Введение 3
1 Теоретико-правовые аспекты реализации конституционного права
граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и сущность права социального обеспечения как элемента
социальной политики 5
1.2 Особенности правового регулирования права граждан на социальное
обеспечение 12
2 Теоретические аспекты конституционной защиты социальных прав
граждан 28
2.1 Понятие конституционных прав человека и гражданина 28
2.2 Общая характеристика социальных прав граждан 35
2.3 Механизмы защиты социальных прав граждан 49
3 Анализ проблем судебной защиты социальных прав граждан 59
3.1 Основные проблемы реализации социальных прав граждан в
Российской Федерации 59
3.2 Анализ деятельности Конституционного Суда в области защиты
социальных прав граждан 76
Заключение 85
Список используемых источников 87
Право социального обеспечения является отраслью российского права, регулирующей общественные отношения, которые возникают при реализации социального обеспечения, а также социальной защиты населения в России.
Предмет права социального обеспечения - это система норм, осуществляющих регулирование указанных общественных отношений. Требуется отграничение отношений, которые возникают при реализации социального обеспечения, а также социальной защиты населения в России от остальных общественных отношений, которые регулируют другие отрасли права - финансовое, трудовое, гражданское право и пр. По каждому виду социального обеспечения содержание правового отношения определяют нормы рассматриваемого вида права, а в рамках процессуальных правоотношений по спорам - также и нормы гражданско-процессуального либо же административно-процессуального права.
Юридические связи субъектов во всех ключевых и процедурных правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, определяют только нормы права социального обеспечения. Также данных субъектов оно наделяет соответствующими субъективными обязанностями и правами. Гражданин обладает правом требования назначения, а также выплаты положенных ему пособия, пенсии, предоставления или компенсации услуг, а другому субъекту - органу социального обеспечения - надлежит назначить, а также предоставить данный вид обеспечения. В связи с чем в содержании правоотношений по социальному обеспечению в основном права появляются у гражданина (семьи), а обязанности, связанные с их реализацией - у органа социального обеспечения, при том, что оба субъекта обладают и правами, и обязанностями в данной юридической связи.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что судебная защита социальных прав граждан РФ остается достаточно сложной и распространенной проблемой в судебной системе РФ.
Различные аспекты судебной защиты социальных прав граждан нашли свое отражение в работах С.Ю. Головиной, Н.Г. Дорониной, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, Н.И. Матузова, Е.Е. Мачульской. Также данной теме посвящены статьи в периодической печати, в частности работы А.В. Радоновой, М.А. Филиппова, С.А. Хмелевской и др.
Целью исследования является анализ реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность права социального обеспечения как элемента социальной политики;
- изучить особенности правового регулирования права граждан на социальное обеспечение;
- проанализировать понятие конституционных прав человека и гражданина;
- дать общую характеристику социальных прав граждан;
- изучить механизмы защиты социальных прав граждан;
- рассмотреть основные проблемы реализации социальных прав граждан в РФ;
- провести анализ деятельности Конституционного Суда в области защиты социальных прав граждан.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права российских граждан на социальное обеспечение, а также его судебная защита.
Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы правового регулирования защиты прав граждан на социальное обеспечение судебными органами.
Методологическую основу исследования составили системный анализ и обобщение нормативных и практических материалов с использованием диалектического, исторического, логического, сравнительно-правового и других методов, а также синтез, индукция, дедукция, сравнение.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список используемых источников.
Правоотношения в сфере регулирования социального обеспечения являются собой элемент общественных социальных отношений. Выступая таковыми они опосредуют обеспечение людей средствами к существованию, а также расширенное производство индивида как производительной силы. Посредством механизмов социального обеспечения осуществляется защита ряда категорий людей, а именно: пенсионеров, многодетных семей, малообеспеченных людей, безработных, инвалидов, беременных и др.
Необходимо отметить, что в данной структуре основные отношения - это экономические отношения. При помощи механизма интересов они существенным образом воздействуют на политические отношения.
Рассмотрим далее: в чем заключается связь социальных и политических отношений. Социальные отношения выявляют направленность, а также содержание политических отношений. Тогда как в соответствии с политическими отношениями происходит поиск и принятие решений возникающих социальных проблем.
В свою очередь социальная политика является некой формой по организации и формированию социальных отношений.
Необходимо отметить, что правовые отношения являются важным элементов структуры по осуществлению социального обеспечения. Они представляют собой систему общественных отношений. Их значение объясняет роль права в достижении поставленных целей по социальному обеспечению.
Экономические, политические, социальные отношения определяют обязанности, функции в структуре по социальному обеспечению правовых отношений.
Однако в результате сложившегося характера взаимоотношений между экономикой, политикой, правом и социальной сферой, выявляется возможность правового влияния на отношения по осуществлению социального обеспечения.
Именно базис влияет на отношение экономики, в результате чего взаимоотношения права и экономки влияют на взаимодействие экономических и правовых отношений.
Основа для существования, взаимодействия, развития отношений (правовых и идеологических) - социальные отношения. Но они обладают тесной связью с правовыми отношениями при помощи политических отношений. В обязанности права входит контролирование социальных процессов, отражающихся на сегодняшний день в политике.
Политические и правовые отношения также обладают тесной связью в социальном обеспечении. Для социальной политики требуется, чтобы государство применяло различные необходимые для этого правовые средства. Тогда как социальная политика использует правовые нормы для реализации своих функций и целей, влияет на внесение изменений существующих прав.
