Введение 4
Глава 1 Теоретические основы педагогической поддержки в условиях детско-юношеской организации 14
1.1 «Педагогическая поддержка» как научное понятие 14
1.2 Специфика организации и особенности взаимодействия в детском коллективе 24
1.3 Модель системы педагогической поддержки в условиях социальной деятельности 31
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации модели педагогической поддержки в социальной деятельности детско- юношеской организации 40
2.1 Диагностика социальной деятельности детско-юношеского объединения по выявлению направлений педагогической поддержки 40
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по реализации модели педагогической поддержки в социальной деятельности детско-юношеской организации 49
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 58
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета «Мотивы участия школьников в деятельности» 79
Приложение Б Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням организаторских умений на этапе констатирующего эксперимента 81
Приложение В Распределение обучающихся контрольной группы по уровням сформированности организаторских умений на этапе констатирующего эксперимента 83
Приложение Г Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням организаторских умений на этапе контрольного эксперимента 85
Приложение Д Распределение обучающихся контрольной группы по уровням организаторских умений на этапе контрольного эксперимента 87
XXI век - время кардинальных перемен и изменений для российской системы образования. Однако основные идеи воспитания в России останутся неизменными: подрастающее поколение должно обладать присущей нашему народу системе ценностей, трудиться и раскрывать личностный потенциал на благо общества. Реализовать и раскрыть всё это возможно только в социальной деятельности.
Природа ребёнка стремится к активности, объединению и к самореализации своего личностного потенциала. В образовательных учреждениях из-за ужесточившихся требований к качеству образования нет возможности удовлетворять эти естественные потребности любого ребёнка. В быстро развивающемся обществе возникает необходимость создания новых социокультурных и педагогических условий для включения детей в социальную деятельность, получения ими гражданского опыта в рамках детско-юношеской организации.
В теории и практике педагогики существует множество психолого-педагогических исследований, посвящённых важности социальной деятельности: (М.М. Алексеева, А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Р.И. Капустина, М.В. Крулехт, Р.Г. Казакова, Ю.Н. Рюмина, Н.И. Михальченкова и др.)
Различные взгляды на понимание необходимости обеспечения активной роли ребёнка в детском объединении отразились в концепциях, разрабатываемых региональными ассоциациями исследователей детского движения в Москве (М.Е. Кульпединова, И.А. Валгаева, Д.Н. Лебедев, E.JI. Рутковская), Костроме (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Г. Кирпичник, О.С. Коршунова), Санкт-Петербурге (К.Д. Радина, Н.И. Волкова, Е.В. Титова), Челябинске (Р.А. Литвак) и в других научных центрах.
Детские общественные объединения и в целом детское общественное движение в истории педагогики изучено разносторонне и глубоко:
• вопросам методологии, содержания и характера взаимодействия детей и взрослых в детских общественных объединениях и организациях были изучены А.В. Волоховым, Н.А. Жокиной, С.В. Бойцовой, Р.А. Литвак, Г.В. Сабитовой, И.И. Фришман и др.;
• определение подходов к типологии детских объединений было осуществлено М.В. Богуславским, А.Г. Кирпичником, О.С. Коршуновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерским, Т.В. Трухачевой и др.;
• вопросы деятельности детских общественных объединений в различных формах и социальных средах были освещены в работах О.Н. Бессоновой, Г.В. Дербеневой, О.В. Зашеиной, А.Г. Лазаревой, М.Р. Мирошкиной, О.А. Павловой, И.Ю. Поваляевой, К.В. Хомутовой и др.
Исследования в области организации социальной деятельности объединений на современном этапе развития педагогики не получают должного внимания, недостаточно разработаны и недостаточно раскрыты. В данном вопросе несомненна решающая роль взрослого, который должен направлять и организовывать всю деятельность, связанную с социальной активностью ребенка. Таким образом, становится очевидной необходимость педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеской организации.
Проблемам педагогической поддержки посвящены современные исследования отечественных педагогов: А.Д. Андреева, Т.В. Анохина, B. П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.М. Михайлова, C. И. Попова, С.М. Юсфин; отечественных психологов: Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Т.А. Строкова, И.Ю. Шустова; зарубежных психологов: А. Маслоу, К. Роджерс по проблеме педагогической поддержки, которые показывают, что педагогическая поддержка предполагает превентивную, оперативную помощь в решении индивидуальных проблем детей, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. В педагогической и психологической науке проблема педагогической поддержки рассматривается в рамках междисциплинарного подхода (Э.Н. Гусинский), приоритета идеи гуманизма и свободы личности (О.С. Газман, А.В. Добрович, М.С. Каган, Е.А. Ямбург).
Однако следует отметить, что проблема оказания педагогической поддержки в современных исследованиях недостаточно раскрыта тема оказания педагогической поддержки в социальной деятельности обучающихся.
