Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности

Работа №120474

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1. Теоретические основы воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.1 Психолого-педагогическое исследование интереса младших школьников к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.2 Педагогические условия развития интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности 16
Выводы по главе 24
2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 26
2.1 Выявление уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников 26
2.2 Реализация экспериментальной методики организации внеурочной деятельности направленной на воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 49 Выводы по главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66

Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях введения ФГОС НОО важно, что дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т.д..
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подчеркивает (2009г.), что важную роль в учебно­воспитательном процессе играет внеурочная деятельность. Она является важной неотъемлемой частью процесса образования младшего школьного возраста. Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Фундаментом российской культуры выступает художественное образование. Оно транслирует нормы, ценности, эстетические и этические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего поликультурного, развивающего мира и достижению социально -культурного благополучия. Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Одним из уникальных средств обучения и воспитания является художественное творчество, в ходе которого педагог может сделать интересным и увлекательным не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность художественного творчества, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особое эмоционально-психические состояние, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, поэтому воспитание интереса к художественному творчеству необходимо начинать с начальной школы.
Концепция А.А. Мелика-Пашаева связана с изучением эстетического отношения к действительности. По мнению автора, эстетическое отношение выступает как доминирующая характеристика развивающейся личности человека. Именно эстетическое отношение к действительности способствует формированию у человека интересов и способностей к художественному творчеству.
В трудах Б.М. Неменского раскрыта необходимость формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте, так как чувство прекрасного, по мнению автора, возбуждает интерес к жизни, обостряет любознательность. Основу воспитания эстетического интереса Б.М. Неменский видит в искусстве.
П.М. Якобсон важную роль при воспитании интереса к художественному творчеству отводил эмоциям и чувствам. Переживание возникает в результате «сопереживания» чувствам другого человека, изображенных в различных видах искусства, это может быть музыка, живопись, скульптура, театр и другое.
Известны исследования в этой области Т.Я. Шпикаловой. Она рассматривает художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе.
В то же время при изучении психолого-педагогической литературы была выявлена проблема между необходимостью воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству и недостаточной разработанностью педагогических технологий данного процесса во внеурочной деятельности.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности».
Цель исследования - воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству на основе разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективней, если:
• обогащать опыт чувственных эстетических впечатлений и представлений;
• применять комплекс творческих заданий;
• способствовать овладению младшими школьниками техническими приемами работы с различными материалами;
• побуждать учеников самостоятельно творить.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников.
3. Разработать методику воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность разработанной методики, обеспечивающей воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и обобщение методической информации по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка.
Практическая значимость: проведенное исследование позволило существенно повысить эффективность процесса воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности. Результаты исследования могут использоваться педагогами начальной школы и системы дополнительного образования при организации эстетического воспитания младших школьников.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения и анализа психолого -педагогической литературы по теме исследования было определено понятие «интерес к художественному творчеству» и раскрыты его качественные характеристики. Интерес к художественному творчеству в философской, методической, научно-педагогической литературе рассматривается как эстетический интерес, который представляет собой совокупность теоретических знаний, приобщение к эстетическим ценностям, а также формирование практических умений творческой деятельности.
Младший школьный возраст выступает как наиболее благоприятный для воспитания интереса к художественному творчеству. В данном возрасте чувство прекрасного воспроизводит в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает психические процессы.
В ходе определения методики исследования были выявлены и раскрыты показатели воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из анализа результатов полученных в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование экспериментальной методики, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Реализация экспериментальной методики проведенной на формирующем этапе эксперимента повлияла на результаты уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников, полученные на контрольном этапе эксперимента. Так на высоком уровне была выявлена положительная динамика, которая составила 25%, средний уровень воспитанности интересе к художественному творчеству возрос на 5%, в то время, как низкий уровень имеет отрицательную динамику в 30%. Данные результаты были достигнуты благодаря включению учащихся в самостоятельную творческую деятельность, применение различных творческих заданий и использовании нетрадиционных материалов на каждом занятии, а также обогащение опыта чувственных эстетических впечатлений и представлений у каждого учащегося.
Результаты полученные в процессе исследовательской работы, свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству и целесообразности внедрения данной методики в учебный процесс образовательных учреждений.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а сформулированная гипотеза доказана.


1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009. - 304с.
2. Банников, В.Н. Народное искусство и художественное творчество // Начальная школа. - 2016, № 10. - С. 16-21.
3. Бекиш, М.А. Приемы используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2015, № 11. - С. 56-59.
4. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 208с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
6. Буровкина, Л. А. К вопросу организации декоративно-прикладной деятельности учащихся // Искусство в образовании. - 2010, № 2. - С. 109-113.
7. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. - М.: МГПУ, 2011. - 320с.
8. Верб, М. А. Эстетическая культура личности школьников как педагогическая проблема / М. А. Верб. - СПб.: Питер, 2012. - 36 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Все о младшем школьнике. / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 400с.
10. Виц, Б.Б. Демокрит / Б.Б.Виц. - М.:Мысль, 1979. - 212с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 99 с.
12. Гавриленко, Е.В. Нестандартные игрушки. - М., 2013. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research- project/12766.html
13. Дмитриева, Н. А. Вопросы эстетического воспитания / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 2013. - 208 с.
14. Добрынин, Н.Ф. Внимание и память / Н.Ф.Добрынин. - М.: Просвещение, 1958. - 123с.
15. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М.: Полиздат, 2010. - 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