Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы ситуативной тревожности.
Понятие «ситуативная тревожность» в спорте 9
1.1 Основные подходы в исследовании тревожности и стресса
в спортивной практике 9
1.2 Психологическая характеристика младшего школьника 22
1.3 Теоретические основы метода «Терапии принятия и
ответственности» 27
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности «Терапии принятия и ответственности» в работе с ситуативной тревожностью у младших школьников, занимающихся спортом 42
2.1 Методы и методики, применяемые в эмпирическом исследовании 42
2.2 Анализ полученных результатов на констатирующем этапе
исследования 52
2.3 Содержание программы тренинга направленной на
снижение тревожности у младших школьников, занимающихся спортом 62
2.4 Анализ полученных результатов на контрольном этапе
исследования 67
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение А Программа тренинга по развитию навыков психологической гибкости для детей, занимающихся спортом 86
Тема научно-исследовательской работы была выбрана исходя из задач тренерской и педагогической практики. Спорт высоких достижений молодеет, и всё больше спортсменов начинают свою карьеру в детском возрасте. Это особенно актуально для таких видов спорта как художественная гимнастика, фигурное катание, чир спорт и другие сложно- координационные виды спорта. Стало обыденным, когда спортсмен достигает пика своей карьеры в старшем школьном возрасте. 16-летняя фигуристка Алина Загитова стала самой молодой чемпионкой олимпийских игр в Пхенчхане в 2018 году, в 15 лет Яна Кудрявцева стала самой молодой в истории абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике на летней Олимпиаде 2016 года. Возрастают требования к физическим и психическим возможностям спортсмена ещё на этапе его становления, то есть в возрасте 6-10 лет. На психику ребёнка, занимающегося спортом, возлагается огромная нагрузка. Так как период младшего школьного возраста является периодом становлением личности, занятия профессиональным спортом в этом возрасте не могут не повлиять на процесс формирование характера и направленности личности. Одним из важнейших фактором в этом процессе является подверженность ребёнка состоянию тревожности. От уровня тревожности во многом зависят не только спортивные достижения ребёнка, но и успешность в обучении, развитие социальных навыков и процесс социализации в целом. Этот период совпадает с поступлением ребёнка в школу. Ребёнок приобретает новый статус школьника, который диктует необходимость в установлении новых социальных связей, увеличении умственной нагрузки, изменении режима дня. Часто испытывая эмоциональное напряжение в связи со сменой обстановки, адаптивные возможности организма падают, дети начинают испытывать повышенную ситуативную тревожность, становятся гиперчувствительными и иногда замкнутыми. Факторы стресса могут также влиять и на физическое состояние организма. Очевидно, что дети, занимающиеся спортом, нуждаются в особой психологической поддержке, которая должна быть направлена на сохранение психоэмоционального состояния на адаптивном уровне, обучению навыкам саморегуляции и самоконтроля.
Изучая возможности психологии в помощи детям занимающихся спортом, было обнаружено недостаточность современных коррекционных и психопрофилактических программ, нацеленных именно на эту группу спортсменов. Чтобы расширить круг методик, было решено исследовать возможности метода «Терапии принятия и ответственности», относящегося к когнитивно-поведенческой психологии, а также представляющей относительно новый раздел психологических знаний контекстуально- поведенческую науку. Метод разработан психологом Стивеном Хайесом с соавторами. «Терапии принятия и ответственности» (ТПО) является научно обоснованным методом психотерапии и психологической помощи. На сегодняшний день это один из самых клинически подтверждённых и научно обоснованных методов психологической помощи. На данный момент количество рандомизированных контролированных исследований эффективности ТПО превысило 600 работ, причём 103 исследования были проведены в 2020 году. Среди этих исследований более 10-типов посвящены спортивной практики. Метаанализ 2020 года эффективности ТПО для детей, включающий в себя 14 рандомизированных контролированных исследований, в которых приняло участие 1189 детей, показал эффективность ТПО в лечении депрессии и тревожных расстройств наравне с традиционными методами когнитивно-поведенческой терапии. Однако исследователи обращают внимания на необходимость в проведении более тщательных исследований с улучшенным дизайном [47].
