Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы преодоления агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации 12
1.1 Понятие агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Условия преодоления агрессивного поведения младших школьников 22
1.3 Сотрудничество субъектов образовательной организации как основа преодоления агрессивного поведения младших школьников 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по снижению агрессивности младших школьников 35
2.1 Диагностика уровня агрессивности у младших школьников 35
2.2 Разработка и внедрение программы «Мир без агрессии» по преодолению агрессивного поведения младших школьников 47
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования агрессивности 57
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Мир без агрессии» 85
Приложение Б Содержание программы внеурочной деятельности «Мир без агрессии» 86
Актуальность исследования заключается в том, что многим людям часто приходиться сталкиваться с агрессивным поведением. Проблема агрессивного поведения занимает важное место в отношениях детей с окружающими, особенно у детей младшего школьного возраста. Несмотря на многочисленные исследования, которые призваны помочь разобраться в возникающих трудностях, данная проблема не теряет своей актуальности. Межличностные отношения детей в младшем школьном возрасте довольно сложные и многоплановые и являются целостной системой со своей внутренней структурой и динамикой развития.
Сложная экономико-социологическая ситуация, которая возникла в данный момент в обществе, провоцирует разнообразные отклонения как в действиях, так и в развитии личности растущих детей. В имеющихся условиях значительное напряжение вызывает возросшее количество безнравственности, грубости и садизма, агрессии по отношению к другим людям. Данная проблематика заставляет беспокоиться родителей (опекунов) и педагогов, а также привлекает внимание научных работников разных областей: педагогики, психологии, социальной психологии для предотвращения развития этого вопроса. Тем не менее, вызывает затруднение преодоление агрессии не только в обычной жизни, но и в различных исследованиях, так как очень много разнообразных противоречащих друг другу фактов.
Многие педагоги замечают, что в школе появляется все больше учеников с агрессивными наклонностями, они не хотят быть задействованы в групповых мероприятиях, другим детям сложно найти с ними общий язык, они плохо идут на контакт со взрослыми. Самая частая реакция как педагогов, так и родителей - это наказание. После такого воздействия, на время дети успокаиваются и их поведение становится социально-принятым среди взрослого поколения. Однако, такие методы не решают проблему агрессивного поведения учеников, а лишь ненадолго купируют симптомы, или даже усугубляют негативное поведение среди детей.
В настоящее время, общество постоянно изменяется, так же изменяются и требования к его членам. Сейчас приветствуются люди обладающие:
• терпением к чужим недостаткам (толерантность);
• умеющие реагировать на ситуацию соответствующе ей;
• способные приемлемо выражать свои негативные эмоции;
• способные найти общий язык с окружающими людьми.
По этой причине остро осознается проблема возросшего количества агрессивных детей. Они нуждаются в разнообразных способах и методах преодоления своей агрессии.
Как показывает педагогическая практика агрессивное поведение у младших школьников может возникать по любому поводу. Порой учащиеся не могут принять точку зрения одноклассника и могут начать проявлять агрессию к друг другу. Довольно часто можно наблюдать, как учащиеся мешают друг другу на уроке или на переменах могут толкаться и обзываться. Для того, чтобы избегать агрессивности, уже в младшем школьном возрасте необходимо уметь грамотно отстаивать свое мнение и противостоять тем, кому это не нравится, без применения агрессии. Вопрос о необходимости изучения условий возникновения агрессивного поведения неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Т.Н. Банщиков, B. И. Долгова, Г.Г. Гольева, Е.В. Коваленко, С.С. Пастухова.
Среди отечественных авторов в психологии и педагогике вопросами и проблемой агрессии интересовались: Л.И. Божович, Т.Г. Румянцева, C. Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, М.М. Кольцова, Т.А. Комисаренко, А.А. Реан, Н.Д. Левитон, Е.И. Рогов.
Вопрос о создании приемов преодоления агрессии разрабатывали: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.
