Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 8
1.1 Особенности формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 20
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 48
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 64
Приложение Б Критерии оценки диагностических заданий 65
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 72
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 73
Актуальность исследования. Формирование временных представлений - это одна из сторон математического развития дошкольников, которая помогает успешно развиваться и овладевать разными видами деятельности. Актуальность их изучения у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как сформированы временные представления - части суток, времена года, месяца, дни недели, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности дошкольников.
Тема формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования изучалась и ранее. Однако трудно найти единую картотеку, которая включала бы в себя ряд экспериментов, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данная тема недостаточно глубоко изучена и причина этому быстрый темп развития новых методов исследования. В настоящее время усовершенствование отечественного образования требует пересмотра технологий обучения детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на применение в своей работе наиболее результативных форм и методов, позволяющих создавать педагогический процесс на базе развивающего обучения. Один из таких методов - экспериментирование.
Проблемой изучения особенностей временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались Н.Ю. Борякова, B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Морозова, М.А. Пушкарева, C. Г. Шевченко, Т.А. Шорыгина. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о возрасте, частях суток (легче запоминают контрастные части суток - утро, ночь), днях недели, временах года (сложнее запоминают весну и осень), месяцах времен года, не умеют определять временную последовательность событий, не имеют чувства времени.
Для построения процесса формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных организациях необходимы новые формы и методы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей экспериментирования для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности экспериментирования в формировании временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
На основе цели и гипотезы сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования;
2) выявить уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей психического развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
• исследования, посвященные изучению временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева С.Г. Шевченко);
• исследования возможностей экспериментальной деятельности в формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 13 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: обоснована возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; в разработке и обосновании содержания работы с использованием экспериментирования, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса диагностических заданий и картотеки экспериментов учителями-дефектологами для формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами.
Актуальность изучения временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как сформированы представления о частях суток, времена года, чувство времени, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности детей.
Проблемой изучения особенностей формирования временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития не сформированы представления о возрасте, частях суток, днях недели, месяцах времен года, временах года, не умеют определять временную последовательность событий, не развито чувство времени.
По данным констатирующего этапа исследования в группе обследованных детей 6-7 лет с задержкой психического развития преобладал низкий уровень сформированности временных представлений.
В данном исследовании мы предложили, что формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности временных представлений. Дети справляются с заданиями, в которых нужно ответить на вопросы, описать картинки, разложить картинки по порядку, составить рассказ по картинкам, определить время с помощью механических часов и календаря.
Таким образом, по данным, которые мы получили в контрольном эксперименте можно сказать, что проделанная работа является результативной и позволяет повысить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития временных представлений. Количество детей с низким уровнем сформированности временных представлений уменьшилось на 23%, количество детей со средним уровнем сформированности временных представлений осталось прежним, количество детей с высоким уровнем сформированности временных представлений увеличилось на 23%.
Следовательно, содержание работы с применением экспериментирования может использоваться учителями-дефектологами и воспитателями для формирования временных представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях. Поставленная в работе цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни. М. : Алетейя, 2011. С. 259-276.
2. Агеева И. А. Обучение с увлечением. М. : Лайда, 1995. С. 23-27.
3. Аммосова Ж. Особенности формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-formirovanija-vremenyh- predstavlenii-u-detei-s-narusheniem-intelekta.html (дата обращения 10.01.2021)
4. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2009. С. 112.
5. Бабаева Т. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М. : Детство-Пресс, 2011. С. 528.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Владос, 2014. С. 400.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991. С. 34-36.
8. Галлямова Р. Ф. Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. URL : https://weburok.com/318493 (дата обращения 23.02.2021)
9. Данилюк О. С. Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа). URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/04/20/opyt-den-i-noch (дата обращения 21.04.2021)
10. Енисейская Л. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-yeksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitija- poznavatelnoi-aktivnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 01.04.2021)
11. Ерофеева Т. Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2006. С. 13-20.
12. Журавлева Е. Опыты и эксперименты для детей с ЗПР. URL : https://www.i-igrushki.ru/archive/opyty-i-eksperimenty-dlya-detey-s-zpr.html (дата обращения 15.04.2021)
13. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. URL : https://iknigi.net/avtor-oksana-zaschirinskaya/181360-psihologiya-detey-c-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-oksana- zaschirinskaya/read/page-2.html (дата обращения 07.02.2021)
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. С. 10-15.
15. Коротовских Л. П. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Детство- Пресс, 2011. С. 224.
...