Аннотация 2
Введение 5
Глава I. Теоретическое обоснование проблем лечебной физической культуры после повреждения вращательной манжеты плеча
1.1 Анатомия и биомеханика ротаторной манжеты плеча 8
1.2 Симптоматика, этиология и виды лечения травм вращательной манжеты плеча 17
1.3. Лечебная физическая культура в функциональный период 23
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи и методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
Глава III. Результаты исследования и их обсуждения 33
Заключение 40
Список используемой литературы 44
Приложения 47
Актуальность темы исследования. Травмы опорно-двигательной системы подстерегают человека на протяжении всей его жизни. И поэтому, практический хирург А.А. Пушков утверждает, что травмы любого характера, а именно, спортивные, бытовые или же производственные, необходимо лечить до полной реабилитации [3].
На сегодняшний день травмы ротаторной манжеты плеча являются одной из самых распространённых проблем, по мнению К.С. Виноградова, и составляют 18,5 % от всех травм опорно-двигательной системы [2].
В основном, повреждения ротаторной манжеты плеча встречаются среди спортсменов, так как из-за увеличения тренировочных нагрузок также увеличивается и вероятность получения травм. Особенно это касается спортсменов силовых и игровых видов спорта.
Если рассматривать случаи с волейболистами или же баскетболистами, то у этих игроков может наблюдаться синдром «Импиджента» или же синдром соударения, обусловленный повторяющимися резкими вращательными движениями плечевого сустава. Так же данный синдром может наблюдаться у любителей гольфа [4].
Если говорить о контактных видах спорта, таких, как хоккей или регби, то ушибы, растяжения и вывихи - привычное дело в их спорте. Но стоит отметить, что получение какой-либо травмы означает, что, вся работа, проделанная спортсменом в течение многих лет, обесценивается в ту же минуту. Поэтому, вопрос о профилактике травматизма в спорте стоит очень остро [28].
Даже если человек не относится к категории спортсменов, то при неудачном падении или столкновении, он может получить травму плеча, так как в большинстве случаев люди, игнорирующие физическую активность имеет ослабленный мышечный корсет.
В том случае, если реабилитация, после получения травмы, не была грамотно проведена или же ей не было уделено достаточно времени, то может развиться хронический болевой синдром и появится ограничение в подвижности плечевого сустава, спровоцированное рубцеванием тканей [18].
Именно поэтому, после прохождения острой стадии заболевания и периода покоя необходима лечебная физическая культура, в качестве реабилитационного метода.
Цель исследования: исследование эффективности разработанного комплекса ЛФК в качестве инструмента восстановления функциональных возможностей у людей с повреждением ротаторной манжеты плеча.
Гипотеза: предполагается, что использование комплекса ЛФК поможет завершить физическую реабилитацию людей с повреждением вращательной манжеты плеча и полностью вернуть временно утраченные возможности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности дальнейшего применения разработанного комплекса по лечебной физической культуре в качестве инструмента ускорения процесса реабилитации людей, имеющих повреждения ротаторной манжеты плеча.
Объект исследования: реабилитационный процесс, направленный на возращение временно утраченных возможностей у людей с повреждением вращательной манжеты плеча.
Предмет исследования: комплекс ЛФК, разработанный для людей с поврежденной ротаторной манжеты плеча.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности патогенеза травм вращательной манжеты плеча.
2. Оценить функциональные способности испытуемых с поврежденной ротаторной манжетой плеча.
3. Разработать комплекс по лечебной физической культуре для лиц с поврежденной ротаторной манжетой плеча.
4. Выявить влияние разработанного комплекса ЛФК на процесс восстановления временно утраченных, функциональных возможностей у лиц с поврежденной ротаторной манжетой плеча.
Методы исследования
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Диагностические тесты.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математико-статической обработки данных, полученных при исследовании.
В данной работе мы рассмотрели травмы ротаторной манжеты плеча с точки зрения её патогенеза, специфической симптоматики и реабилитационной терапии (проведения лечебной физической культуры).
Отдельно были рассмотрены и изучены теоретико-методологические основы, процесса восстановления подвижности ротаторной манжеты плеча в функциональном периоде. Основываясь на трудах И.П. Павлова и В.А. Епифанова была выработана гипотеза о том, что применение соответствующего комплекса ЛФК позволит достигнуть полного восстановления временно утраченных возможностей, у людей с поврежденном ротаторной манжеты плеча.
Для того, чтобы подтвердить данную гипотезу на практике, нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало создание эффективного комплекса, по лечебной физической культуре, направленного на полное восстановление подвижности ротаторной манжеты плеча у людей с нарушениями её функций.
Объектом исследования, соответственно, стал реабилитационный процесс, направленный на восстановление временно утраченных, функциональных возможностей ротаторной манжеты плеча. Предметом - непосредственно комплекс мероприятий лечебной физической культуры в восстановительный период, разработанный для людей с поврежденной ротаторной манжеты плеча.
В качестве базовых задач, определённых для достижения цели исследования, были выделены 4 основные:
1. Были рассмотрены особенности патогенеза травм вращательной манжеты плеча. И на основании изученных материалов, был сделан вывод о важности и эффективности лечебной физической культуры в качестве инструмента ускорения процесса реабилитации временно утраченных возможностей, что послужило основой для разработки комплекса специальных физических упражнений, а также, были выделены уже существующие подходы к восстановлению подвижности плечевого сустава, проанализированы действующие теоретические и эмпирические базы.
