Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр 9
1.1 Проблема формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о безопасном поведении 9
1.2 Дидактическая игра как средство формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении 28
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр 41
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр 48
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей контрольной и экспериментальной группы 59
Приложение Б Беседа с детьми 60
Приложение В Беседа «Кто ты, незнакомец ?» 61
Приложение Г Беседа по картинкам «Ребенок и природа» 62
Приложение Д Беседа «Ребенок на дороге» 63
Приложение Е Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе 64
Приложение Ж План проводимых мероприятий по развитию представлений о безопасном поведении детей 3-4 лет 67
Приложение И Анкета для родителей 69
Приложение К Фотоотчет о проделанной работе 70
Приложение Л Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе 71
Современный окружающий мир таит в себе множество опасностей для взрослых и, особенно, для детей младшего дошкольного возраста. Младшие дошкольники еще не способны защитить себя от последствий таких экстремальных ситуаций, но у них можно сформировать элементарные представления о личной безопасности.
Такие психологические особенности младших дошкольников, как любознательность, активное развитие познавательной сферы, мышления, памяти, формирование первичных представлений об окружающем мире, с одной стороны, облегчают работу по формированию у них представлений о безопасности, а с другой - осложняют. Маленькие дети не обладают инстинктом самосохранения, у них еще не выработаны причинно-следственные связи между опасным предметом и последствиями от пользования им. Они активно исследуют окружающий их мир, не понимая, что он несет в себе опасности.
Нормы и правила безопасного поведения закладываются именно в период дошкольного детства. В это время у ребенка начинает формироваться базовая система отношения к окружающему миру и поведения в нем. Поэтому важно, чтобы педагоги ДОУ и родители детей младшего дошкольного возраста уделяли особое внимание формированию у детей представлений о безопасности.
Принято считать, что основные опасности таит в себе улица, а дом рассматривается как безопасное, надежное место. Большинство родителей рассчитывают на то, что ребенок дома находится под постоянным присмотром и не остается один. Однако и квартира несет множество угроз (горячий и тяжелый утюг, газовая плита, газовая колонка, розетки, сетевые фильтры от компьютеров, электронная и бытовая техника и мн. др.). Достаточно родителям отвлечься буквально на минуту, и ребенок может создать опасную ситуацию и пострадать от нее. Поэтому особое внимание следует уделять и работе с родителями.
Одним из наиболее эффективных способов формирования у младших дошкольников представлений о безопасности является дидактическая игра, так как игра - это самый доступный и ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Играя, дети осваивают правила и нормы поведения в социуме, учатся обращаться с окружающими их предметами через игрушки- заместители.
Анализ психолого-педагогического опыта и теоретических исследований позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении и недостаточным использованием дидактических игр для данного процесса.
На основании вышеизложенного сформулирована проблема исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении?
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр.
Данная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить основы формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о безопасном поведении.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении.
3. Определить содержание и организовать работу по формированию у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: формирование у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр будет возможно если:
• отобраны и включены в совместную деятельность педагога и детей дидактические игры, формирующие представления о безопасном поведении у детей 3-4 лет;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом и дидактическими играми, направленными на закрепление навыков безопасного поведения детей;
• организована работа с родителями по применению дидактических игр дома, ведение бесед, способствующих формированию представлений о безопасном поведении детей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ безопасного поведения у детей 3-4 лет; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
• исследования о безопасности жизнедеятельности дошкольников (Н.Н. Авдеева, О.В. Дегтяренко, Н.Г. Занько, О.Л. Князева, К.Р. Малоян, Е.А. Радина, О.Н. Русак, Т.С. Рыулина, П. Статмэн, Л.Б. Стернина);
• исследования, посвященные педагогическому потенциалу дидактической игры (В.Н. Аванесова, Г.Г. Григорьева, Ю.С. Григорьева, И.М. Ережепова, Н.А. Короткова, К.Г. Мачабели, Н.Я. Михайленко, Л.Ю. Павлова, А.И. Сорокина, Б.И. Хачапуридзе);
• исследования о формировании основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр (Л.В. Артемова, В.В. Бургарт, Л.С. Саргина, Е.И. Удальцова, С.А. Шаронова).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования дидактических игр для формирования основ безопасного поведения у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных организаций и родителями младших дошкольников для инициирования процесса формирования основ безопасного поведения у детей.
