или группе людей, вызывая одобрение, или порицание со стороны общественности. Благодаря словам и образам, которые создают журналисты, в общественном сознании появляются стереотипы, штампы или ярлыки, которые подхватываются массами.
Помимо того, как СМИ формирует образы, также рассмотрены особенности освещения различных религиозных организаций и конфессий в медиапространстве, в частности Алтайского края с точки зрения парадигмы медиатизации, так как в её рамках религия становится объектом сканирования и трансляции в массы через призму СМИ.
Если говорить о всероссийской тенденции, то стоит отметить, что тема религии попадает в поле зрение СМИ относительно редко. Но, всё же, если журналист берётся освещать какую-либо конфессию, зачастую ему не хватает компетентности грамотно преподнести информацию до читателя. Не считая заметок о различных праздниках и традициях, практически во всех новостных публикациях, как правило, отсутствует экспертный анализ современной религиозной ситуации, чрезмерно преувеличивается зависимость религии от политики и искажается религиозная жизнь страны. Также стоит отметить, что чаще всего СМИ освещают события, связанные с РПЦ, тогда как остальные религиозные организации остаются на периферии зрительского внимания.
Учитывая религиозный подъём, который испытывает современное общество, очень важно освещать весь спектр конфессий, существующих на территории Российской Федерации, грамотно. Ведь только так можно создать гармоничную среду для межрелигиозного диалога.
Если говорить об общих особенностях упоминаемости религиозных организаций в СМИ на территории Алтайского края по итогам проведённого исследования можно выявить определённую тенденцию составления образа различных религиозных организаций в медиапространстве региона. Все пять СМИ, которые вошли в наше исследование, имеют нижеперечисленные особенности, что может стать определённым показателем уровня освещённости религии в СМИ в Алтайском крае.
Во-первых, большинство публикаций посвящено деятельности РПЦ, тогда как остальные религиозные организации освещаются либо слабо, либо не освещаются вовсе. Из 2307 найденных статей 1276 публикаций было посвящено РПЦ, что составляет 55,3% от общей массы новостей религиозной тематики в целом.
Во-вторых, все пять издательств крайне негативно преподносят людей, исповедующих ислам. За редким исключением ислам предстаёт в нейтральном свете (например, как в газете «Алтайская правда»), но в большинстве случаев мусульмане заранее представлены адресату, как террористы. Используя яркие заголовки и крайне скандальные темы, журналисты создают отрицательный образ, что крайне мешает межкультурному и межконфессиональному диалогу.
В-третьих, СМИ алтайского достаточно редко освещают региональную повестку дня. Куда чаще можно найти публикации всероссийского или мирового масштаба. Исключением стал ИА «ПолитСиб.РУ». На этом ресурсе по большей части представлены региональные новости, а также мнение Алтайской метрополии по тем или иным вопросам социального или религиозного характера.
В-четвёртых, в большинстве случаев, религиозные организации предстают перед читателем либо в нейтральном, либо в негативном свете. Так, публикаций нейтрального характера оказалось 66,4%, а негативного 26,3%. Чаще всего журналисты освещают либо праздники и особенности их проведения, либо скандальные новости, связанные с той или иной религиозной организацией. Стоит отметить, что кричащими заголовками чаще пользуются частные издания, чтобы повысить количество просмотров.
В-пятых, журналисты успешно эксплуатируют слово «секта» в крайне негативном значении, закрепляя его отрицательную коннотацию. Образ секты у читателя ассоциируется с чем-то деструктивным и опасным, что подтверждается различными публикациями.
Таким образом, можно сказать, что в регионе наблюдаются определённые проблемы в освещении религиозной тематики. Как правило, отсутствует экспертный анализ, чрезмерно преувеличивается зависимость религии от политики и сгущаются краски при освещении деятельности той или иной религиозной организации. Журналисты часто используют кричащие заголовки для того, чтобы набрать больше просмотров, не задумываясь, как будут относиться к представителям той или иной конфессии население после очередной публикации о «неадекватных мусульманах» и «обнаглевших священниках». Это мешает не только межконфессиональному диалогу, но и интеграции религиозных людей в светское общество, что может стать поводом для конфликтов, причём как на религиозной, так и на национальной почве.
Для решения данной проблемы необходимо повышать компитенцию журналистов в сфере религиоведения. Таким образом, материал будет не просто «громким» и «сенсационным», но и информативным. Также в написании качественной публикации может помочь консультация со специалистом-религиоведом, который разъяснит положения и особенности той или иной конфессии.
Увы, в современном мире не обойтись без ярких и, порой, вводящих в заблуждение заголовков. Только они приносят издательствам просмотры и аудиторию. Но важно соблюдать баланс между игрой слов и истиной. Так текст будет не только «коммерчески выгодным», но и полезным для читателя: публикация будет развивать кругозор и тогда адресат сам сможет сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу, но оперируя уже не шаблонами, а фактами.
Подобные работы
- Миграционные процессы в приграничных регионах России
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Положение религиозных общин Алтайского края в контексте государственно-конфессиональной политики в СССР в 1960-е-1980-е. гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Роль медиапространства региона в регулировании
межэтнического взаимодействия
(на примере интернет-ресурсов Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Особенности социально-правовой поддержки многодетных семей
в современном провинциальном городе (на примере г. Рубцовска)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕЭФИРЕ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «СОСЕДИ» И «ВКУСНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «АФОНТОВО»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Роль национально-культурных объединений в интеграции местного
сообщества (на примере земляческих и диаспорных групп)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Адаптационные стратегии мигрантов в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5640 р. Год сдачи: 2018 - Анализ туристско - рекреационного потенциала городских округов г.Славгорода и г.Яровое
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика изучения темы "Современные нетрадиционные религиозные учения в России как отражение постинформационной эпохи" в общественно-научных предметах
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



