Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности
|
Аннотация 2
Введение 5
1. Теоретические основы воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.1 Психолого-педагогическое исследование интереса младших школьников к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.2 Педагогические условия развития интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности 16
Выводы по главе 24
2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 26
2.1 Выявление уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников 26
2.2 Реализация экспериментальной методики организации внеурочной деятельности направленной на воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 49 Выводы по главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66
Введение 5
1. Теоретические основы воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.1 Психолого-педагогическое исследование интереса младших школьников к художественному творчеству во внеурочной деятельности 9
1.2 Педагогические условия развития интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности 16
Выводы по главе 24
2. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности 26
2.1 Выявление уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников 26
2.2 Реализация экспериментальной методики организации внеурочной деятельности направленной на воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 49 Выводы по главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66
Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях введения ФГОС НОО важно, что дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т.д..
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подчеркивает (2009г.), что важную роль в учебновоспитательном процессе играет внеурочная деятельность. Она является важной неотъемлемой частью процесса образования младшего школьного возраста. Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Фундаментом российской культуры выступает художественное образование. Оно транслирует нормы, ценности, эстетические и этические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего поликультурного, развивающего мира и достижению социально -культурного благополучия. Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Одним из уникальных средств обучения и воспитания является художественное творчество, в ходе которого педагог может сделать интересным и увлекательным не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность художественного творчества, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особое эмоционально-психические состояние, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, поэтому воспитание интереса к художественному творчеству необходимо начинать с начальной школы.
Концепция А.А. Мелика-Пашаева связана с изучением эстетического отношения к действительности. По мнению автора, эстетическое отношение выступает как доминирующая характеристика развивающейся личности человека. Именно эстетическое отношение к действительности способствует формированию у человека интересов и способностей к художественному творчеству.
В трудах Б.М. Неменского раскрыта необходимость формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте, так как чувство прекрасного, по мнению автора, возбуждает интерес к жизни, обостряет любознательность. Основу воспитания эстетического интереса Б.М. Неменский видит в искусстве.
П.М. Якобсон важную роль при воспитании интереса к художественному творчеству отводил эмоциям и чувствам. Переживание возникает в результате «сопереживания» чувствам другого человека, изображенных в различных видах искусства, это может быть музыка, живопись, скульптура, театр и другое.
Известны исследования в этой области Т.Я. Шпикаловой. Она рассматривает художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе.
В то же время при изучении психолого-педагогической литературы была выявлена проблема между необходимостью воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству и недостаточной разработанностью педагогических технологий данного процесса во внеурочной деятельности.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности».
Цель исследования - воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству на основе разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективней, если:
• обогащать опыт чувственных эстетических впечатлений и представлений;
• применять комплекс творческих заданий;
• способствовать овладению младшими школьниками техническими приемами работы с различными материалами;
• побуждать учеников самостоятельно творить.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников.
3. Разработать методику воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность разработанной методики, обеспечивающей воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и обобщение методической информации по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка.
Практическая значимость: проведенное исследование позволило существенно повысить эффективность процесса воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности. Результаты исследования могут использоваться педагогами начальной школы и системы дополнительного образования при организации эстетического воспитания младших школьников.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подчеркивает (2009г.), что важную роль в учебновоспитательном процессе играет внеурочная деятельность. Она является важной неотъемлемой частью процесса образования младшего школьного возраста. Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Фундаментом российской культуры выступает художественное образование. Оно транслирует нормы, ценности, эстетические и этические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего поликультурного, развивающего мира и достижению социально -культурного благополучия. Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Одним из уникальных средств обучения и воспитания является художественное творчество, в ходе которого педагог может сделать интересным и увлекательным не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность художественного творчества, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особое эмоционально-психические состояние, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, поэтому воспитание интереса к художественному творчеству необходимо начинать с начальной школы.
Концепция А.А. Мелика-Пашаева связана с изучением эстетического отношения к действительности. По мнению автора, эстетическое отношение выступает как доминирующая характеристика развивающейся личности человека. Именно эстетическое отношение к действительности способствует формированию у человека интересов и способностей к художественному творчеству.
