Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Система обучения программированию детей младшего школьного возраста 8
1.2 Обоснование автоматизации информационно-развлекательной системы 13
1.3 Концептуальное моделирование деятельности ИРС для обучения программированию школьников младших классов 15
1.4 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования ИРС 23
1.5 Анализ существующего программного обеспечения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 30
2.1 Информационное обеспечение задачи 30
2.1.1 Характеристика нормативно-справочной входной и оперативной информации 30
2.1.2 Концептуальная модель информационно-развлекательной системы по обучению программированию детей младшего школьного возраста 33
2.1.3 Характеристика результатной информации 35
2.2 Проектирование ИРС по обучению программированию детей младшего школьного возраста 36
2.2.1. Обоснование выбора средства реализации ИРС по обучению программированию детей младшего школьного возраста 36
2.2.2. Проектирование ИРС по обучению программированию детей младшего школьного возраста 39
2.3 Программное обеспечение задачи 40
2.3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 40
2.3.2 Логическая модель данных 40
2.3.3 Физическая модель данных 47
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 51
3.1 Расчет себестоимости ИРС 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
Учебный процесс очень сложный и емкий, поэтому в современном обществе первостепенной задачей учебных программ является всесторонняя помощь учителям и учащимся в облегчении многих рутинных процессов. Процесс сбора, регистрации и обработки информации должны взять на себя структурированное программное обеспечение. При решении задачи огромное неудобство испытывает Учитель, так как заполняются и обрабатываются документы вручную, что требует значительно больше времени, чем машинная обработка. При этом возникает большой риск появления ошибок как при заполнении, так при подсчете статистических данных и заполнении ведомостей. Наибольшую продолжительность времени для получения и обработки занимает сбор и составление таблицы результатов успеваемости учеников, а также составления рейтинга полезности материалов при выполнении заданий. Для решения задач ручным способом требуются внимательность при подборке нужных параметров, правильность оформления и трата бумажных ресурсов и/или трата времени учителя на проверку правильности решения задач. Так же при вычислении в отчетах и ведомости не стоит пренебрегать человеческим фактором. Велика вероятность допущения ошибок и для того, чтобы исправить их необходимо заново распечатывать весь материал и/или заменять файлы материалов в источнике и файлы заданий. При этом источник для хранения информации назначается хаотично, без единой структуры хранения информации.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена необходимостью более удобной и быстрой обработки информации при создании и/или выкладывании материалов для обучения учеников, проверки выполнения заданий в развлекательной форме. Для этого анализируются работы и материалы учителей, и на основе результатов разрабатывается новая модель информационной системы уже с развлекательными для учеников элементами.
Автоматизация процесса позволит проходить ученикам задания с интересом, не выходя из дома, а так же обеспечит высвобождение личного и рабочего времени учителей от трудоемких работ, повышение качества получения выходных форм при минимальных затратах времени.
Применение современных технических средств позволит автоматизировать всю ручную работу, а новая модель информационной системы наведет порядок и позволит учителям и ученикам работать в ускоренном режиме в безопасно установленном порядке. Но главная первостепенная задача автоматизации - это уменьшение трудозатрат, то есть работа учителей будет заключаться только во вводе информации с первичных документов и проверке правильности выполнения работ учениками.
Рассмотренные нами проблемы автоматизации ИС крайне сложно реализовать без вмешательства Программного Обеспечения и без грамотно составленного Технического задания.
Объект исследования - обучение программированию детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - технология построения информационно-развлекательной системы (далее - «ИРС»).
Целью работы является разработка информационно-развлекательной системы для обучения программированию детей мл. школьного возраста.
Список задач, выполнение которых гарантирует достижение цели:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу, необходимую для разработки информационной системы и написания пояснительной записки.
2. Проанализировать бизнес-процессы схожих систем, методик обучения и существующие разработки с целью определения технологии проектирования и выявления функций, необходимых для реализации при разработке информационной системы.
3. Построить концептуальную модель предметной области для выявления процессов, требующих автоматизации.
4. Проанализировать существующие архитектуры информационных систем и выбрать наиболее подходящую из них для разработки информационной системы.
5. Спроектировать интерфейс информационно-развлекательной системы для обучения программированию.
6. Разработать информационно-развлекательную систему для обучения программированию детей мл. школьного возраста выбранными средствами реализации.
7. Просчитать эффективность разработки и внедрения информационной системы в общий доступ через интернет с возможностью использовать все доступные функции с помощью браузера.