Таким образом, исходя из актуальности проблемы была сформулирована тема исследовательской работы: «Использование метода «Терапии принятия и ответственности» в работе с тревожностью у младших школьников, занимающихся спортом».
Цель исследования: изучить эффективность применения метода «Терапии принятия и ответственности» в работе с тревожностью у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом.
Объект исследования: ситуативная тревожность у детей, занимающихся спортом.
Предмет исследования: применение метода «Терапии принятия и ответственности», направленного на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование метода «Терапии принятия и ответственности» в работе с тревожностью у детей, занимающихся спортом, будет эффективен, если ребёнок успешно освоит навыки психологической гибкости, на развитие которых нацелен метод. Этими навыками являются шесть процессов психологической гибкости в парадигме ТПО: «Принятие», «Когнитивное разъединение», «Я-как- контекст», «Гибкое внимание к настоящему моменту», «Ценности», «Ответственные действия».
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследовательской работы были определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме тревожности в целом и состояния тревожности у детей в контексте спортивной деятельности;
- изучить метод «Терапии принятия и ответственности» для использования его в работе с тревожностью у детей, в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;
- спланировать, организовать и провести эксперимент для изучения и анализа возможностей метода ТПО в работе с ситуативной тревожностью у детей-спортсменов;
- при помощи качественных и количественных методов обработки данных проанализировать научно-исследовательскую работу и сделать выводы относительно доказательности выдвигаемой гипотезы.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых особенно хочется выделить работы по исследованию состояний тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, А.М. Прихожан, теорий личности и личностного развития Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, а также работы, направленные на разработку метода «Терапии принятия и ответственности» С. Хайеса, К.Д. Штросаля, К. Г. Уилсон.
Методы и методики исследовательской работы:
- теоретический метод (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы: наблюдение; беседа; контент-анализ;
- диагностические методики: опросники: «Тест на тревожность
Спилбергера - Ханина» (State-TraitAnxietylnventory, - STAI Spielberger C.D., 1964), «Шкала тревожности А. Бека» (TheBeckAnxietylnventory - (BAI), Beck A.T., 1961), «Шкала психологической гибкости (CompACT)» (ComprehensiveassessmentofAcceptanceandCommitmentTherapyprocesses (CompACT), Francis, A. W., Dawson, D. L., &Golijani-Moghaddam, N., 2016); «9-факторный опросник психологической гибкости» на основе MultidimensionalPsychologicalFlexibilityInventory (MPFI) (Rolffs, J.L., Rogge, R.D., &Wilson, K. G., 2016);
- математико-статистический анализ данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе спортивного клуба «Акварель» члена Саратовской региональной физкультурно-спортивной организации «Федерации чир спорта Саратовской области» Общероссийской физкультурно-спортивной организации «Союз Чир спорта России». Выборку исследования составили 10 респондентов возрастом от 7 до 9 лет. Возрастной состав выборки представлен в следующем количестве респондентов: 7 лет - 3 человека; 8 лет - 3 человека; 9 лет - 4 человека. Все респонденты имеют начальный уровень подготовки и одинаковый опыт участия в соревнованиях.
Уникальность и новизна исследования состоит в разработке и проведении автором краткосрочного тренинга навыков психологической гибкости в парадигме метода «Терапии принятия и ответственности», интегрированного в учебно-тренировочный процесс юных спортсменов. Результаты исследования позволят теоретически и практически обосновать применения метода ТПО в спортивной практике, а также обозначить возрастные границы использования метода среди детей.
Теоретическая значимость исследовательской работы: результаты исследования дополнят новыми знаниями и представлениями о психологической гибкости и ее эффективности в учебно-тренировочном и соревновательном процессе у детей, занимающихся спортом.
