Реферат 6
Обозначения и сокращения 8
Введение 11
1. Государственное регулирование природоохранной деятельности и развитие
методов экономической оценки природоохранных мероприятий 15
1.1 Экологическая политика государства и экономические стимулы в
природопользовании 15
1.2 Государственный экологический мониторинг 18
1.3 Система стандартизации в нефтегазовом комплексе 28
1.4 Методы оценки экономической эффективности природоохранных
мероприятий 34
2. Управление природоохранной деятельностью и оценка экономической
эффективности природоохранных мероприятий в ПАО «Газпром» 50
2.1 Организационная структура и основные направления деятельности 50
2.2 Система экологического менеджмента 52
2.3 Анализ финансирования охраны окружающей среды 61
2.4 Оценка экономической эффективности проведенных природоохранных
мероприятий 68
3. Совершенствование методов оценки экономической эффективности
природоохранных мероприятий для ПАО «Газпром» 75
3.1 Применение метода реальных опционов для оценки экономической
эффективности природоохранных мероприятий 75
3.2 Расчет стоимости реального опциона на тиражирование и на отсрочку
начала проекта 86
4. Социальная ответственность ПАО «Газпром» 107
Заключение 118
Список публикаций 126
Министерство природных ресурсов и экологии РФ планирует принять в 2016 году «Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 года и плана ее реализации» (далее - Стратегия), разработанную еще в 2015 году.
В данной Стратегии, сказано, что около 200 территорий (регионов) страны находится в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии, в целом же неблагоприятная экологическая ситуация характерна по крайней мере для 15 процентов территории России.
Кроме этого, международные рейтинговые агентства внедряют новые методы оценки эффективности природоохранной деятельности компаний при составлении рейтингов.
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 1148 от 08.11.2012; Постановление Правительства РФ № 1069 от 19.10.2012.
Все эти изменения повышают актуальность совершенствования нормативно-методической базы и разработки системных подходов к оценке экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий ТЭК.
Еще одним из последних направлений в сфере развития методологии оценки экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий является метод оценки с учетом показателя изменения природного капитала. Благодаря усилиям Мирового банка, Статистической комиссии ООН и ОЭСР в последнее время все больший вес приобретает показатель национального богатства, который может рассматриваться в качестве альтернативы или дополнения к показателю валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Крупнейшей составной частью национального богатства каждой страны является природный капитал, который порождает потоки природных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, и обеспечивает общество «услугами экосистем» по аналогии с рыночными услугами, которые предоставляет производственный капитал.
Рост внимания экспертного сообщества к оценке и динамике изменения природного капитала, в свою очередь, привел к тому, что ряд авторитетных рейтинговых агентств приступил к разработке и внедрению отраслевых корпоративных рейтингов на основе оценки влияния отдельных компаний на этот показатель. Компания может демонстрировать наилучшие показатели по уровню негативного воздействия на окружающую среду по уровню выбросов тех или иных загрязняющих веществ, но при этом проигрывать компаниям- конкурентам из своей отрасли по степени отрицательного влияния на природный капитал. Низкий уровень таких рейтингов отрицательно влияет на имидж компании и может при определенных условиях способствовать снижению ее рыночной капитализации.
Вследствие этого появляется необходимость в оценке изменения природного капитала при предварительной и фактической оценке экономической эффективности корпоративных проектов и программ, а также при определении приоритетов в области реализации экологической политики. Влияние деятельности компании на природный капитал, показывает, насколько изменилась стоимость экосистемных услуг в результате деятельности компании за отчетный период.
Целью данной работы является оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий с помощью нового метода, метода реальных опционов, дополняющим традиционный набор и позволяющим, в конечном итоге, более точно оценивать природный капитал, повышая тем самым национальное богатство каждой страны.
Актуальность метода именно для оценки эффективности природоохранных мероприятий следует рассматривать с учетом следующих факторов:
- результат природоохранного проекта подвержен высокой степени неопределенности, особенно при использовании инновационных технологий;
- менеджменту компании может потребоваться принимать гибкие управленческие при изменении внешних и внутренних условий осуществления проектов, в том числе при ужесточении законодательства;
- при оценке природоохранных проектов методом дисконтирования денежных потоков значение NPV зачастую отрицательно или немного больше нуля;
- успешное осуществление пилотных природоохранных проектов в одном подразделении создает возможность распространения опыта по всей компании в целом, что должно учитываться при оценке эффективности этих проектов.
