Празднично - досуговая культура СССР 1945 - 1953 гг. ХХ века. На примере Куйбышевской области
|
Введение 4
Глава I. Советская праздничная культура в 1945 - 1953 гг 12
1.1 Официальные праздники советского государства 12
1.2 Годовщина и юбилеи революционных событий и советских партийных
государственных деятелей 22
Глава 2. Досуговая сфера жизни советских людей 32
2.1. Роль культурно -просветительных учреждений в организации досуга
(музеи, библиотеки) 32
2.2. Работа зрелищных учреждений с советскими гражданами (кино и театры) 35
Заключение 41
Перечень ссылок 43
Список используемой литературы и источников
Глава I. Советская праздничная культура в 1945 - 1953 гг 12
1.1 Официальные праздники советского государства 12
1.2 Годовщина и юбилеи революционных событий и советских партийных
государственных деятелей 22
Глава 2. Досуговая сфера жизни советских людей 32
2.1. Роль культурно -просветительных учреждений в организации досуга
(музеи, библиотеки) 32
2.2. Работа зрелищных учреждений с советскими гражданами (кино и театры) 35
Заключение 41
Перечень ссылок 43
Список используемой литературы и источников
Актуальность темы. В жизни современного общества России празднично-досуговая сфера является важным аспектом.
Празднично-досуговая культура, составной частью которой являются различные юбилеи, памятные даты и посещение культурно-досуговых учреждений представляет собой неотъемлемую часть жизни советских людей. После Октябрьской революции в русле трансформации всех сфер жизни общества, начинается целенаправленное формирование новой системы советских праздников. Ведь в послевоенный период, массовая идеологическая обработка населения была как нельзя, кстати, так как было необходимо создать атмосферу счастливой праздничной жизни страны победительницы.
Периодическая печать в условиях тоталитарного общества является орудием государства, а средством воздействия на массовое сознание она является всегда. В тоже время в ней отражаются и настроения и предпочтения простых советских граждан.
Из года в год в нашей стране отмечается множество праздников. Но знает ли население о зарождении того или иного праздника? Часто, в сети интернет в честь праздника появляются лозунги, которые искажают суть данного торжества. А значит, создается риск того, что современное поколение не знает, как зарождались многочисленные праздники и в чем их суть.
В исторической науке нашей современности наблюдается интерес к повседневным моментам жизни людей. И возможно праздничная культура не всегда относится к повседневности, но все же, частые случаи мы относим и к обывательской жизни. Потому что все праздники, которые ярко отмечаются советским человеком, практически ввели в его жизнь. А как люди воспринимали и как праздновали те или иные торжества, необходимо изучить детально.
Исторический опыт указывает на то, что культурно-досуговая система всегда была неотъемлемым инструментом реализации культурной политики государства в СССР в 1945 - 1953 - е гг. XX века.
На сегодняшний день существенно изменились духовное содержание и формы культурно-досуговой работы, а так же ее организационно-технические возможности. В условиях современности культурно-досуговая работа оперирует большим набором средств эмоционального воздействия, разнообразными методами, а так же формами проведения массовых просветительных, воспитательных и развлекательных мероприятий. Данная система форм, методов и средств культурно-досуговой работы формирует у людей высокие психологические и моральные качества.
Досуг - это период, которое каждый имеет право использовать по своему усмотрению и выбору. Но в то же время, от характера, заполнения которого во многом зависят психологическое состояние человека, его стремление к труду, культурный и нравственный облик. В отечественной культурологии досуг важно понимать как часть свободного времени. Досуг используется для товарищеского общения, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности, любительского творчества, потребления ценностей духовной культуры.
Основными функциями досуга могут быть: рекреативная - то есть снятие физического, интеллектуального, психического напряжения, активный отдых как средство для восстановления сил; развивающая - вовлечение человека в процесс развитие различных видов любительского творчества, просвещения, обеспечение личностно значимого общения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, реализация компенсаторных возможностей свободного время препровождения, самореализация творческих способностей.