2. Также были изучены функциональные способности людей, имеющие повреждения ротаторной манжеты плеча, до начала педагогического эксперимента. Для получения максимально подробной картины был избран комплексный подход к измерению уровня подвижности плечевого сустава: измерялись углы сгибания и разгибания плечевого сустава, а также угол отведения руки.
Уже первый из тестов показал минимальные отличия в результатах контрольной и экспериментальной групп. Различия в среднем максимальном угле сгибания плечевого сустава оказались минимальными и составили всего 0,07 градуса, что говорит о правильности выбранного подхода к отбору испытуемых для и однородности состава групп.
Тест на средний максимальный угол разгибания плечевого сустава также был пройден с минимальными отклонениями в результатах контрольной и экспериментальной группы (до 0,15° разницы в подвижности).
Однородность результатов первых двух тестов, является основания для вывода о пригодности контрольной и экспериментальной групп для проведения эмпирического исследования. Однако можно констатировать, что измерение последнего из выбранных параметров (угла отведения руки), так же показал, что результаты у двух групп - однородные, и имеют минимальные различия. Разница между рассматриваемыми группами составила менее 0.22°, что рамках данного исследования может рассматриваться как статистическая погрешность.
3. После изучения функциональных возможностей людей, имеющих повреждение ротаторной манжеты плеча, был разработан специальный комплекс по лечебной физической культуре.
4. В завершении педагогического эксперимента, были получены данные, которые помогли выявить влияния разработанного комплекса по ЛФК на процесс восстановления временно утраченных, функциональных возможностей. А именно результаты измерения среднего максимального угла сгибания плечевого сустава в экспериментальной группе показали улучшение подвижности на 85.29°, что на 36,14° больше чем в контрольной группе (в которой средний максимальный угол сгибания плечевого сустава увеличился лишь на 49.07°
Второй показатель, угол сгибания плечевого сустава также наглядно демонстрирует эффективности подобранного комплекса. Увеличение подвижности в экспериментальной группе составило 9.29° (с 10.64° до 19.93), что на 6° больше, нежели в контрольной группе (где средний максимальный угол увеличился до 13.93°).
Разница результатов контрольной и экспериментальной группы в угле отведения руки также оказалась значительной. Контрольная группа, не выполнявшая подобранный для проведения исследования комплекс упражнений ЛФК, показала рост среднего максимального угла на 50.59° (с 99.14° до 149.73°). Это значительно меньше, чем результат экспериментальной группы: она показала рост подвижности сустава на 72.03° (с 99.36° до 171.39°), соответственно, разница в результатах исследуемых групп составила 21,66°.
Для выполнения этих задач, был реализован комплекс мероприятий из:
1. Анализ литературных источников. Позволил определить теоретико-методологическую базу исследования, а также степень научной разработанности выбранной темы.
2. Метод педагогического наблюдения. Использовался для изучения проблематики восстановительно-тренировочного процесса.
3. Контрольные тесты. Были обусловлены необходимостью первично охарактеризовать функциональные возможности людей с травмой вращательной манжеты плеча
4. Педагогический эксперимент. Структурировал непосредственно процесс проведения практической части исследования.
5. Метод математико-статической обработки данных, полученных при исследовании. Был использован при обработке результатов и при их сравнении.
Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанный и примененный комплекс лечебной физической культуры благоприятно повлиял на восстановление функциональных возможностей ротаторной манжеты плеча. Исходя из чего, можно заключить, что цель исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Солоха О.А. Диагностика и лечение плечелопаточной периартропатии / О.А. Солоха, Н.Н. Яхно - М.: Неврологический журнал, 2006. - С. 16-18.
2. Беленький А.Г. Патология плечевого сустава. Плечелопаточный периартрит. Прощание с термином: от приблизительности к конкретным нозологическим формам / А.Г. Беленький. - М.: Медицинский журнал, 2004. - С.25-26.
3. Пушков А.А. Спортивные травмы / А.А. Пушков. - М.: Научная литература. 2014.- С. 320.
4. Виноград К.С. Травма вращательной манжеты плечевого сустава / К.С. Виноград. - М.: Молодой ученый. 2018. - С. 139-141.
5. Федорова Н.Е. Бурсит / Н.Е. Федорова. - М.: Медицинская помощь, 2016.- С. 45.
6. Епифанов В.А. Боль в суставах / В.А. Епифаном, А.Г. Котенко. - М.: учебное пособие, 2018. - С. 213.
7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Учебное пособие для вузов, 2006. - С. 313.
8. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж / В.А. Епифанов. - М.: учебное пособие для вузов, 2018. - С. 254.
9. Михаил И.Г. Анатомия человека / И.Г. Михаил. - М.: Учебник для высших учебных заведений физической культуры, 2018. - С. 76 - 79.
10. Пауков В.А. Основы патологии / В.А. Пауков. - М.: Медицина, 2018. - С. 45-49.
11. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека / Н.И. Федюкович. - М.: Учебное пособие. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - С. 416.
12. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник / В.Г. Арефьев. - М.: Камянец - Подольский П.П., Буйницкий О.А., 2011. - С. 73 - 81.
13. Зайцев А. В. Туннельный синдром запястья / А.В. Зайцев. - М.: причины, синдромы, лечение, 2012. - С. 56.
14. Некачалов В.В. Патология костей и суставов / В.В. Некачалов - М.: СПб. Со-тис, 2014. - С. 218.
15. Тревелл Д.Г. Миофасциальные боли / Д.Г. Травелл. - М.: Медицина, 1999. - С. 416.
...