Введение 4
Глава 1 Теоретические основы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждениях дополнительного образования 12
1.1 Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как объект педагогического анализа 12
1.2 Проблема социального развития детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья 24
1.3 Условия социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими дополнительного образования 29
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию условий для социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья 46
2.1 Выявление уровня сформированности социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья 46
2.2 Реализация содержания программы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной деятельности 53
2.3 Динамика показателей социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья 60
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Списки обучающихся принимающих участие в эксперименте 80
Приложение Б Общие результаты уровня социального развития на констатирующем этапе 81
Приложение В Общие результаты уровня социального развития на контрольном этапе 82
В последние годы значительно повысилась степень внимания к правам детей с ограниченными возможностями. Это не могло не отразиться на жизни российского общества в целом. Во многом этому поспособствовали «Декларация о правах инвалидов», федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Декларация прав ребенка», «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ» и иная нормативно-правовая документация.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в мире проживает более одного миллиарда людей с нарушениями психического и физического развития. Число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 миллиона - 5% от общего числа детей в мире.
По словам профессора института Юнеско Badarch Dendev «слово «инвалид» часто содержит уничижительную коннотацию: инвалид страдает от недееспособности, поэтому широко ощущается искушение относиться к нему как к некомпетентному. Но ребенок-инвалид способен заниматься конструктивными вещами, и прежде всего он способен к прогрессу. К сожалению, им редко предоставляется возможность прогрессировать.
В глобальном плане имеются большие возможности для достижения прогресса в области прав ребенка-инвалида. Одним из таких успехов стало то, что вместо «детей-инвалидов» их стали называть «детьми с различными способностями».
На самом деле для того, чтобы гарантировать права ребенка с различными способностями, необходимо изменить менталитет. В дополнение к этому власти во всем мире должны принять необходимые меры для создания правовой и институциональной структуры, которая обеспечивала бы защиту детей-инвалидов, позволяла бы им выходить из своих темных жилищ, и которая с наибольшей необходимостью позволяла бы им пользоваться надлежащими условиями жизни, которых они достойны, и возможностями, которых они вполне заслуживают» [55, с. 8].
Еще в недавних прошлых людей с ограниченными возможностями предпочитали изолировать от общества не только в моральном, но и физическом отношении. Со второй половины XX века общество подошло к пониманию необходимости социальных изменений. Благодаря этому, с течением времени, началось активное развитие направление реабилитационных работ в отношении людей с ограниченными возможностями в сфере здоровья, что не могло не отразиться на существенном росте скорости их социального развития в условиях общественной жизни.
Таким образом, современный этап развития системы дополнительного образования характеризуется поиском и разработкой новых методов и технологий адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые способствовали бы решению следующих проблем:
• развитие умений практической деятельности;
• развитие навыков общения;
• приобретение социального опыта;
• развитие социально-адаптационных способностей;
• развитие и овладение социальными знаниями, опытом и навыками.
Благодаря учреждениям, предоставляющим дополнительное образование, стала возможной постановка такой цели, как разработка такой учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая поспособствовала бы - предупреждению возможных отклонений, помогла бы подготовить к жизни в современном российском обществе, а также обеспечила бы должный уровень физического и эмоционального развития [6].
Благодаря трудам таких авторов, как О.Е. Лебедев, Н.В. Калинина, В.А. Болотов и многих других ученых становится наиболее эффективным изучение философии развития ребенка с ограниченными возможностями в современном обществе.
Другие талантливые авторы, такие, как В.И. Лубовский, Е.Л. Ковалева, Н.П. Павлова и многие другие воссоздали целостную картину решений проблемы развития детей, обладающих ограниченными возможностями в сфере своего здоровья.
Средством социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, может выступать театральная деятельность.
Также анализ литературы показал, что под воздействием процессов социальной адаптации и физиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность (в определенных границах). Вместе с тем в специальной литературе недостаточно внимания уделено социальному развитию в детском возрасте с ограниченными возможностями здоровья.