Таким образом, практическая значимость проекта заключается в приобретении опыта по разработке ИРС с веб-интерфейсом, а также по проектированию и разработке модели БД информационной системы на основе анализа предметной области.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка и приложений.
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формируется проблема, выделяются цели и задачи.
В главе 1 освещаются вопросы анализа предметной области и дан обзор принципов построения информационно-развлекательных систем;
В главе 2 описывается поэтапное проектирование модулей информационной системы;
В главе 3 рассчитывается и дается экономическое обоснование актуальности предлагаемой информационной системы;
В заключении сделаны основные выводы и итоги по проделанной работе.
Приложения содержат интересные программные коды функций разрабатываемой системы.
Основные задачи выпускной квалификационной работы — анализ существующих систем обучения детей программированию, выявление их недостатков, а так же разработка информационно-развлекательной системы для обучения программированию детей младшего школьного возраста выполнены. Проведенный анализ системы обучения позволил выделить четкие цели, назначение и задачи предлагаемой автоматизированной информационной системы. Так же было проведено сравнение разработанной ИРС с функционирующими на данный момент и структурированы результата исследования. После выявления задач, которые должна разрешать предлагаемая ИРС, была определена технология проектирования системы. Далее проект заключался в поиске путей решений задач по информационному, техническому, программному и технологическому обеспечению. Для проектируемой системы была построена концептуальная информационная модель, а так же физическая и логическая схемы баз данных. Важным аспектом выпускной работы служит экономическое обоснование актуальности предлагаемого проекта. Рассчитанный ожидаемый экономический эффект от внедрения проекта позволяет предположить его рентабельность и экономическую выгоду. Оптимизация позволила сократить затраты на разработку ИРС. Срок окупаемости затрат на разработку и внедрение предлагаемой информационной системы составит немного меньше полутора лет. Разработанная информационно-развлекательная система обучения может быть введена в эксплуатацию со следующего учебного года, кроме того, может быть использована и на других, аналогичных системах за счет своей универсальности с минимальными изменениями или внедрением новых модулей в текущую разработку.
Государственные стандарты
1. ГОСТ 4.071.030. АСУП. Создание системы. Нормативы рабочего времени.
Научная и методическая литература
2. Бейли Линн, Моррисон Майкл. Изучаем РНР и MySQL / [пер. с англ.]. - М. : Эксмо, 2010. - 800 с. : ил. - (Мировой компьютерный бестселлер). с. 38-51
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 г. с.89-90
4. Введение в системы баз данных, 8-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2005. — 1328 с.: ил. — Парал. тит. Англ с.536-538
5. Горюнов В. С. Информационные системы в образовании // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 159-161
6. Коростелёв А.И., Коростелёва О.Н. Процесс обучения, содержание учебного материала и методы обучения в сельскохозяйственном ВУЗе // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. - С. 50-53
7. Матяш С. А. Корпоративные информационные системы с. 110-111
8. Шахгельдян К.И., Крюков В.В., Гмарь Д.В. Система автоматического управления доступом к информационным ресурсам вуза//Информационные технологии. 2006.-№2.-с.19-29
9. HTML, JavaScript, PHP и MySQL. Джентльменский набор Web- мастера. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 912 с.: ил. + Видеокурс (на CD-ROM) — (Профессиональное программирование) c.1-3
Электронные ресурсы
10. http://growandmanage.com/data-flow-diagrams-in-russian/
11. http://studepedia.org/index.php? vol=1&post=2122 - Проектирование модели системы программного обеспечения. ВВЕДЕНИЕ
12. http: //www. ssl. obninsk. ru/web/002/index.nsf/index/aos - ЭНИМЦ Моделирующие Системы
13. Parag. D. Writing Effective Test Cases for Any Application, 2015 // uTest - The Professional Network for Testers [Электронный ресурс]: сайт о тестировании программного обеспечения: https://www.utest.com/articles/writing- effective-test-cases-for-any-application
14. Ладик Ю.В. Обзор IDE средств для программирования на Java, 2013 // JavaPortal.ru - Все о Java и JavaScript [Электронный ресурс]: сайт о разработке программного обеспечения: http://www.javaportal.ru/projects/ taidej/results.html
15. Репин, В.В. Сравнительный анализ нотаций ARIS/IDEF и поддерживающих их продуктов, 2014 // iTeam.Ru - технологии корпоративного управления [Электронный ресурс]: сайт консалтинговой компании: https://iteam.ru/publications/it/ section_51/article_2518
...