Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций 8
1.1 Теоретические основы познания детьми дошкольного возраста своей семьи 8
1.2 Семейные традиции как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о семье 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций 37
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье 45
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 61
Семья — первое и основное звено, которое помогает ребенку устанавливать связь с окружающим миром. В семье происходит социализация человека. Семья является такой социальной ячейкой, где закладываются нравственные основы личности ребенка, формируются ценности и типы поведения. Семья является первым объектом познания ребенка. Поэтому она, с нашей точки зрения, является наиболее значимой в жизни ребенка.
Проблеме семьи и семейного воспитания посвящены современные исследования В.А. Сухомлинского, В.Я. Титаренко, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, Л.Д. Вавиловой, Е.С. Бабуновой, В.М. Ивановой, Т.А. Репиной, И.С. Хомяковой, О.Н. Урбанской и других ученых.
Вместе с тем, семья обуславливает стремление, направленность ребенка к максимальной самореализации в семье, как наиболее значимой для него сферой жизнедеятельности.
В основе семьи лежат традиции, которые и определяют отношение членов семьи друг к другу, смысл поведения.
Проблема приобщения личности к традициям семьи рассматривалась и в работах А.С. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой, О.П. Зверевой, Г.В. Годиной, Л.В. Загик, В.М. Ивановой, Т.А. Марковой, Т.А. Куликовой и других ученых.
«Семейные традиции определяются Н.А. Каратаевой как духовный феномен, присущий сознанию членами семьи, включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими усыновлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи» [9].
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о семье и выбора семейных традиций как средства.
Анализ педагогических исследований и педагогической практики позволил выявить противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о семье и недостаточной представленностью в теории и практике семейных традиций как средства формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
На основе данного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности семейных традиций, как средства организации работы формированию у детей 5-6 представлений о семье.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности семейных традиций, способствующих формированию у детей 5-6 представлений о семье.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о семье.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций возможно, если:
• разработать содержание эмоционально-мотивационного, информационно-обучающего и действенно-практического этапов по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями;
• организовать реализацию разнообразных форм работы с детьми и родителями на каждом этапе;
• включать детей в активное взаимодействие с членами своей семьи для создания новой семейной традиции.
Задачи исследования.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированное™ у детей 5-6 лет представлений о семье.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье в процессе семейных традиций.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения о том, что социальная ориентация детей начинается со становления социально-нравственной ценности - постижение образа семьи, представлений о своей семье (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.В. Петровский);
• философские положения Конфуция об общем законе отношений людей в обществе, в том числе в семье, и цели их нравственного совершенствования;
• теоретические положения философско-социологического исследования В.Д. Плахова об общих родовых и о специфических видовых функциях семейных традиций.
Методы исследования:
• теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ поселка Луначарский СПДС «Дружная семейка». В экспериментальной работе принимало участие 20 детей в возрасте 5- 6 лет: 10 детей экспериментальной группы, 10 детей контрольной группы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание поэтапной работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций на каждом из этапов: эмоционально-мотивационном, информационно-обучающем и действенно-практическом, с использованием разнообразных форм работы по двум блокам: «воспитатель-дети» и «воспитатель-родители».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное поэтапное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований) и 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 60 страницах.
Семья является первым объектом познания ребенка. Поэтому она является наиболее значимой в жизни ребенка.
Проблеме семьи и семейного воспитания посвящены современные исследования В.А. Сухомлинского [20], В.Я. Титаренко, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, Л.В. Загик, Л.Д. Вавиловой, Е.С. Бабуновой [1], В.М. Ивановой, Т.А. Репиной, И.С. Хомяковой, О.Н. Урбанской [23].
В основе семьи лежат традиции, которые и определяют отношение членов семьи друг к другу, смысл поведения. Семейные традиции необходимое условие приобщения детей к семье, формирования представлений о семье.
Проблема приобщения личности к традициям семьи рассматривалась и в работах А.С. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой [3], Г.В. Годиной, Т.А. Куликовой [13] и других ученых.
Семейные традиции определяются Н.А. Каратаевой как «духовный феномен, присущий сознанию членами семьи, включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими усыновлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи» [9].
В период старшего дошкольного возраста создаются самые благоприятные предпосылки для формирования представлений о семье, поскольку дети открыты для восприятия и наиболее эффективным средством на наш взгляд являются семейные традиции.
На первом этапе нашего исследования по выявлению уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семье нами были определены следующие критерии и показатели:
• когнитивный: наличие представлений о том, что такое семья, о значимости семьи и каждого ее члена, о членах своей семьи, о прошлом своей семьи, о родословной, о традициях семьи;
• эмоционально-мотивационный: проявление позитивного отношения к своей семье, ее членам, традициям семьи; проявление стремления к познанию своей семьи;
• действенный: умение использовать знания о своей семье в деятельности, умение определить и реализовать способы познания своей семьи, возможности своего участия в семейных традициях и реализовать их.
