Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ПУТЕШЕСТВИЙ

Работа №120613

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий 8
1.1 Особенности словарного запаса детей 6-7 лет
с умственной отсталостью 8
1.2 Игры-путешествия как средство обогащения словарного
запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью 16
Глава 2 Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий 24
2.1 Выявление уровня сформированности словарного запаса
у детей 6-7 лет с умственной отсталостью 24
2.2 Организация и содержание работы по обогащению
словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий 36
2.3 Выявление динамики уровня сформированности словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью. 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 63
Приложение В Комплекс игр-путешествий 66
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 80


Речь - одно из важнейших условий для полноценного развития и правильного формирования личности ребенка. Чем богаче и разнообразнее язык ребенка, тем легче ему выражать свои мысли и тем легче его понимают другие. Являясь важнейшей частью речевой системы, лексика имеет большое образовательное и практическое значение. Богатый словарный запас - признак высокого уровня развития языка у ребенка. При нарушении формирования словарного запаса речь ребенка нельзя считать полностью развитой. Поэтому важно своевременно обратить внимание на формирование речи детей дошкольного возраста, на ее правильность, чтобы предотвратить и исправить различные нарушения.
Развитие речи в дошкольном возрасте - это многогранный процесс, органически связанный с психическим развитием ребенка. Проблема речевых нарушений и их коррекции у дошкольников с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем дефектологии.
У детей с умственной отсталостью активная речь и словарный запас с самого начала развиваются с запозданием. У всех дошкольников с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, нарушения звукопроизношения, выраженная задержка в формировании словарного запаса и грамматики, а, следовательно, и связной речи.
В научных исследованиях достаточно подробно рассматриваются специфические особенности детей с умственной отсталостью, такие как ограниченный словарный запас, неточное употребление слов различной грамматической природы (М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, М.П. Феофанов). Многие исследователи отмечают патологическое несоответствие между активным и пассивным словарем детей с умственной отсталостью (А.К. Аксенова, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова).
Одним из эффективных средств обогащения словарного запаса дошкольников с нарушениями интеллекта являются игры-путешествия. Игра- путешествие - это сложная форма организации детской деятельности, которая решает ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных и общеразвивающих.
Игра-путешествие стимулирует внимание, наблюдательность, понимание игровой задачи, способствует преодолению трудностей и достижению успеха, активизирует знания детей по предыдущим темам, развивает моторику рук, память, восприятие, внимание, основные мыслительные операции, решает коррекционные задачи. Речевая активность детей во время игры является одним из показателей эффективности игры- путешествия.
Указанное обстоятельство ведет к возникновению следующего противоречия: между необходимостью обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью и недостаточным использованием игр-путешествий в данном процессе.
Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности игр-путешествий в обогащении словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью?
Выявленная проблема легла в основу темы исследования: «Обогащение словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий.
Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Предмет исследования: обогащение словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий.
Гипотеза исследования: обогащение словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий будет возможно, если:
- определено содержание игр-путешествий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями словарного запаса детей 6-7 лет с умственной отсталостью;
- включены игры-путешествия в образовательный процесс в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования коррекционной работы в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью;
- реализованы мероприятия с родителями воспитанников по вопросам обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий.
2. Выявить уровень сформированности словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
3. Разработать и апробировать содержание работы, направленное на обогащение словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования особенностей развития речи дошкольников с умственной отсталостью (Н.С. Жукова, Т.А. Ладыженская, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова);
- исследования обогащения словарного запаса у детей с умственной отсталостью (А.А. Брудный, И.А. Зимняя);
- исследования игр-путешествий как средства развития речи у дошкольников (Г.А. Волкова, О.В. Дыбина, Т.Д. Зинкевич, С.А. Козлова, А.М. Михайлов).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 53 «Чайка», г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей с умственной отсталостью.
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности игр-путешествий в обогащении словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны содержательные характеристики уровней сформированности словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс игр путешествий, направленный на обогащение словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью, могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 рисунков и 21 таблица. Основной текст работы изложен на 61 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Словарный запас детей с умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет характеризуется бедностью и неточностью, трудностью в употреблении слов, преобладанием пассивного словарного запаса над активным и несформированными структурами слов. Несмотря на большой интерес ученых к формированию словарного запаса детей с умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет, этот компонент остается наименее изученным и наиболее трудным для детей. Без специально организованной коррекционно-развивающей работы словарный запас этой группы детей остается бедным.
Игра-путешествие - это сложная форма организации детской деятельности, которая решает ряд педагогических задач: образовательных, воспитывающих и общеразвивающих. Игра-путешествие является одним из инновационных средств обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет и способствует развитию всех сторон личности дошкольника, расширению знаний и представлений об окружающем мире, их обобщению и систематизации. Именно эта техника «игрового путешествия» обладает большим педагогическим потенциалом и может стать эффективным средством обогащения словарного запаса детей с умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет.
Для практического подтверждения выводов, полученных в ходе теоретического исследования в первой главе данной работы, была проведена экспериментальная работа по обогащению словарного запаса детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством игр-путешествий. Констатирующий эксперимент показал, что: никто из детей с умственной отсталостью не имеет высокий уровень словарного запаса, 30% детей имеют средний уровень сформированности словарного запаса, и 70% детей имеет низкий уровень сформированности словарного запаса.
Логика формирующего эксперимента строилась в соответствии с положениями гипотезы исследования: определено содержание игр- путешествий в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования коррекционной работы для детей с умственной отсталостью в подготовительной группе; организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на обогащение словарного запаса посредством игр-путешествий; реализованы мероприятия с родителями воспитанников по вопросам обогащения словарного запаса у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Для выявления эффективности внедренного нами комплекса игр- путешествий был проведен контрольный этап эксперимента в соответствии с методиками констатирующего этапа исследования. На контрольном этапе исследования никто из детей не показал высокий уровень сформированности словарного запаса, 4 испытуемых (40%) показали средний уровень и 6 из 10 детей (60%) показали низкий уровень сформированности словарного запаса. С помощью формирующего эксперимента удалось скорректировать уровень словарного запаса у 1 (10%) дошкольника с умственной отсталостью.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что комплексные коррекционные мероприятия, подготовленные для обогащения словарного запаса у дошкольников с нарушениями интеллекта с использованием игр-путешествий, являются эффективными, гипотеза исследования доказана.



