ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 8
1.1 Особенности формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 20
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 48
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 64
Приложение Б Критерии оценки диагностических заданий 65
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 72
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 73
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 8
1.1 Особенности формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 20
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 48
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 64
Приложение Б Критерии оценки диагностических заданий 65
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 72
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 73
Актуальность исследования. Формирование временных представлений - это одна из сторон математического развития дошкольников, которая помогает успешно развиваться и овладевать разными видами деятельности. Актуальность их изучения у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как сформированы временные представления - части суток, времена года, месяца, дни недели, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности дошкольников.
Тема формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования изучалась и ранее. Однако трудно найти единую картотеку, которая включала бы в себя ряд экспериментов, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данная тема недостаточно глубоко изучена и причина этому быстрый темп развития новых методов исследования. В настоящее время усовершенствование отечественного образования требует пересмотра технологий обучения детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на применение в своей работе наиболее результативных форм и методов, позволяющих создавать педагогический процесс на базе развивающего обучения. Один из таких методов - экспериментирование.
Проблемой изучения особенностей временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались Н.Ю. Борякова, B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Морозова, М.А. Пушкарева, C. Г. Шевченко, Т.А. Шорыгина. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о возрасте, частях суток (легче запоминают контрастные части суток - утро, ночь), днях недели, временах года (сложнее запоминают весну и осень), месяцах времен года, не умеют определять временную последовательность событий, не имеют чувства времени.
Для построения процесса формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных организациях необходимы новые формы и методы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей экспериментирования для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности экспериментирования в формировании временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
На основе цели и гипотезы сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования;
2) выявить уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей психического развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
• исследования, посвященные изучению временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева С.Г. Шевченко);
• исследования возможностей экспериментальной деятельности в формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 13 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: обоснована возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; в разработке и обосновании содержания работы с использованием экспериментирования, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса диагностических заданий и картотеки экспериментов учителями-дефектологами для формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами.
Тема формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования изучалась и ранее. Однако трудно найти единую картотеку, которая включала бы в себя ряд экспериментов, направленных на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данная тема недостаточно глубоко изучена и причина этому быстрый темп развития новых методов исследования. В настоящее время усовершенствование отечественного образования требует пересмотра технологий обучения детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на применение в своей работе наиболее результативных форм и методов, позволяющих создавать педагогический процесс на базе развивающего обучения. Один из таких методов - экспериментирование.
Проблемой изучения особенностей временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались Н.Ю. Борякова, B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Морозова, М.А. Пушкарева, C. Г. Шевченко, Т.А. Шорыгина. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о возрасте, частях суток (легче запоминают контрастные части суток - утро, ночь), днях недели, временах года (сложнее запоминают весну и осень), месяцах времен года, не умеют определять временную последовательность событий, не имеют чувства времени.
Для построения процесса формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных организациях необходимы новые формы и методы.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей экспериментирования для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности экспериментирования в формировании временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: экспериментирование как средство формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
На основе цели и гипотезы сформулируем задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования;
2) выявить уровень сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей психического развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
• исследования, посвященные изучению временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева С.Г. Шевченко);
• исследования возможностей экспериментальной деятельности в формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 13 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: обоснована возможность формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; в разработке и обосновании содержания работы с использованием экспериментирования, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса диагностических заданий и картотеки экспериментов учителями-дефектологами для формирования временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами.
Актуальность изучения временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития непосредственно связана с тем, что от того, как сформированы представления о частях суток, времена года, чувство времени, зависит успешность дальнейшей учебной деятельности детей.
Проблемой изучения особенностей формирования временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития не сформированы представления о возрасте, частях суток, днях недели, месяцах времен года, временах года, не умеют определять временную последовательность событий, не развито чувство времени.
По данным констатирующего этапа исследования в группе обследованных детей 6-7 лет с задержкой психического развития преобладал низкий уровень сформированности временных представлений.
В данном исследовании мы предложили, что формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности временных представлений. Дети справляются с заданиями, в которых нужно ответить на вопросы, описать картинки, разложить картинки по порядку, составить рассказ по картинкам, определить время с помощью механических часов и календаря.
Таким образом, по данным, которые мы получили в контрольном эксперименте можно сказать, что проделанная работа является результативной и позволяет повысить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития временных представлений. Количество детей с низким уровнем сформированности временных представлений уменьшилось на 23%, количество детей со средним уровнем сформированности временных представлений осталось прежним, количество детей с высоким уровнем сформированности временных представлений увеличилось на 23%.
Следовательно, содержание работы с применением экспериментирования может использоваться учителями-дефектологами и воспитателями для формирования временных представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях. Поставленная в работе цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Проблемой изучения особенностей формирования временных представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития занимались С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А. Пушкарева. У детей 6-7 лет с задержкой психического развития не сформированы представления о возрасте, частях суток, днях недели, месяцах времен года, временах года, не умеют определять временную последовательность событий, не развито чувство времени.
По данным констатирующего этапа исследования в группе обследованных детей 6-7 лет с задержкой психического развития преобладал низкий уровень сформированности временных представлений.
В данном исследовании мы предложили, что формирование временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством экспериментирования будет возможным, если:
• подобраны эксперименты в соответствии с показателями сформированности временных представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и составлена картотека;
• включены отобранные эксперименты в непрерывную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений и совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей сформированности временных представлений. Дети справляются с заданиями, в которых нужно ответить на вопросы, описать картинки, разложить картинки по порядку, составить рассказ по картинкам, определить время с помощью механических часов и календаря.
Таким образом, по данным, которые мы получили в контрольном эксперименте можно сказать, что проделанная работа является результативной и позволяет повысить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития временных представлений. Количество детей с низким уровнем сформированности временных представлений уменьшилось на 23%, количество детей со средним уровнем сформированности временных представлений осталось прежним, количество детей с высоким уровнем сформированности временных представлений увеличилось на 23%.
Следовательно, содержание работы с применением экспериментирования может использоваться учителями-дефектологами и воспитателями для формирования временных представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях. Поставленная в работе цель и задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.





