Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы

Работа №120541

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 5
1.1. Понятие универсальных учебных действий обучающихся начальной школы 5
1.2. Формирование универсальных учебных действий 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 20
Глава 2. Разработка мероприятий по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках по окружающему миру 35
2.1. Диагностика исходного уровня УУД 35
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по окружающему миру, направленного на формирование универсальных учебных действий младших школьников 49
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 61
Список используемой литературы 66
Приложения 70
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В 72
Приложение Г 73

В настоящее время ФГОС НОО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - предусматривает освоение программы начальной школы с точки зрения комплексного формирования у учащихся и предметных результатов, предусмотренных рабочими программами по учебным дисциплинам, и метапредметных результатов, однако эффективность их формирования и усвоения учебного материала на данный момент - актуальный для педагогического состава вопрос.
Наиболее сложно подвергнуть анализу и диагностике формирование метапредметных учебных результатов освоения учебной программы начальной школы, а также степени сформированности универсальных учебных действий (далее УУД), от которых в дальнейшем будет зависеть учебная деятельность и успешность обучения учащегося.
На настоящий момент в педагогической науке не представлено универсальных методик, позволяющих оценивать уровень сформированности УУД, чем и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Целью данной работы является изучение методик формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы является:
• дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
• изучить понятие универсальных учебных действий;
• изучить методики формирования универсальных учебных действий в младшей школе;
• разработать мероприятия по развитию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Объект исследования — процесс формирования универсальных учебных действий.
Предмет исследования - формирование познавательных универсальных учебных действий.
В работе использовались методики и исследования современных авторов по теме формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.
Гипотеза: формирование познавательных универсальных учебных действий будет осуществляться наиболее эффективно, если:
• учитывать актуальный уровень развития младших школьников;
• использовать современные технологии обучения;
• создавать благоприятную психологическую атмосферу.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Методы - анализ, синтез, обзор литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Апробация исследования - исследуемые методики возможно применять в практической деятельности СОШ для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных мероприятий в практической деятельности начальной школы.
Структура данной работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие ребенка и его личности в младшем школьном возрасте - крайне сложный и очень интенсивный процесс.
В этот период мышление ребенка преимущественно имеет наглядно-образный характер, превалирует непроизвольное запоминание, ребенок еще не может полноценно регулировать эмоционально-волевую и мотивационную сферы, его воображение подвергается интенсивному развитию, как и другие процессы психики.
В этом возрасте формируются основные морально-нравственные идеалы и ценности, закладывается эстетическое мировосприятие, основы этики, художественного вкуса.
Ключевые новообразования этого возраста, которые имеют непосредственную значимость для учебно-воспитательного процесса: умение произвольно регулировать свои действия, поведения, формирование умения мотивировать себя к постановке целей и принятию решений, формирование осознанного восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания и других психических процессов, а также их интеллектуализация и объективизация, формирование умения внутреннего опосредования, переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению, от пассивного непроизвольного к активному и творческому воображению, от рассеянного внимания с узким диапазоном к умению концентрироваться длительное время, широкому диапазону и умению переключения, от непроизвольного запоминания к управляемому процессу запоминания, формирование нравственных и моральных ценностей, убеждений и установок, формирование эстетического вкуса, основных основ этики, формирование мотивационно-волевой сферы, что выражается в осознании и управлении мотивацией к познавательной деятельности, к эмоциональному восприятию и сопереживанию.
Младший школьный возраст для ребенка представляет собой качественно иное изменение его социальной и личностной реальности, его взаимодействие с обществом и окружающими людьми меняется, он попадает в новую реальность, в которой уже узнает понятие социального статуса, пытается найти себя и свое место в коллективе, добиться успешности, у него появляются новые обязанности и понятие ответственности за свои решения и действия.
Соответственно, младшие школьники имеют определенную характеристику и особенности деятельности психики и эмоционально-волевой сферы, мотивации и познавательной активности, у них определенные физиологические особенности и характеристики, которые обуславливают работу с ними в процессе реализации учебно­воспитательного процесса.
Современный процесс преподавания в начальной школе отличается от советской педагогики в значительной степени - изменились технологии, способы, стандарты преподавания, сама методическая база учебно­воспитательного процесса.
Если для советского периода значимым процессов в обучении была передача знаний от педагога к учащимся, в результате которого ученики овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками, то в настоящее время педагог учит детей в первую очередь учиться, т. е. формирует у них базу для развития универсальных учебных действий.
Этот процесс гарантирует для учащегося не только получение необходимого комплекса знаний, навыков и умений, но и возможность самостоятельно писать, обрабатывать и применять информацию, получать знания, осваивать новые навыки и умения, т. е. осознанно развивать собственную личность.
С интенсивным развитием информационных потоков, быстрым «устареванием» знаний в современном мире вторая задача становится чрезвычайно актуальной.