В работе поставлены следующие задачи:
- Изучить экологическую политику государства;
- Посмотреть, как совершенствуется система стандартизации в нефтегазовой отрасли;
- Рассмотреть методы оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий;
- Посмотреть, как устроена система экологического менеджмента в ПАО «Газпром»;
- Проанализировать финансирование охраны окружающей среды в ПАО «Газпром»;
- Оценить экономическую эффективность природоохранных мероприятий, проведенных в 2015 году, в ПАО «Газпром»;
- Рассмотреть, как применяется метод реальных опционов для оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий;
- Рассчитать стоимость реального опциона на тиражирование и на отсрочку начала проекта.
В современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать. Оценка эффективности инвестирования природоохранных программ с каждым годом становится все более актуальной.
Экономический механизм природопользования в России находится в стадии развития.
Одним из основных современных методов определения экономической эффективности проектов, не нашедшем пока широкого распространения в газовой промышленности, является метод реальных опционов. Этот метод позволяет учитывать ряд дополнительных факторов эффективности инвестиций и за счет этого принимать более обоснованные управленческие решения.
Выводы, сделанные по результатам проделанной работы в соответствии с поставленными задачами:
1) Отношение государства к проблемам охраны окружающей среды отражается в Конституции РФ (ст. 9, ст. 36, ст. 41, ст. 42, ст. 58) и законодательных актах. Экологическая политика сформулирована в Экологической доктрине РФ.
Методы регулирования в сфере окружающей природной среды специфичны. Сочетание императивного и экономического методов регулирования являются их отличительной чертой.
В сфере охраны окружающей природной среды применяется императивный метод. То есть достижение положительных результатов в решении проблем охраны природы осуществляется за счет административных мер. К ним относятся административные предписания, которые содержатся в экологическом праве (запреты, ограничения, нормативы воздействий, выдача лицензий, сертификатов и разрешений).
Методы экономического регулирования признаны воздействовать на природопользователей через имущественные интересы. К ним относится плата за загрязнение окружающей природной среды и налогообложение.
Меры экономического стимулирования на уровне отдельных работников имеет форму заработной платы, премий, материальной ответственности, штрафов. На уровне предприятия - это цена конечной продукции (услуги),
прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства - это налоговая, финансовая, ценовая политика.
2) С 01.07.2016 в России завершено формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей фундаментальную роль стандартизации в технологическом развитии российских компаний.
В 2015 году был принят Федеральный закон от 29.06.2015 №°162-ФЗ, а также была проведена масштабная работа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) совместно с Министерством промышленности и торговли РФ.
Необходимостью принятия данного закона послужили политическая обстановка и последовавшие за ней санкции. В сложившихся условиях назрела необходимость развития и восстановления собственного производства и технологий, что невозможно без грамотной и выверенной политики в области стандартизации. Нефтегазовый комплекс - не исключение.
Нефтегазовый комплекс и его инвестиционные возможности имеют огромный интеллектуальный потенциал, что позволит реализовать Энергетическую стратегию России на период до 2035 года, в части создания необходимых условий для сокращения разрыва между национальными и международными стандартами, а также создания системы перспективных стандартов.
Для этого Правительство РФ создало Концепцию по стандартизации нефтегазового комплекса на период до 2020 года, логичным продолжением которой стала Программа по стандартизации НГК на период до 2020 года.
Программа и система ее мониторинга должны стать вектором для развития стандартизации на протяжении последующих 5 лет. Разработанная Программа уже стала основой для улучшения координации между участниками ее реализации и для согласованности между приоритетными направлениями стандартизации и стратегии развития отрасли.
3) В настоящее время оценка экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий и программ проводится с использованием удельных показателей (рентабельность затрат и удельный расход ТЭР) и с помощью метода дисконтированных денежных потоков (DCF).
Метод дисконтирования денежных потоков не позволяет в полной мере учитывать риски и неопределенности вариантов будущего развития проекта.
Одним из основных современных методов определения экономической эффективности проектов является метод реальных опционов. При оценке проектов метод подразумевает рассмотрение перспектив будущего роста (или сокращения) производства, потенциальных изменений внешней среды, а также позволяет обосновывать управленческие решения по мере осуществления проекта. Тем самым он дает более объективную интегральную характеристику проекта.
Еще одним направлением по совершенствованию методов оценки экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий является применение эксерго-экономического анализа.
