Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ДИЗАРТРИЕЙ МЕТОДАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Работа №120733

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции 9
1.1 Развитие восприятия и психофизиологические особенности детей седьмого года жизни с дизартрией 9
1.2 Особенности и специфика методов сенсорной интеграции как средство развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции 23
2.1 Изучение уровня развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией 23
2.2 Содержание работы по развитию восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции 37
2.3 Оценка эффективности работы по развитию восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62

В настоящее время большинство психологов по всему миру заинтересовано проблемой развития детей. Эта заинтересованность совсем не случайна. Потому как дошкольный период времени представляется стадией особо динамичного физического, психического и нравственного развития. И уже сугубо в старшем дошкольном возрасте происходит преимущественное усовершенствование стадий познания и крайне это касается восприятия. Все это, конечно же, реализовывается под воздействием воспитания и обучения. Ребенком осваивается восприятие форм, цветов, картин, подпространства, человека. Имеющаяся проблема весьма исследована в логопедии и специальной психологии. Ее рассматривали такие исследователи, как Т.Ю. Адрущенко, В.И. Городилова, А.Н Корнев, М.З. Кудрявцева, Р.Е. Левина, А.А. Павлова, Т.Б. Филичева.
Восприятие подразумевает осознание человеком предметности или явлений, влияющих на чувственность и ощущения. Те в свою очередь обобщены с понятиями. Освоению самобытности восприятия предназначено изрядно много работ в психологии. Основополагающими становятся труды Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина. Небезуспешное выделение аномалии восприятия в дошкольном возрасте у детей с дизартрией. А также вероятность коррекции отклонения в совершенствовании предполагающего психического процесса и речи тесно взаимосвязаны с осуществлением качественного и количественного анализа особенности совершенствования восприятия у наименованной категории дошкольников.
За последний промежуток времени значительно возросла численность детей, имеющих речевые затруднения. В список причин также попала проблема переработки сенсорных информаций. Окружающий мир человек познает через работу анализаторных систем. Через зрение, слух, осязание, обоняние и проприоцептивность действий, а также вестибулярный аппарат. И если ощущения будут богаче. Тогда получаемые сведения будут разносторонними. Обеспеченность умственных, речевых и физических совершенствований значительно обуславливается уровнем сенсорного становления. Поэтому при расстройстве моторики в той или иной мере наблюдается нарушение восприятия. У детей с патологией речи, а именно с дизартрией фиксируется трудность в восприятии, это изначально затрагивает пространственное, зрительное и речевое. Для детей сложно распознавать предметы, изображения. Им свойственно нарушение таких видов памяти, как зрительная, моторная, двигательная.
Сенсорная интеграция предполагает прорабатывания поступающих ощущений. А также структуризация этих впечатлений и группировки востребованного материала служат для построения адекватного решения. Если сенсорная система действует безошибочно, тогда мозг извлекает большое количество информации и сообщает наибольше уместных результатов. Когда же сенсорное интегрирование недостаточное, тогда и мозг не приобретает обеспеченной численности умений, а значит, приводит к речевому затруднению и сложности всеобщего совершенствования. Стремление сенсорного интегрирования предполагает передачу наибольшей величины уместной сенсорной, вестибулярной, проприоцептивной и тактильной заинтересованности, чтоб организовать правильность работы центральной нервной системы. Усовершенствование сенсорной интеграции взаимосвязано, в общем, и с работой человека. Разработала метод сенсорной интеграции Э. Джин Айрес.
Недостаточное изучение характерности усовершенствования восприятия, а также его взаимосвязанности с патологиями речи детей с дизартрией и неразработанность профилактических методов сенсорной интеграции, совмещающихся с недоразвитием упомянутого психического процесса, обуславливают актуальность рассматриваемого исследования.
Исходя из вышесказанного, было определено противоречие между необходимостью развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией и не разработанностью применения методов сенсорной интеграции, способствующих данному процессу.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: какова возможность развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции.
Исходя из актуальности проблемы, нами была сформулирована тема бакалаврской работы: «Развитие восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции
Объект исследования: процесс развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией.
Предмет исследования: развитие восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции.
Гипотеза исследования: развитие восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции будет эффективно, если:
• разработано содержание дидактических игр/пособий на основе применения методов сенсорной интеграции;
• включены дидактические игры на основе сенсорной интеграции в совместную деятельность с педагогом, так и в самостоятельную деятельность детей;
• обогащена предметно-пространственная среда, побуждающая детей к познанию, путем включения в нее необходимых материалов восприятия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования выделяются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать логопедическую, лингвистическую, психолингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией.
3. Разработать и апробировать методику развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ).
