Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературная сказка России 20 века на примере творчества Э. Успенского

Работа №120391

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЖАНР СКАЗКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. История возникновения русской литературной сказки 7
1.2. Классификации авторских сказок 23
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК XX ВЕКА 31
2.1 Специфика сказочной реальности в произведениях Э. Успенского 31
2.2 Система персонажей в сказках Э. Успенского 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Русская сказка в литературе ХХ века изучается в науке с позиций теоретических и историко-литературных проблем. К ним относятся развитие в истории, выделение типологий и жанрового синтеза, классификация, особенности поэтики, специфичность фольклоризма, а также положение, занимаемое в литературных жанрах ХХ века.
Для изучения и понимания сказки ХХ века следует обратиться к основополагающим трудам, в которых рассматриваются особенности связей литературы и фольклора, таких ученых, как Ф. И. Буслаев, У. Б. Далгат, Д. Н. Медриш, В. Я. Пропп, К. В. Чистов. А. Н. Афанасьев, Т. В. Зуева, А. Н. Веселовский анализируют поэтическое своеобразие народных сказок. В достаточной степени описаны жанровая природа и типология фольклорных сказок в работах М. Бахтина и Ю. М. Лотмана.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что на данный момент происходит активный процесс научного осмысления русской литературной сказки, так как многие современные педагоги и филологи посвящают ей диссертационные исследования, доклады, сообщения на научных и педагогических конференциях.
Объектом исследования стали сказки Э. Успенского «Вниз по волшебному мостику» и «Крокодил Гена и его друзья».
Предмет исследования составили художественные особенности исследуемых сказок и система персонажей.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы проанализировать художественные особенности литературной сказки Э. Успенского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятие литературной сказки в свете научной мысли.
2. Рассмотреть литературную сказку, как явление в творчестве Э. Успенского.
3. Освоить сюжетную структуру исследуемых сказок.
4. Представить систематизацию сказочного материала.
5. Выявить специфику сказочной реальности литературной сказки Э. Успенского.
Методы исследования. Теоретические методы анализа и синтеза использованы для проведения наблюдения над текстами, обобщения и систематизации материала. Культурно-исторический метод позволил нам проследить запечатление духа народа в разных этапах развития русской литературной сказки. Описательный метод позволил грамотно собрать материал и произвести выборку сказочных персонажей и выполнить первичный анализ исследуемого материала.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ становления литературной сказки позволяет проявить особенности литературного процесса и специфику взаимодействия фольклора и литературы в историческом аспекте.
2. Внутри обобщенного понятия «авторская сказка» можно выявить несколько функционально-тематических групп: философские (Петрушевская 1957), философско-лирические (Пришвин 1995), романтические (Крапивин 1933), научно-фантастические (Булычев 1999), игровые (Успенский 1976), познавательные (Бианки 1989).
3. Переосмысление фольклоризма: перенос сказочности в реальный мир на примере сказок «Вниз по волшебному мостику» и «Крокодил Гена и его друзья»
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении художественного мира литературных сказок 20 в., на примере произведений Э. Успенского.
Практическая значимость дипломной работы по литературе заключается в том, что его материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе.
Структура курсовой работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии (5 класс) в период прохождения производственной практики МБУК Жигулёвская ЦБС библиотека-филиал № 11.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Секретом успеха произведений Успенского в первую очередь является невероятная комичность его героев. Каждый из персонажей воспринимается как уникальная личность. Сам факты дружбы между этими героями воспринимается нами как комичное явление.
Успенский делает попытку дополнить действительность тем, чего ей может не доставать с точки зрения ребенка. В основе его персонажей некий человеческий тип, который он умело превращает в карикатуру. Положительные герои сказочные прежде всего потому, что они невероятно воспитаны и сказочно добры. Успенский не стремится показать идеальных героев в своих произведениях, но совершенно нормальных. Им свойственны фантастическое дружелюбие, фантастическая вежливость, фантастическое чувство ответственности. Нужно лишь подметить какую-либо выдающуюся особенность персонажа, дать простое запоминающееся имя и получается живой и самобытный герой. Также необходимо заметить, что основообразующими для персонажей народных сказок, являются схожие приемы.
