Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ 6
1.1 Особенности тренировки юных волейболистов при обучении техники игры 6
1.2 Особенности обучения индивидуальным технико-тактическим действиям в волейболе 11
1.3 Использование методических приёмов в процессе тренировки по волейболу 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1 Особенности экспериментальной методики обучения девочек 12-13 лет технико-тактическим действиям в волейболе 23
3.2 Изучение физической подготовленности волейболисток 12-13 лет в ходе педагогического эксперимента 30
3.3 Оценка выбора технико-тактических решений девочек контрольной и экспериментальной групп в условиях соревнований 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Особенность современного волейбола - это высокий уровень подготовленности команд и спортсменов и повышение плотности спортивных результатов. В связи с возросшей спортивной конкуренцией в волейболе победа будет у команды, которая быстро принимает верные решения и успевает реализовать их в ходе спортивной борьбы. Современный волейбол сегодня диктует свои правила высокого уровня подготовки команд и игроков не только в физическом, но и технико- тактическом плане, в связи с чем возрастает результативность соревнований. Для того чтобы повысить уровень спортивного результата, в учебно-тренировочном процессе необходимо больше времени уделять технико-тактическому мастерству спортсменов, которое успешно можно применять в ходе игры.
Игра в волейбол характеризуется высокой игровой напряженностью, особые требования выдвигаются к двигательным способностям игроков и их функциональным возможностям организма.
Цель исследования: совершенствование методики обучения девочек технико-тактическим действиям в ходе игры волейбол.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика будет способствовать повышению технико-тактическим действиям в ходе игры и способствовать результативному использованию технико-тактических взаимодействий команды во время соревнований.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в секции волейбола МБУ школа 43 г.о. Тольятти
Предмет исследования: методика обучения технико-тактическим действиям в волейболе
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать особенности методики обучения технико-тактическим действиям в секции волейбола в ходе учебно-тренировочного процесса.
2. Разработать и внедрить экспериментальную методику обучения технико-тактическим действиям девочек в секции волейбола МБУ школа 43 г.о. Тольятти.
3. Оценить результаты экспериментальной методики по итогам педагогического эксперимента.
Новизна работы: предложены алгоритмы применения игровых ситуаций в ходе обучения технико-тактическим действиям в волейболе
Практическая значимость: результаты педагогического исследования внедрены в практику подготовки юных волейболисток 12-13 лет в МБУ школа 43 г.о. Тольятти. Экспериментальная методика способствует лучшему освоению технико-тактических взаимодействий юных волейболисток и результативному применению знаний и умений юных волейболисток в условиях соревнований.
В заключении исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Во время игры в волейбол юным волейболисткам важно хорошо ориентироваться в игровой обстановке в защите и нападении, для этого необходимо в ходе учебно-тренировочного процесса совершенствовать свои технико-тактические умения и взаимодействовать с игроками команды. Основное в соревновательной деятельности волейболисток - это правильный выбор средств игры и планирование поединка, в ходе которого необходимо реализовывать свои умения и знания, полученные на тренировках. Процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, необходимые для ведения игры, её совершенствования - это техническая подготовка спортсмена. Спортивная техника ударов в волейболе непосредственно связана с уровнем развитости физических качеств. Чем этот уровень выше, тем успешнее обучение и результативность тренировок. Овладение игровыми действиями в сложных ситуациях в ходе игры в волейбол строится из нескольких этапах: обучение применению рациональных игровых действий в ситуациях с участием игроков, обучение действиям с выбором решения из возможных вариантов. При этом в ходе игры необходимо уметь использовать слабые стороны противника, уметь заранее предугадывать намерения соперника, уметь правильно оценить соревновательную обстановку и игровую ситуацию и действовать быстро и решительно. Основными компонентами нагрузки являются интенсивность и продолжительность упражнений, число повторений, длительность и характер отдыха, процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, необходим для ведения игры, и совершенствования спортивного мастерства. Для формирования специальных умений и навыков необходима хорошая физическая подготовка занимающихся, это возможно только при хорошей установке тренера на работу во время тренировок юных волейболистов. Результативность команды в волейболе зависит от многих факторов: от уровня профессиональной подготовки тренера, его педагогического мастерства, опыта, умения наблюдать и объективно оценивать результаты усилий каждого занимающегося и команды в целом.