На современном этапе появляются исследования, которые направлены на изучение, течения и особенности возникновения агрессивного поведения у младших школьников. В научных трудах В.В. Изосимова, Н.А. Илларионова, Е.И. Косянчука объясняется, что негативные действия ребенка, возникающие в какой-то определенной ситуации, определяются личностными особенностями, полученными в еще более раннем возрасте. Именно из-за этого обстоятельства агрессивное поведение не редко изучалось с точки зрения психологии. Все известные работы направлены на то, чтобы узнать, как проявляется собственно поведение. Вместе с тем, в настоящее время именно агрессия мало изучена как социально-психологический феномен. Поэтому данное исследование является весьма актуальным.
Действительно, учитывая практическую значимость, проблема сотрудничества субъектов образовательной организации разрабатывается во многих областях. Агрессивное поведение детей относится не только к педагогам, которые работают с подобными учениками, но и к другим работникам школы, например, социальным педагогам и психологам. Однако и родители таких детей играют важную роль. Данные субъекты должны поставить сотрудничество между друг другом на первое место, так как у них одна цель - это уменьшение проявления агрессивного поведения детей.
Понятие сотрудничество в философии разбирается в работах таких ученых, как Г. Гегель, Э.В. Ильенкова, И. Кант, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина.
В психологии термин «сотрудничество» рассматривается в рамках концепции об отношении между людьми (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев).
Сотрудничество в социальной психологии изучается как средство принятия и взаимопонимания человека человеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, В.Н. Парфёнов и др.).
Школьному психологу при сотрудничестве с педагогом нужно будет:
• увеличить количество разнообразных паттернов поведения;
• дать понимание своих эмоций;
• обучить управлению эмоциями и своевременному экологичному их реагированию;
• научить эмпатии.
Дать все эти знания можно на классных часах с элементами тренинга. Например, сформулировать ситуации, которые вызывают сложности у детей как понимании, так и реагировании на них. Однако, не стоит забывать о сотрудничестве педагога с психологом, с целью донесения информации о причинах детской агрессии, распространённых мифах о агрессии.
Но, несмотря на теоретическую и практическую значимость этих исследований, их актуальность в решении задач преодоления агрессивного поведения младших школьников, следует отметить, что сотрудничество субъектов образовательной организации недостаточно используют в решении данной проблематики.
Указанные недостатки в решении проблемы преодоления агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации явились причиной выявленных противоречий между:
• потребностью общества в снижении агрессивного поведения у младших школьников;
• требованиями со стороны общества к воспитанию толерантных, коммуникативных детей и современным состоянием проблемы;
• между необходимостью снижения агрессивного поведения учащихся и недостаточной согласованностью действий по этой проблеме субъектов образовательного процесса (психологами, социальными педагогами, учителями, родителями);
• между необходимостью коррекции агрессивного поведения и использованием мало эффективных методов и форм, которые оказывают влияние на агрессивное поведение школьников;
• потенциальными возможностями сотрудничества субъектов образовательной организации и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью форм и методов преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Исходя из выделенных противоречий определилась проблема исследования: как преодолеть агрессивное поведение младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации?
Исходя из проблемы определена тема исследования «Преодоление агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить программу на основе сотрудничества субъектов образовательной организации по преодолению агрессивного поведения младших школьников, проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс преодоления агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации.
