АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития личности младших
школьников и участия родителей в этом процессе 7
1.2 Особенности приобщения родителей к процессу развития
личности младших школьников 14
Глава 2 Экспериментальная работа по приобщению родителей к процессу развития личности учащихся начальной школы средствами
тренинга 21
2.1 Выявление уровня приобщения родителей к процессу развития
лично сти младших школьников 21
2.2 Содержание экспериментальной работы по повышению уровня приобщения родителей к развитию личности школьников
средствами тренинга 32
2.3 Динамика уровня приобщения родителей к процессу развития
личности младших школьников 43
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложение А Список родителей детей 2 класса 56
Приложение Б Количественные показатели родителей 58
АННОТАЦИЯ
Бакалаврская работа рассматривает решение актуальной проблемы приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга.
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга.
В ходе работы решаются задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; выявить уровень готовности приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга; разработать содержание методики приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников, применяя средства тренинга.
В работе теоретически определена и обоснована методика приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников, применяя средства тренинга.
В бакалаврской работе представлены актуальность исследования, научный аппарат, теоретические положения работы, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы (34 источника), приложения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что гармоничное развитие личности ребенка невозможно без включения в него родителей, и это явно демонстрирует необходимость их приобщения. А также, тем, что в последнее время стало больше внимания уделяться на введение тренингов в педагогический процесс, как средство развития младших школьников. Тренинги развивают саморегуляцию поведения. В любом его виде можно встретить элементы и психотерапии, и моменты развивающих тренингов, и тренировку некоторых конкретных навыков, и погружение в определенные, нужные для задач тренинга состояния.
Закон «Об образовании» декларирует, что у родителей находится преимущество в воспитании, образовании и обучении детей. Влияние семьи, безусловно, гораздо более важно, чем иные воспитательные воздействия.
В настоящее время в тесном содружестве находятся семья и государственные органы (школа, в том числе). В социальном партнерстве родители-дети-педагоги четко прослеживается равная миссия и равная ответственность перед обществом за воспитание будущего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует, что «семья» - это базовая национальная ценность.
Основными формами работы с родителями в школах являются: родительские собрания (общешкольные и классные собрания), индивидуальные беседы классных руководителей и администрации школы с родителями, общешкольные и классные мероприятия с участием родителей. Реже происходят общешкольные/классные родительские лектории, хотя подобные мероприятия могут являться отличной площадкой для выступлений лекторов, рассказывающих об особенностях развития, обучения, воспитания детей; о методиках, которые можно применять к ребенку. Но такая невостребованность обусловлена, в том числе, занятостью родителей.
Психолого-педагогическая литература, представленная такими авторами, как Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, В.А. Сухомлинский, изобилует доказательствами того, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его семьи и родителей.
Исследованием вопроса введения тренинга и определением его, как одного из средств развития личностных качеств обучающихся, занимались Р Бакли, Б.С. Волков, Л.А. Петровская, А.П. Панфилова.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между: социальным заказом общества на приобщение родителей к процессу развития личности младших школьников и отсутствием методики работы в начальной школе в данном направлении.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Приобщение родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга».
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности тренинговых занятий в приобщении родителей к процессу развития личности младших школьников.
Цель исследования - разработать содержание тренингов и экспериментально проверить их действенность для повышения уровня педагогических знаний родителей и их вовлеченности в процесс развития личности младших школьников.
Объект исследования - процесс приобщения родителей к личностному развитию младших школьников.
Предмет исследования - приобщение родителей к процессу развития личности младших школьников в процессе тренинговых занятий.
Гипотеза исследования: уровень приобщения родителей к процессу развития личности школьника повысится, если для этого использовать тематические собрания и тренинговые занятия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) провести диагностику уровня приобщения родителей до применения средств тренинга;
3) разработать методику приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников, включающую средства тренинга;
4) выявить динамику уровня приобщения родителей после применения средств тренинга.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методики приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов других школ, родителями в своей практической деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. о. Тольятти «Школа № 59 имени Г. К. Жукова». В исследовании принимали участие 33 родителя детей 2 класса.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (34 источника),приложениями.
Результаты, полученные по итогу проведенного исследования, позволяют нам сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Исходя из выводов теоретического анализа, проблема приобщения родителей к процессу развития личности младших школьников средствами тренинга является актуальной в настоящее время.
Для того, чтобы работа по вовлечению родителей в процесс развития личности детей была успешной, необходимо обратить внимание на то, что основную роль играют внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста. Данной проблематикой занимались Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,
Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Дж. Локк.
Такая нами выбранная форма, как тренинг, являет собой совокупность различных применяемых упражнений и комплексов упражнений, в сочетании с преподносимой информацией и в рамках психологического сопровождения семьи, через развитие всех компонентов родительского отношения (когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального,
поведенческого), которая способствует личностному развитию родителей.
Поэтому в процессе экспериментальной работы для повышения уровня родительского участия эффективности процесса развития младших школьников проводились тренинги, направленные на:
1) формирование знаний об особенностях развития ребенка;
2) повышение качества педагогических знаний;
3) укрепление эмоционального состояния;
4) переоценку стратегии своего поведения, по отношению к ребенку.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность картотеки тренингов и положительную динамику в приобщении родителей к процессу развития личности младших школьников.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М. : Эксмо, 2018. 384 с.
2. Арасланова А. А. Психология и педагогика в схемах. М. : Русайнс, 2018. 320 с.
3. Асриева О .О., Коваленко Т. В. Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия школы и родителей // ВЕСТНИК Челябинского Государственного Педагогического Университета. 2012. № 12. С. 7-16.
4. Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 351 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1997. 505 с.
6. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М : Эксма, 2002. 314 с.
7. Волков В. Б. Тренинг социальной активности. СПб. : Речь, 2005. 182 с.
8. Воробьева Т. П. Взаимодействие семьи и школы как условие становления государственно-общественного характера управления образованием // Зауральский научный вестник. 2013. № 1. С. 72-76.
9. 3верева О. Л. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями. Лекция. Учебно-методический комплекс Повышение квалификации на рабочем месте. М. : ТЦ Сфера, 2017. 241 с.
10. Карабанова О. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. : Просвещение, 2014. 152 с.
11. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. М. : АСТ, 2018. 668 с.
12. Коваленко Т. В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в
условиях современного начального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 27.04.2016. Омск: Изд-во ФГБОУ ВО «Омский
государственный педагогический университет», 2016. 27 с.
13. Коваленко Т. В. Проблемы детско-родительских отношений в современной семье // Школа будущего. 2012. № 6. С. 66-73.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008) [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 17.09.2019)
15. Куликова Т. А. Семейная педагогика: Учебник. М. : Academia, 2016. 272 c.
16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. Т. 1. С. 115-218.
17. Локк Дж. Мысли о воспитании. М. : Мысль, 1985. 348 с.
18. Лоренц Д. В. Креативная педагогика на примере дисциплины. М. : Инфра-М, 2018. 252 c.
... Всего источников – 34.