Умение учиться связывают с готовностью школьника самосовершенствованию: к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (поиск, отбор и т.п.).
Целевой ориентир «развитие умения учиться» рассматривается разработчиками новых стандартов общего образования в качестве начального шага человека к самообразованию и самовоспитанию.
В него входит формирование и последующее развитие познавательных интересов личности, воспитание в человеке инициативы, а так же любознательности. Так же в данный пакет характеристик обязательно входит формирование мотивации к познанию, к проявлению творчества.
Понятие УУД расширяет смысловые рамки принятого в дидактике термина «общеучебные умения», распространяя обобщенные умения на познавательную, регулятивную и коммуникативную сферы, обеспечивающие ценностно-смысловой компонент учения, умение взаимодействовать.
Главный смысл формирования универсальных учебных действий в овладении навыками самостоятельной работы и самостоятельного развития.
Т. е. учащийся, овладев навыками универсальных учебных действий способен самостоятельно получать знания, усваивать их, организовывать собственное обучении и получать самообразование.
Для реализации цели и исследования была применена совокупность научно-исследовательских методов.
Одним из таких методов является опытно-экспериментальная работа, которая была проведена в - ГБОУ Школа № 1560 «Лидер» г. Москва в обычных условиях во время учебного процесса.
Для проведения эксперимента выбирались контрольная и экспериментальная группы начальных классов: 3 «б» - экспериментальная группа 10 человек, 3 «в» - контрольная группа 10 человек.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
• констатирующий (диагностический) эксперимент, который дает возможность определить исходный уровень сформированности УУД обучающихся;
• формирующий эксперимент направлен на формирование УУД у младших школьников на уроках окружающий мир;
• контрольный эксперимент дает возможность сформулировать итоги опытно-экспериментальной работы, дать соответствующие заключения.
Можно утверждать то факт, что дисциплина «Окружающий мир» носит характер интегративного курса, который сочетает в себе знания по таким наукам, как природоведение, история, обществознание, предоставляет учащимся комплексный и системный материал на основе естественных, социальных и гуманитарных наук, которые сопутствуют формированию УУД, а также комплексному развитию личности и мировоззрения, умению гармонично воспринимать мир во всем многообразии его взаимосвязей.
Учащиеся в ходе учебно-воспитательного процесса с внедренным экспериментальным комплексом уроков по дисциплине «Окружающий мир» с упором на формирование и развитие познавательных УУД показали значимое развитие абстрактно-логического мышления, умения классифицировать, находить взаимосвязи, обобщать, декодировать и кодировать информацию в разные форматы и виды - например, из вербальной в изобразительную, из схематической и условно-знаковой - в вербальную и т.п., читать условные знаки и схемы, например, карты, дорожные знаки, состояние погоды и т.д. Проведение констатирующей диагностики, формирующего эксперимента и контрольного этапа исследования позволило сделать сравнение начального и конечного уровня сформированности познавательных УУД и сделать выводы об эффективности разработанного комплекса уроков. Учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группу, в которых было проведено исследование по валидным методикам диагностики познавательных УУД, исследование проводилось на констатирующем и контрольном этапе экспериментов, что позволило сравнить уровень развития познавательных УУД в начале и конце педагогического эксперимента.
В контрольной группе никто из детей результат свой не улучшил. В экспериментальной группе один обучающийся повысил свой уровень развитости познавательных УУД до высокого уровня, и ни один ученик не продемонстрировал низкий результат.
Анализируя полученные результаты, которые мы получили в ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что при использовании рассмотренных ранее педагогических технологий в комплексе, вполне вероятно развить у детей такие учебные умения как:
• Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
• Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
• Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности.
Это подтверждают полученные результаты экспериментального класса.
Проанализировав данные, которые мы получили в результате экспериментальной работы, можно сделать вывод, что степень познавательных учебных умений у детей экспериментального класса повысилась. Каждый ребенок, участвующий в эксперименте, улучшил свой результат развитости универсальных учебных действий до среднего и высокого уровня. Сорок процентов обучающихся, а это 4 ребенка, повысили свои знания по критерию «Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме», у 60% процентов детей (6 человек) знания по критерию «Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности» стали выше.


1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя- 3-е изд. М.: Просвещение, 2015.152 с.
2. Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Академия, 2014. 243 с.
3. Бабичева Е. Л. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников : сборник научных статей. Пензенский государственный университет. Пенза : ГПУ, 2015. 130 с.
4. Бакшеева Э. П. Формирование универсальных логических действий у детей младшего школьного возраста. Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 5-1. - 130-136 с.
5. Бордовская Н. В. - Психология и педагогика. Учебник для вузов. СпБ.: Питер, 2019. 385 с.
6. Грекова В. А. Воспитание младших школьников. М.: Академия, 2000. 218 с.
7. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2016. 258 с.
9. Дергунова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы, №5 - 2014. 41-43 с.
10. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы, 2 кл. М.: Баласс, 2016. 48 с.
11. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников. Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6). 532-534 с.
12. Иванова Н. А. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. 21-25 с.
13. Казакова В. В. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в условиях поликультурного языкового образования. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. №7 - 2017. 375-377 с.
14. Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001.284 с.
15. Ковалева, Е. В. История педагогики и образования: учеб.-метод. Пособие. КамГУим.Витуса Беринга.— Петропавловск-Камчатский: КамГУим.Витуса Беринга, 2013. 352 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