2. Организация спортивной подготовки на основе программного метода обучения и тренировки, позволяет эффективно решать общие и частные задачи физической, технической и тактической видов подготовки. Развивая физические качества спортсменок, создаются благоприятные условия для совершенствования технического мастерства и рационализации тренировочного процесса в целом. В начале педагогического эксперимента в своей работе мы изучали показатели двигательной подготовки юных волейболисток контрольной и экспериментальной групп. В тренировочном процессе юных волейболистов важны основы технической подготовки, средства развития тактического мышления и формирования элементарных навыков в организации коллективных действий в ходе игры. Результаты соревновательной деятельности зависит от ряда факторов: правил соревнований, задач в определенных соревновательных условиях, внешних условий, особенностей противника.
Подвижные игры имею громадное значение в подготовке и обучении волейболистов игре волейбол. Они являются основным средством подготовки и занимают гораздо больше времени в учебно-тренировочном процессе, чем все другие упражнения. С их помощью ускоряется и облегчается процесс обучения техническим и тактическим приемам волейбола. В целом игры решают задачи разносторонней физической, технической, тактической и профессионально-педагогической подготовки, развивают основные двигательные качества
3. Игра в волейбол характеризуется высокой игровой напряженностью, особые требования выдвигаются к двигательным способностям игроков и их функциональным возможностям организма. Участие спортсменов в соревнованиях разного ранга и многократное выполнение полученных от тренера или поставленных самостоятельно тактических задач является главным средством, формирующим тактическое мышление. Теоретический анализ тактических ситуаций проводится в основном на специальных занятиях. Занимающиеся получают общие сведения о тактике с подробным рассмотрением классических тактических вариантов.
При выполнении специальных упражнений, близких к игровой обстановке, необходимо следить, чтобы их отработка проходила с большой плотностью и многократным повторением. Необходимо усложнять упражнения. Групповые взаимодействия игроков должны быть согласованы и разучены в определенных тактических комбинациях, это могут быть взаимодействия без изменения направления, а так же и с изменением направления движения игроков команды. Эффективные двигательные действия в соревновательных играх определялись в турнире, который был организован между волейболистками контрольной и экспериментальной групп. В ходе педагогического эксперимента, у девочек экспериментальной группы улучшилось время игровых фрагментов в активной фазе, время игрового момента и длительность активной фазы, с достоверностью результатов р<0,05. Во время игры в волейбол юным волейболисткам важно хорошо ориентироваться в игровой обстановке в защите и нападении, для этого необходимо в ходе учебно-тренировочного процесса совершенствовать свои тактические умения и взаимодействовать с игроками команды. Основное в соревновательной деятельности волейболисток - это правильный выбор средств игры и планирование поединка, в ходе которого необходимо реализовывать свои умения и знания, полученные в ходе учебно-тренировочного процесса.
1. Волейбол: теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. - Электрон. дан. - Москва, 2016. - 456 с.
2. Волейбол: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие - Электрон. дан. - Орел, 2016. - 44 с.
3. Воспитание силы и быстроты: учеб.-метод. пособие / Л. А. Аренд [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Галочкина. - Воронеж: Воронеж. ГАСУ, 2013. - 177с.
4. Гасанова Д. И. Игра в развитии познавательной сферы: учеб.-метод. пособие / Д. И. Гасанова. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 74 с.
5. Губа, В.П. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Родин. - Москва: Советский спорт, 2009. - 164 с.
6. Карась Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2012. - 131с.
7. Кузьменко Г. А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методолог. и организац. предпосылки: монография / Г. А. Кузьменко. - Москва: Прометей, 2013. - 531 с.
8. Макеева В. С. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. пособие / В. С. Макеева ; Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ). - Орел: МАБИВ, 2014. - 132 с.
9. Новиков А. А. Основы спортивного мастерства: [монография] / А. А. Новиков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва: Советский спорт, 2012. - 256 с.
10. Петрова О. О. Педагогика: учеб. пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - Саратов : Научная книга, 2012. - 191 с.
11. Писарева Т. А. Общие основы педагогики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. А. Писарева. - [Саратов]: Научная книга, 2012. - 127 с.
12. Попов Е. Б. Основы педагогики: учеб. пособие / Е. Б. Попов. - Оренбург: Оренбург. ин-т (филиал) Московского гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина, 2015. - 112 с.
13. Свиридов, В.Л. Волейбол. Энциклопедия [Электронный ресурс]: энцикл. - Электрон. дан. - Москва: , 2016. - 592 с.
14. Семенов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л. А. Семенов. - Москва: Советский спорт, 2011. - 199 с.
15. Солодков А. С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва: Советский спорт, 2012. - 619 с.
...