Предмет исследования: сотрудничество субъектов образовательной организации как основы для преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: преодоление агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации будет эффективно, если:
• сотрудничество субъектов образовательной организации будет согласованным;
• разработать и реализовать программу сотрудничества субъектов образовательной организации, которая будет направлена на снижение агрессивного и девиантного поведения у младших школьников;
• использовать в работе с младшими школьниками формы и методы работы, которые направлены на преодоление агрессивного поведения младших школьников на основе сотрудничества субъектов образовательной организации.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Диагностическим путем выявить уровни, критерии, показатели агрессии младших школьников;
• Разработать и внедрить программу на основе сотрудничества субъектов образовательной организации по преодолению агрессивности младших школьников;
• Проанализировать динамику уровня агрессивного поведения младших школьников;
• Доказать эффективность разработанной программы;
• Проанализировать и обобщить результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения исследования в области агрессии младших школьников (Т.Н. Банщиков, В.И. Долгова, Г.Г. Гольева, Е.В. Коваленко, С.С. Пастухова);
• исследования по проблемам экспериментального изучения агрессивного поведения (А.А. Бодалев, Н.В. Гришина, А.А. Реан, К. Лоренц);
• разработки способов преодоления агрессии (М.И. Лисина, Л.И. Божович);
• психолого-педагогический анализ возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (П.П. Блонский, Л.И. Божович, М.И. Буянов, И.С. Кон, В.Г. Вастовскир, А.Н. Леонтьев, и др.);
• анализ содержания агрессивных действий (А. Берковиц, Б.Г. Ананьев, Р. Бэрон, Т.Н. Курбатова, Д. Доллард, К. Лоренц, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Э. Фромм, З. Фрейд, и др.);
• психолого-педагогическое изучение психокоррекции и предотвращения агрессивного поведения младших школьников (Р. Байярд, Д. Байярд, А. Бренштейн, К. Бютнер, У. Глассер, Е.И. Казакова, А.Б. Конкин, М. Раттер, С.А. Расчетина).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования:
• теоретические методы исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и его этапы (констатирующий, формирующий и контрольный), анкетирование, тестирование, статистический анализ полученных данных, систематизация и обобщение полученных результатов экспериментальной деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Лицей № 60» г.о. Тольятти.
Исследовательская работа была запланирована в несколько этапов. Основные, возможные к четкому выделению, этапы были проведены в три временных отрезка с 2019 по 2021г.
Первый этап - поисково-аналитический (проводился с сентября 2019 по июнь 2020г.). Данный этап включал в себя определение и изучение проблемы исследования, уточнение предмета, объекта, задач, цели исследования, понятийного аппарата изысканий. Изучена методическая, психологическая и педагогическая литература. Проведен констатирующий сбор данных и обобщение эмпирических материалов, по итогам которого был сформулирован и определен научный аппарат исследовательской работы, ее предмет, объект и гипотеза.
Второй этап - опытно-экспериментальный (проводился с сентября 2020 по февраль 2021г.) - разработка программы по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя проведение констатирующего этапа, формирующего эксперимента, контрольно-диагностического этапа проведения программы с описанием результатов экспериментальной деятельности.
Третий этап - заключительно-обобщающий (проводился с марта по июнь 2021г.). Данный этап включал в себя анализ и обобщение полученных диагностических данных экспериментальной деятельности, оформлены данные диссертационного исследования, уточнены теоретические положения, было осуществлено формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• разработана программа по преодолению агрессивности у детей младшего школьного возраста;
• выделено содержание, критерии, цели, уровни и причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении проведения теоретического обобщения результатов изучение научной литературы по проблеме исследовательской работы; дополнительном рассмотрении содержания смыслового понятия «взаимодействия»; теоретического обоснования полезности использования внеурочной групповой программы по преодолению агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования определяется проведением, внедрением и итоговой разработкой программой внеурочной деятельности «Мир без агрессии» для детей младшего школьного возраста. На основании проведенной работы с детьми разработаны индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов по снижению уровня агрессивности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования гарантируется использованием обширной теоретической базой научных исследований в психологии и педагогике; проведении диагностических мероприятий с использованием комплексного пакета узко направленных методик, которые соответствуют задачам, объекту и предмету исследования; объективностью количественного и качественного анализа результатов на всех этапах исследовательской работы; последующем использованием полученных данных в детско-взрослой общности.
На защиту выносятся следующие положения:
• Эффективное сотрудничество субъектов образовательной организации зависит от согласованности и заинтересованности в положительном результате участников образовательного процесса.
• Программа «Мир без агрессии» направлена на снижение уровня агрессивности младших школьников и уменьшение количества девиантных паттернов поведения.