Культурная деятельность - это деятельность, которая направлена на сохранение, создание, распространение культурных ценностей, и приобщение к ним различных слоев населения.
Степень изученности проблемы. Научную литературу по выбранной нами теме согласно проблемному принципу можно разделить на несколько групп.
Первая группа относится к трудам отечественных этнографов и фольклористов, в сферу изучения которых входят праздники, которые считаются частью культуры и бытового уклада населения. К ним относятся работы И. М. Снегирева [1] и А. Н. Афанасьева [2] и др. В данных работах заложены основы рассмотрения праздника на территориальном уровне, в них очевидна связь между праздниками и жизнью людей, примечательно то, что в данных работах приводится систематизация праздников. [1,2]
Вторая группа относится к работам российских исследователей, сфера исследований которых касается непосредственно праздников ХХ в. Это труды представлены работами А.Ф. Некрыловой,[3] Бирженюк Г.М.,[4] Маркова А.П,[5] Ю. М. Гончарова,[6] и др. В этих работах рассмотрены различные формы праздника которые подходили для официальных торжеств. Данные труды помогают ознакомиться с атмосферой, которая была присуща праздникам столицы рассматриваемого нами периода. [3,4,5,6]
Третья группа трудов представлена работами В.В Страхова,[7], Киселева Т.Г и Красильников Ю.Д. [8] Гагчина В.Н.[9] и др. Данные исследователи представили моменты проведение и организации государственных праздников в послевоенный период времени СССР. Авторы отражают отношение народа к праздникам и демонстрируют их развитие. Исследователи акцентируют свое внимание на праздниках, которые проводятся по всей стране.[7,8,9]
Четвертая группа относится к работам, которые освещают период от зарождения первых советских праздников и до периода 1945-1953 - х гг. К этой группе можно отнести работы Д.М. Генкина,[10] В.С. Аксенова,[11] П.Г. Ширяевой [12] и др. которые отражают характер первых советских праздников, анализ их содержания и сущности. Данные работы не содержат в себе исторического аспекта исследования в этом их основная особенность. [10,11,12]
Следующую группу демонстрируют работы, выход которых датируется 1970 - ми гг. В данных трудах описывалась советская обрядность которая является составной частью культуры. В трудах описываются так же ее составные элементы, такие как ритуалы и традиции. В работах советские государственные праздники рассматривались лишь в виде юбилейных событий, так же интерес проявлялся к народным, профессиональным и трудовым праздникам. К ним можно отнести работы Каргина А.С,[13] Л. А. Тульцевой,[14] А. Н. Филатовой,[15] Я. П. Белоусовой[16] и др.[13,14,15,16]
По сравнению с трудами советских исследователей, внимание которых было приковано в основном к столичным торжествам, то исследования современных российских авторов были главным образом сосредоточены на региональном освещении праздников, такими трудами представлены работы А. В. Фролова,[17] М. К. Деканова,[18] С. Н. Шаповалова,[19] С. Ю. Малышевой[20] и др, имеются сведения и о государственных праздниках, но лишь фрагментарно. [17,18,19,20]
Помимо вышеупомянутых трудов, в процессе написании данного исследования были рассмотрены научные статьи. Следует отметить работу Е. Г. Свиридовой, [21] которая классифицируются основные направления государственной политики СССР в сфере праздников, так же в данной работе ярко отражены моменты трансформации празднично-досуговой культуры рассматриваемого нами периода.
Отдельного внимания заслуживает статья С. Н. Шаповалова, [22] в ней демонстрируется анализ советских праздников послевоенного времени, целью которых было сгладить тяготы затянувшейся войны.
Слабо изучен вопрос формирования праздничной культуры в Куйбышевской области губернии. Труды М.К Декановой[23] уже упоминались выше, важно отметить ее статью, которая демонстрирует анализ восприятия советской праздничной культуры в 1945-е гг. М.К. Деканова отмечает, что все праздники с энтузиазмом воспринимались. Стоит отметить, что М. К. Деканова является региональным исследователем по рассматриваемой нами теме научной работы.
