Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга 11
1.1 Проблема формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности 11
1.2 Тимбилдинг как средство формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга 28
2.1 Выявление уровня сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности 28
2.2 Содержание работы по формированию у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга 42
2.3 Исследование динамики уровня сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности 57
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 74
Приложение Б Итоговый уровень сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности на констатирующем этапе 75
Приложение В Каталог упражнений по формированию у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности 76
Приложение Г Подвижные игры и упражнения на развитие взаимодействия 78
Приложение Д Итоговый уровень сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности на контрольном этапе 99
На актуальность проблемы исследования указывают положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, что именно старший дошкольный возраст является важным периодом для становления совместной деятельности. Именно в совместной деятельности дети учатся договариваться, проявлять свои чувства целенаправленно и адекватно, работать во взаимодействии с другими. Из этого стоит отметить, что в настоящее время является важным изучение вопроса формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в совместной деятельности.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследователи многократно акцентировалось, что для полноценного гармоничного социального и познавательного развития, ребенку необходимо взаимодействие со сверстниками (З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.А. Сухомлинский). Работы В.В. Абраменковой, Т.И. Бабаевой, А.В. Запорожца, Т.Е. Конниковой убеждают в том, что большое значение в развитии дошкольников играет совместная деятельность. Анализируя работы А.В. Запорожца, можно сказать о том, что коллективная деятельность дошкольников влияет на развитие у детей способностей сочувствовать, выражать чувство переживания. Совместная деятельность детей - это не просто необходимое условие для существования взаимоотношений, но и предполагает само формирование этих отношений.
Анализ проблемы формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях показывает, что отсутствует аспект рассмотрения совместной двигательной деятельности, а описывается становление совместной деятельности в общих чертах. Совместная двигательная деятельность в свою очередь также способствует сотрудничеству между участниками. Так как у них также определяется одна цель и способы достижения. Совместная двигательная деятельность предполагает взаимосвязанность участников между собой.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно отметить, что мало разработок по вопросу формирования сотрудничества в совместной двигательной деятельности.
Основным средством физического развития дошкольников является подвижная игра. Подвижные игры являются значимыми для развития ребенка. Каждая подвижная игра предполагает возможность работать в коллективе: правила игр и требование их соблюдения предполагает сделать детей партнерами в равноправном положении. Здесь дети могут научиться действиям взаимной помощи, умению достигать успеха совместными усилиями. Совместная игра позволяет организовать самостоятельность детей, способность согласовывать и распределять роли между собой. Подвижные игры как яркие представители совместной двигательной деятельности могут служить важным средством для развития сотрудничества дошкольников и взаимной их работе в команде.
На сегодняшний день система образования старается применять в работе по обучению и воспитанию новые методы, которые способны повысить эффективность. Так возникли идеи по использованию тимбилдинга в развитии сотрудничества, с включением и в двигательную деятельность. Разработки тимбилдинга имеют свое начало в 1930 году в Англии, где для сплоченности коллективов организовывали спортивные игры.
Тимбилдинг или командообразование (англ. Team building построение команды) - это средство развития сотрудничества между детьми, которое включает в себя конструктивное взаимодействие, принятие командных решений и их согласование, принятие решение за коллективные результаты. Тимбилдинг в дошкольном возрасте позволяет развивать физические, творческие способности, а также взаимопомощь в коллективе и укрепление команды.
Обобщая исследования западной и отечественной науки в данном направлении, необходимо отметить, что разработок по тимбилдингу, применяемому особенно в дошкольном образовании, достаточно мало.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации способного к сотрудничеству со сверстниками.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в совместной двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в практике мало разработано методических пособий по развитию сотрудничества детей в двигательной деятельности.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между:
• необходимостью формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности и недостаточностью разработанных средств, обеспечивающих этот процесс;
• возможностями тимбилдинга в двигательной деятельности и отсутствием методических разработок по использованию тимбилдинга в дошкольном образовании с целью формирования у детей 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности тимбилдинга в формировании у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Формирование у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
Объект исследования - процесс формирования умений сотрудничать у дошкольников 6-7 лет в двигательной деятельности.
Предмет исследования - тимбилдинг как средство формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что формирование у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности будет возможно, если:
• умения сотрудничать в совместной двигательной деятельности формируются посредством тимбилдинга;
• освоено каждым ребенком двигательное действие, включенное в совместную двигательную деятельность;
• разработаны физические упражнения тимбилдинга в соответствии с компонентами совместной деятельности в сотрудничестве.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования у дошкольников 6-7 лет умения сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
2) Выявить уровень сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
3) Разработать содержание процесса формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Теоретической основой исследования являются:
- теория развития навыков сотрудничества у старших дошкольников (Р.С. Буре, В.Я. Воронова, М.В. Крулехт, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Римашевская);
- теория игровой деятельности (К. Гросс, Д.Б. Эльконин);
- теория управления усвоением знаний, формированием действий и понятий (П.Я. Г альперин);
- теория формирования двигательного навыка (Н.А. Берштейн);
- теория управления движениями (Н.А. Берштейн);
- исследования о использовании тимбилдинга для работы в команде (J. Adair, M. Belbin, M. Briggs, G. Mayo, D. McGregor, B. Tuckman).
