Совершенствование управления адаптацией персонала (на примере ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК»)
|
Аннотация 2
Введение 4
1 Система адаптации персонала на предприятиях в современных условиях 7
1.1 Адаптация персонала: основные понятия 7
1.2 Основные задачи и методы адаптации персонала 15
1.3 Участники процесса адаптации, их задачи и особенности адаптации разных категорий персонала 26
2 Оценка процесса управления адаптацией персонала на предприятии ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 34
2.1 Организационная характеристика предприятия 34
2.2 Оценка организационно-экономических показателей 36
2.3 Анализ системы адаптации персонала на предприятии 40
3 Направления совершенствования процесса управления адаптацией персонала в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 52
3.1 Разработка системы адаптации персонала в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 52
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий 58
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения 69
Введение 4
1 Система адаптации персонала на предприятиях в современных условиях 7
1.1 Адаптация персонала: основные понятия 7
1.2 Основные задачи и методы адаптации персонала 15
1.3 Участники процесса адаптации, их задачи и особенности адаптации разных категорий персонала 26
2 Оценка процесса управления адаптацией персонала на предприятии ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 34
2.1 Организационная характеристика предприятия 34
2.2 Оценка организационно-экономических показателей 36
2.3 Анализ системы адаптации персонала на предприятии 40
3 Направления совершенствования процесса управления адаптацией персонала в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 52
3.1 Разработка системы адаптации персонала в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» 52
3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий 58
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения 69
Актуальность темы данной бакалаврской работы заключена в том, что разработка и внедрение единой системы адаптации персонала на предприятии представляет из себя весьма значительную стратегическую цель предприятия, она способствует решению важных стратегических задач, таких, как снижение объема стартовых расходов, снижение темпов и объемов текучести кадров, более эффективное использование кадровых ресурсов и достижение общих целей предприятия, более эффективная адаптация работника в рабочем коллективе, занятие своего места, как в формальной, так и в неформальной структуре предприятия, понижение уровня напряженности в коллективе и снижение дискомфорта, который испытывает каждый новый работник.
Эффективность любой деятельности можно анализировать путем наличия участия в ней компетентных специалистов, поэтому формирование команды профессионалов своего дела является первым шагом к успеху в конкурентной рыночной среде. Наиболее это присуще предприятиям, которые специализируются на продажах, и специалисты по работе с клиентами фактически определяют успех предприятия оказывают значительное влияние на цель, миссию, видение и стратегию.
С одной стороны, вопрос адаптации персонала кажется на первый взгляд достаточно простым, однако если взглянуть на него более тщательно, то он гораздо сложнее. В учебной, научной и периодической литературе в настоящее время существует множество работ по данной теме, но до сих пор не изобретено универсального подхода, который бы мог широко применяться на практике. Выражаясь формально, в данной работе речь пойдет об одном из ключевых, важных бизнес-процессов, направленном на систему управления персоналом, который включает в себя такие процессы, как подбор, кадровое делопроизводство, мотивация и стимулирование, обучение, повышение квалификации, оценка и развитие работников.
В большинстве российских компаний вопросам адаптации персонала уделяется крайне мало внимания и часто данная функция является второстепенной для работников отдела кадров, либо сотрудника, специализирующегося на обучении и повышении квалификации работников.
Объектом исследования в данной работе является ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК».
Предметом исследования выступает система адаптации персонала на исследуемом предприятии.
Цель бакалаврской работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления адаптации персонала на примере ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК».
Цель бакалаврской работы определила необходимость решить следующие задачи:
• провести теоретический анализ процесса адаптации;
• дать характеристику ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» и провести оценку его организационно-экономических показателей;
• выявить проблемы процесса адаптации на предприятии и разработать систему адаптации персонала для ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК»;
• провести расчет социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время есть огромный список литературных источников, посвященных различным сторонам управления персонала в целом и адаптации в частности. Актуальные проблемы адаптации в современной системе управления персоналом изучали такие авторы, как: Горленко О.А., Исаева О.М., Лукина С.А., Моргунов Е.Б. и др.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, ученых и специалистов - практиков, посвященных проблематике адаптации работников и реструктуризации компании.