Целью данной работы является анализ процесса трансформации советской праздничной культуры в 1945-1953гг. ХХ века.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать государственную политику СССР в сфере праздничной культуры;
2. Рассмотреть влияние идеологии на праздничную культуру по материалам периодической печати;
3. Изучить формы и методы празднования событий;
4. Исследовать процесс формирования новых советских праздников;
Объектом исследования является праздничная культура в 1945-1953 гг ХХ века
Предметом исследования являются тенденции и формы эволюции советской празднично-досуговой культуры.
Хронологические рамки данного исследования 45-53 гг ХХ века границы обусловлены тем что начиная с 45-х годов формируются новые праздники связанные с Великой Отечественной Войной а так же заканчиваются смертью И.В Сталина что символизировало смену исторической эпохи.
Территориальные рамки включают в себя Куйбышевскую область с учетом административно -территориальных изменений в 1945 - 1953 - е гг.
Теоретико - методологическая база исследования включает в себя основополагающие принципы исторической науки. Принцип историзма дает исследовать ключевые исторические события в соответствии с исторической обстановкой. Принцип объективности позволяет изучить процесс трансформации праздничной культуры в изучаемый период со всех сторон, в том числе и то, как реагировало население на проведение того или иного праздника, а так же что думала и чего хотела добиться советская власть проведением подобных торжеств.
Историко - сравнительный метод помогает отразить характерные черты свойственные праздникам, которые проводились в столице и на территории Куйбышевской области.
Историко - хронологический метод - советские праздники были проанализированы в строго определенных рамках.
Источниковая база данного исследования представлена различными видами источников по рассматриваемой нами теме.
Первую группу составляют нормативно-правовые акты. К данной группе мы относим Полное собрание законодательства СССР ,[24] Декреты Советской власти, [25] Конституцию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики,[26] данная группа материалов помогает проследить процесс трансформации празднично-досуговой культуры на отрезке периода от 1945 до 1953 гг. ХХ века, а так же сознание новых государственных праздников. [24,25,26]
Ко второй группе можно отнести делопроизводственные документы, такие как доклады, отчеты, планы проведения мероприятий и праздников. Данная группа источников представлена различными архивными материалами архива, МКУ «Тольяттинский архив» [27]. Материалы ценны для описания ситуации на местом уровне, а именно, в Куйбышевской области.
Третья группа - периодическая печать, а именно газета «Волжская Коммуна»,[28] «Московский Комсомолец»,[29] «Правда»,[30] «Вечерняя Москва» [31]. Данная группа источников раскрывает обширный материал о праздновании тех или иных праздников, а главное на местном уровне, включая Куйбышевскую область и ближайшие селения. [28,29,30,31]
К четвертой группе относятся статистические сборники, [32] которые содержат в себе обширный материал статистических сведений по развитию культурно-досуговых учреждений по заявленному нами периоду, а именно с 1945 по 1953 гг. ХХ века.
К пятой группе мы относим источники личного происхождения. Это работы И.В. Сталина,[33] В.М. Молотова [34] и А.В Луначарского,[35] которые дают характеристику праздников, а так же демонстрируют свое отношения к ним, говорят об организации празднеств и о недостатках системы планирования, а так же выносят советы по организации, подчеркивая использование праздников в культурно-просветительской работе с обществом.[33,34,35]
Научная новизна. Нами была предпринята попытка комплексного изучения проблемы эволюции праздничной культуры советского общества во второй половине 40-х - начале 50-х гг.
Структура работы. Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.
Апробация. Основные положения и выводы по заявленной теме бакалаврской работы получили свое отражение в докладах на практических конференциях ТГУ «Дни науки» в 2017 и 2018 году, а так же на научной конференции в городе Самара в САМГУ в 2017 году.