1. Алябьева Е. А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. М. : ТЦ Сфера, 2013. 64 с.
2. Венгер Л. А. Психология. М. : Дрофа, 2015. 336 с.
3. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Русский язык в школе. 2011. № 2. С. 1-10.
4. Висангириева Е. Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольника. Методическое пособие. Ростов-н/Д: РГПУ, 2012. 127 с.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 180 с.
6. Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. М. : Просвещение, 2016. 180 с.
7. Дети с временными задержками развития / Под ред.
Т. А. Власовой, М. С. Певнзер. М. : Педагогика, 2003. 208 с.
8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Эра, 2008. 320 с.
9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности // Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 2015. С. 220-241.
10. Игра дошкольника / под ред. С. А. Новоселовой. М. : Просвещение, 1989. 286 с.
11. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: Мн. : Университетское, 2015. 95 с.
12. Кислякова Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Мн. : Национальный институт образования, 2017. 280 с.
13. Коррекционно-воспитательная работа дошкольных учреждениях: Сборник науч. трудов / Под ред. Н. Г. Морозовой. М., 2016. 102 с.
14. Кусова М. Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург: Эра, 2012. 180 с.
15. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М. : Академия, 2010. С. 34-45.
16. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред.
B. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. 682 с.
17. Логопедия: учебник для студентов / под ред. Л. С. Волковой,
C. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2008. 680 с.
18. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников СПб.: Союз, 2011. 220 с.
19. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: учебное пособие М. : Академия, 2005. 464 с.
20. Лурия А. Р., Юдович Д. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. 94 с.
21. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2010. 553 с.
22. Маллер А. Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания умственно отсталых детей // Дефектология. 2009. №3. С. 23-35.
23. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Кишинев : Лумина, 1985. 151 с.
24. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. М. : Аркти, 2013. 165 с.
25. Певзнер М. С. Умственно отсталый ребенок: очерки изучения особенностей высш. нервной деятельности детей-олигофренов. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 203 с.
26. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. М. : Педагогика, 1987. 190 с.
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
28. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1993. 111 с.
29. Сычева Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2. С. 63-67.
30. Усова А. П., Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение,
1976. 96 с. URL : http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitanii-
detej_1976/fs,1 (дата обращения: 16.07.2021).
31. Ушакова О. С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2015. № 2 (14). С.8-13.
32. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2018. 220 с.
33. Ягодкина Е. Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур: автореф. дисс.канд. пед. наук, СПб., 2004. 30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