Аннотация 2
Введение 4
1. Состояние вопроса 6
1.1. Актуальность разработки электроболида 6
1.2. Цель и задачи проекта 7
2. Требования регламента к несущей конструкции 9
2.1. Шаблон перцентиля 9
2.2. Шаблон кокпита 11
2.3. Шаблон поперечного сечения 12
2.4. Основные требования к конструкции рамы 12
3. Конструирование гоночного электроболида с оптимизацией несущей конструкции 18
3.1. Проектирование ходовой части автомобиля 18
3.2. Тягово-динамический расчет 23
3.3. Разработка конструкции аккумулятора 37
3.4. Проектирование рамы гоночного болида на электротяге 43
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 55
«Formula Student» - инженерный студенческий проект, соединяющего в себе образовательную, спортивную и инженерную составляющие в рамках которого разрабатываются гоночные автомобили как с ДВС, так и с электрической силовой установкой. Работа над проектом предполагает участие студентов различных направлений обучения, объединенных в инженерную команду. Разрабатываемый болид должен быть спроектирован и построен в течение одного года, а также соответствовать техническому регламенту международных соревнований «Formula Student», организатором которых выступает сообщество автомобильных инженеров SAE. В проекте принимают участие студенческие команды, представляющие различные высшие учебные заведения по всему миру.
Тольяттинская команда Togliatti Racing Team была создана на базе Тольяттинского государственного университета в 2008 году. За время существования команды ее участниками было построено девять гоночных болидов класса «Formula Student», а также команда неоднократно принимала участие в соревнованиях - как в России, так и за рубежом.
В 2014 году команда заняла 8 место в общем зачете на соревнованиях «Formula Student Russia 2014», впервые представив разработанный болид.
В 2015 году более успешное выступление с новой машиной позволило занять 3 призовое место.
В 2017 году был построен пятый гоночный болид «Violet Demon», с которым команда выступила на соревнованиях в России, а также хорошо показала себя на международных соревнованиях в Венгрии и Италии.
В 2018 году был разработан шестой по счету гоночный болид «Black Scorpion», с которым команда приняла участие в международных соревнованиях «Formula Student Italy 2018» в Италии, а также в Москве на соревнованиях «Formula Student Moscow 2018». По итогам общего зачета команда заняла 1 место из 12 команд, участвовавших в российских соревнованиях.
В 2019 году команда Togliatti Racing Team команда приняла участие в соревнованиях «Formula Student Italy 2019», где выиграла малой номинации по топливной экономичности Fuel Efficiency, представив болид «Black Scorpion G2», а по итогам общего зачета команда заняла 13 место из 43, показав лучший результат среди российских команд на международном уровне.
В 2020 году команда подтвердила свой статус чемпиона России, выступив с новой разработкой - гоночным болидом «Red Scorpion G3».
В 2021 году команда ТГУ Togliatti Racing Team стала четырехкратным победителем российских соревнований в классе CV (с болидом на двигателе внутреннего сгорания).
В рамках статических дисциплин был также представлен гоночный болид «EScorpion» - первый болид, разработанный командой для класса EV (с электрической силовой установкой). Команда заняла 3 место в общем зачете, а также 1 место в презентации бизнес-плана и 3 место в защите дизайна конструкции и отчете о стоимости производства.
Опыт выступления позволил выявить слабые стороны несущей конструкции автомобиля и поставить задачи ее по оптимизации с целью участия как в статических, так и в динамических дисциплинах соревнований Formula Student 2022 года.
Разработка и создание гоночного автомобиля класса Formula Student - непростая инженерная задача, в которой необходимо учитывать различные факторы и находить оптимальные компоновочные решения.
Важнейшим элементом такого автомобиля является рама - несущая конструкция. Миссия инженеров - разработать оптимальную конструкцию, которая способна обеспечить необходимую жесткость конструкции при наименьшем весе.
В данной работе был комплексно рассмотрен вопрос оптимизации несущей конструкции болида на электрической тяге «EScorpion».
В первой главе были описаны актуальность разработки электроболида, цели и задачи международного проекта Formula Student.
Во второй главе были представлены требования регламента FS Rules 2022 относительно несущей конструкции, перечислены ее составляющие и требования к материалам.