Базой исследования явилось подразделение Детский сад ГБОУ СОШ №34, г. Сызрань. В эксперименте приняли участие 28 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника) и 10 приложений. Работу иллюстрируют 2 рисунка и 14 таблиц.
Актуальность проведенного исследования обоснована тем, что современный окружающий мир таит в себе множество опасностей для взрослых и, особенно, для детей младшего дошкольного возраста. Поскольку младшие дошкольники еще не способны защитить себя от последствий таких экстремальных ситуаций, но у них можно сформировать элементарные представления о личной безопасности.
В теоретической части исследования был сделан вывод о том, что дидактическая игра как способ формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о безопасности в доме позволяет познакомить их с источниками опасности, уточнить и систематизировать знания о них; научить детей мерам предосторожности, безопасному поведению; познакомить с действиями, которые необходимо предпринять в случае опасности; сформировать представления о возможных последствиях нарушения правил безопасности.
Во второй главе проведена экспериментальная работа, которая проводилась в подразделении Детский сад ГБОУ СОШ №34, г. Сызрань. В эксперименте приняли участие 28 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Показатели и диагностические методики были подобраны в соответствии с исследованиями Р.Б. Стеркиной, Л.Л. Тимофеевой, О.В. Суворовой.
Результаты общего сводного уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении на констатирующем этапе показали, что отслеживаемые показатели в контрольной и экспериментальной группах имеют примерно одинаковые значения, низкий уровень выше в экспериментальной группе (35,7%), а в контрольной он оставил 28,6%, средний уровень одинаков по обоим группам, высокий уровень имеет большее значение в контрольной группе (14,3%) при этом в экспериментальной группе он 7,1%.
Далее был организовано и разработано содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр. В рамках данной работы были проведены дидактические игры: «Безопасный маршрут» «Путешествие со светофориком», «Больница», «Опасности вокруг нас». Помимо этого, с детьми обсуждались проблемные ситуации, связанные с безопасностью дома, на дороге, на природе, рассматривались иллюстрации и плакаты о безопасности, осуществлена самостоятельная игровая деятельность детей.
На контрольном этапе исследования было проведено повторное исследование детей. Результаты динамики общего сводного уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении в экспериментальной группе показали существенное повышение значений всех показателей. Низкий уровень также имеет тенденцию к снижению на 28,6%. Средний уровень снизился до 4 детей, что составило снижение на 28,5%. Высокий уровень присвоен теперь 9 детям, что составило прирост на 57,2%.
Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза исследования: формирование у детей 3-4 лет представлений о безопасном поведении посредством дидактических игр будет возможно если: отобраны и включены в совместную деятельность педагога и детей дидактические игры, формирующие представления о безопасном поведении у детей 3-4 лет; обогащена развивающая предметно-пространственная среда наглядным материалом и дидактическими играми, направленными на закрепление навыков безопасного поведения детей; организована работа с родителями по применению дидактических игр дома, ведение бесед, способствующих формированию представлений о безопасном поведении детей - доказана. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. : Детство-Пресс, 2016. 144 с.
2. Анастасова Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. М. : Детство, 2016. 126 с.
3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. : Педагогика, 2017. 68 с.
4. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей. М. : Кедр, 2016. 115 с.
5. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-9.
6. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения // Сибирский торгово-экономический журнал. 2017. № 1 (19). С. 48-50.
7. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М. : Просвещение, 2018. 255 с.
8. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. М. : Просвещение, 2014. 80 с.
9. Григорьева Ю. С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург : Астель, 2017. 109 с.
10. Доклад о профилактике детского травматизма // Всемирная организация здравоохранения. URL: https: //www.who .int/violence_injury_prevention/ child/injury/world_report/ru/ (дата обращения: 20.12.2019).
11. Дошкольникам о правилах безопасности: учебное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А. Л. Давидович. М. : Эксперспектива, 2016. 194 с.
12. Ережепова И. М. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях». 2016. № 4. С. 24-31.
13. Кобитина И. И. Детям о технике. М. : Просвещение, 2016. 87 с.
14. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Просвещение, 2016. 312 с.
15. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников // Детский сад от А до Я. 2016. № 4. С. 22-25.
...