ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Исследование деятельности отдела электронного обучения в ТГУ 8
1.1. Выявление объекта автоматизации в процессе электронного обучения и самообучения, и объяснение необходимости использования информационной системы 8
1.2 Анализ образовательных процессов электронного обучения в ТГУ 9
1.3 Анализ варианта работы информационной системы электронного обучения и самообучения в ТГУ 14
1.4 Определение функций системы для электронного обучения и самообучения в ТГУ 20
1.5 Анализ направлений подготовки IT-специалистов 21
1.6 Сравнительный анализ существующих вариантов инструментальных средств 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Проектирование информационной системы для электронного обучения в ТГУ 31
2.1 Проектирование базы данных 31
2.1.1 Построение ER-модели электронного обучения ТГУ 31
2.1.2 Устранение избыточности, нормализация отношений БД 33
2.1.3 Обоснование выбора СУБД MySQL 36
2.1.4 Физическая модель ERD 37
2.2 Проектирование интерфейса системы электронного обучения и самообучения 41
2.3 Проектирование алгоритмов системы электронного обучения и самообучения 43
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Реализация системы для электронного обучения студентов Тольяттинского государственного университета 46
3.1 Результаты работы системы электронного обучения 46
3.2 Внедрение и тестирование эффективности разработанной системы 53
Выводы по третьей главе 61
Глава 4. Результаты научного исследования 62
4.1 Возможности практического использования полученных результатов 62
4.2 Анализ темпа роста электронного обучения 63
4.3 Анализ результатов проведённого исследования 68
4.4 Развитие e-learning в России 70
4.5 SWOT-анализ электронного обучения в России 73
4.6 Перспективы развития программного продукта 78
4.7 Подготовка к внедрению. Сравнение хостингов 79
Выводы по четвертой главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
В данном диссертационном исследовании будет рассмотрено электронное обучение при подготовке IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика".
Цель работы: повысить качество подготовки IT-специалистов путем применения в традиционном обучении элементов e-learning.
Объект работы: основные бизнес-процессы организации учебной деятельности Тольяттинского государственного университета при подготовке IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика".
Предмет исследования: электронное обучение при подготовке IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика".
Задачи:
• проанализировать литературу по состоянию дел в области электронного обучения;
• провести анализ бизнес-процессов электронного обучения;
• рассмотреть основные направления подготовки IT-специальностей;
• проанализировать существующие варианты инструментальных средств для организации электронного обучения;
• спроектировать интерфейс информационной системы;
• разработка ИС посредством образовательного портала;
• обосновать эффективности системы.
Актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлена тем, что в текущей момент по всей России наблюдается активное развитие крупных университетских центров по образу успешных аналогичных центров США и Европы. В нынешнем этапе развития, характерно выделяется создание ведущими ВУЗами своих филиалов или объединение малых вузов в отдельный самостоятельный образовательный центр с возможностью предоставления таких образовательных услуг, как электронное обучение.
Совмещая традиционное очное обучение с электронным, можно повысить качество обучения, причем затраты возрастут совсем незначительно, по сравнению с традиционным обучением. Например, по различным причинам, студент не понял какую-то тему, с помощью системы электронного обучения, он заходит и проходит требуемый модуль. Это также поможет ему не задерживать остальную группу, ведь бывает такое, что преподаватель ориентируется на самого медлительного для определения скорости прохождения курса.
В существующей системе образования огромную роль играет электронное обучение и самообучение, однако их уровень развития недостаточно высок. В данной работе проводится попытка решить эту проблему с помощью сочетания электронного обучения в традиционном.
Гипотеза исследования:
Использование технологий электронного обучения может повысить качество обучения у студентов, что позволит значительно увеличить эффективность самого образования.
Новизна исследования состоит в применении элементов электронного обучения в традиционном обучении при очной форме образования.
Практическая значимость исследования состоит:
• в направленности его результатов на повышение эффективности обучения с использованием технологий электронного обучения;
• в возможности снизить нагрузку на преподавателей посредством того, что теперь учащиеся, пропускавшие занятия или не до конца понявшие тему, с помощью электронного обучения могут с легкостью самостоятельно освоить пройденный материал.