Информационной базой исследования выступают данные из монографий российских и зарубежных исследователей, научных периодических изданий, материалов научно-практических конференций, а также результаты социологических опросов работников действующих предприятий по данной проблематике.
В качестве методов исследования выбраны анализ теоретических источников, проведение анкетирования, анализ кадровой документации.
Практическая значимость работы заключена в том, что сформулированные результаты и выводы могут применяться при построении системы адаптации работников на предприятии. Данная система адаптации персонала в дальнейшем может быть использована не только в исследуемой организации, но и в подобных организациях.
В работе сформулирована инновационная технология адаптации сотрудников компании ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК». Следует отметить, что процесс адаптации работников должен планироваться также скрупулёзно, как процессы обучения и развития кадров, потому что данные кадровые процессы тесно взаимосвязаны.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Эффективность любой деятельности можно анализировать путем наличия участия в ней компетентных специалистов, поэтому формирование команды профессионалов своего дела является первым шагом к успеху в конкурентной рыночной среде. Наиболее это присуще предприятиям, которые специализируются на продажах, и специалисты по работе с клиентами фактически определяют успех предприятия оказывают значительное влияние на цель, миссию, видение и стратегию.
С одной стороны, вопрос адаптации персонала кажется на первый взгляд достаточно простым, однако если взглянуть на него более тщательно, то он гораздо сложнее. В учебной, научной и периодической литературе в настоящее время существует множество работ по данной теме, но до сих пор не изобретено универсального подхода, который бы мог широко применяться на практике. Выражаясь формально, в данной работе речь пойдет об одном из ключевых, важных бизнес-процессов, направленном на систему управления персоналом, который включает в себя такие процессы, как подбор, кадровое делопроизводство, мотивация и стимулирование, обучение, повышение квалификации, оценка и развитие работников.
В большинстве российских компаний вопросам адаптации персонала уделяется крайне мало внимания и часто данная функция является второстепенной для работников отдела кадров, либо сотрудника, специализирующегося на обучении и повышении квалификации работников.
Объектом исследования в данной работе является ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК».
Предметом исследования выступает система адаптации персонала на исследуемом предприятии.
Цель бакалаврской работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы управления адаптации персонала на примере ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК».
Цель бакалаврской работы определила необходимость решить следующие задачи:
• провести теоретический анализ процесса адаптации;
• дать характеристику ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» и провести оценку его организационно-экономических показателей;
• выявить проблемы процесса адаптации на предприятии и разработать систему адаптации персонала для ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК»;
• провести расчет социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время есть огромный список литературных источников, посвященных различным сторонам управления персонала в целом и адаптации в частности. Актуальные проблемы адаптации в современной системе управления персоналом изучали такие авторы, как: Горленко О.А., Исаева О.М., Лукина С.А., Моргунов Е.Б. и др.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, ученых и специалистов - практиков, посвященных проблематике адаптации работников и реструктуризации компании.
Информационной базой исследования выступают данные из монографий российских и зарубежных исследователей, научных периодических изданий, материалов научно-практических конференций, а также результаты социологических опросов работников действующих предприятий по данной проблематике.
В качестве методов исследования выбраны анализ теоретических источников, проведение анкетирования, анализ кадровой документации.
Практическая значимость работы заключена в том, что сформулированные результаты и выводы могут применяться при построении системы адаптации работников на предприятии. Данная система адаптации персонала в дальнейшем может быть использована не только в исследуемой организации, но и в подобных организациях.