Празднично-досуговая культура, составной частью которой являются различные юбилеи, памятные даты и посещение культурно-досуговых учреждений представляет собой неотъемлемую часть жизни советских людей. После Октябрьской революции в русле трансформации всех сфер жизни общества, начинается целенаправленное формирование новой системы советских праздников. Ведь в послевоенный период, массовая идеологическая обработка населения была как нельзя, кстати, так как было необходимо создать атмосферу счастливой праздничной жизни страны победительницы.
Периодическая печать в условиях тоталитарного общества является орудием государства, а средством воздействия на массовое сознание она является всегда. В тоже время в ней отражаются и настроения и предпочтения простых советских граждан.
Из года в год в нашей стране отмечается множество праздников. Но знает ли население о зарождении того или иного праздника? Часто, в сети интернет в честь праздника появляются лозунги, которые искажают суть данного торжества. А значит, создается риск того, что современное поколение не знает, как зарождались многочисленные праздники и в чем их суть.
В исторической науке нашей современности наблюдается интерес к повседневным моментам жизни людей. И возможно праздничная культура не всегда относится к повседневности, но все же, частые случаи мы относим и к обывательской жизни. Потому что все праздники, которые ярко отмечаются советским человеком, практически ввели в его жизнь. А как люди воспринимали и как праздновали те или иные торжества, необходимо изучить детально.
Исторический опыт указывает на то, что культурно-досуговая система всегда была неотъемлемым инструментом реализации культурной политики государства в СССР в 1945 - 1953 - е гг. XX века.
На сегодняшний день существенно изменились духовное содержание и формы культурно-досуговой работы, а так же ее организационно-технические возможности. В условиях современности культурно-досуговая работа оперирует большим набором средств эмоционального воздействия, разнообразными методами, а так же формами проведения массовых просветительных, воспитательных и развлекательных мероприятий. Данная система форм, методов и средств культурно-досуговой работы формирует у людей высокие психологические и моральные качества.
Досуг - это период, которое каждый имеет право использовать по своему усмотрению и выбору. Но в то же время, от характера, заполнения которого во многом зависят психологическое состояние человека, его стремление к труду, культурный и нравственный облик. В отечественной культурологии досуг важно понимать как часть свободного времени. Досуг используется для товарищеского общения, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности, любительского творчества, потребления ценностей духовной культуры.
Основными функциями досуга могут быть: рекреативная - то есть снятие физического, интеллектуального, психического напряжения, активный отдых как средство для восстановления сил; развивающая - вовлечение человека в процесс развитие различных видов любительского творчества, просвещения, обеспечение личностно значимого общения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, реализация компенсаторных возможностей свободного время препровождения, самореализация творческих способностей.
Культурная деятельность - это деятельность, которая направлена на сохранение, создание, распространение культурных ценностей, и приобщение к ним различных слоев населения.
Степень изученности проблемы. Научную литературу по выбранной нами теме согласно проблемному принципу можно разделить на несколько групп.
Первая группа относится к трудам отечественных этнографов и фольклористов, в сферу изучения которых входят праздники, которые считаются частью культуры и бытового уклада населения. К ним относятся работы И. М. Снегирева [1] и А. Н. Афанасьева [2] и др. В данных работах заложены основы рассмотрения праздника на территориальном уровне, в них очевидна связь между праздниками и жизнью людей, примечательно то, что в данных работах приводится систематизация праздников. [1,2]
Вторая группа относится к работам российских исследователей, сфера исследований которых касается непосредственно праздников ХХ в. Это труды представлены работами А.Ф. Некрыловой,[3] Бирженюк Г.М.,[4] Маркова А.П,[5] Ю. М. Гончарова,[6] и др. В этих работах рассмотрены различные формы праздника которые подходили для официальных торжеств. Данные труды помогают ознакомиться с атмосферой, которая была присуща праздникам столицы рассматриваемого нами периода. [3,4,5,6]
