Введение 5
1 Анализ состояния вопроса 7
1.1 Служебное назначение задней ступицы 7
1.2 Классификация поверхностей 8
1.3 Анализ технологичности задней ступицы 10
2 Технологическая часть работы 11
2.1 Выбор типа производства 11
2.2 Анализ базовой технологии 11
2.3 Выбор и проектирование заготовки 14
2.4 Выбор методов обработки 17
2.5 Расчет припусков на обработку 18
2.6 Разработка технологического маршрута и схем базирования 21
2.7 Выбор баз, обоснование схем базирования 23
2.8 Выбор средств технологического оснащения 23
2.9 Проектирование операций 24
2.10 Расчет норм времени на токарную операцию 29
3 Проектирование специальных средств оснащения 33
3.1 Проектирование приспособления 33
3.2 Расчёт и проектирование сверла 40
4 Безопасность и экологичность технического объекта 42
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика объекта 42
4.2 Идентификация профессиональных рисков 42
4.3 Методы и технические средства снижения рисков 43
4.4 Обеспечение пожарной безопасности объекта 44
4.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 44
5 Экономическая эффективность работы 47
Заключение 52
Список используемых источников 53
Приложение А Технологические карты 57
Приложение Б Спецификация на приспособление 64
Приложение Г Спецификация на инструмент 66
Современное технологическое производство определяет уровень развития производительных сил. В условиях экономических санкций способность производить высокотехнологичную продукцию является одним из залогов постоянного роста экономики.
Одной из самых высокотехнологичных отраслей является автомобилестроение, включая производство легковых автомобилей. Возможность производить отдельные детали, комплектующие, узлы и агрегаты дает возможность обеспечивать собственную экономику различными транспортными средствами.
При этом одним из главных компонентов конструкции автомобиля является ходовая часть. Она определяет безопасность движения транспортного средства, возможность управления в различных условиях, а также обеспечивать долговечность автомобиля. Одной из ключевых деталей в конструкции ходовой части является ступица, которая необходима для передачи крутящего момента с привода на колеса.
Для того чтобы обеспечить непрерывную эксплуатацию транспортных средств необходимо предоставлять необходимое количество запасных деталей. Производство таких деталей в условиях массового производства отличается относительной неповоротливостью и не способностью удовлетворять быстро изменяющиеся потребности в этих запасных деталях на местах. Поэтому изготовление деталей, аналогов заводских комплектующих, является одной из возможностей удовлетворить этот непостоянный запрос.
Предложенная работа, в которой рассматривается технология изготовления передней ступицы автомобиля Лада Гранта, является актуальной. В ней описывается технология изготовления ступицы для условий среднесерийного производства. Это позволяет также обеспечить необходимое изготовление деталей для тюнингованных моделей автомобилей.
Само проектирование выполнено с учетом современных технологических достижений в области гибкого производства на основе использования автоматизированного оборудования. Основной акцент в предложенной работе сделан на решении ряда технологических задач, таких как снижение затрат, повышение эффективности обработки на различных этапах технологического процесса за счет выбора современных методов воздействия на заготовку. Сюда входят и высокоскоростная обработка, и использование современных режущих инструментов, включая режущие пластины, максимально полно адаптированные для определенных условий обработки. Предлагаются современные средства диагностики технологических процессов обработки с целью обеспечения максимального ресурса режущего инструмента.
В работе спроектирован технологический процесс изготовления передней ступицы Лады Гранты.
В анализе исходных данных был выполнен анализ условий работы детали, ее назначения. С учетом этого все поверхности ступицы были классифицированы и проанализированы по своим функциям и соответствующим требованиям. На основе этого проведен анализ технологичности ступицы, который позволил выявить отдельные не технологичные моменты при изготовлении данной детали.
Выбрана заготовка в виде штамповки. Для нее и универсального автоматизированного оборудования в виде токарного центра выбраны технологические переходы по лезвийной обработке. С учетом дополнительной обработки шлицев и отделочной обработки шеек с торцами сформированы технологические операции на основе базового заводского техпроцесса. Это позволяет для среднесерийного производства обеспечить максимальную эффективность путем обеспечения требуемой точности и качества обработанных поверхностей.
Для предложенных технологических переходов и операций с соответствующим оборудованием выбраны средства технологического оснащения в полном комплекте. Выбрана лимитирующая операция - токарная, и для нее разработана оригинальная конструкция станочного зажимного приспособления трех кулачкового самоцентрирующего патрона, который способен работать при высоких оборотах заготовки. Также предложена конструкция режущего инструмента для сверления заготовки, использующая последние достижения в области процесса резания.
В заключении предложены меры для спроектированных операций по охране труда и обеспечению экологичности. Предложенная конструкция режущего инструмента обоснована технико - экономические расчетом.