В работе сформулирована инновационная технология адаптации сотрудников компании ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК». Следует отметить, что процесс адаптации работников должен планироваться также скрупулёзно, как процессы обучения и развития кадров, потому что данные кадровые процессы тесно взаимосвязаны.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Термин адаптация в широком смысле слова (лат. Adaptation - приспособлять) подразумевает возникшую в процессе эволюции способность вида приспосабливаться к условиям среды обитания. В современном менеджменте под адаптацией часто понимается приспособление индивидуума к новым профессиональным и организационным условиям труда в связи со сменой работодателя или переходом на новую должность.
В современной практике управления персоналом адаптация осуществляется по 4 направлениям: производственная адаптация, профессиональная адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.
Адаптацию нужно рассматривать не только как владение специальностью, профессией, иметь квалификацию, но она включает в себя также приспособление нового специалиста к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, становление таких отношений взаимной работы новичка и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Удачная адаптация сочетает в себе умелое сочетание профессионального и психологического аспектов.
Для того чтобы оценить итоги адаптации специалиста, пользуются двумя основными показателями: удовлетворенностью сотрудника работой и удовлетворенностью компании новым служащим. Индексы удовлетворенности выявляют методом анкетирования.
На основании этого можно сделать вывод, чтобы методы адаптации персонала в организации давали ожидаемый эффект, программа адаптации должна разрабатываться под каждого человека индивидуально и представлять собой комплекс мероприятий: подробное ознакомление со спецификой работы компании; изучение ее организационной структуры и способа принятия решений; вхождение в контекст трудовой деятельности (для правильного исполнения служебных обязанностей); дообучение и приобретение навыков, которые потребуются в работе; интеграция в коллектив; нахождение своего места в команде, перенятие командного духа.
Подобрать наиболее подходящие и действенные методы адаптации персонала в организации довольно непросто. Приходится учитывать много ситуативных факторов, включая психологический климат и внутрикорпоративный регламент работы.
Адаптация считается успешно пройденной, если по ее окончании новый сотрудник показывает: правильное понимание своих задач, должностных обязанностей; развитые профессиональные навыки; высокий уровень мотивации к труду; вовлеченность, заинтересованность в улучшении положения дел в подразделении; понимание своей роли в успехе компании; цель компании, ее успех и развитие.
Общество с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «БАШМИЛК» основана в 2003 году. Общество находится в Республике Башкортостан, г. Уфа. Юридический и фактический адрес: г. Уфа, ул. Кирова, д. 27/1.
ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» - один из крупнейших производителей молочной продукции в Республике Башкортостан, завоевавший популярность благодаря таким брендам, как «Край Курая», «Честное коровье» и «Две коровки». Производственные площадки расположены в экологически чистых районах городов Бирск, Дюртюли и с. Чекмагуш Республики Башкортостан и ПГТ «Богатые Сабы» Республика Татарстан.
Продукция ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» широко представлена в Приволжском, Центральном и Уральском федеральных округах, в пятнадцати субъектах Российской Федерации и более чем в тридцати крупнейших городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Рязани, Пензе, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Магнитогорске, Челябинске, Казани, Екатеринбурге, Ярославле, Тюмени, Оренбурге.
За трехлетний период наблюдается рост выручки от продаж, в 2018 году она составила 648186 тыс. руб., что выше уровня прошлого года на 155250 тыс. руб. или на 31,49%. Пропорционально возросла и себестоимость продаж, если в 2016 году она была 345152 тыс. руб., то в 2018 она возросла до объемов 559067 тыс. руб. Прирост по сравнению с 2017 годом составил 140186 тыс. руб. или 33,47%.
Среди других показателей эффективности необходимо отметить рост фонда оплаты труда работников с целью смягчения последствий инфляции. В 2016 году фонд заработной платы составил 26064 тысячи рублей, в 2017 году он увеличился и составил 26265,6 тысячи рублей, а в 2018 году увеличился еще на 53,13% и составил 40219,2 тысячи рублей.
Следует также отметить, что рост производительности труда работников за двухлетний период составил 25,95%. Если в 2016 году производительность труда составляла 6866,16 тыс. руб., то в 2018 году ее объемы составляют 7716,5 тыс. руб./чел. Это свидетельствует об эффективном использовании персонала.