Третья группа трудов представлена работами В.В Страхова,[7], Киселева Т.Г и Красильников Ю.Д. [8] Гагчина В.Н.[9] и др. Данные исследователи представили моменты проведение и организации государственных праздников в послевоенный период времени СССР. Авторы отражают отношение народа к праздникам и демонстрируют их развитие. Исследователи акцентируют свое внимание на праздниках, которые проводятся по всей стране.[7,8,9]
Четвертая группа относится к работам, которые освещают период от зарождения первых советских праздников и до периода 1945-1953 - х гг. К этой группе можно отнести работы Д.М. Генкина,[10] В.С. Аксенова,[11] П.Г. Ширяевой [12] и др. которые отражают характер первых советских праздников, анализ их содержания и сущности. Данные работы не содержат в себе исторического аспекта исследования в этом их основная особенность. [10,11,12]
Следующую группу демонстрируют работы, выход которых датируется 1970 - ми гг. В данных трудах описывалась советская обрядность которая является составной частью культуры. В трудах описываются так же ее составные элементы, такие как ритуалы и традиции. В работах советские государственные праздники рассматривались лишь в виде юбилейных событий, так же интерес проявлялся к народным, профессиональным и трудовым праздникам. К ним можно отнести работы Каргина А.С,[13] Л. А. Тульцевой,[14] А. Н. Филатовой,[15] Я. П. Белоусовой[16] и др.[13,14,15,16]
По сравнению с трудами советских исследователей, внимание которых было приковано в основном к столичным торжествам, то исследования современных российских авторов были главным образом сосредоточены на региональном освещении праздников, такими трудами представлены работы А. В. Фролова,[17] М. К. Деканова,[18] С. Н. Шаповалова,[19] С. Ю. Малышевой[20] и др, имеются сведения и о государственных праздниках, но лишь фрагментарно. [17,18,19,20]
Помимо вышеупомянутых трудов, в процессе написании данного исследования были рассмотрены научные статьи. Следует отметить работу Е. Г. Свиридовой, [21] которая классифицируются основные направления государственной политики СССР в сфере праздников, так же в данной работе ярко отражены моменты трансформации празднично-досуговой культуры рассматриваемого нами периода.
Отдельного внимания заслуживает статья С. Н. Шаповалова, [22] в ней демонстрируется анализ советских праздников послевоенного времени, целью которых было сгладить тяготы затянувшейся войны.
Слабо изучен вопрос формирования праздничной культуры в Куйбышевской области губернии. Труды М.К Декановой[23] уже упоминались выше, важно отметить ее статью, которая демонстрирует анализ восприятия советской праздничной культуры в 1945-е гг. М.К. Деканова отмечает, что все праздники с энтузиазмом воспринимались. Стоит отметить, что М. К. Деканова является региональным исследователем по рассматриваемой нами теме научной работы.
Целью данной работы является анализ процесса трансформации советской праздничной культуры в 1945-1953гг. ХХ века.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать государственную политику СССР в сфере праздничной культуры;
2. Рассмотреть влияние идеологии на праздничную культуру по материалам периодической печати;
3. Изучить формы и методы празднования событий;
4. Исследовать процесс формирования новых советских праздников;
Объектом исследования является праздничная культура в 1945-1953 гг ХХ века
Предметом исследования являются тенденции и формы эволюции советской празднично-досуговой культуры.
Хронологические рамки данного исследования 45-53 гг ХХ века границы обусловлены тем что начиная с 45-х годов формируются новые праздники связанные с Великой Отечественной Войной а так же заканчиваются смертью И.В Сталина что символизировало смену исторической эпохи.
Территориальные рамки включают в себя Куйбышевскую область с учетом административно -территориальных изменений в 1945 - 1953 - е гг.
Теоретико - методологическая база исследования включает в себя основополагающие принципы исторической науки. Принцип историзма дает исследовать ключевые исторические события в соответствии с исторической обстановкой. Принцип объективности позволяет изучить процесс трансформации праздничной культуры в изучаемый период со всех сторон, в том числе и то, как реагировало население на проведение того или иного праздника, а так же что думала и чего хотела добиться советская власть проведением подобных торжеств.
Историко - сравнительный метод помогает отразить характерные черты свойственные праздникам, которые проводились в столице и на территории Куйбышевской области.