База проведения исследования: МБУ «Школа 26» структурное подразделение детский сад «Тополек» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2018 - 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования по исследуемой проблеме осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2019 - 2020 гг.). Реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020г.). Осуществление обработки анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования: обоснована возможность формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
Теоретическая значимость исследования:
- определены теоретические подходы формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности;
- обоснованы содержание формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
Практическая значимость исследования: возможность использовать практическим работникам двигательные игры и упражнения детей, которые обеспечат освоение детьми сотрудничества в совместной деятельности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; концептуальность и адекватность методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти, 2018), «Проблемы образования на современном этапе» (Тольятти, 2019), «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» (19 ноября 2019 г., Тольятти), «Проблемы образования на современном этапе» (13-17 апреля 2020 г., Тольятти).
Личное участие автора в организации и приведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации содержания и организации формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в совместной двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
На защиту выносятся следующие положения:
• умение сотрудничать в совместной двигательной деятельности формируется посредством тимбилдинга, которое рассматривается как средство развития сотрудничества между детьми, которое включает в себя конструктивное взаимодействие, принятие командных решений и их согласование, принятие решение за коллективные результаты;
• формирование у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности будет возможным, если каждым ребенком освоено двигательные действия, включенные в совместную двигательную деятельность;
• физические упражнения тимбилдинга разработаны в соответствии с компонентами сотрудничества в совместной деятельности: чувствительность к партнерам по общению, оперативность реагирования на действия друг друга, скоординированность совместных действия, реакция на меняющуюся ситуацию, скоординированность действия ребенка с партнером.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), 15 таблиц и 5 приложений. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
Результаты анализа теоретических исследований предполагают, что проблема формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности на сегодняшний день является актуальной. Эффективность сотрудничества во время совместной деятельности обоснована в работах М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, А.Г. Рузской.
Эффективным средством развития сотрудничества является тимбилдинг. Использование командных игр в формировании у дошкольников навыков сотрудничества доказано и обосновано в работах Е.К. Вороновой.
На констатирующем этапе исследования мы выявили уровень сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности. Выявление уровня сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности показало, что низкий уровень имеют 60% испытуемых. Эти дети не проявляют желание общаться со сверстниками и находить с ними общий язык. Эти дети не выполняли упражнения коллективно, а двигались только самостоятельно и не реагировали на действия партнеров. А это в свою очередь затрудняет в дальнейшем анализ действий и передачу правильных движений.
Полученные низкие результаты подтвердили необходимость в проведении работы по формированию у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
На формирующем этапе экспериментальной работы мы реализовали подобранные физические упражнения, которые включали в себя совместную работу детей: это подвижные игры и двигательные упражнения, основанные на применении тимбилдинга, обеспечивающих формирование навыков сотрудничества. Поэтому формирование у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности, если:
• умения сотрудничать в совместной двигательной деятельности формировать посредством тимбилдинга;
• двигательное действие, включенное в совместную двигательную деятельность, освоено каждым ребенком;
• разработаны физические упражнения тимбилдинга в соответствии с компонентами совместной деятельности в сотрудничестве.
На контрольном этапе исследования мы применили те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе для выявления изменений в сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности. Сравнительный анализ показал, что после проведенной экспериментальной работы наблюдается положительная динамика формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности.
Полученные теоретические и практические подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду её многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий для реализации преемственности дошкольной организации с организациями физкультуры и спорта по проблеме формирования у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга.
1. Адашкявичене Э. Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников. М. : Просвещение, 2007. 17 с.
2. Быкова А. И. Развитие движений у детей в детском саду. М. : АПН РСФСР, 1960. 133 с.
3. Ветлугина Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Кн. для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2007. С. 161.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
5. Грэй Д. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе . М. : София, 2004. 321 с.
6. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. М. : Просвещение, 2005. 44 с.
7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 287 с.
8. Дыбина О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации // Учебно-методическое пособие. М. : Национальный книжный центр, 2015. 304 с.
9. Ефросиньина А. В. К вопросу о формировании у детей 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 15. Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2018. С. 87-89.
10. Ефросиньина А. В. Подходы к развитию совместной двигательной деятельности у дошкольников 6-7 лет // Дошкольник на современном этапе: материалы студен. науч.-практ. конф. (Тольятти, 1-12 апреля 2019 г.) Выпуск VII. Тольятти, 2019. С. 74-78.
11. Ефросиньина А. В. Изучение уровня сформированности у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019 года. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 74-77.
12. Ефросиньина А. В. Содержание работы по формированию у дошкольников 6-7 лет умений сотрудничать в двигательной деятельности посредством тимбилдинга // Проблемы образования на современном этапе : электронный сборник материалов студенческой научно-практической конференции (Тольятти, 13-17 апреля 2020г.) Выпуск IX. Тольятти : НаукоПолис, 2020. С. 129-132.
13. Зинкович-Евстингнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. М. : Речь, 2004. 304 с.
14. Исхакова М. Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. М. : Речь, 2010. 256 с.
15. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. М. : Ярославль: Академия развития, 1996. 138 с.
...