Все вышесказанное определило ход по магистерской программе «Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях».
В ходе проведения диссертационного исследования была проанализирована литература по состоянию дел в области электронного обучения, также был изучен образовательный процесс, его структура. Также анализировалось состояние дел в области электронного обучения и составлена диаграмма IDEF0 “как есть” для наглядного восприятия, и чтобы обнаружить процессы, которым необходима модернизация. После этого была создана диаграмма IDEF0 “как будет”, где рассматривались бизнес-процессы электронного обучения и самообучения после внедрения информационной системы. Затем были рассмотрены основные направления подготовки IT-специальностей, с целью выявить специальность, эффективность которой в большей степени зависит от самостоятельной подготовки студента.
Следом проводился анализ существующих вариантов инструментальных средств для организации электронного обучения. По каждому варианту давалось детальное описание, а в конечном итоге была создана сравнительная таблица по выбранным аналогам. Также была составленная ER-модель, произведено физическое и логическое проектирование БД. После этого для проектирования интерфейса будущей информационной системы была построена UML-диаграмма вариантов использования, и была составлена блок- схема для добавления новых данных с помощью визуального редактора.
В третьей главе были показаны экранные формы работы web-портала при различных настройках, а также расписан его принцип работы. Было рассказано, как правильно использовать его для создания и прохождения курсов. В конце было произведено тестирование и с помощью критерия знаков выяснилось, что система успешно повлияла на студентов.
В четвертой главе была показана оценка возможностей практического исследования. После этого проводился анализ темпа роста электронного обучения, были рассмотрены различные сдерживающие факторы и как они влияют на разрабатываемую систему. Затем описывались посещенные мероприятия, конференции, приводился опыт публикации научных статей. В заключение главы сравнивались хостинги, на которых можно разместить систему электронного обучения, тем самым подготовив ее к внедрению.
Таким образом, в ходе диссертационного исследования было показано, как можно повысить качество подготовки IT-специалистов по направлению "Прикладная информатика" путем применения в традиционном обучении элементов e-learning.
1. Андрончев И.К. Управление образовательным процессом вуза средствами информационно-коммуникационных технологий / И.К. Андрончев, Д.С. Дмитриев, Н.В. Соловова: Вестник СамГУ. - 2014. С. 40-47.
2. Борзых А.А. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции eLearning / А.А. Борзых, А.С. Горбунов: Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2014. - № 2. - С. 123-137.
3. Буханцева Н.В. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза / Н.В. Буханцева, И.А. Дудина: Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2014. - № 2. - С. 238-244.
4. Васильев В.Н. Университет как открытая система / В.Н. Васильев: Инновации. - 2014. - № 2. - С. 57-60.
5. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем / А.М. Вендров: М., Финансы и статистика, 2014. - С. 127-130.
6. Гадецкая З.М. Анализ современных моделей организации обучения на базе дистанционных технологий / З.М. Гадецкая, Л.А. Тарандушка, С.Н. Одокиенко: ВЕЖПТ. - 2014. С. 53-58.
7. Гвоздева Т.В. Создание информационных систем / Т.В. Гвоздева: Феникс, 2014. - С. 212-215.
8. Горбаченко В.И. Разработка информационных систем с помощью ERwin Modeling Suite / В.И. Горбаченко - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - С. 50-55.
9. Еременко А.С. Опыт электронного обучения / А.С. Еременко: Форум, 2015. - С. 32-37.
10. Кальшин В.И. DFD-технологии в бизнесе / В.И. Кальшин: Информационные технологии, 2014. - С. 55-56.
11. Ковальный П.В. Проектирование информационных систем / П.В. Ковальный: Звезда, 2015. - С. 23-25с.
12. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Изд. центр. "Академия". - 2014. - С. 86-89.
13. Коровина Е. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. / Е. Коровина: Инновации, 2014. - С. 40-44.
14. Максимов Е.М. Базы данных в системах управления производственными процессами: учебное пособие / Е.М. Максимов, Н.Н. Бахтадзе: Издательство Московского государственного открытого университета, 2014. - С. 71-74.
15. Марков Р.Н. Новые направления развития образования. / Р.Н. Марков: Юрайт, 2014. - С. 26-29.
...