Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АНТИЦИПИРУЮЩИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №120581

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Антиципирующие умения: сущность, типология 11
1.2 Особенности развития антиципирующих умений у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 21
1.3 Подходы к определению психолого-педагогических условий
развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 30
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
2.1 Выявление уровня развития антиципирующих умений
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 62
2.3 Выявление динамики развития антиципирующих умений
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 89
Заключение 104
Список используемой литературы 106
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп ... 110
Приложение Б Уровни развития антиципирующих умений у детей контрольной и экспериментальной групп в констатирующем эксперименте 112
Приложение В I этап «Достраивание целостного зрительного образа по детали» 113
Приложение Г II этап «Сохранение зрительного образа в памяти» 116
Приложение Д III этап «Предугадывание последовательности действий» 118
Приложение Е IV этап «Предположение последовательности сюжета» .... 121
Приложение Ж V этап «Предугадывание слуховых образов» 125
Приложение И VI этап «Предугадывание противоположностей предмета» 127
Приложение К I этап «Достраивание целостного зрительного образа по детали» 130
Приложение Л II этап «Сохранение зрительного образа в памяти» 132
Приложение М III этап «Предугадывание последовательности действий» 133
Приложение Н IV этап «Предположение последовательности сюжета» .. 134
Приложение П VI этап «Предугадывание противоположностей предмета» 136
Приложение Р Уровни развития антиципирующих умений у детей контрольной и экспериментальной групп в контрольном эксперименте 137

В психолого-педагогических исследованиях, проводимых в последние десятилетия (С.Г. Геллерштейн, А.Н. Леонтьев, Р. Нисбетт, В.И. Лубовский и другие), уделялось особое внимание изучению разноплановых сторон познавательной деятельности детей. Исследования показали, что изучение познавательной деятельности детей в данный период развития общества осложнено задержкой формирования высших психических функций.
Такое нарушение, как задержка психического развития, требует от специалистов особого изучения с различных сторон познавательных процессов детей данной категории. В этой области накоплено большое количество экспериментальных данных, в которых представлены особенности протекания познавательных процессов. Изучением мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития занимались многие исследователи (М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени и другие). Однако до настоящего момента малоизученной остается проблема развития антиципирующих умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Антиципация - «это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении ожидаемых, будущих событий».
У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность антиципирующего анализа, что приводит к неумению предвидеть результаты своих действий, поэтому требуется специальная коррекционно-развивающая работа. Но современные исследования в области специальной психологии показывают, что данная тема рассматривается частично, лишь касаясь вопросов развития антиципирующих умений, например, в связи с изучением мыслительной деятельности детей, их речевых высказываний, эмоциональной сферы, понимания прочитанного текста.
Специальных исследований, посвященных проблеме развития антиципирующих умений у детей с задержкой психического развития, не проводилось.
В связи с поставленной задачей «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» (ФГОС ДО) необходима разработка специальных психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Проанализировав материал по теме нашего исследования, пришли к выводу, что проблема развития антиципирующих умений в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на сегодняшний день является актуальной. На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в том, что процесс успешной социальной адаптации дошкольников с задержкой психического развития неразрывно связан с возможностью вероятностного прогнозирования, способностью предвосхищать ход и результаты событий, поведение свое и других людей. Таким образом, процесс адаптации дошкольников в социуме напрямую зависит от овладения детьми антиципационной деятельностью.
На научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена тем, что проблема развития антиципирующих умений у детей с задержкой психического развития недостаточно представлена в современных исследованиях и рассматривается не полно (П.К. Анохин, Дж. Брунер, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалова и другие). В связи с этим возникла потребность изучения антиципирующих умений и теоретического обоснования возможности и необходимости развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью выявления комплекса психолого-педагогических условий коррекционно-образовательной среды ДОО, которые способствуют эффективному развитию антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Таким образом, анализ современных психолого-педагогических исследований по проблеме развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития позволил нам выявить существующее противоречие между доказанной наукой значимостью развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в общей системе коррекционно-развивающей работы и неразработанностью на научно-методическом уровне психолого-педагогических условий осуществления данной работы в дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречия определенна проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- развитие антиципирующих умений реализуется в целостном коррекционно-развивающем процессе, предполагает поэтапное формировании основных операций антиципации и взаимосвязи между ними;
- процесс развития осуществляется на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей мыслительной деятельности каждого ребенка с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и дефектологическую литературу на предмет состояния разработанности проблемы в настоящее время; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, проверить их эффективность в процессе экспериментальной работы.
3. Разработать содержание экспериментальной работы, направленной на развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня антиципирующих умений в ходе проведения экспериментальной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- положения исследований в области развития мышления детей (Л.А. Венгер, Ж. Пиаже, О.К. Тихомиров, D. McGregor, W.K. Bookwaiter,
I. E. Sigel, F.H. Hooper);
- положения исследований в области развития антиципирующих умений (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалова);
- комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев Е.А. Стребелева).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании принимало участие 24 воспитанника 6-7 лет с задержкой психического развития.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковой (2018-2019 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени научной разработанности исследуемой проблемы, конкретизация объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; определение диагностических методик; определение показателей развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Определение и апробация психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 гг.). Проведение анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулирование выводов.
Научная новизна исследования состоит в определении степени изученности проблемы, в конкретизации понятия «антиципация» и экспериментальной проверке влияния психолого-педагогических условий на развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в рамках коррекционно-образовательной среды ДОО.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выделены критерии качественной оценки компонентов антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 с задержкой психического развития. Практическая значимость исследования состоит в возможности
применения на практике апробированных материалов:
- по диагностике развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- реализации в условиях дошкольной образовательной организации комплекса психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления антиципирующих умений детей 6-7 лет с задержкой психического развития; выделении и апробации психолого-педагогических условий развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Показателями антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития являются: умение достраивать целостные зрительные образы по детали (различать целое и часть одного предмета, подбирать недостающий элемент к заданной картинке, составлять целостное изображение из нескольких частей); умение сохранять зрительный образ в памяти (запоминать и удерживать в памяти одно или сразу несколько изображений);
умение предугадывать последовательность действий (устанавливать причинно-следственные связи, выделять закономерности событий); умение предполагать последовательность сюжета (выстраивать последовательность событий); умение предугадывать слуховые образы (узнавать и различать звуки быта и города, имитировать звуки природы,); умение предугадывать противоположность предмета (выделять противоположные свойства
предметов).
2. Психолого-педагогическими условиями развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития являются: развитие антиципирующих умений в целостном коррекционно-развивающем процессе на основе поэтапного формирования основных операций антиципации и взаимосвязи между ними; процесс развития осуществляется на основе индивидуального подхода с учетом особенностей мыслительной деятельности каждого ребенка с задержкой психического развития.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 20 таблиц, список используемой литературы (38 источников) и 14 приложений. Основной текст работы изложен на 109 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения исследования было установлено, что проблема по развитию антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Антиципация представляет собой способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении ожидаемых, будущих событий. Антиципация является важной составляющей мыслительной деятельности дошкольника, отсутствие которой усложняет процесс адаптации в социуме.
Были выделены психолого-педагогические условия развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, которые реализованы в процессе экспериментальной работы. Разработанные условия были направлены на развитие выделенных показателей: умение достраивать целостные зрительные образы по детали, умение сохранять зрительный образ в памяти, умение предугадывать последовательность действий, умение предполагать последовательность сюжета, умение предугадывать слуховые образы, умение предугадывать противоположность предмета. Для изучения выделенных показателей в практической части исследования был подобран диагностический инструментарий.
Практическая часть исследования состояла из анализа результатов исследования и экспериментальной работы по развитию антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития с учетом выделенных условий.
В ходе контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика уровня развития антиципирующих умений у детей как экспериментальной, так и контрольной группы. Однако, сравнительный анализ результатов на этапе контрольного среза показал, что у детей из экспериментальной группы значительно улучшились качественные характеристики показателей антиципирующих умений, что говорит об эффективности выделенных нами психолого-педагогических условий.
В ходе эксперимента было доказано, что развитие антиципирующих умений будет эффективно, если внедрить комплекс условий, предполагающий поэтапное формировании основных операций антиципации и взаимосвязи между ними в коррекционно-развивающем процессе, а также осуществление индивидуального подхода с учетом особенностей мыслительной деятельности каждого ребенка с задержкой психического развития.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной коррекционно-развивающей работы.