Практическая значимость исследовательской работы: результаты исследования могут быть использованы в коррекционной работе и специальной психологической подготовки детей, занимающихся спортом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения, комплекса психологических методик по выявлению уровня ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом, выбором методов исследования, адекватным целям и задачам, комплексной методикой исследования, их количественным и качественным анализом, разработкой и проведением краткосрочного тренинга, включенного в спортивно тренировочный процесс и обработкой результатов исследования на всех этапах его проведения.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит: в построении методологической основы исследования; в глубоком и разностороннем теоретическом анализе изучаемой проблемы; подборе диагностических методик и с их помощью выявление уровня ситуативной тревожности у детей, занимающихся спортом; разработкой и проведением краткосрочного тренинга, направленного на снижение ситуативной тревожности; анализе и интерпретации полученных результатов в процессе проведения исследования.
Апробация результатов магистерской диссертации.
- Публикация статьи «Терапии принятия и ответственности» как метод психологической помощи в работе с ситуативной тревожностью в детском спорте» в международном научном журнале «Молодой ученый» №27 (369) июль 2021. Казань, 2021 г.
- Участие в научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» по направлению «Психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях» с докладом «Использование метода «Терапии принятия и ответственности в работе с тревожностью у младших школьников, занимающихся спортом». Доклад отмечен дипломом II степени.
На защиту выносятся следующие положения:
- уровень ситуативной тревожности у младших школьников, занимающихся спортом;
- разработка и апробирование краткосрочного тренинга навыков психологической гибкости, интегрированного в учебно-тренировочный процесс и направленного на снижение уровня ситуативной тревожности у детей, занимающихся спортом.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, методической разработки по организации и проведению тренинга, списка используемой литературы (в количестве 52 источников). Основное содержание диссертации изложено на 85 страницах. Работа включает 10 таблиц.
Согласно плану исследования нами был произведён теоретико-методологический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, описывающие понятия «тревожность», «тревога» и «стресс». Сделаны определения различных психических состояний спортсмена в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований, выявлены факторы возникновения ситуативной тревожности в спортивной деятельности. Рассмотрены психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, взгляды исследователей на общие закономерности развития психики и возникновения тревожности в детском возрасте. Мы также определили теоретические основы метода «Терапии принятия и ответственности», дали представление о философской основе метода, разработке их основных аспектах, представили обоснование применения его в работе с ситуативной тревожностью в спортивной практике.
В эмпирической части исследования мы описали ход проведения краткосрочного тренинга навыков психологической гибкости, интегрированного в учебно-тренировочный процесс. Целью проведения тренинга стали формирование и развитие навыков саморегуляции для совладания с ситуативной тревожностью у младших школьников, занимающихся спортом. Данный тренинг был разработан для детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- провести просветительскую работу в области психообразования, выявить имеющиеся знания и дополнить представление участников о происхождении эмоций, навыков саморегуляции и самопомощи, целеполагания, повышении мотивации. Провести беседы на темы: «Цели и ценности: чем они отличаются друг от друга»; «Эмоции: откуда они берутся и о чём нам говорят»; «Выбор ценностей»; «Мысли: правда или ложь»; «Как понять, что я готов?»;
- просмотреть и обсудить анимационные видео ролики, имеющиеся в открытом доступе в сети Интернет по теме тренинга. Нами были выбраны следующие ролики: «Как сделать жизнь насыщенной и наполненной смыслом. (Дорога в парк развлечений)»; «Монстры на борту»; «Метафора сцены»; «Эволюция человеческого мозга»; «Альфред и тень. Короткая история о самокритике»; «Всё плохо FM»;
- освоить упражнения на тренировку навыков психологической гибкости. Упражнения, представленные в данной разработке, имеют следующие формы: словесные метафоры; физические метафоры; упражнения на тренировку навыков осознанности; другие упражнения, направленные на развитие навыков психологической гибкости.