Для изучения структуры по системному социальному обеспечению необходимо провести анализ и определить все имеющиеся в данной системе понятия.
Опираясь на то, что было сказано ранее, можно говорить, что субъекты, виды обеспечения, право на социальное обеспечение, денежные средства, органы для реализации данного рода обеспечения - все это являются составными элементами данной системы.
Получается, исходя из этого, система социального обеспечения представляет собой систему связанных друг с другом и совместно функционирующих источников финансовых средств, учреждений, органов, субъектов, видов обеспечения, нормативно-правовых актов.
Данная система состоит из государственной/негосударственной части, а также из подсистем, а именно: из финансирования, управления, субъектов обеспечения, права и видов обеспечения. Их задача заключается в реализации прав населения на социальное обеспечение.
Отметим, что все они по отдельности входят в свою самостоятельную систему, которая имеет свои внутренние компоненты. Однако, не смотря на это, если рассматривать их в совокупности при изучении данного вопроса, то они представляют собой единую систему для ее нормального функционирования.
На сегодняшний день в число функции государства входит социальная функция. Она осуществляет регулирование и контроль социальных прав гражданина и человека на основании разработанных принципов справедливости и равноправия. Является на данный момент важной функцией, т.к. при ее реализации государство осуществляет формирование всех необходимых условий, чтобы обеспечить населению достойный уровень жизни, а также решить проблемы, возникшие в результате дестабилизации социального равенства.
Но, не смотря на это, государство не должно его полностью искоренить, ему необходимо сформировать специальные условия для обеспечения каждому человеку минимального жизненного «стандарта». Однако при этом государство не обязано полностью обеспечивать человека, оно лишь может помочь ему, тогда как за свое социальное положение, а также условия жизни отвечает лично сам человек. Именно он несет ответственность за свое социальное положение и материальное благосостояние.
В основе отношений государства и личности лежит принципы социальной справедливости, принципы солидарности, партнерства, равенства.
Социальная справедливость - возможность, имеющаяся у трудоспособного человека, работать на достойной работе, получать медицинскую помощь, образование и прочие социальные блага, при потери трудоспособности обладать возможностью воспользоваться своим правом на реализацию имеющихся социальных прав, где государство осуществляет свою помощь и поддержку.
Нормативное закрепление всех имеющихся социальных прав состоит из гуманистических начал, которые обусловлены желание государства создать для своего населения достойный уровень жизни, а также из формальных юридических аспектов.
В основе реализации всех социальных конституционных прав гражданина и человека находится объективное, соответствующее историческому моменту, усиление государственной социальной функции, законодательная детализация конституционных принципов и норм осуществления в адрес населения социальной защиты.
Благодаря данному процессу происходит политико-правовое изменение института по оказанию социальной защиты, т.е. «юридическая» обязанность приходит на смену «гуманитарной» обязанности.
Необходимо осуществить законодательное закрепление системы по минимальных стандартам реализации в РФ социальных прав гражданина и человека для определения минимального значения требуемых из бюджета средств для того, чтобы реализовывать социальные конституционные права гражданина и человека в соответствии с российским бюджетным законодательством.
В качестве минимальных социальных государственных стандартов должны выступать параметры качества и объема социальных услуг, которые разработаны для российских граждан. Данные социальные услуги являются безвозмездными. Финансирование данных услуг осуществляется бюджетная система РФ.
Конституционный Суд РФ, являясь одним из полноправных институтов социальной защиты человека и гражданина, призван гарантировать согласованность интересов общества и государства в вопросах финансового обеспечения социальной политики. Выбирая между социальными потребностями общества и экономическими возможностями государства, Конституционный Суд РФ не оценивает размер конкретных видов финансового обеспечения, так как последнее не относится к полномочиям Конституционного Суда. Однако, решая вопрос о соответствии Конституции РФ положений отраслевого законодательства в области социального обеспечения, Конституционный Суд вправе определить, позволяют ли рассматриваемые нормы обеспечить минимальные условия достойной жизни человека. Одновременно, рассматривая вопросы различий в социально- правовом статусе отдельных категорий граждан, Конституционный Суд вправе решать вопрос о целесообразности, обоснованности и оправданности такой дифференциации, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости.
1. Конституция Российской Федерации // Собрании законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (ред. от 03 августа
2018г. ) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 26. - ст. 2581.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29 июля 2018г. , с изм. и доп., вступ. в силу с 18 июля 2019 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - ст. 4563.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Собрание российского законодательства. - 2011. - 48. - ст. 6724.
6. Федеральный закон от 28.11.2015 № 358-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 48 (ч!). - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание российского законодательства. - 1995. - № 14. - Ст. 1212.
8. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913.
9. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание российского законодательства. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание российского законодательства. - 2012. - №19. - ст. 2334.
11. Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. №942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» //Собрание российского законодательства. - 1995. - №38.- ст. 3669.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 48. - ст. 6872.
13. Постановление Правительства российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 (ред. от 22.03.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»// Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 9. - ст. 1018.
14. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р«Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения»// Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 7.- ст. 1017.
15. Областной закон Ленинградской области от 30.10.2014 № 72-оз (ред. от 31.07.2018) «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» (принят ЗС ЛО 22.10.2014)// Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 31.10.2014
16. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года№ 717-135 (ред. от 19 декабря 2018 года) «О социальном обслуживании населения в Санкт- Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014)// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2015.- № 1.
17. Приказ Минздрава России от 14.04.2015 года № 187н (ред. от
07.05.2018) «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2015.
... Всего источников – 85.