АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 7
1.1 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Условия формирования коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 26
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий 26
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение 68
АННОТАЦИЯ
на бакалаврскую работу
Захаровой Алёны Вадимовны
1. Название темы бакалаврской работы: «Формирование
коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики».
2. Цель работы: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
3. Задачи бакалаврской работы:
1) Изучить и проанализировать проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
2) Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников .
3) Разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
4) Проанализировать и обобщить полученные результаты.
4. Структура и объем работы: Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложения. Общий объём - 67 стр. без приложения.
5. Методы проведенного исследования:
1) Теоретический - поиск, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) Эмпирический - беседа, опрос, анкетирование, педагогический
эксперимент, обобщение опыта.
6. Количество источников литературы: 56.
7. Количество приложений: 12.
8. Количество таблиц: 3.
Актуальность заключается в том, что в наше время важнейшей задачей учителя становится формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Педагогу следует формировать настоящую личность, занимающую активную жизненную позицию, умеющую решать проблемы различного характера. Сегодня обучение является наиболее эффективным, если учитель не просто сообщает знания ученикам, но и взаимодействует с ними, предоставляя возможность ребёнку определять пути достижения определённых целей. Необходимо воспитать разностороннюю личность, которая будет готова к реальной жизни.
Обучение в школе становится процессом взаимодействия учеников с учителем и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в сотрудничестве с педагогом или другими учениками, решать поставленные перед ним проблемы реальной жизни.
Успешное освоение ребёнком знаний ещё не гарантирует его благополучную социализацию как в образовательном учреждении, так и после его окончания. Каждому человеку необходимы умения и навыки взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания с ними отношений. Ребёнок должен быть полноценным членом коллектива. Именно в младшем школьном возрасте необходимо закладывать основы коммуникации, так как этот возраст благоприятен для формирования коммуникативной компетентности.
Было выявлено противоречие между необходимостью применения разнообразных современных форм и методов обучения, направленных на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников и отказ от внедрения педагогами данных методических рекомендаций в практику. Важно помнить о том, что коммуникативные навыки являются основой школьного обучения и педагог должен выстраивать свою работу так, чтобы формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществлялось на каждом уроке.
Также можно заметить противоречие между предъявленными требованиями окружающей действительности ребёнку и его реальными возможностями и умениями взаимодействовать с этой средой. Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий должен быть последовательным и длительным, поэтому следует бережно относиться к взрослению личности младшего школьника.
Сегодня самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики, помогающий успешной социализации ребёнка в окружающей среде. Необходим основательный подход к решению данной проблемы, подкреплённый соответствующими методами и приёмами, который позволит сделать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий действительно эффективным.
Цель: формирование коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках математики.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на уроках математики будет успешен, если:
- педагог использует разнообразные парные и групповые формы обучения на уроках математики;
- учитель контролирует весь процесс взаимодействия детей;
- педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования
коммуникативных универсальных учебных действий .
2. Определить уровень сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение,
опрос(анкетирование), беседа.
База исследования: 3«А» и 3 «В» классы МБУ «Гимназии № 38».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики, а также на других учебных предметах.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что универсальные учебные действия помогают формировать целостную личность и являются одним из самых важных направлений деятельности учащихся и педагога.
Было отмечено, что коммуникативные умения предполагают восприятие текста окружающих и создание собственного, позволяют осознавать своё место в классе, в обществе, а также осуществлять совместную деятельность с партнёрами по общению.
Также были рассмотрены благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для успешного формирования коммуникативной сферы необходимо использование различных форм работы на уроках математики, современных технологий, интерактивных методов и приёмов.
Целенаправленная систематическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует повышению уровня коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.
Педагогический эксперимент, который описан во второй главе состоял из трёх этапов.
Базой исследования являлась МБУ «Гимназия» № 38 городского округа Тольятти. Контрольную группу составили 23 учащихся 3 «В» класса, а экспериментальную 24 испытуемых 3 «А» класса.
С помощью подобранных диагностических методик было выявлено, что у испытуемых преобладает средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на втором этапе педагогического эксперимента. Включение в работу групповой и парной форм помогли реализовать поставленные задачи.
На третьем этапе повторная диагностика показала, что разработанный комплекс положительно повлиял на формирование коммуникативной сферы. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали повышение интереса детей к процессу общения, совместной деятельности, высказыванию своих мыслей.
Таким образом, были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов/ Н.И. Аксенова. - СПб.: Реноме, 2012. - С.140- 142.
3. Аксютичева, А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в
начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - 2016. - С.
125- 128.
4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
5. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 243- 244.
6. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. - 2015. - С. 80- 86.
7. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
8. Ахтырская, Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. - 2016. - № 9 (58). - С. 67- 71.
9. Балакин, Н.А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / Н.А. Балакина // Вестник науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 65- 70.
10. Баранова, А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую
деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова // Символ науки. - 2015. - № 9- 2. - С. 146- 148.
11. Белая, Н.В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе / Н.В. Белая, А.В. Топор // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 94- 98.
12. Богдан, О. В. Музей-мастерская как средство развития
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О.В. Богдан // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 161- 165.
13. Бориснёв, С.В. Социальная коммуникация: Учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.14.
14. Боровых, О.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «перспектива» / О.В. Боровых // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, - 2014. - С. 38- 44.
15. Бурмистрова, М.В. Формирование коммуникативных УУД в
начальной школе с помощью ТРИЗ (теории развития изобретательских задач) / М.В. Бурмистрова // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XII международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 38- 40.
16. Вазякова, И.М. Игра как средство формирования коммуникативных
УУД / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. - 2015. -
№ 3- 6 (3). - С. 28- 29.
17. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 106- 109.
... Всего источников – 56.