После представленных этапов работы и на основе полученных данных, можно утверждать, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста в спортивной практике во многом связан с когнитивными процессами, такими как оценочные суждения, анализ будущих событий, фиксация внимания на негативном опыте и другие. Эти факторы создают препятствия для решения спортивных задач и запускают реакцию стресса. Основные паттерны тревожного поведения ассоциируются с процессами психологической ригидности, такими как избегания внутреннего опыта и когнитивная спутанность, который рассматриваются в методе «Терапия принятия и ответственности» как противоположность навыкам психологической гибкости. Следовательно, развитие навыков психологической гибкости понижает уровень ригидности и уменьшает частоту проявлений паттернов тревожного поведения.
Кроме того, уровень ситуативной тревожности у детей в учебно-тренировочном процессе может изменяться в зависимости от условий, периода тренировок, значимости соревнований и других факторов. Однако, дезадаптивные последствия тревожности, которые могут неблагоприятно влиять на результат можно снизить, применяя навыки эмоциональной, когнитивной и поведенческой саморегуляции. Возрастные психофизиологические возможности детей младшего школьного возраста позволяют успешно освоить и развить такие навыки. Методологический и практический инструментарий метода «Терапии принятия и ответственности» может оказаться эффективным в такой психокоррекционной и психопрофилактической работе.
Основываясь на полученных результатах, можно сделать следующие выводы:
- связь между уровнем психологической гибкости и тревожности имеет следующую направленность: чем выше уровень психологической гибкости, тем ниже уровень тревожности;
- развитие навыков хотя бы одного из компонентов психологической гибкости может положительно влиять на психоэмоциональное состояние;
- навыки психологической гибкости относятся к навыкам эмоциональной, когнитивной, поведенческой саморегуляции и могут быть успешно освоены детьми младшего школьного возраста;
- метод «Терапии принятия и ответственности» может быть применён в работе с ситуативной тревожностью у детей, занимающихся спортом, так как его инструментарий хорошо интегрируется в учебно-тренировочный процесс.
Проведённое нами эмпирическое исследование доказывает, что с возрастанием уровня психологической гибкости уровень ситуативной тревожности у детей уменьшается. Считаем гипотезу об эффективности метода «Терапия принятия и ответственности» в работе с ситуативной тревожностью у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом доказанной.
1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 147 с.
3. Антропология стресса / под общей ред. Р. Р. Магомедова.
Ставрополь: Издательство «Аргус» Ставропольского государственного
аграрного университета, 2018. 177с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Москва : Смысл, 2010. 448с.
5. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : PerSe, 2008. 159 с.
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. : Медицина. 2006. 146 с.
7. Бороздина Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и уровня привязанности. М. : Просвещение, 2012. 268 с.
8. Боулби Дж. Привязанность / общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской; пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. М. : Гардарики, 2003. 447 с.
9. Брунер Д. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
10. Вербовская В. Е., Филиппова Л. В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста.Н. Новгород: ННГАСУ. 2014. 291 с.
11. Волков Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. М. : Астрель, 2002. 80 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : издательство ACT, 2021. 576 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2005.
507 с.
14. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М. : Физкультура и спорт. 1981. 113 с.
15. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М. : Физкультура и спорт. 1981. 113 с.
16. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. / Р. Готтсданкер. пер. с англ.Ч. А. Измайлова, В. В. Петухова. М. : изд-во Московского университета. 1982.464 с.
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб. : Речь, 2002.171 с.
18. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М. : Книга по Требованию. 2013. 128 с.
19. Киселев Ю. Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения. М. : Советский спорт. 2009. 275 с.
20. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. А. Карелин. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Питер, 2004. 480 с.
22. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002. 381 с.
23. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
24. Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. СПб. : Питер, 2017. 368 с.
25. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. СПб. : Питер, 2020. 656 с.
26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М. : Издательство Московского университета. 1962. 432 с.