1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : МПСИ, 2008. 432 с.
2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. : Медицина, 1968. 546 с.
3. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М. : Смысл, 2002. 570 с.
4. Ахметзянова А. И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 233-249. (толмен)
5. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. : Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.
6. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. М. : Дрофа, 2010. 400 с.
7. Вундт В. Введение в психологию. М. : Либроком, 2019. 168 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб. : Питер, 2019. 432 с.
9. Геллерштейн С. Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 1. М. : Когито-центр, 2018. 443 с.
10. Головчиц Л. А. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения. Методические рекомендации. ФГОС. М. : АРКТИ, 2019. 114 с.
11. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение: пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М. : АРКТИ, 2005. 68 с.
12. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань : ООО «Пилигримм», 2010. 486 с.
13. Евплатова К. С. К вопросу об актуальности развития антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 15 / под ред. О. В. Дыбиной, С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 236-238.
14. Евплатова К. С. Антиципирующие умения - возрастные периоды развития // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 1-12 апреля 2019 г. Выпуск XII / Сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти,
2019. С. 70-74.
15. Евплатова К. С. Особенности антиципации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 19 ноября 2019 года, г. Тольятти / Редак. коллегия: О. В. Дыбина [и др.]. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. 1 оптический диск. С. 421-430.
16. Евплатова К. С. Развитие антиципирующих умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
17. Иванников В. А. Введение в психологию. М. : ЮРАЙТ, 2017. 235 с.
18. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2019. 423 с.
19. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М. : Прогресс, 1970. 685 с.
20. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. 278 с.
21. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М. : Городец, 2018. 448 с.
Т1. Молостова Н. Ю. Теоретико-методологические основания понятия «Инновационное поведение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5. С. 132-136.
23. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М. : Прогресс, 1981. 232 с.
24. Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. М. : Альпина нон-фикшн, 2019. 430 с.
25. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 31-36.
26. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл, 2004. 608 с.
27. Переслени Л. И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. 1984. № 5. С. 7-14.
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : АСТ, 2020. 352 с.
29. Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2020. 496 с.
30. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М. : Институт психологии РАН, 2006. 464 с.
31. Слепович Е. С., Гаврилко Т. И. Специальная психология : учебное пособие для вузов. Минск : Высшая школа, 2012. 512 с.
32. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека и поведении животных. М. : Ньюдиамед, 2008. 192 с.
33. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М. : Владос, 2001. 136 с.
34. Bookwaiter W. K. The Development of Logical Thinking in Children. Lambert academic publishing, 2013. 276 p.
35. McGregor D. Developing thinking; developing learning: a guide to thinking skills in education. England: Open University Press, 2007. 330 p.
36. Pecher D., Zwaan R. A. Grounding Cognition: the role of perception and action in memory, language, and thinking. New York: Cambridge University Press, 2005. 326 p.
37. Sigel I. E., Hooper F. H. Logical thinking in children: research based on Piaget's theory. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968. 541 p.
38. Vygotskii L. S., Michael C. Mind in society: the development of higher psychological processes.Cambridge: Harvard University Press, 1978. 159 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