Понятие «поддержка» используется в педагогике недавно. Первый заговорил о ней О.С. Газман [13], в дальнейшем это получило развитие в работах И.Г. Антиповой, А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, А.Ф. Березина, И.В. Дубровиной, Н.Н. Загрядской, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Т.А. Строковой, Е.Н. Шиянова, О.А. Кулягиновой, Г.Н. Штиновой, Т.И. Шульги и др., которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса. Философский и культурологический пласт проблемы во многом осмыслялся Н. Крыловой [29].
Сочетание слов «педагогическая поддержка» широко используется при обозначении разных педагогических, социальных и психологических феноменов. Однако в данном случае речь идет о складывающейся теории и практике педагогической поддержки, истоки которой следует искать в педагогической деятельности известного отечественного ученого-педагога О.С. Газмана, его учеников и соратников. О.С. Газман был убежден, что педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека [13].
Существуют разные подходы к трактовке данного понятия. Седова Л.Н. и Штых И.В. [26] рассматривают педагогическую поддержку как «особую, скрытую от глаз воспитанников позицию педагога, основанную на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении. Анохина Т.В. отмечает, что «педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, в преодолении проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности» [4]. Анохина Т.В. отмечает, что «помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне» [4]. В.П. Бедерханова считает, что сущность «педагогической поддержки» шире, чем работа с «проблемой человека» и уже, чем принцип. Обращая внимание на специфичность педагогической поддержки, учёный даёт ей своё определение: «педагогическая поддержка - сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая (но психологоёмкая) деятельность, в основе которой лежит определённая парадигма [6].
Таким образом современные образовательные учреждения при поддержке государства ищут эффективные способы удовлетворения потребностей общества и современных детей. Опираясь на педагогический опыт прошлого, можно с уверенностью заявить, что одним из действующих подходов к воспитанию является организация детей в детско-юношеской организации, так как детское объединение обладает возможностью формировать, воспитывать, включать детей в социальную деятельность. Несомненна поддержка государства в этом направлении. 29 октября 2015 г. президентом РФ был издан указ №536 «О создании Общероссийской общественно - государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников» [51].
Актуальность исследования подтверждается наличием противоречий между необходимостью организации педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеских объединениях и недостаточно разработанной научно-методической базой. Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать педагогическую поддержку социальной деятельности в детско-юношеских объединениях.
Решение данной проблемы нашло отражение в магистерской диссертации на тему: «Педагогическая поддержка социальной деятельности детско-юношеской организации».
Объект исследования: процесс социальной деятельности детско- юношеской организации.
Предмет исследования: система педагогической поддержки деятельности детско-юношеской организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём определить содержание и способы педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеской организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что оказание педагогической поддержки социальной деятельности детско-юношеской организации будет успешным, если:
• раскрыта сущность понятия «педагогическая поддержка»;
• разработана модель системы педагогической поддержки обучающихся в детско-юношеской организации;
• создана и реализована программа, направленная на организацию педагогической поддержки в детско-юношеской организации.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации педагогической поддержки обучающимся.
2. Выявить специфику и особенности организации опытно-экспериментальной работы реализации модели педагогической поддержки в социальной деятельности детско-юношеской организации.
3. Разработать и реализовать модель системы педагогической поддержки в условиях социальной деятельности.
4. Доказать эффективность опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования определили концепции и теории отечественных и зарубежных психологов, педагогов:
• научные труды, посвящённые проблеме оказания педагогической поддержки (Ю.А. Арсеньева, А.Г. Асмолов, Н.Л. Гундарева, Т.В. Егорова, А.Л. Уманский)
• психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность и структуру педагогической поддержки (О.С. Газман, И.Г. Антипова, А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, Н.А. Галагузова, И.Ф. Дементьева, А.Ф. Березина, И.В. Дубровина, Н.Н. Загрядская, И.Б. Котова, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровская, Т.А. Строкова, Е.Н. Шиянова, О.А. Кулягинова, Г.Н. Штинова, Т.И. Шульги);
• положения и идеи деятельностного подхода (П.А. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной);
• важное значение в исследовании педагогической поддержки имеют идеи гуманистической педагогики, раскрытые в трудах (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.)
Для достижения поставленной цели для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• на теоретическом этапе исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование процесса педагогической поддержки у школьников в условиях социальной деятельности;
• на опытно-экспериментальном этапе: педагогический эксперимент, анкетирование обучающихся, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ организаторской деятельности обучающихся;
• на результативно-обобщающем этапе: сравнение и обобщение результатов, систематизация и интерпретация экспериментальных данных.