Указанные недостатки в решении проблемы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья явились причиной выявленных противоречий между:
• потребностью общества в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью научно-обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на внедрение социализирующих технологий в образовательный процесс;
• потенциальными возможностями социализирующих технологий для социального воспитания обучающихся и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью форм и методов внедрения таких технологий в образовательный процесс.
Исходя из выделенных противоречий определилась проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания?
Данная проблема является актуальной для педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность содержания программы дополнительного образования по театральной деятельности для детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание программы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе дополнительного образования будет осуществляться наиболее успешно, если:
• разработать программу по театральной деятельности, содержание которой отвечает интересам и потребностям детей;
• применить комплекс приемов воспитания в соответствии с интеллектуальным уровнем развития воспитанников;
• обеспечить высокий уровень мотивации и эмоционально - положительный настрой в творческой деятельности;
• создать на занятиях атмосферу доверия и сотрудничества между взрослыми и детьми.
Задачи исследования:
1) проведение работы, носящей аналитический характер, по отношению к социально-педагогическим и психологическим литературным источникам, посвящённым детям с ограниченными возможностями в сфере здоровья;
2) выявление степени социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в сфере здоровья;
3) разработать содержание программы дополнительного образования по театральной деятельности для детей с ограниченными возможностями;
4) доказать эффективность содержания программы и приемов воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной деятельности.
Проведение работы исследовательского направления, носящей экспериментальный характер, в отношении социального развития детей, обладающих ограниченными возможностями в сфере здоровья, проходящих обучение в учебных учреждениях, предоставляющих дополнительное образование, будет проводиться в три последовательных этапа, перечисленных ниже:
Первый этап (2019) - разработка плана для проведения необходимого исследования с целью подбора подходящих методик, при этом в процессе выполняемой работы - проведения анализа литературы соответствующего профиля, направленной на решение задач, поставленных перед исследованием, а также постановка верной и правильной гипотезы;
Второй этап (2019-2020) - разработка индивидуальных программ социального развития детей в процессе участия их в театральной деятельности - разработка и апробация дополнительной общеобразовательной образовательной программы по театральной деятельности «Юный артист», построенной по принципу единства обучения, развития и воспитания. Указанная программа будет способствовать развитию личностного, интеллектуального и социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, через специально подобранные игровые технологии, формы, методы и средства театральной деятельности.
Третий этап (2020-2021) - проведение систематизации результатов контрольного мониторинга социального развития у детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которой есть возможность проверить выбранную для исследования гипотезу.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного и личностно-деятельностного подходов, сформулированные в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна; положения, раскрывающие основные подходы к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, статистический анализ, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: базой для проведения необходимого исследования послужили 15 детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 14 -18 лет, проходящие обучение во «Дворце детского и юношеского творчества», расположенного в городе Тольятти Самарской области.
Научная новизна исследования заключается в:
• разработана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный артист», направленная на формирование основных социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья;
• выявлены и обоснованы педагогические условия и приемы социального воспитания, которые позволяют эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу на занятиях театральной деятельностью.
Теоретическая значимость исследования:
• в результате обобщения научной литературы уточнена структура понятия социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья;
• разработаны педагогические условия социального развития детей обогащающее теорию и практику коррекционной работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• получение актуальной информации о степени социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования: разработана программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья театральной направленности, которая может быть использована в учреждениях дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались изучением современных научных работ; логикой исследования; использованием взаимодополняющих методов; валидностью критериально-диагностического инструментария; использованием методов математической статистики.
Благодаря внедрению полученных результатов проведенной работы в ходе исследования в учебную практику учреждений дополнительного образования, а также их выходу в печатном виде, обеспечивается требуемая надежность и достоверность выводов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке содержания программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, выделены и реализованы на практике педагогические условия социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья театральной деятельностью.