Сказочные герои Успенского не замыкаются в традиционном сюжете, они живут в реальности, вместе с ее насущными проблемами. Соответственно, по этой причине они выполняют такой легкий переход из мира волшебства в современную действительность. Сказочные персонажи Успенского не отделены от нас категорично-помогают друзьям в беде, строят дом, учат и учатся, верят в небылицы.
Герои Успенского свободны в выборе рода деятельности, и сюжет получается удобным, в первую очередь, для самих персонажей, хоть и немного странным. Все они вправе оставаться самими собой, не оставаясь при этом в одиночестве. Для сказочной повести Успенского важна самоценность всех личностей.
«Двоемирие» детей и взрослых разделено у Успенского четкой и ясной границей. Автор категорично относится безнадежно взрослым, он определяет их как «граждан» и «гражданок», существование их абсурдно, они находятся как бы «вне игры» [Успенский 1972]. Но самые необычные и смелые поступки «детских» героев получают логическое оправдание. Общим видом схемы конфликтов является противостояние тех, кто выстраивает свой мир по определенным игровым правилам, тем, кто всячески пытается им помешать. Тема борьбы стала ключевой в произведениях Успенского. Герои преследуют цель нравственной свободы.
Принцип построения педагогики Успенского незамысловат: необходима личная свобода каждого. Но данная система воспитания идет вразрез с общепринятой, основой для которой является подчинение общественному долгу, мнению взрослых. Именно по этой причине, при внешней популяризации книг Успенского, для школьной программы используются только некоторые ранние повести автора. Успенский призывает отречься от устаревших правил и стереотипов, и начать открывать истины новые.
Но, в тоже время, писателю не чужды и некоторые старые истины (добро всегда побеждает зло).
Автору легко удается переиначить такие жанры как: народная сказка, производственная проза, деревенские и городские байки.
Пародийными объектами для писателя являются и школьные сочинения, и высказывания некоторых популярных современников, и занятные произведения бюрократической письменности. Пародирование оказывает колоссальное влияние на структуру и жанр произведений Успенского: результатом стало рождение, так называемого, каламбура, который соединяет в себе детские страшилки, анекдоты, статьи из учебников, приказы, протоколы, заявления или же просто броские фразы, то есть все то литературное разнообразие, с которым контактирует ребенок. Таким образом, любое из его произведений пародирует реалии современного мира. Подобные пародии в некоторой степени помогают решить проблемы сатиры в литературе для детей.
Известность Успенскому подарила повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». Она приобрела отклик не только детской аудитории, но и у взрослых, так как нашла свое отражение в перекликании с настроением шестидесятников. Показательной является метафора города, в котором каждый будто брошенная игрушка, одинок и мечтает встретить друга, до сих пор очень актуальна и для нашей эпохи. Положительными героями являются, в первую очередь, интеллигенты, однако не все из них по-доброму расположены к окружающим. Например, Шапокляк всегда использует обращение «вы» (отсылка образа к типу комической старухи из взрослых анекдотов и водевилей). Гена, к примеру, является воплощением поборника общественной справедливости, представителем русской интеллигенции.
Сказка-повесть Успенского «Вниз по волшебной реке» стала творческим экспериментом писателя: сказочные персонажи действуют в ней и по-новому, и традиционно. Множество интересных и оригинальных эффектов дает слияние двух миров-сказочного и реального. Произведение было подвергнуто критике, однако стала для Успенского определенным этапом в работе. Основой для его творчества стал эксперимент. Успенский предлагает своим читателям, юным и взрослым, проводить опыты и делать выводы- самостоятельно. Мир могут познавать как двоечники (неудачники, пользующиеся особым авторским расположением), так и отличники.



1. Азадовский, М.К. Русские сказочники [Текс] / М. К. Азадовский //Литература и фольклор. - Л., 1938. - С. 196-272.
2. Азбелев, С.Н. О специфике творческого процесса в фольклоре и литературе [Текст] / С. Н. Азбелев // Русский фольклор: вопросы теории фольклора. - Л., 1979. - С. 157-166.
3. Андреев, Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне[Текст] / Н. П. Андреев. - Л.: Государственное географическое общество, 1929. - 120 с.
4. Андреев, Н. П. Фольклор и литература [Текст] / Н. П. Андреев// Литературная учеба. - 1936. - № 2. - С. 64- 99.
5. Аникин, В. П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
6. Астахова, A. M. Исследования советского времени о роли фольклора в литературе [Текст] / А. М. Астахова // Вопросы современной литературы. - Л., -1956. - С.306-326.
7. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки [Текст] / А. Н. Афанасьев - М.: Правда, 1983. - 584с.
8. Бабушкин, Н.Ф. О специфике стиля в художественной литературе и народнопоэтическом творчестве [Текст] / Н. Ф. Бабушкин. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1966. - 174 с.
9. Бабушкин, Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя[Текст] / Н. Ф. Бабушкин // Вопросы творческого метода и мастерства в литературе и фольклоре. - Томск, 1962. - С. 157-169.
10. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества [Текст] / П. Г. Богатырев, Р. О. Якобсон // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971. - С. 369-383.
11. Бритиков, А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология [Текст] / А. Ф. Бритиков // Русская литература. - 1984. - №3. - С. 45-67.
12. Владимиров, В.П. Введение в русскую словесность [Текст] / В. П. Владимиров. - Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1896. - 276 с.
13. Водовозов, Н.В. Русская литература и народное творчество [Текст] / Н. В. Водовозов. - Саратов: Издательство «Научная книга», 1962. - 201 с.
14. Волльман, Ф. Взаимоотношения литературы и фольклора в XVIII века и их роль в развитии русской культуры [Текст] / Ф. Волльман // Лихачев Д.С. Роль и значение ХУЕПвека в истории русской литературы. Москва- Ленинград: Наука, 1966. - 461 с.
15. Выходцев, П.С. Русская литература XX века и фольклор: проблемы фольклоризма в литературе [Текст] / П. С. Выходцев // Творческая индивидуальность писателя и фольклор. - Элиста: Литература и жизнь, 1985. - С. 5-22.
16. Выходцев, П.С. На стыке двух художественных культур: проблемы фольклоризма в литературе [Текст] / П. С. Выходцев // Творческая индивидуальность писателя и фольклор.- Элиста: Литература и жизнь, 1979. - С. 3-30.
17. Гацак, В.М. Сказочник и его текст (к развитию экспериментального направления в фольклористике) [Текст] / В. М. Гацак // Проблемы фольклора. - М., 1975. - С. 44-53.
18. Горелов, А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» [Текст] / А. А. Горелов // Русский фольклор: вопросы теории фольклора.
- Л.: Наука, 1979. - с.31-48.
19. Горький, М. Заключительная речь на 1 Всесоюзном съезде советских писателей [Текст] / М. Горький. - М.: Правда, 1934. - № 242, 19 августа.
20. Горький, М. О советской литературе. Речь на 1 Всесоюзном съезде советских писателей [Текст] / М. Горький. - М.: Правда, 1934. - № 228, 2 сентября.
21. Господарев, Ф.П. Сказки [Текст] / Ф. П. Господарев. - Петрозаводск: Госиздат КФССР, 1941. - 662 с.
22. Громов, П.Г. Проблема «литература и фольклор» в советской фольклористике 20-х годов [Текст] / П. Г. Громов // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1979. - С. 119-125
23. Гусев, В. Е. Типология фольклоризма [Текст] / В. Е. Гусев // Понятия и явления фольклоризма. - Л., 1981.
24. Гусев, В. Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур [Текст] / В. Е. Гусев // Формирование национальных культур в странах центральной и Юго-Восточной Европы. - М., 1977. - С. 35-67.
25. Далгат, У. Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. [Текст] / У. Б. Далгат. - М., 1981. - 234 с.
26. Демидов, Д. Г. Пространство фольклорного действия и места литературных событий [Текст] / Д. Г. Демидов // Язык русского фольклора: Межвуз. сб. -Петрозаводск, 1985.- С.146-156.
27. Жанровое своеобразие художественных форм в литературе XX века: Сб.науч. тр. [Текст] - Ташкент, 1992.
28. Жукас, С. О соотношении фольклора и литературы [Текст] / С. Жукас // Фольклор: Поэтика и традиция, 1981. - С. 8-20.
29. Земцовский, И. И. О современном фольклоризме. Традиционный фольклор в современной художественной жизни [Текст] / И. И. Земцовский - Л., 1984. - 302 с.
30. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы
художественного сознания: Сб. ст. Рос. акад. наук - М., 1994.
31. Исупов, К. Г. Мифологизм, фольклоризм и художественный историзм писателя [Текст] / К. Г. Исупов // Проблемы типологии литературного фольклоризма: Межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 1990. - С. 4¬15.