Экспериментальной базой исследования являлся детско-юношеская организация «РДШ» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 86». В эксперименте было задействовано 60 обучающихся, 2 - педагога классные руководители 4 классов.
Этапы исследования. Исследование состояло из трёх этапов:
1. Теоретический этап (2018 год) основывался на изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ научной литературы позволил определить и сформулировать понятийный аппарат исследования. На данном этапе также разрабатывалась модель системы педагогической поддержки в условиях социальной деятельности.
2. Опытно-экспериментальный этап (2018-2019 год) позволил провести педагогический эксперимент, в ходе которого уточнялась и проверялась гипотеза исследования. Полученные в ходе эксперимента данные были обработаны, проводился анализ результатов исследования.
3. Результативно-обобщающий этап (2020 год) заключался в систематизации и обобщении содержания исследования и внедрение результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработанной модели педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеской организации, которая состоит из взаимосвязанных компонентов:
1) целевой (представлен социальным заказом современного общества, подходами и принципами, обеспечивающими достижение поставленной цели);
2) содержательный (раскрывается специально разработанной дополнительной образовательной программой социальной направленности);
3) организационно-деятельностный компонент (характеризуется комплексом методов и форм, необходимых для эффективного оказания педагогической поддержки школьникам);
4) оценочно-результативный (представлен критериями, показателями сформированности организаторских умений и способами их диагностики).
• определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности организаторских умений у школьников;
• разработан содержательный компонент модели педагогической поддержки формирования организаторских умений в виде дополнительной общеобразовательной программы социальной направленности.
Теоретическая значимость исследования обосновывается тем, что:
• доказаны возможности оказания педагогической поддержки для эффективного формирования организаторских умений у обучающихся, что расширяет научные представления о путях формирования умений в системе дополнительного образования;
• раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности организаторских умений у школьников;
• разработана модель педагогической поддержки формирования организаторских умений в рамках социальной деятельности в детско- юношеской организации, которая обогащает теоретические разработки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
• описание сущности и возможности оказания педагогической поддержки формирования организаторских умений могут способствовать разработке программ дополнительного образования;
• разработанная модель педагогической поддержки формирования организаторских умений и дополнительная образовательная программа «Делу - время, потехе - час» может внедряться в программу дополнительного образования;
• выделенные критерии, показатели и уровни сформированности организаторских умений могут использоваться для диагностики организаторских умений у школьников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была достигнута путем анализа психолого-педагогической литературы; обеспечивалась выбранной методологической основой исследования; определялась применением методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам; проверялась проведением экспериментальной работы для выявления эффективности разработанной модели; результаты соотнеслись с имеющимися в педагогической теории и практике научными представлениями.
Апробация результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в научных журналах: «Педагогическая поддержка как психолого-педагогическая проблема» в сборнике «Молодёжь. Наука. Общество» (2018г.); «Становление и развитие РДШ в г. Тольятти» в журнале «Образовательный альманах» (2019 г.); «К вопросу применения педагогической поддержки в социальной деятельности» в сборнике «Наука XXI века: взгляд в будущее» (2019 г.); «Методы формирования организаторских умений у школьников» в журнале «Моя профессиональная карьера» (2019 г.)
Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность исследователя в детско-юношеской организации МБУ «Школа № 86»; через реализацию модели педагогической поддержки формирования организаторских умений на занятиях по специально разработанной программе «Делу - время, потехе - час».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая поддержка социальной деятельности детско- юношеской организации рассматривается как целостная система педагогических действий по созданию условий для самоопределения участников объединения, а также оказание помощи в преодолении затруднений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности такие, как умение планировать предстоящую работу, соотносить действия с этапами предстоящей деятельности, определять средства, необходимые для выполнения намеченной цели, умение анализировать выполненную работу и оценивать её результаты.
2. Модель системы педагогической поддержки формирования организаторских умений в условиях социальной деятельности детско- юношеской организации представляет собой целенаправленную работу по формированию организаторских умений в процессе активного участия школьников в организации различных форм деятельности. Разработанная модель состоит из взаимосвязанных компонентов: 1) целевой (представлен социальным заказом современного общества, подходами и принципами, обеспечивающими достижение поставленной цели); 2) содержательный (раскрывается специально разработанной дополнительной образовательной программой социальной направленности); 3) организационно - деятельностный компонент (характеризуется комплексом методов и форм, необходимых для эффективного оказания педагогической поддержки школьникам); 4) оценочно-результативный (представлен критериями, показателями сформированности организаторских умений и способами их диагностики).
3. Дополнительная развивающая программа «Делу - время, потехе - час», основанная на идеях системного, развивающего и деятельностного подходов, способствует вовлечению членов объединения в социальную деятельность и обеспечивает участников объединения педагогической поддержкой.