В третьей главе было приведено последовательное описание конструирования электроболида с оптимизацией рамы, включающее проектирование ходовой части, тягово-динамический расчет, разработку конструкции аккумулятора.
В ходе работы был проведен сравнительный анализ веса рамных конструкций, созданных ранее болидов с ДВС, создана одномерная расчетная модель, а также проведены прочностные анализы оптимизированной конструкции. Также в завершении был рассмотрен вопрос соответствия оптимизированной конструкции косвенным требованиям регламента, относящимся к разработке электроболидов.
В результате работы была разработана оптимальная рама электроболида, с последующим изготовлением для участия в соревнованиях Formula Student 2022 года.
1. Автомобиль гоночный: № 2018501726: заявл. 17.09.2018: опубл. 13.08.2019. - Бюл. № 8 / А. В. Бобровский, Д. А. Горохова, О. О. Шерстобитова [и др.]; патентообл.ФГБОУ «ТГУ». - 2 с.
2. Автомобиль гоночный: № 2019504854: заявл. 01.11.2019: опубл. 21.09.2020. - Бюл. № 10 / А. В. Бобровский, Д. А. Горохова, О. О. Шерстобитова [и др.]; патентообл. ФГБОУ «ТГУ». - 3 с.
3. Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя в 3-х т. Т.3. - 8-е изд. Перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестоковой. / В.И. Анурьев. - М.: Машиностроение, 2001. - 864 с.
4. Брюхов А. П. Оценка и оптимизация крутильной жесткости рамы болида «Формула Студент» ПНИПУ / Брюхов А. П., Головин Д. В., Козырин Н. С. // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. - 2015. - C. 5-19.
5. Головин Д. В., Разработка общей концепции болида «Формула Студент»/Д. В. Головин//Сборник трудов конференции «Проблемы функционирования систем транспорта». - 2015. - 165-171 с.
6. Иванов А. С., Курсовое проектирование по технологии машиностроения: Учебное пособие / А. С. Иванов, П. А. Давыденко, Н.П. Шамшов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 276 с.
7. Кулагин А. Л., Исследование Свойств Пассивной Безопасности Пространственного Каркаса Рамы Спортивного Автомобиля Класса «Формула Студент» / Кулагин А. Л., Гончаров К. О., Тумасов А.В., Орлов Л. Н.// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6
8. Кулагин А. Л., Комплексная разработка и оценка прочности пассивной безопасности и элементов спортивных автомобилей класса «Formula Student» на основе композиционных материалов / А. Л. Кулагин, Р.В. Денужаев, К. О. Гончаров, А. В. Тумасов, Л. Н. Орлов // Сборник трудов 4-го Всероссийского форума «Студенческие инженерные проекты» - 2016. - 75-80 с.
9. Кутепов Н. Ю. Разработка методики оптимизации конструкции поворотных кулаков гоночного болида проекта Formula Student / Н. Ю. Кутепов, Р. З. Манджапарашвили // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, 2020. - С. 869-872.
10. Логинов Н. Ю. Образовательная модель проектно-ориентированной подготовки молодых специалистов инженерно-технических направлений в концепции индустрия 4.0 / Н. Ю. Логинов, Д. Г. Левашкин, А. А. Козлов, В. А. Гуляев // Инженерное образование. - 2018. - № 23. - С. 77-82.
11. Осепчугов В.В., Фрумкин А. К. Автомобиль: анализ конструкций, элементы расчета: учебник для студентов вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». - М.: Машиностроение, 1989. - 304 с.
12. Основы расчетов на прочность и жесткость элементов конструкции [Электронный ресурс] // URL: https://portal.tpu.rU/SHARED/d/ DROBCHIK/materiali/Posobiya/Tab/ sopromat.pdf (дата обращения: 11.04.2022)
13. Пути повышения жесткости конструкции [Электронный ресурс]// URL: https://student.com/503035/tehnika/ puti_povysheniya_zhestkosti_konstruktsii (дата обращения: 15.04.2022)
14. Родионов В. Ф., Фиттерман Б.М., Проектирование легковых автомобилей. - М.: машиностроение, - 1980. - 479 с.
15. Сапон В. М. Оптимизация пространственной трубчатой рамы болида класса «Формула Студент» / В. М. Сапон // E-SCIO. - 2020. - С. 526-539.
...