Историко - хронологический метод - советские праздники были проанализированы в строго определенных рамках.
Источниковая база данного исследования представлена различными видами источников по рассматриваемой нами теме.
Первую группу составляют нормативно-правовые акты. К данной группе мы относим Полное собрание законодательства СССР ,[24] Декреты Советской власти, [25] Конституцию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики,[26] данная группа материалов помогает проследить процесс трансформации празднично-досуговой культуры на отрезке периода от 1945 до 1953 гг. ХХ века, а так же сознание новых государственных праздников. [24,25,26]
Ко второй группе можно отнести делопроизводственные документы, такие как доклады, отчеты, планы проведения мероприятий и праздников. Данная группа источников представлена различными архивными материалами архива, МКУ «Тольяттинский архив» [27]. Материалы ценны для описания ситуации на местом уровне, а именно, в Куйбышевской области.
Третья группа - периодическая печать, а именно газета «Волжская Коммуна»,[28] «Московский Комсомолец»,[29] «Правда»,[30] «Вечерняя Москва» [31]. Данная группа источников раскрывает обширный материал о праздновании тех или иных праздников, а главное на местном уровне, включая Куйбышевскую область и ближайшие селения. [28,29,30,31]
К четвертой группе относятся статистические сборники, [32] которые содержат в себе обширный материал статистических сведений по развитию культурно-досуговых учреждений по заявленному нами периоду, а именно с 1945 по 1953 гг. ХХ века.
К пятой группе мы относим источники личного происхождения. Это работы И.В. Сталина,[33] В.М. Молотова [34] и А.В Луначарского,[35] которые дают характеристику праздников, а так же демонстрируют свое отношения к ним, говорят об организации празднеств и о недостатках системы планирования, а так же выносят советы по организации, подчеркивая использование праздников в культурно-просветительской работе с обществом.[33,34,35]
Научная новизна. Нами была предпринята попытка комплексного изучения проблемы эволюции праздничной культуры советского общества во второй половине 40-х - начале 50-х гг.
Структура работы. Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.
Апробация. Основные положения и выводы по заявленной теме бакалаврской работы получили свое отражение в докладах на практических конференциях ТГУ «Дни науки» в 2017 и 2018 году, а так же на научной конференции в городе Самара в САМГУ в 2017 году.
Советской власти было выгодно развитие праздничной культуры, чем активно и занималось в рассматриваемый нами период партийное руководство страны. Для поднятия боевого духа и для преодоления тягостей причинённой Великой Отечественной Войной, а так же для укрепления патриотизма и веру в партийное руководство было необходимо вводить праздники, которые бы соответствовали всем этим качествам.
Такими праздниками были как раз День Победы или День Великой Октябрьской Социалистической Революции и прочие государственные праздники, соответствовавшие советской идеологии. А так же проводилась массовая культурная работа с населением страны, в данной работе принимали участие все культурные учреждения страны, такие как кинотеатры, театры, музеи, клубы и библиотеки. Патриотические праздники и культурные организации, направленные на просвещение советской идеологией являлись замыслом правительства для того что бы дать людям веру в светлое социалистическое будущее а так же пережить и преодолеть все невзгоды которые пришлось преодолеть в годы Великой Отечественной Войны.
Митинги, манифестации, демонстрации, а так же выступление партийных лидеров в честь знаменательных событий легли в основу формирования советских праздников, иного опыта проведения мероприятий и праздников у большевиков не было.
Проведение годовщин революционных событий, а так же празднование юбилеев партийных лидеров являлись довольно масштабными событиями и напоминали советским гражданам о партийных победах, а так же об успехах пришедшего на смену старому, нового политического режима.
На «местах» для проведения и подготовки праздников создавались специальные комиссии. Для привлечения к - празднествам упор делался на «стахановцев» и молодежь, так же на тех или иных мероприятиях не оставляли без внимания детей.