Положение, выносимое на защиту:
• социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить подростку обладание теми качествами характера, которые позволят ему в относительно скором времени чувствовать себя уверенно в ходе общественной жизни, а также противостоять внешнему негативному воздействию, осуществлять соответствующие защитные формы поведения и сохранять свои убеждения, личностные смыслы на основе культурных нравственные ценностей, принятых в обществе;
• программа дополнительного образования «Юный артист» по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности разработана с учетом индивидуальных особенностей детей и на основе потребностей и интересов воспитанников;
• содержание программы социального развития ребенка основана на реализации приемов, побуждающих на творческие активности;
• создание атмосферы доверия и сотрудничества между взрослыми и детьми на занятиях в театральной студии основывается на гуманных принципах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом перераспределения активности и способов самовыражения в творчестве.
Структура и объем магистерской диссертации:
Магистерская диссертация состоит из введения и двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы, трех приложений, двух таблиц, восьми рисунков. Первая глава: теоретическая, вторая глава: опытно-экспериментальная.
Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы социального развития детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья - важнейшая задача педагогики. Чтобы социальное развитие детей было действительно эффективным, в этом процессе должны принимать участие специалисты, занимающиеся вопросами психологической коррекции с детьми данной группы.
Контрольный срез показал динамику выраженности - 20,7%. В исследовании были использованы теоретические (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод моделирования) и эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение).
Эмпирическое исследование проводилось при помощи специальных диагностических методик.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа Тольятти, в эксперименте участвовали 15 детей 14-18 лет.
В результате проведенных формирующих мероприятий с детьми экспериментальной группы произошли положительные изменения по всем критериям, мы отмечаем развитие познавательных интересов и стремление детей к участию в социально одобряемой деятельности, в способах решения конфликтных ситуаций, в умении контролировать свое поведение как со взрослыми, так и со сверстниками. Подростки стали более открыты в общении с педагогом, появилось чувство доверия, дети чаще стали задавать вопросы и вступать в разговор при обсуждении различных поведенческих ситуаций. Наблюдаются более яркие проявления положительных эмоций, поднятие настроения, снижение уровня тревожности и агрессивных проявлений в коллективе сверстников, дети стали чаще обращать внимание на последствия своих и чужих поступков, понимать их влияние на эмоциональное состояние других людей, появилась потребность в уважительном отношении к себе и к окружающим его людям.
Таким образом, наш формирующий эксперимент показал положительные результаты. Заявленная гипотеза подтверждается.
В заключении сформулированы следующие выводы:
• уточнено понимание «социальное развитие», которое базируется на важности коммуникативных навыков, генерировании духовного сознания, стремлении к социокультурному призванию, удовлетворении культурных потребностей личности, объединении общих и индивидуальных целей. Иными словами, это полноценная система, связывающая в единое целое духовные, культурные, моральные и психологические компоненты;
• раскрыт и обоснован компонентный состав «социальное развитие»: мотивационный, эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельностный.
• выявлена совокупность формирования социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности;
• разработана программа, направленная на формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание занятий положительно повлияло на социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.09.2013» https://rg.ru/2013/12Z11/ obr-dok.html.
2. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 http://www.consuttant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.
3. Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 114 с.
4. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками / Е.Ю. Азбукина // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 1.
5. Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. - 2014. - № 2.1. - с. 5.
6. Баева И. А. «Психологическая безопасность в образовании: Монография.» - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
7. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие - СПБ. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 416 с.
8. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. - С. 42-57.
9. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. - Ставрополь, 2002. - 18 с.
10. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С 8-14.
11. Бондаревская О.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: монография. Ростов н/Д., 2000. — 236 с.
12. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: Перспективная альтернатива // Программы высших учебных заведений для специальности 031300 «Социальная педагогика». — М., 1991. — С. 20—21.
13. Богомолова М.Н. «Ретроспективный обзор ряда исследований проблемы влияния музыкально-театральной деятельности на развитие целостной личности ребенка». - Ж.: «Искусствоведение», 2013
14. Двойникова Е.Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию / Е.Ю. Двойникова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 6. - С. 58-63.
15. Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2013. - № 5 (11). - С. 87-91.
...