В рамках эксергетического анализа производственных систем ставится вопрос о максимизации полезной работы, которую может произвести производственная система. Эксерго-экономический анализ позволяет увязать и провести комплексную оценку термодинамических, экологических и экономических аспектов функционирования систем любого уровня сложности.
Еще одним новейшим направлением в сфере развития методологии оценки экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий является метод оценки с учетом показателя изменения природного капитала.
Таким образом, в настоящее время основным методом оценки экономической эффективности природоохранных и энергосберегающих мероприятий является метод дисконтированных денежных потоков, который в будущем имеет смысл дополнить аппаратом эксерго-экономического анализа и оценкой влияния деятельности компании на природный капитал.
При этом учет рисков и неопределенностей, связанных с экологией и природоохранной деятельностью, целесообразно проводить с использованием методологии реальных опционов.
4) Экологическая политика ПАО «Газпром» основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных нормативно-правовых документах в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Газпром имеет вертикально интегрированную систему управления охраной окружающей среды: от уровня Совета директоров ПАО «Газпром», Администрации ПАО «Газпром», администраций дочерних и зависимых обществ и организаций до их филиалов и производственных объектов.
СЭМ ПАО «Газпром» с 2011 г. сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 14001:2004. Ресертификационный аудит, проведенный в октябре 2014 г. независимым международным органом по сертификации DNV GL, подтвердил, что система соответствует установленным требованиям.
Необходимым условием успешного экологического менеджмента является процесс повышения экологических знаний и культуры персонала. В ПАО «Газпром» ежегодно проводится Конкурс экологических служб и экологов дочерних обществ.
Во всех компаниях Группы Газпром регулярно осуществляются производственно-экологический контроль и производственный экологический мониторинг, а также осуществляется экологическое страхование, как страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды.
5) В 2015 году расходы на ООС составили 49,71 млрд руб. Из них: 99 % инвестиций было направлено: на охрану и рациональное использование водных ресурсов (8 324,86 млн руб.), охрану и рациональное использование земель (5 033,89 млн руб.), охрану атмосферного воздуха (1 553,83 млн руб.), на создание предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, бытовых и иных отходов (698,98 млн руб.). И 1% был направлен в другие направления на ООС, которые включили в себя: охрану и рациональное использование лесных ресурсов, охрану и воспроизводство рыбных запасов и прочее.
Затраты текущего характера на охрану окружающей среды Группы Газпром существенно не изменились по сравнению с 2014 годом и составили 32,17 млрд руб. В 2015 году наблюдается рост затрат на оплату услуг природоохранного назначения это произошло в связи с реализацией запланированных природоохранных программ и мероприятий. В 2015 году в структуре текущих затрат Группы Газпром преобладают затраты на сбор и очистку сточных вод, которые составили 16,82 млрд руб.
В бюджеты различных уровней в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году Группой Газпром было перечислено 1 790,42 млн руб. В структуре платы за негативное воздействие преобладали платежи за выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух и за размещение отходов производства и потребления.
6) Общий экономический эффект проведения природоохранных мероприятий составил минус 719,57 млн. руб., общая (абсолютная) экономическая эффективность природоохранных мероприятий составила минус 0,02.
В 2015 году проведенные природоохранные мероприятия по «охране и рациональному использованию земель» - оказалось экономически не эффективным. В данное мероприятие было инвестировано на 13% больше денежных средств по сравнению с 2014 годом, текущие затраты были увеличены на 1%, это связано с тем, что в 2015 году увеличились объемы работ по разработке месторождений углеводородного сырья, по проведению строительных (бурение) и ремонтных работ, в результате, увеличилась площадь механического нарушения и загрязнения земель (для сравнения: в 2014 г. 15 тыс. га, в 2015 г. 58 тыс га). Следовательно, была больше площадь рекультивации нарушенных земель (для сравнения: в 2014 г. 12 тыс. га, в 2015 г. 18 тыс га), что повлияло на увеличение финансовых затрат.
Мероприятия по «Охране и рациональному использованию водных ресурсов» в 2015 году также оказались экономически не эффективными. В данное мероприятие было инвестировано на 12% больше денежных средств по сравнению с 2014 годом, текущие затраты были увеличены на 7%. В 2015 году осуществлялись работы по зачистке оборудования для нефтеподготовки, промывке и зачистке систем отведения и очистки сточных вод, иловых карт.
