ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 5
1.1 Понятие и принципы предоставления мер социальной поддержки 5
1.2 Источники правового регулирования предоставления мер социальной поддержки 8
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ОТНОСЯЩИМСЯ К ВЕДЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1 Ежемесячные денежные выплаты 11
2.2 Набор социальных услуг 15
2.3 Иные меры социальной поддержки и порядок их предоставления 19
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ОТНОСЯЩИМСЯ К ВЕДЕНИЮ СУБЪЕКТОВ РФ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
В ст. 7 Конституции Российской Федерации страна объявлена государством всеобщего благосостояния. Однако простое провозглашение автоматически не ведет к реальным изменениям уровня жизни населения в России.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, предоставляемых отдельным категориям граждан, нуждающимся в особой поддержке государства.
Повышение эффективности использования государственных финансовых средств и достижение ощутимых для граждан результатов социальной поддержки является одним из приоритетных направлений национальной политики нашей страны, что подтверждает актуальность представленного исследования.
Наряду с действующими, ранее принятыми, обязательствами
по предоставлению мер социальной поддержки различным категориям получателей, принимаются новые.
Совершенствуется нормативная правовая база по оказанию социальной поддержки и социальному обслуживанию граждан. Ведётся активная работа по модернизации и инновации деятельности органов социальной защиты, в том числе в рамках повышения информационной и юридической грамотности населения, предоставления государственных услуг в электронном виде.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления мер социальной поддержки гражданам.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления мер социальной поддержки гражданам.
Цель исследования – проанализировать правовые основы социальной поддержки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие и принципы предоставления мер социальной поддержки;
- изучить источники правового регулирования предоставления мер социальной поддержки;
- рассмотреть ежемесячные денежные выплаты;
- определить набор социальных услуг;
- выявить иные меры социальной поддержки и порядок их предоставления;
- исследовать порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, относящимся к ведению субъектов РФ (на примере Свердловской области).
Таким образом, по результатам исследования стоит сделать выводы.
Социальная поддержка (социальная защита) населения – это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.
Социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной.
Проблема правовой основы предоставления социальной помощи гражданам РФ заключается в неравномерности ее предоставления между гражданами субъектов РФ из-за разрозненной формулировки нормативно-правовых актов на территории регионов. Единство предоставления социальной помощи гражданам должно осуществляться на основании единых федеральных законов. Но также проблема существует из-за недостаточного объема финансовых средств регионов, которые ведут социальную политику в пределах возможного предоставления социальных гарантий гражданам РФ.
На основании вышеизложенного можно выделить некоторые направления совершенствования правовой системы предоставления социальной поддержки граждан РФ, как пути решения проблемы разрозненности нормативно-правовых актов:
Во-первых, создать единую систему категорий граждан, имеющих потенциальное право на меру социальной поддержки, которая будет трактовать определенные характеристики «достижений» лица и оценивать степень необходимости ее предоставления;
Во-вторых, перераспределить финансовые средства федерального бюджета, направляемые на предоставление мер социальной поддержки в целях противодействия неравномерного присвоения права на такую поддержку граждан, находящихся в одинаковой жизненной ситуации;
В-третьих, исключить правовое дублирование нормативно-правовых актов РФ и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Закон, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки и определяющий льготную категорию граждан должен быть один. Тогда, все права граждан будут соблюдены, и реализация мер социальной поддержки не будет носить разобщенный характер.
При решении вопросов совершенствования как системы социальной защиты в целом, так и оценки эффективности расходов бюджета на социальную поддержку важным является вектор, заданный Президентом России В.В. Путиным, который проявляется в том, что каждый человек страны должен чувствовать конкретные результаты от проводимых реформ и от реализации национальных проектов.
Также предлагается рассмотреть возможность применения критерия нуждаемости в отношении:
1) социальных пособий, носящих компенсационный характер (меры социальной поддержки лицам подвергшимся воздействию радиации, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан (инвалидам);
2) пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении социальных пособий, носящих компенсационный характер, а также пособий по уходу за ребенком незастрахованным гражданам предлагается установление в качестве критерия нуждаемости среднемесячного подушевого дохода на уровне не ниже 2,5 прожиточных минимумов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) // Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144.
2. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 21. Ст. 699.
3. Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 247.
4. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
6. Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 3. Ст. 349.
7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
8. Постановление Правительства РФ от 30 января 2023 г. N 119 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году” // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406166631/ (дата обращения: 20.02.2023).
9. Закон Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» // https://docs.cntd.ru/document/819023180 (Дата обращения: 06.02.2023).
10. Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» // https://base.garant.ru/9319219/(Дата обращения: 06.02.2023).
11. Закон Свердловской области от 28 марта 2016 года № 32-ОЗ «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» // https://base.garant.ru/20981086/ (дата обращения: 13.02.2023).
12. Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» // https://base.garant.ru/9319220/ (дата обращения: 12.02.2023).
13. Закон Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» // https://docs.cntd.ru/document/895278616 (дата обращения: 20.03.2023).
2. Литература
14. Ануфриева А.В. Некоторые вопросы порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты // В сборнике: Правоприменение в публичном и частном праве. Материалы Международной научной конференции. Омск, 2020. С. 16-20.
15. Диасамидзе Д.Т., Аблязов В.К. Анализ социальной поддержки в Российской Федерации // В сборнике: Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов. Материалы ХХ Международной научно-практической конференции . Под общ. ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. 2018. С. 34-40.
16. Исакова Н.В. Социальная поддержка населения как одна из технологий социальной работы для решения социальных проблем современного общества // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 8 (47). С. 380-384.
17. Стародуб В.А., Поклонова Е.В. Содержание категорий "социальная защита" и "социальная поддержка" // В сборнике: Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 177-183.
18. Хайбулаев Х.А. Набор социальных услуг как один из видов государственной помощи // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 280-284.
3. Судебная практика
19. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355203 (дата обращения: 05.02.2023).
4. Интернет-ресурсы
20. Министерство социальной политики Свердловской области: официальный сайт // https://msp.midural.ru/deyatelnost/mery-socpodder-ki.html (Дата обращения: 06.02.2023).
21. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2022.pdf (дата обращения: 04.02.2023).