Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №120578

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологические особенности дошкольного возраста как
основа развития творческой личности 7
1.2 Особенности развития творческого мышления детей
дошкольного возраста 14
1.3 Особенности развития творческого мышления детей
дошкольного возраста в образовательном процессе учреждений дошкольного образования 19
Глава 2 Экспериментальное исследование творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Результаты исследования творческого мышления у детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2 Игровое воздействие на творческое мышление детей старшего
дошкольного возраста 38
2.3 Динамика развития творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54

Дошкольное детство является важным периодом развития ребенка, в течение которого интенсивно развиваются все психические функции, происходит развитие потенциальных возможностей и способностей личности. Это придает особое значение дошкольному возрасту и образованию на этом этапе жизни, задача, которого заключается в создании базы для полноценной жизнедеятельности ребенка, его самореализации, способности к творческому самовыражения в течение всей последующей жизни.
В психолого-педагогических науках развитие личности дошкольника изучается как социокультурный феномен с необходимостью в духовно - творческой самореализации и развитии творческих способностей, придает значение рассмотрения проблемы в художественно-эстетическом контексте. Изучаемому вопросу посвящено значительное количество работ в области психологии и педагогики. Анализ последних исследований и публикаций показал, что в работах В.И. Андреева, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.А. Семчук, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдова, Дж. Гилфорда, Е.П. Ильина, А.В. Запорожца, В.А. Яковлева и других рассматриваются вопросы об особенностях психических процессов в дошкольном возрасте, которые влияют на творческое развитие: восприятие, мышления, воображения ребенка. Однако единого подхода к определению проблемы развития творческих способностей дошкольников среди ученых нет.
Цель исследования: определить эффективность игрового взаимодействия при развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень развития творческого мышления.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки развития творческого мышления;
- определить исходный уровень творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать программу развития творческого мышления с использованием игрового взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками;
- провести диагностическое исследование контрольного характера для определения эффективности разработанной программы.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения,
выдвинутые в работах российских и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Э.П. Торранса, Н. Вильямса.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - диагностика творческого мышления:
- тест креативности Э.П. Торренса;
- методика «Пять рисунков» автора Н.А. Лепской;
- тест «Геометрия в композиции» Е. Торшилова и Т. Морозова.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика дошкольного образования обогащается новыми моделями взаимодействия детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; уточнено определение ключевых понятий исследования («творческое мышление детей старшего дошкольного возраста», «педагогическая технология формирования творческого мышления старших дошкольников»); результаты проведенного исследования позволили экспериментально доказать возможность эффективного развития творческого мышления школьников в условиях игрового воздействия проследить позитивную динамику развития основных его качеств.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования, а также в процессе подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит: из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 49 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было исследовано развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста, а также особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня развития творческого мышления выделяют критерии творческого мышления: беглость (количество решений), оригинальность (количество уникальных идей) и гибкость (количество сменяемости категорий идей). А также дополнительно некоторыми исследователями оценивается разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, если говорить о методиках, где используется рисунок для определения уровня развития творческого мышления.
Исследователи и психологи подчеркивают важность развития творческого мышления у детей именно в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом. Именно в этом возрасте, формируются важнейшие процессы мозга. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранного пути развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Именно в игровом взаимодействии дети перенимают опыт и социальные навыки.
При изучении особенностей развития творческого мышления в психологической и методической литературе нами были выделены критерии творческого мышления и социально-психологические условия развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. В процессе изучения научной литературы нами были изучены особенности развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста как ведущего вида деятельности. Так же нами были изучены особенности развития игрового взаимодействия. Это помогло нам сделать выводы, что игровое взаимодействие благоприятно влияет на развитие ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игрового взаимодействия у ребенка формируются умения и навыки, в процессе игры ребенок перенимает опыт у партнёров игрового взаимодействия.
Нами была проведена развивающая работа, в течение которой мы развивали творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Полученные положительные результаты проведенной развивающей работы у детей старшего дошкольного возраста позволяют нам сделать вывод, что при целенаправленной организации игрового взаимодействия среди детей старшего дошкольного возраста повысится их уровень развития творческого мышления.