Личный вклад автора в исследование заключается в обосновании основных теоретических идей и положений исследовательской работы; в непосредственном участие в сборе и анализе экспериментальных данных эксперимента; в разработке структуры социальной деятельности и модели формирования организаторских умений; в преподавательской деятельности по разработанной экспериментальной программе; в интерпретации и обобщении итоговых экспериментальных данных; в подготовке основных публикаций по изучаемой проблеме исследования.
Структура и объём диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего 63 наименований, 11 таблиц, 12 рисунков и приложений.
В ходе проведения исследования было выявлено, что проблема оказания педагогической поддержки социальной деятельности в детско- юношеской организации является актуальной как в теоретическом плане, так и в практическом плане. Её актуальность обусловлена острой потребностью обучающихся в активных действиях педагога, которые бы направляли и наставляли всю деятельность, связанную с социальной активность ребёнка. В процессе исследования возникла необходимость поиска методов и технологий для решения возникшей проблемы, проведена опытно-экспериментальная работа. В завершении магистерской диссертации представлены следующие выводы, которые подтверждают выдвинутую гипотезу:
1. На первом этапе исследовательской работы был проведён анализ психолого-педагогической литературы, который позволил уточнить понятие «педагогическая поддержка», оно рассматривается как целостная система педагогических действий по созданию условий для самоопределения ребёнка, а также оказание помощи в преодолении затруднений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности.
2. Спроектированная модель педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеской организации включает в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Содержательный компонент модели был представлен программой дополнительного образования «Делу - время, потехе - час»
3. В ходе реализации опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена программа дополнительного образования социальной направленности «Делу - время, потехе - час», главной особенностью которой была направленность занятий на различные практические формы и методы работы. У обучающихся проявлялось желание принимать участие в различных видах социальной активности, они показывали свою увлечённость, заинтересованность в организации проектов, проявляли инициативность и желание применить полученные знания. Контрольные результаты экспериментальной группы оказались выше результатов контрольной группы что показывает эффективность разработанной программы.
4. Был разработан диагностический комплекс, основанный на структурном строении деятельности: мотивационно-деятельностный, деятельностный, рефлексивный. Диагностические методики были адаптированы под возраст обучающихся, которые принимали участие в опытно-экспериментальной работе.
• Мотивационно-деятельностный - «Методика изучения мотива участия школьников в деятельности» (автор А.В. Байбородова).
• Деятельностный - «Диагностика сформированности действий целеполагания» (автор З.А. Кокарева). Тест «Выявление организаторских способностей школьника» (автор Е.Н. Прошицкая).
• Рефлексивный - приём «Волшебная линеечка» (автор Г.А. Цукерман).
5. Выявленные результаты позволяют утверждать, что спроектированная модель педагогической поддержки социальной деятельности эффективна и вносит вклад в педагогическую теорию. Задачи, которые были поставлены в исследовании достигнуты, что позволило реализовать цель: теоретически обосновать и опытно экспериментальным путём определить содержание и способы педагогической поддержки социальной деятельности в детско-юношеской организации.
1. Адоньева Н. И. Игровая деятельность на уроках в начальной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 10 (14). С. 9-10.
2. Албитова Е. П. Современное звучание понятия «педагогическая поддержка» в образовании // European Social Science Journal. 2013. № 4. С. 28-34.
3. Александрова З. А. Организация досуговых мероприятий в начальной школе // Образование в современной школе. 2001. № 7. С. 60-64.
4. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63-81.
5. Ахметжанова Г. В., Груздова И. В., Руденко И. В. Магистерская диссертация по педагогике : учеб.-метод. Пособие. Тольятти: ТГУ, 2011. 70 с.
6. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 34-39.
7. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2002.
8. Бесова М. А., Гольдман Л. И. Воспитание младших школьников в процессе коллективной организаторской деятельности // О рационализации учебно-воспитательной работы в школе. 1971. С. 178-184.
9. Бочанов М. А. Волонтерское движение - российский опыт и мировая практика / М. А. Бочанов, Е. Е. Чернухина. - Текст : электронный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 2. - С. 70-75. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28885983 (дата обращения : 12.12.2019). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
10. Быстрова Н. В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, Л. А. Чумакова. Текст : электронный // Карельский научный журнал. 2018. Т.7, № 1. С. 73-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32869515 (дата обращения: 11.11.2019). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
11. Волкова И. Ю. Игровые технологии - способ активизации деятельности учащихся в начальной школе // Проблема современного педагогического образования. 2014. № 45-5. С. 88-94.
12. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребёнка в детских общественных организациях : дис. ... канд.пед.наук. Ярославль, 1999.
13. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.
14. Газман О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-33.
15. Газман О. С. Самоопределение текст // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. : 1995. С. 82.
...