32. Калугин, В. И. «Залог возрождения»: Фольклор и развитие русской литературы (XIX в.) [Текст] / В. И. Калугин // Литературная учеба, 1982. - №5. - С. 186-197.
33. Кедров, К. Звездная книга [Текст] / К. Кудров // М.: Новый мир, 1982. - № 9. - С. 233-241.
34. Китайник, М. Г. О специфике фольклорных связей советской детской литературы [Текст] / М. Г. Китайник // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. - М., 1975.
35. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. [Текст] / Н .А. Кожевникова. - М.,1994. - 212 с.
36. Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: (к
постановке проблемы) [Текст] / А. И. Лазарев // Тезисы IX итоговой науч.конф.: Секц. гуманитарных наук. -Челябинск, 1985. - С. 42.
37. Левинтон, Г. А. Замечания к проблеме «фольклор и литература» [Текст] / Г. А. Левингтон // Труды по знаковым системам. Вып. УП. - Тарту, 1975. - С. 76-87.
38. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы [Текст] / Д. С. Лихачев. - СПб: Алетейя, 2001. - 511 с.
39. Медриш, Д. Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема [Текст] / Д. Н. Медриш // Русская литература и фольклорная традиция: Сб науч. тр. - Волгоград, 1983. - С.3-16.
40. Медриш, Д. Н. О системно-типологическом изучении литературно- фольклорных связей в области поэтики [Текст] / Д. Н. Медриш // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. -Уфа, 1985. - № 12. - С.98-103.
41. Неклюдов, С. Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора [Текст] / С. Ю. Неклюдов // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я.Проппа (1895-1970). - М., 1975. - С. 182-190.
42. Нечаев, А. Н. О тождестве литературы и фольклора [Текст] / А. Н. Нечаев // Вопросы народно поэтического творчества. Проблемы соотношения фольклора и действительности. - М., 1960. - С. 127-145.
43. Новиков, Н. В. Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века [Текст] / Н. В. Новиков - Л., 1961. - 236 с.
44. Новиков, Н. В. Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI- XVIII в.) [Текст] / Н. В. Новиков. - М., 1971. - 345 с.
45. Новикова, A. M. Фольклор и литература: (Проблемы их
исторических взаимоотношений в русской фольклористике) [Текст] / А. М. Новикова // Фольклор и литература: (Проблемы их творческих
взаимоотношений). - М., 1982. - С.3-42.
46. Новикова, A. M. Фольклор и литература: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / А. М. Новикова, Е. А, Александрова. - М., 1978. - 458 с.
47. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика) [Текст] / Л.В. Овчинникова. Дисс. на сосик. уч. степени д-ра филол. наук по спец. 10.01.01. Русская литература. - М., 2001.
48. Поляков, М. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров. [Текст] / М. В. Поляков.- Алма-Ата, 1976. - С. 57-67.
49. Померанцева, Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре [Текст] / Э. В. Померанцева. - Москва: Наука, 1975. - 194 с.
50. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп - М.: Лабиринт, 2001. - 144 с.
51. Сахаров, И. П. Сказания русского народа [Текст] / И. П. Сахаров. - Приокское книжное издательство, 2000. - 480 с.
52. Смирнов, И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. [Текст] / И. П. Смирнов. - М., 1977. - 301.
53. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Ю. Соколов. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с
54. Тамарченко, Н. Д. Сюжет реалистического романа и мифологический сюжетный архетип [Текст] // Учебный материал по теории литературы: Литературный процесс и развитие русской культуры ХУШ-ХХ вв. - Таллин, 1982.
55. Тиандер, К. Народно-эпическое творчество и поэт-художник [Текст] / К. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. - Т.2. - Вып.1. - СПб., 1909. - С. 104-174.
56. Трыкова, О. Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой [Текст] / О. Ю Трыкова. - Ярославль, 1997. - 289 с.
57. Успенский, Э. Вниз по волшебной реке [Текст] / Э. Успенский. - М.: АСТ, 2009. - 128 с.
58. Успенский, Э. Крокодил Гена и его друзья [Текст] / Э. Успенский. - М.: Планета детства, 2010. - 176 с.
59. Чистов, К. В. Специфика фольклора в свете теории информации [Текст] / К. В. Чистов // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я. Проппа (1895-1970). - М., 1975. - С. 124-180.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