ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ 14
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 14
1.2 «Арт-терапия» в современной педагогике 26
1.3 Основные этапы и направления работы педагогов по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях арт-терапии 35
Выводы по I главе 52
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ 54
2.1. Модель методической системы диссертации развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при работе с пластическим материалами (на примере кружка арт-терапия) 54
2.2. Критерии и уровни развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ при работе с пластическими материалами (на примере кружка арт-терапия) 57
2.3. Состояние проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по арт-терапии (констатирующий эксперимент) 59
2.4. Экспериментальная проверка методической системы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по арт-терапии (формирующий эксперимент) 71
Выводы по II главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Возраст от трёх до семи лет является наиболее активным для познания окружающей действительности, вместе с этим процессом ребёнок приобретает когнитивные способности. Детям необходимо специальное и систематическое обучение, для того, чтобы их познания были в полной мере усвоены, с целью повышения общего уровня сенсорного, умственного, эстетического развития.
Существует особая группа детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному знакомству и освоению окружающего мира. Крайне редко можно встретить двоих детей с похожими диагнозами, так как каждый ребёнок с ОВЗ особенный. Часто такие дети имеют комплекс различных нарушений в развитии: опорно-двигательного аппарата, речи, нарушение слуха, зрения, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, и грубой задержкой в развитии.
Знаменитый педагог и учёный, Мария Монтессори, ещё в двадцатом тысячелетии, установила взаимосвязь между тонкими движениями рук и развитием речевого аппарата детей. Она пришла к выводу, что уровень ручной умелости влияет на развитие речи у детей. Это связано с тем, что определённые отделы головного мозга, один из которых отвечает за речь ребёнка, второй отвечает за координацию движений пальцев рук, расположены близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга, воздействуя на соседние зоны, влияющие на уровень развития речи ребёнка.
Во II в. до н. э. в Древнем Китае, стало известно, что японская акупунктура гармонизирует тело, разум. Кисти наших рук буквально усыпаны рефлекторными точками, они способствуют передаче импульсов в центральную нервную систему.
Мудрецы с востока, отечественные физиологи многократно подтверждают связь работы мозга с ручной умелость ловкостью. В. М. Бехтереву в своих работах удалось доказать - движения пальцев, рук способствуют снятию умственной усталости, влияют на произношение звуков, развитие речи детей.
Проведение и диагностика большой группы детей выявили следующее: если уровень ручной умелости соответствует возрасту, то и уровень речевого аппарата достаточно развит. При задержке в развитии, уровень ручной умелости также не высок, как и речевое развитие, но моторика в целом может находиться в пределах нормы.
Тонкая моторика рук взаимосвязана с высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным является развитие навыков мелкой моторики, так как полноценная жизнь ребенка потребует точных, координированных действий, движений пальцев и кистей рук, чтобы осуществлять обычную бытовую деятельность: умывание (осуществление гигиенических процедур), приготовление пищи, смена гардероба, застёгивание молнии на одежде, завязывание шнурков письменная деятельность, и т.д.
Воздействие на развитие мелкой моторики рук можно начинать с рождения ребёнка. Легко массировать пальчики, используя пальчиковую гимнастику, оказывая воздействия на активные точки, связанные с корой головного мозга. Эту работа должна стать обязательной и основополагающей у дошкольников с ОВЗ.
Актуальность исследования. У детей с более развитой мелкой моторикой руки соответственно имеют более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. Чем более ловкие движения пальцев рук у ребёнка, тем быстрей и легче ребёнок освоит речь. В связи с эти многие специалисты рекомендуют развивать моторику с раннего возраста. Вместе с мелкой моторикой развиваются: речь, координация, внимание, мышление, зрительная и двигательная память, наблюдательность.
Дети дошкольного возраста с ОВЗ нуждаются в воспитании, обучении и развитии, т. к. ребёнок с достаточно развитой моторикой умеет логически рассуждать, обладает высоким уровнем развития памяти и внимания, связной речью. Дошкольники нуждаются в своевременной коррекционной помощи, с целью не только предотвращения ухудшения здоровья, но и интеллектуального развития, умственных и физических способностей. Обучение детей с ОВЗ посредством изобразительной деятельности позволяет обеспечить каждого ребенка определёнными знаниями, умениями, навыками.
Изобразительная деятельность позволяет снизить их проблемы с ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии, имеют право на образование. Это гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование. Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 20 июля 1995 года. Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года.
Проблема научного исследования. Научные деятели и работники социальных служб, стран России и Европы, США, таких как Дж. Бернард, Л.Б.Буданова, Ж.-П. Годмар, Т.А.Добровольская, П. Пекора, К. Рутерфорд, И. Стабинс, А.П. Турнбулл, Д.Шентон, П. Л. Шпейдерман, их деятельность направлена на повышение уровня благосостояния людей с особыми потребностями, в том числе людей со множественными нарушениями: психофизическими и физическими. На практике, в странах Европы, социальные службы объединяют в себе специалистов и исследователей, действия которых направлены на усиление средств в обучении детей с ОВЗ, и получение положительных результатов их социализации.
Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, а также подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин.
Существующая в настоящее время в РФ сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, детей с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также школы индивидуального обучения (на дому) для детей-инвалидов. Гораздо более продвинутое инклюзивное образование (включающее ученика-инвалида в образовательное сообщество неспециализированной общеобразовательной школы) пока не получило повсеместного распространения на территории РФ. В результате, процент детей-инвалидов, решившихся в дальнейшем на продолжение обучения, не велик.
Необходимо отметить, что при нацеленности государственной политики России на социализацию детей с ОВЗ, в современной педагогике присутствуют разрозненные описания отдельных методик развития мелкой моторики детей с ОВЗ в изобразительной деятельности.
В образовательном пространстве не выстроены целостные методические системы диагностики и развития мелкой моторики детей с ОВЗ средствами художественно-пластических материалов. На практике развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ уделяется до сих пор недостаточное внимание.
В психолого-педагогической литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева). Большой пласт исследований посвящен формированию и совершенствованию общей моторики рук, в то время как проблемы развития мелкой моторики рук, остаются мало изученными, также как и вопрос развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
Всё это обусловило выбор темы исследования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами (на примере кружка арт-терапия)».
Таким образом, можно сформулировать цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель методической системы, направленную на формирование ручной умелости в познавательной и практической деятельности дошкольников с ОВЗ при работе с пластическими материалами.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ в изобразительной деятельности.
• Разработать модель методической системы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами;
• Теоретически обосновать и определить содержание программы и методику коррекционной работы по развитию мелкой моторики руки у изучаемой категории детей.
• Разработать критерии и уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ
• Изучить особенности мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
• Провести экспериментальное исследование взятой группы детей дошкольного возраста с ОВЗ: 1. Индивидуальные особенности; 2. первоначальный уровень общей ручной умелости;
• Экспериментально проверить эффективность методической системы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики руки, направленный на формирование общей ручной умелости у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования: содержание педагогических методов, средств и форм, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами.
Гипотеза: Развитие мелкой моторики рук при работе с пластическими материалами у детей дошкольного возраста с ОВЗ возможно если:
• будут определены рациональные формы, методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
• будут разработаны критерии и уровни определения степени развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
• будет разработана модель методической системы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
• будет апробирована экспериментальная методическая система развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Научная новизна исследования:
• выявлены наиболее эффективные педагогические формы, средства, приемы, способствующие овладению у детей специальными знаниями, навыками, умениями при работе с пластическими материалами, направленный на формирование и активизацию процесса развития мелкой моторики рук у дошкольников на занятиях арт-терапии;
• определены критерии и показатели уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами на занятиях арт-терапии;
• выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами на занятиях арт- терапии;
• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами на занятиях арт - терапии, включающая цель, задачи, откорректированное содержание, активизирующее процесс обучения; формы, методы, приемы, средства, экспериментальную систему заданий и упражнений.
Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых, научные труды известных педагогов, психологов, теоретические и методические работы скульпторов, терапевтов в. области развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ. Таких как Киселева М.В. «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», в учебном пособии раскрываются понятия теории и практики арт-терапии, дается комплексное представление об арт-терапии. Копытни Л. И. «Руководство по групповой арт-терапии», в котором подробно описываются требования к оборудованию кабинетов и студий для групповой арт- терапевтической работы, а также определения частоты и продолжительности занятий, и выбора оптимальной продолжительности курса арт-терапии. Учебное пособие Сусаниной И.В. «Введение в арт-терапию» знакомит читателя с бурно развивающимся в настоящее время направлением научной и практической деятельности — арт-терапией. Рассматриваются культурные предпосылки и история становления арт-терапии как метода терапевтической практики, ее возможности и механизмы воздействия. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.
Методы исследования:
• Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, психофизиологической и методической литературы по проблеме исследования; разработка содержания коррекционной работы на основе данных теоретического изучения проблемы,
• Эмпирические методы: анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте дошкольников с ОВЗ, для обеспечения сходства диагнозов между детьми экспериментальной группы; анализ педагогической документации и практики коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий этапы.