Диагностика проводилась с помощью таких методик как: рисунок «Моя семья» и беседа по нему; беседы «Традиции семьи», «Моя семья»; анализ педагогических ситуаций; «Лента времени», анализ проблемной ситуации.
По результатам проведенных диагностических методик мы условно выделили три уровня сформированности представлений о семье и условно отнесли каждого ребенка к одному из уровней:
• к низкому уровню были отнесены 50% детей;
• к среднему уровню были отнесены 30% детей;
• к высокому уровню были отнесены 20% детей
Для выявления позиции родителей в понимании проблемы формирования представлений о семье было проведено анкетирование родителей. Позиция родителей характеризуется непониманием значимости формирования у детей представлений о семье. Родители не имели конкретные, точные представлений, о том какие знания о семье следует формировать у детей. Именно это обуславливает получившийся результат в констатирующем эксперименте.
Результаты констатирующей части исследования подтвердили необходимость организации работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций .
Реализация цели формирующего этапа проводилась по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
В соответствии с этими направлениями, мы выделили два основных блока:
• блок «воспитатель-дети» предполагал непосредственную работу педагога с детьми;
• блок «воспитатель-родители» предполагал педагогическое просвещение родителей по проблеме, их практическую подготовку к осуществлению целенаправленной работы с детьми в условиях семьи. Работа проходила в несколько этапов.
Эмоционально-мотивационный этап был направлен на развитие у детей желания, стремления к познанию своей семьи, ее членов; ее настоящего, прошлого, семейных традиций.
Информационно-обучающий этап был направлен на формирование у детей представлений о семейных традициях, о родословной, о прошлом своей семьи.
Действенно-развивающий этап был направлен на формирование у детей умения определять возможности своего участия в семейных традициях; умения рассказывать о своей семье в поступках, деятельности.
Достижение поставленных задач было обеспечено использованием следующих форм работы с детьми:
• занятия на темы: «У бабушки в гостях», «Подготовим праздник День рождение бабушки»;
• беседа «Зачем нужна семья»;
• выставка необычных фотографий;
• просмотр видео «День рождение моего брата»;
• чтение рассказа «Сказка о традициях», последующая беседа;
• создание генеалогического древа;
• составление календаря семейных дат;
• создание стенгазеты «Моя семья и наши традиции»;
• организация выставки «Наши семейные увлечения»;
• создание новой традиции «Семейный вечер».
Достижение поставленных задач было обеспечено использованием следующих форм работы с родителями:
• беседы на темы: «Как важно иметь семью, как помочь ребенку осознать это», «Семейные традиции и увлечения, как привлечь ребенка к ним»;
• консультации на темы: «Составление генеалогического древа», «Традиции в нашей семье»;
• информация в уголке для родителей на темы: «Как важно рассказывать ребенку о прошлом своей семьи», «Как организовывать праздник»;
• консультация по созданию стенгазеты «Моя семья и наши традиции», по созданию традициям: «Семейный вечер», «Наши семейные увлечения».
Результаты контрольного среза в экспериментальной группе позволили выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет экспериментальной группы представлений о семье:
• показатель низкого уровня уменьшился на 30%;
• показатель высокого уровня увеличился на 30%.
Значительных изменений в контрольной группе не произошло. Дети также не могли составить свою родословную, не могли определить семейных связей. Стремления к познанию своей семьи не проявляли.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семье посредством семейных традиций, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной культуре // Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Москва, 1996. 26 с.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Главный редактор А. М. Прохоров. В 30 т. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/ (дата обращения: 02.03.2022).
3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. М. : Просвещение, 1989. 192 с.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
5. Гончаров М. А., Кабанов В. Л., Тимофеева М. В. Семейное воспитание в творчестве К. Д. Ушинского // Наука и школа 2021. № 5. С. 120-129.
6. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. М. : Знание, 1976. 40 с.
7. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М. : Просвещение, 1991. 158 с.
8. Дыбина О. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме нравственного воспитания // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. Тольятти : Издательство Фонда «Развитие через образование», 2004. 137 с.
9. Каратаева Н. А. Воспитание уважительного отношения к традиции семьи у детей дошкольного возраста. Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2003. 106 с.
10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие. М. : Издат. центр «Академия», 2000. 416 с.
11. Кондакова М. И. Семейное воспитание. М. : Педагогика, 1992. 143 с.
12. Котырло В. К. Нравственное воспитание дошкольника в семье. Киев : Рад. шк., 1985. 95 с.
13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник. ИНФРА-М, 2021. 197 с.
14. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. 174 с.
15. Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. М. : Педагогика, 1983. 192 с.
...