Во время трансформации культуры в период 1945 - 1953 гг. ХХ века материальной обеспеченностью празднеств и памятных событий занимается партийное руководство, которое, считало культуру важным политическим инструментом.
Делая вывод, хочется отметить что, вся празднично-досуговая культура формировалась и трансформировалась в сознании советского общества в послевоенный период непросто, но успех в этом очевидно был достигнут. Люди с энтузиазмом воспринимали все торжества предложенные справлять партийным руководством, при чем, одинаково активно принимали участие в празднованиях как городское, так и сельское население. Не смотря на то, что контраст между городом и селом был очевиден, в селах проводились не менее активные акции в честь праздничных событий.
Для становления празднично - досуговой культуры в 1945 - 1953 гг. ХХ века пришлось искать новые формы проведения торжеств, которые бы подошли для всех слоев населения.
Как следствие празднично-досуговой политики партийного руководства, праздники, появившиеся, в рассматриваемый нами период активно принимались , обществом, а так же прижились вплоть до сегодняшних дней.
Сейчас ряд праздников, которые зародились в период с 1945 - 1953 гг. ХХ века отмечается в нашей стране. Это День Победы, «День защитника Отечества», Международный женский день и так далее.
Таким образом, мы можем сделать ввод о том, что праздничная культура, которая формировалась в период с 1945 - 1953 гг. ХХ века находит, свое продолжение и по сей, день в постсоветской России.
Такими праздниками были как раз День Победы или День Великой Октябрьской Социалистической Революции и прочие государственные праздники, соответствовавшие советской идеологии. А так же проводилась массовая культурная работа с населением страны, в данной работе принимали участие все культурные учреждения страны, такие как кинотеатры, театры, музеи, клубы и библиотеки. Патриотические праздники и культурные организации, направленные на просвещение советской идеологией являлись замыслом правительства для того что бы дать людям веру в светлое социалистическое будущее а так же пережить и преодолеть все невзгоды которые пришлось преодолеть в годы Великой Отечественной Войны.
Митинги, манифестации, демонстрации, а так же выступление партийных лидеров в честь знаменательных событий легли в основу формирования советских праздников, иного опыта проведения мероприятий и праздников у большевиков не было.
Проведение годовщин революционных событий, а так же празднование юбилеев партийных лидеров являлись довольно масштабными событиями и напоминали советским гражданам о партийных победах, а так же об успехах пришедшего на смену старому, нового политического режима.
На «местах» для проведения и подготовки праздников создавались специальные комиссии. Для привлечения к - празднествам упор делался на «стахановцев» и молодежь, так же на тех или иных мероприятиях не оставляли без внимания детей.
Во время трансформации культуры в период 1945 - 1953 гг. ХХ века материальной обеспеченностью празднеств и памятных событий занимается партийное руководство, которое, считало культуру важным политическим инструментом.
Делая вывод, хочется отметить что, вся празднично-досуговая культура формировалась и трансформировалась в сознании советского общества в послевоенный период непросто, но успех в этом очевидно был достигнут. Люди с энтузиазмом воспринимали все торжества предложенные справлять партийным руководством, при чем, одинаково активно принимали участие в празднованиях как городское, так и сельское население. Не смотря на то, что контраст между городом и селом был очевиден, в селах проводились не менее активные акции в честь праздничных событий.
Для становления празднично - досуговой культуры в 1945 - 1953 гг. ХХ века пришлось искать новые формы проведения торжеств, которые бы подошли для всех слоев населения.
Как следствие празднично-досуговой политики партийного руководства, праздники, появившиеся, в рассматриваемый нами период активно принимались , обществом, а так же прижились вплоть до сегодняшних дней.
Сейчас ряд праздников, которые зародились в период с 1945 - 1953 гг. ХХ века отмечается в нашей стране. Это День Победы, «День защитника Отечества», Международный женский день и так далее.
Таким образом, мы можем сделать ввод о том, что праздничная культура, которая формировалась в период с 1945 - 1953 гг. ХХ века находит, свое продолжение и по сей, день в постсоветской России.