Главной стратегической целью в управлении персоналом в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» является - обеспечить качество и количество персонала в соответствии с целями по каждой подсистеме:
• создание эффективной системы мотивации персонала;
• использование системы обучения, повышения квалификации и развития персонала с первоочередной ориентацией на использование внутренних возможностей; привлечение высококвалифицированных специалистов, мобилизация персонала предприятия на реализацию стратегических целей развития, поощрение инициативы, выявление и максимально полное использование существующих резервов.
Адаптацией персонала на предприятии занимается отдел персонала.
Отдел персонала состоит из четырех человек: директор по персоналу и организационному развитию, ведущий специалист кадрового учета, менеджер по работе с персоналом и ведущий экономист по труду и заработной плате. Отдел персонала возглавляет Директор по персоналу и организационному развитию, назначаемый на должность приказом генерального директора Общества. Директор по персоналу и организационному развитию распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.
На предприятии уделяется внимание корпоративному, бытовому и социальному аспектам адаптации. Однако опрос показал, что данных мер недостаточно и в коллективе существует высокая конфликтность, которая свидетельствует о малой неэффективной адаптации.
Проведенный анализ системы адаптации в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» показал, что чтобы добиться высоких результатов, необходимо сформировать целую систему адаптационных мер.
Преимуществом данных мер адаптации является то, что их можно применять не только к новым сотрудникам, но и к тем, кто давно работает в коллективе, но имеет некоторые проблемы с коллегами или начальством.
Также можно проводить инновационную адаптацию сотрудников, которая проходит через интеллектуальный и творческий тимбилдинг.
Округляя сумму затрат на мероприятия по адаптации новых сотрудников и сплочению коллектива тех работников, кто неэффективно прошел адаптацию можно сделать вывод, что средняя стоимость предложений составит 800 тыс. руб.
Таким образом, при выполнении мероприятий следует ожидать роста выручки предприятия в 2019 году на 39481,12 тыс. руб. в год или на 6,09 % при размере затрат 38358 тыс. руб. Следует ожидать, что затраты окупятся в течение 1 месяца.
В современной практике управления персоналом адаптация осуществляется по 4 направлениям: производственная адаптация, профессиональная адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация.
Адаптацию нужно рассматривать не только как владение специальностью, профессией, иметь квалификацию, но она включает в себя также приспособление нового специалиста к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, становление таких отношений взаимной работы новичка и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Удачная адаптация сочетает в себе умелое сочетание профессионального и психологического аспектов.
Для того чтобы оценить итоги адаптации специалиста, пользуются двумя основными показателями: удовлетворенностью сотрудника работой и удовлетворенностью компании новым служащим. Индексы удовлетворенности выявляют методом анкетирования.
На основании этого можно сделать вывод, чтобы методы адаптации персонала в организации давали ожидаемый эффект, программа адаптации должна разрабатываться под каждого человека индивидуально и представлять собой комплекс мероприятий: подробное ознакомление со спецификой работы компании; изучение ее организационной структуры и способа принятия решений; вхождение в контекст трудовой деятельности (для правильного исполнения служебных обязанностей); дообучение и приобретение навыков, которые потребуются в работе; интеграция в коллектив; нахождение своего места в команде, перенятие командного духа.
Подобрать наиболее подходящие и действенные методы адаптации персонала в организации довольно непросто. Приходится учитывать много ситуативных факторов, включая психологический климат и внутрикорпоративный регламент работы.
Адаптация считается успешно пройденной, если по ее окончании новый сотрудник показывает: правильное понимание своих задач, должностных обязанностей; развитые профессиональные навыки; высокий уровень мотивации к труду; вовлеченность, заинтересованность в улучшении положения дел в подразделении; понимание своей роли в успехе компании; цель компании, ее успех и развитие.
Общество с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «БАШМИЛК» основана в 2003 году. Общество находится в Республике Башкортостан, г. Уфа. Юридический и фактический адрес: г. Уфа, ул. Кирова, д. 27/1.
ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» - один из крупнейших производителей молочной продукции в Республике Башкортостан, завоевавший популярность благодаря таким брендам, как «Край Курая», «Честное коровье» и «Две коровки». Производственные площадки расположены в экологически чистых районах городов Бирск, Дюртюли и с. Чекмагуш Республики Башкортостан и ПГТ «Богатые Сабы» Республика Татарстан.
Продукция ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» широко представлена в Приволжском, Центральном и Уральском федеральных округах, в пятнадцати субъектах Российской Федерации и более чем в тридцати крупнейших городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Рязани, Пензе, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Магнитогорске, Челябинске, Казани, Екатеринбурге, Ярославле, Тюмени, Оренбурге.
За трехлетний период наблюдается рост выручки от продаж, в 2018 году она составила 648186 тыс. руб., что выше уровня прошлого года на 155250 тыс. руб. или на 31,49%. Пропорционально возросла и себестоимость продаж, если в 2016 году она была 345152 тыс. руб., то в 2018 она возросла до объемов 559067 тыс. руб. Прирост по сравнению с 2017 годом составил 140186 тыс. руб. или 33,47%.
Среди других показателей эффективности необходимо отметить рост фонда оплаты труда работников с целью смягчения последствий инфляции. В 2016 году фонд заработной платы составил 26064 тысячи рублей, в 2017 году он увеличился и составил 26265,6 тысячи рублей, а в 2018 году увеличился еще на 53,13% и составил 40219,2 тысячи рублей.
Следует также отметить, что рост производительности труда работников за двухлетний период составил 25,95%. Если в 2016 году производительность труда составляла 6866,16 тыс. руб., то в 2018 году ее объемы составляют 7716,5 тыс. руб./чел. Это свидетельствует об эффективном использовании персонала.
Главной стратегической целью в управлении персоналом в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» является - обеспечить качество и количество персонала в соответствии с целями по каждой подсистеме:
• создание эффективной системы мотивации персонала;
• использование системы обучения, повышения квалификации и развития персонала с первоочередной ориентацией на использование внутренних возможностей; привлечение высококвалифицированных специалистов, мобилизация персонала предприятия на реализацию стратегических целей развития, поощрение инициативы, выявление и максимально полное использование существующих резервов.
Адаптацией персонала на предприятии занимается отдел персонала.
Отдел персонала состоит из четырех человек: директор по персоналу и организационному развитию, ведущий специалист кадрового учета, менеджер по работе с персоналом и ведущий экономист по труду и заработной плате. Отдел персонала возглавляет Директор по персоналу и организационному развитию, назначаемый на должность приказом генерального директора Общества. Директор по персоналу и организационному развитию распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.
На предприятии уделяется внимание корпоративному, бытовому и социальному аспектам адаптации. Однако опрос показал, что данных мер недостаточно и в коллективе существует высокая конфликтность, которая свидетельствует о малой неэффективной адаптации.
Проведенный анализ системы адаптации в ООО «Агрохолдинг «БАШМИЛК» показал, что чтобы добиться высоких результатов, необходимо сформировать целую систему адаптационных мер.
Преимуществом данных мер адаптации является то, что их можно применять не только к новым сотрудникам, но и к тем, кто давно работает в коллективе, но имеет некоторые проблемы с коллегами или начальством.
Также можно проводить инновационную адаптацию сотрудников, которая проходит через интеллектуальный и творческий тимбилдинг.
Округляя сумму затрат на мероприятия по адаптации новых сотрудников и сплочению коллектива тех работников, кто неэффективно прошел адаптацию можно сделать вывод, что средняя стоимость предложений составит 800 тыс. руб.
Таким образом, при выполнении мероприятий следует ожидать роста выручки предприятия в 2019 году на 39481,12 тыс. руб. в год или на 6,09 % при размере затрат 38358 тыс. руб. Следует ожидать, что затраты окупятся в течение 1 месяца.