27. Маралов В. Г. Коррекция личностного развития дошкольников. М. : Творческий центр Сфера, 2008. 126 с.
28. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 400 с.
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение. 1969. 659 с.
30. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 191 с.
31. Психология развития и возрастная психология. Ростов н/Д: Феникс.
2020. 315 с.
32. Психология спорта: Монография / под ред. Ю.П. Зинченко. М. : МГУ. 2011. 424 с.
33. Психология спорта: / сост. С. Ю. Махов. Орел: МАБИВ. 2019.170 с.
34. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованию. М. : Физкультура и спорт. 1965. 90 с.
35. Раджа Ш. Преодоление травмы и ПТСР. Использование терапии принятия и ответственности, диалектической поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии: [пер. с англ]. СПб. : ООО «Диалектика». 2021.192 с.
36. Сопов В. Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности. Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Ин-т повышения квалификации, Каф. психологии. М. : 2004. 25 с.
37. Стоддард Д. А., Афари Н. Метафоры в терапии принятия и ответственности. Практическое руководство. СПб. : ООО «Диалектика».
2021. 272 с.
38. Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. / сост. Ю. Л. Ханин. М. : Физкультура и спорт. 1983. 287 с.
39. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги:международный сб. науч. статей. М. : Физкультура и спорт. 1983. 24 с.
40. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. М. : издательство: Педагогика, 2003. 144 с.
41. Хайес С. Освобождённый разум: как побороть внутреннего критика и повернуться к тому, что действительно важно / перевод с английского Е. Цветаевой. М. : Эксмо, 2021. 448 с.
42. Хейс С., Штросаль С., Кирк Д., Уилсон К. Терапия принятия и ответственности. Процессы и практика осознанных изменений / пер с англ. В. А. Коваленко. СПб.: ООО «Диалектика», 2021. 544 с.
43. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
44. Яроцкий А. И Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях. Гродно : издательство ГрГУ, 2001. 449 с.
45. Baltzell A., Akhtar VL. Mindfulness Meditation Sports (MMTS) Coaching Intervention: The Impact of MMTS on Division I Athletes /A. Baltzell,V. L. Akhtar // Journal of Happiness and Wellbeing. 2014. № 2 (2). pp.160-173.
46. Dougher M. J., Hamilton D. A., Fink B., Harrington J. Transformation of the discriminative and eliciting function of generalized relational stimuli / M. J. DougherD. A. HamiltonB. FinkJ. Harrington// Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2007. № 88.рр. 179 - 198.
47. Fang S., Ding D. A meta-analysis of the efficacy of acceptance and commitment therapy for children /S. Fang, D. Ding// Journal of Contextual Behavioral Science.2020 № 15.рр. 225-234.
48. Hanin Y. L. Emotions in sport. Champaign, Illinois: Human Kinetics. 1999. 408 p.
49. Hardy L. Stress, anxiety and performance / L. Hardy//Journal of Science and Medicine in Sport.1999. No. 3. pp. 227-233.
50. Khvatskaya E., Saganovich E., TiunovaО., Iliana N., LoktionovaE. Psychological correction of fears with young athletes in swimming / E. Khvatskaya, E. Saganovich, O. Tiunova and etc. //Journal of Sport Psychology. 2020. Vol. 29.№ 2.pp.159-170.
51. Lundgren T., Reinebo G., Naslund M., &Parling T. Acceptance and Commitment Training to Improve Psychological Flexibility in the Hockey Game: A Feasibility Study for a Controlled Group / T. Lundgren, G. ReineboM. Naslund, T. Parling//Journal of Clinical Sports Psychology. 2020. № 14 (2).pp.170-181.
52. Ruiz-Jimenez F. J. Aplicacion de la Terapia de Aceptacion y Compromiso (ACT) Para el IncrementodelRendimientoAjedrecistico. Un Estudio de Caso/ F. J. Ruiz-Jimenez//Journal of Psychology and Psychological Therapy. 2006. № 6. pp.77-97.