Таким образом, мы изучили особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили теоретические предпосылки формирования творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучили особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментальной деятельности мы определили исходный уровень развития творческого мышления у детей старшей группы детского сада, разработали программу развития творческого мышления с использованием игрового взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, апробировали программу на выделенной экспериментальной группе детей. После проведенной развивающей работы провели диагностику контрольного характера. Проанализировав и сделав выводы полученных результатов, мы определили эффективность игрового взаимодействия при развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные в начале нашего исследования, выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М. : Сфера, 2014. 229 с.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М. : АСТ : Фолио, 2004. 679 с.
3. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 320 с.
5. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: монография / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. 176 с.
6. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2013. С. 165-187.
7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академия, 2002. 320 с.
8. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Большая Рос. энцикл., 1998. 1456 с.
9. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. метод. пособие для студентов вузов. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т, 2002. 106 с.
10. Водинская М. В. Развитие воображения ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. М. : Теревинф, 2013. 48 с.
11. Выготский Л. С. Творчество и его развитие в детском возрасте // Л.С. Выготский. Собр. соч.: М. : Наука, 1982. 455 с.
12. Выготский Л. С. Воображение в детском творчестве. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991 . 287 с.
14. Гостилович Т. К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник ТГУ. 2007. № 8. С. 239-245.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2008. 365 с.
16. Зеленкова И. В. Младший школьник как субъект художественно-творческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2017. № 3. С.130-134.
17. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна [и др.]. СПб. : Детство-Пресс, 2015. 304 с.
18. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 1997. № 10. С. 19-22.
19. Иванова О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. 92 с.
20. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. : Учпедгиз, 1961. 223 с.
21. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2011. 448 с.
22. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество: метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений. М. : Карапуз, 2013. 192 с.
23. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. М. : Просвещение, 1980. 352 с.
24. Карнаухова Н. С. Художественный труд - как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Карнаухова. URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac247.html(дата обращение: 11.10.2019).
25. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1991. 176 с.
26. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. 241 с.
27. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия, 2014. С. 46-55.
28. Максимова Е. В. Использование нетрадиционных техник рисования в обучении основ основам изобразительного искусства // Начальная школа. 2017. № 10. С. 45-47.
29. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для студентов вузов. СПб. : Питер, 2016. 582 с.
30. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словар. М. : Олма. Пресс, 2004. 598 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология. М. : Просвещение, 2000. 456с.
32. Педагогика: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Пед. о-во России, 2006. 608 с.
33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Римис, 2008. 416 с.
34. Пожарская А. В. Научно-методические основы современного урока изобразительного искусства в начальной школе // Начальное образование. 2016. № 6. С. 11-17.
35. Роджерс К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 412 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
37. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Акамедия, 2000. 232 с.
38. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд. М. : Академия, 2006. 368 с.
39. Стенрнберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. № 2. С. 144-161.
40. Сухомлинский В. А. Методика воспитания. М. : Просвещение, 1981. 192 с.
41. Харибутова Ю. Н. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников // Начальная школа. 2017. № 2. С. 20-25.
42. Холодная М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 28-37.
43. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: психологические проблемы самореализации личности. СПб. : Питер, 2000. 200 с.
44. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1979. 160 с.
45. Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. 1997. С. 127¬142.
46. Программа «Школа России» (ФГОС) [Электронный ресурс]: Приказ
Минобрнауки России от 31.03.2014. № 253. URL:
ййр://зсйоо1дшйе.ги/шйех.рйр/ргодз/зЬко1а-гоззи.й1ш1(дата обращения: 20.04.21).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]: Министерство
образования и науки Российской Федерации. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы /922 (дата обращения: 20.04.21).
48. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo. N.Y.: Creativity Education Foundation, 1979.
49. Developmental Perspectives. Washington, DC. American Psychological Association. 1985. Wallach M. A., Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