• Формы и методы сотрудничества субъектов образовательной организации, от которых будет зависеть преодоление агрессивного поведения учеников младшего школьного возраста.
Апробация исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы на базе МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти (2019-2021). Результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на различных конференциях города Тольятти.
Личное участие автора состоит в организации исследования, в изучении и составлении теоретической базы исследования, диагностике уровня агрессии у младших школьников, составление и реализация программы внеурочной деятельности, интерпретация полученных данных в результате диагностики.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60 источников), включает в себя 21 рисунок и 4 таблицы, 2 приложения.
В исследовании был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и было определены такие понятия как «агрессия и сотрудничество».
Агрессия - целенаправленное негативное воздействие по отношению к другому человеку, несущее в себе разрушительный характер направленный как на физическое, так и на моральное состояние человека.
Сотрудничество - подразумевает под собой взаимодействие двух или более лиц направленное на решение общих целей и задач. Оно должно носить конструктивный и благоприятный настрой на решение возникающих проблем.
Преодоление агрессии младших школьников основывается на взаимодействии всех субъектов образовательной организации, а также на создании атмосферы принятия и понимания ребенка остальными взрослыми людьми.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выделены критерии связанные с агрессивным состоянием:
• когнитивный, что ребенок понимает в проявлении агрессии:
• эмоциональный, то как ученик относится к проявлению агрессии;
• деятельностный, то как ребенок проявляет свою агрессию.
Определены методики, соответствующие выявлению показателей критериев.
Вторая глава описывает констатирующий, формирующий, и контрольный эксперимент. В констатирующем этапе эксперимента были проведены выбранные методики, которые соответствовали выделенным критериям.
В формирующем эксперименты была представлена программа «Мир без агрессии», которая была проведена в МБУ «Лицей №60». Занятия проводились очно с применением игр, бесед, лекций, тренинговые упражнения, где требовалось взаимодействие в парах или группах, дискуссии.
Участие в программе позволяло детям проявить себя в различных заданиях и упражнениях. Особое внимание уделялось пониманию себя и других членов группы.
Из этого следует, что программа помогла детям в освоении позитивных паттернов поведения. Программа позитивно повлияла на принятие учениками как своих эмоций, так и чужих, а также научила экологично выражать чувства.
После проведения опытно-экспериментальной работы была выявлена и подтверждена эффективность разработанной программы «Мир без агрессии», результаты были обобщены. Цели и задачи программы были полностью выполнены.
Из этого следует, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута в полном объеме.
1. Антонян Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. М.: Юнити-Дана, 2017. 312 c.
2. Алешина Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Т. 0. Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. С. 113-115. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/ (дата обращения: 05.04.2021).
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320с.
4. Басс А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 2005. №3, 2005. 117с.
5. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №8. С. 1-9. URL: http://www.e- koncept.ru/2013/13169.htm (дата обращения: 18.03.2021).
6. Бисалиев Р. В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 591-393.
7. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 298 с.
8. Витвицкая Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ОГУ. 2005. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnogo- protsessa (дата обращения: 05.04.2021).
9. Ворончихина, Г. Ф. Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями // Молодой ученый. 2020. № 44. С. 321-322. URL: https://moluch.ru/archive/334/74553/ (дата обращения: 05.04.2021).
10. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 286 с.
11. Г оленищева М. А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 1. С. 57-61.
12. Гончарова А. П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма // Вестник научных конференций. 2015. № 4-5. С. 29-30.
13. Долгова В. И., Коваленко Е. В. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 44. С. 239-243.
14. Долгова В. И., Гольева Г. Г., Пастухова С. С. Влияние самооценки на ситуативную тревожность учащихся начальных классов // Актуальные вопросы психологии: сб. науч. тр. / под науч. ред. В.И. Долговой. № 1. Киров: ВКК, 2016. С. 25-33.
15. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. Санкт-Петербург : Питер, 2013. 214 с.
...