• метод контрольных срезов (тестирование, анкетирование);
• теоретический анализ научных, методических и монографических работ по изучаемой проблеме;
• изучение и анализ документов (учебных программ, планов, и диагнозов детей дошкольного возраста с ОВЗ);
• наблюдение и анализ реального педагогического процесса;
• педагогическое моделирование;
• педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный);
• разработка, выполнение и анализ заданий по совершенствованию ручных умений у детей дошкольного возраста при работе с пластическими материалами на занятиях арт-терапии;
• общий и индивидуальный анализ продуктов творческих работ дошкольников при работе с пластическими материалами;
• статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Практическая значимость. Экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами на занятиях арт-терапии. Предложены методические рекомендации и наглядные пособия к каждому заданию в соответствии с блочно-урочной структурой календарно-тематического планирования, составленного на основе примерной программы ФГОС второго поколения основного общего образования по изобразительному искусству. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на занятиях в кружке по арт-терапии, а также специализированных детских садах и других коррекционных учреждениях, для разработки учебно-методических пособий, а также для дальнейших исследований по данной проблеме. Была разработана система интегрированных уроков по развитию мелкой моторики рук.
• предложены критерии для определения степени сформированности ручной умелости у детей с ОВЗ; изучения особенностей мелкой моторики и использования в различных видах детской деятельности детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
• представлены условия, формы, педагогические приемы и средства реализации содержания коррекционной работы по развитию мелкой моторики как средства компенсации ручной недостаточности у дошкольников с ОВЗ;
• разработана и внедрена программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ; экспериментально доказана эффективность разработанной программы;
• предложены методические рекомендации для учителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений IV вида по применению разработанной программы на коррекционных, общеобразовательных занятиях, в самостоятельной деятельности детей, а также по осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционной работе в данном направлении; Результаты исследования могут быть использованы в качестве методических материалов для педагогов специализированных детских садов, садов с коррекционными группами;
• разработаны и апробированы практические рекомендации для родителей по совершенствованию у дошкольников с ОВЗ ручной умелости деятельности в процессе изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость. Разработаны структура теоретической модели развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ, включающей структурные компоненты (эмоционально-ценностный, организационно-деятельностный, эстетический, технологический, содержательный, познавательно-обобщающий), уровни развития мелкой моторики (высокий (творческий), средний, низкий), критерии и показатели уровня ручной умелости: когнитивный (владение знаниями основ изобразительной грамоты), деятельностный (развитие художественно-творческих умений и навыков), эмоционально-ценностный (формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе АНО «Центр развития и досуга для детей с ограниченными возможностями «Солнечный круг» г. 445144 Тольятти, Самарской области, Ставропольский район, село Ягодное, улица Красноармейская, дом 24; Фактический адрес: 445040, Самарская обл., г. Тольятти, Туполева, д 6. В эксперименте участвовали 5-ро дошкольников 1ой старшей группы.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе 15.09.2016 - 19.09.2016г. анализировались состояние проблемы и степень ее разработанности, изучалась педагогическая, психологическая, художественная литература по теме исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования. Была определена основная концепция научно-педагогического исследования, разработаны основные теоретические положения.
На втором этапе 20.09.2016 проводилась опытно экспериментальная работа с дошкольниками АНО «Центра развития и досуга для детей с ограниченными возможностями «Солнечный круг» г. Тольятти. Педагогический эксперимент позволил выявить оптимальный комплекс педагогических технологий, методов, средств и форм развития мелкой моторики рук, определить содержание программы по формированию ручной умелости.
На третьем этапе 27.09.2016 - 06.12.2016 г. был апробирован педагогический эксперимент проблеме исследования, подведены итоги экспериментальной работы.
В настоящее время проблема развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ требует поиска новых путей решения. Это подразумевает получение определённых знаний в сфере особенностей детей с ОВЗ, основных направлений и подходов при работе с «особыми» детьми, умение взаимодействовать с ними, создавать и оценивать результат их работы, подтверждая важность развития ручной умелости дошкольника, особого восприятия окружающего мира.
Эксперимент раскрыл сущность творческой деятельности детей с ОВЗ на занятиях арт-терапии, вызывал и повлиял на эмоциональное состояние, восприятие, речь, память, мышление.
Изучение состояние проблемы исследования, стало возможным благодаря анализу психолого-педагогической литературы, научных трудов; рассмотрено понятие «арт-терапии», которая представляет собой, психофизиологический процесс, возникающий в практической деятельности ребенка, в ходе которого совершенствуются органы чувств, зрения, расширяется опыт, знания в области лепки, способности учащихся эмоционально реагировать.
1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.
2. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова. Фомина. - М.: Просвещение, 2004.
3. Антонова, А. В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие [Текст]. - М. : 2007 - 55 с.
4. Ахутина, Т.В., Игнатьева С.Ю., Аметова Л.А. Формирование арт- терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2013.
5. Астахов, А. И. Воспитание творчеством. М., 2006.
6. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия Александровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 2009. № 1
7. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2012. - 89 с.
8. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. - М.: МПСИ Модэк, 2006 - 624 с.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада [Текст] /А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2001. - 160 с.
10. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие [Текст]. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 56 с.
11. Буко, М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 2009.
12. Бурно, М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1999.
13. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. М, 2015.
14. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. - М., 1992. - 57 с.
15. Ветлугина, Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. - М., 1992. С.22-36.
...