В трудах Б.М. Неменского раскрыта необходимость формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте, так как чувство прекрасного, по мнению автора, возбуждает интерес к жизни, обостряет любознательность. Основу воспитания эстетического интереса Б.М. Неменский видит в искусстве.
П.М. Якобсон важную роль при воспитании интереса к художественному творчеству отводил эмоциям и чувствам. Переживание возникает в результате «сопереживания» чувствам другого человека, изображенных в различных видах искусства, это может быть музыка, живопись, скульптура, театр и другое.
Известны исследования в этой области Т.Я. Шпикаловой. Она рассматривает художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе.
В то же время при изучении психолого-педагогической литературы была выявлена проблема между необходимостью воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству и недостаточной разработанностью педагогических технологий данного процесса во внеурочной деятельности.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности».
Цель исследования - воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству на основе разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективней, если:
• обогащать опыт чувственных эстетических впечатлений и представлений;
• применять комплекс творческих заданий;
• способствовать овладению младшими школьниками техническими приемами работы с различными материалами;
• побуждать учеников самостоятельно творить.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников.
3. Разработать методику воспитания интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность разработанной методики, обеспечивающей воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и обобщение методической информации по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: ГБОУ лицей (технологический) с. Хрящевка.
Практическая значимость: проведенное исследование позволило существенно повысить эффективность процесса воспитания у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности. Результаты исследования могут использоваться педагогами начальной школы и системы дополнительного образования при организации эстетического воспитания младших школьников.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате изучения и анализа психолого -педагогической литературы по теме исследования было определено понятие «интерес к художественному творчеству» и раскрыты его качественные характеристики. Интерес к художественному творчеству в философской, методической, научно-педагогической литературе рассматривается как эстетический интерес, который представляет собой совокупность теоретических знаний, приобщение к эстетическим ценностям, а также формирование практических умений творческой деятельности.
Младший школьный возраст выступает как наиболее благоприятный для воспитания интереса к художественному творчеству. В данном возрасте чувство прекрасного воспроизводит в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает психические процессы.
В ходе определения методики исследования были выявлены и раскрыты показатели воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из анализа результатов полученных в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование экспериментальной методики, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Реализация экспериментальной методики проведенной на формирующем этапе эксперимента повлияла на результаты уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников, полученные на контрольном этапе эксперимента. Так на высоком уровне была выявлена положительная динамика, которая составила 25%, средний уровень воспитанности интересе к художественному творчеству возрос на 5%, в то время, как низкий уровень имеет отрицательную динамику в 30%. Данные результаты были достигнуты благодаря включению учащихся в самостоятельную творческую деятельность, применение различных творческих заданий и использовании нетрадиционных материалов на каждом занятии, а также обогащение опыта чувственных эстетических впечатлений и представлений у каждого учащегося.
Результаты полученные в процессе исследовательской работы, свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству и целесообразности внедрения данной методики в учебный процесс образовательных учреждений.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а сформулированная гипотеза доказана.
Младший школьный возраст выступает как наиболее благоприятный для воспитания интереса к художественному творчеству. В данном возрасте чувство прекрасного воспроизводит в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает психические процессы.
В ходе определения методики исследования были выявлены и раскрыты показатели воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из анализа результатов полученных в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование экспериментальной методики, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству во внеурочной деятельности.
Реализация экспериментальной методики проведенной на формирующем этапе эксперимента повлияла на результаты уровня воспитанности интереса к художественному творчеству у младших школьников, полученные на контрольном этапе эксперимента. Так на высоком уровне была выявлена положительная динамика, которая составила 25%, средний уровень воспитанности интересе к художественному творчеству возрос на 5%, в то время, как низкий уровень имеет отрицательную динамику в 30%. Данные результаты были достигнуты благодаря включению учащихся в самостоятельную творческую деятельность, применение различных творческих заданий и использовании нетрадиционных материалов на каждом занятии, а также обогащение опыта чувственных эстетических впечатлений и представлений у каждого учащегося.
Результаты полученные в процессе исследовательской работы, свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной методики организации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению, направленной на воспитание у младших школьников интереса к художественному творчеству и целесообразности внедрения данной методики в учебный процесс образовательных учреждений.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а сформулированная гипотеза доказана.
Подобные работы
- Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Развитие воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование читательских умений младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