Экологический эффект был достигнут, т.к. в результате проведенных мероприятий удалось снизить сбросы загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты на 12,2%. Но при этом произошло повышение цен на услугу по водоотведению.
7) Метод реальных опционов распространяет подходы и математические методы, разработанные для фондового рынка, на сферу реальных инвестиций.
Метод реальных опционов имеет ограничения по использованию и подразумевает определенную последовательность действий:
- Первый этап. Определение экономической эффективности проекта традиционным методом дисконтированных денежных потоков.
- Второй этап. Выявление применимости МРО для оценки экономической эффективности данного проекта.
- Третий этап. Выявление реальных опционов, присутствующих в проекте. Для этого следует определить наиболее существенные факторы неопределенности, целесообразно проводить анализ чувствительности в форме капитальных вложений. Далее следует определить, имеется ли в рамках рассматриваемого проекта возможность принятия управленческих решений, направленных на улучшение эффективности проекта, при устранении выявленной неопределенности.
- Четвертый этап. Выбор метода оценки стоимости реальных опционов.
Каждый метод характеризуется определенными свойствами, допущениями,ограничениями.
- Пятый этап. Расчет стоимости реальных опционов с помощью модели Блэка-Шоулза.
- Шестой этап. Учет стоимости реальных опционов в оценке экономической эффективности реализации ПОМ. Для этого ЧДД проекта корректируется с учетом стоимости реальных опционов.
Таким образом, метод реальных опционов является альтернативным и дополнительным методом определения экономической эффективности проектов. Его использование в отношении природоохранных мероприятий обусловлено их низкой экономической эффективностью и наличием специфических факторов неопределенности. Стоимость реального опциона представляет собой экономическую оценку возможности реализации управленческого решения в будущем, после устранения неопределенности. Учет стоимости реальных опционов может повысить оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий.
8) В расчете, где предметом оценки является мероприятие по адаптации технологии восстановления (рекультивации) земель, ранее отведенных под скважины и шлейфы в ПАО «Газпром», с последующим тиражированием технологии, получился следующий результат - учет стоимости РО на тиражирование увеличивает оценку эффекта от внедрения новой технологии рекультивации земель. ЧДД рассмотренного проекта является отрицательным минус 0,321 млн. руб., учет стоимости РО повышает оценку до 1,612 млн. руб., следовательно, осуществление пилотного проекта можно признать целесообразным, с учетом дополнительных возможностей, которые в нем содержатся.
В расчете, где предметом оценки является природоохранное и энергосберегающее мероприятие по внедрению технологии врезки под давлением на отсрочку начала проекта, получился следующий результат - реальный опцион обладает заметно большей (и положительной) стоимостью, чем сам проект. Учет стоимости РО на отсрочку увеличивает оценку эффекта от внедрения новой технологии врезки под давлением: ЧДД рассмотренного проекта, рассчитанный традиционным методом, является отрицательным: минус 32,93 млн руб., а стоимость РО на отсрочку проекта составляет 17,62 млн руб.
Следовательно, отсрочку проекта на время проведения ОКР можно признать целесообразным. Однако при использованных в рассмотренном примере исходных данных стоимость РО на отсрочку проекта мала по сравнению с инвестициями в проект (17,62 < 222,41), и это необходимо учитывать при принятии управленческого решения. Например, в этой ситуации может быть проведен реинжиниринг проекта с целью изменения его параметров и/или выявления и учета других опционов, содержащихся в проекте.
1. Кравченко Е.А., Вазим А.А. Аутсорсинг в бурении и капитальном ремонте скважин в Томской области на примере «Буровой сервисной компании «ГРАНД» // Проблемы геологии и освоения недр: Сборник трудов XIX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 70-летнему юбилею Победы советского народа над фашистской Германией. Том II / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. - С. 671-673.
2. Кравченко Е.А., Вазим А.А. Экологические фонды как механизм ликвидации последствий на завершающих этапах отработки месторождений нефтегазовой промышленности // Проблемы геологии и освоения недр: Сборник трудов XIX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 70-летнему юбилею Победы советского народа над фашистской Германией. Том II / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. - С. 673-675.
3. Кравченко Е.А., Цибульникова М.Р. Оценка системы экологического менеджмента в Группе «Газпром» ПАО «Газпром» // Проблемы геологии и освоения недр: Сборник трудов XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета. Том 2 / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. - С. 1043-1045.