• эмпирические (дидактические игры, изучение предметно - пространственной среды, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент).
Методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Методологическая основа исследования:
• теоретические исследования в области развития зрительного восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Плаксина);
• теоретические исследования в области развития слухового восприятия (Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова, Л.В. Нейман);
• теоретические исследования в области развития осязательного восприятия (Н.Р. Бабаджанова, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов);
• теоретические исследования в области развития обонятельного восприятия (В.Д. Шадриков);
• теоретические исследования в области сенсорного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, И.М. Сеченов).
Новизна исследования заключается в том, что представлена возможность использовать методы сенсорной интеграции в процессе развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции;
• разработана методика развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции.
Практическая значимость исследования: дидактические игры на развитие восприятия методами сенсорной интеграции у детей седьмого года жизни с дизартрией могут использоваться в воспитательно- образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина» структурное подразделение МБУ «Школа №26» детский сад «Тополек» 3 корпус.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источника) и 6 приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами и одним рисунком.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты анализа теоретических подходов предполагают, что проблема развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методами сенсорной интеграции на сегодняшний день имеет актуальность. Роль восприятия в эффективности познания окружающего мира обоснована в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Р.С. Немова.
Использование методов сенсорной интеграции в развитии восприятия у дошкольников изложены в работах А.В. Запорожца, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. По сути, любое восприятие имеет обучающую задачу, где необходимо разрешить сложившуюся ситуацию. В момент сенсорной интеграции ребенок не только получает знания, но также имеет возможность их обобщить и закрепить в памяти. У детей дошкольного возраста познавательные процессы развиваются и откладываются в умственной деятельности.
Выявление уровня развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией показало, что низкий уровень имеют 20% испытуемых. Что позволяет отметить у детей с дизартрией сниженный уровень восприятия предметного мира. Дети не могут точно воспринять информацию с помощью зрительных, слуховых, осязательных и обонятельных анализаторов. А это в свою очередь затрудняет в дальнейшем анализ и передачу информации. Наблюдается разрыв зрительного образа и слова.
Поэтому развитие восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией методом сенсорной интеграции будет благоприятным, если:
• разработать содержание дидактических игр/пособий на основе применения методов сенсорной интеграции;
• включить дидактические игры на основе сенсорной интеграции в совместную деятельность с педагогом, так и в самостоятельную деятельность детей;
• обогатить предметно-пространственную среду, побуждающую детей к познанию, путем включения в нее необходимых материалов для развития восприятия.
На констатирующем этапе исследования мы выявляли уровень развития восприятия у детей седьмого жизни с дизартрией.
На формирующем этапе экспериментальной работы мы реализовали комплекс мероприятий, который включал в себя работу с детьми: это дидактические игры с детьми седьмого года жизни, основанные на применении методов сенсорной интеграции, обеспечивающих развитие всех видов восприятия.
Также проводилась работа с педагогами дошкольной образовательной организации, которая включала в себя консультирование по применению методов сенсорной интеграции и осуществлялось обогащение предметно-развивающей среды, в которую было внесено разработанное нами дидактическое пособие.
На контрольном этапе исследования мы применили те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе для выявления изменений в развитии восприятия детей седьмого года жизни с дизартрией.
Сравнительный анализ показал, что после проведенной экспериментальной работы, что наблюдается положительная динамика развития восприятия у детей седьмого года жизни с дизартрией, что свидетельствует об эффективности выдвинутой нами гипотезы.


1. Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Текст] / Э.Д. Айрес. - М. : Теревинф, 2009 - 210 с.
2. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 1968 - 334 с.
3. Белякова, Л.И. Дизартрия. Пособие для вузов [Текст] / Л.И. Белякова. - М. : Владос, 2009 - 287 с.
4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М. : Владос, 1983 - 265 с.
5. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 2006. - 256с.
6. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Академия, 2015 - 499 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005 - 512 с.
8. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева. - М. : Академия, 2001 - 198 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М. : Владос, 1992 - 84 с.
10. Гальперин, П.Я. Психологический журнал [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Академия, 1988 - С. 164-165.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 2002 - 610 с.
12. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1967 - 327 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельность [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 2000 - С. 2-16.
14. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : АРКТИ, 2010. - 224 с.
15. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Владос, 1960 - С. 7-18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