Введение 7
1 Постановка задачи 9
1.1 Формулирование актуальности, цели и задач проекта 9
1.2 Поиск и анализ технических параметров аналогичных устройств 9
1.3 Критерии для разработки 14
2 Конструкторское проектирование устройства 16
2.1 Варианты разработки устройства и его структура 16
2.2 Разработка электронной части устройства 20
2.3 Разработка схемы питания 26
3 Разработка алгоритма и управляющей программы 28
4 Разработка печатной платы 42
4.1 Разработка корпуса устройства 49
5 Экспериментальные исследования работы устройства 55
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение А Листинг кода программы
Исторически всегда существовала механическая связь между педалью акселератора и дроссельной заслонкой, будь то трос или тяги и рычаги. Сегодня же их заменили сложные электронные модули управления, датчики и приводы. Эта система называется «Drive-by-Wire».
«Система «Drive-by-Wire» не является новой концепцией, поскольку она была представлена BMW на их 7-й серии ещё в 1988 году. Система, используемая BMW, называется EML (electronic throttle management) (немецкий термин для электронного управления дроссельной заслонкой). Сегодня система нашла применение и в других транспортных средствах, в том числе и бюджетных моделях.» [21]
Есть несколько причин, по которым электронный привод дроссельной заслонки предпочтительнее обычного троса:
- бортовые электронные системы автомобиля способны контролировать всю работу двигателя, в том числе количество поступающего воздуха;
- оптимизация подачи воздуха гарантирует, что вредные выбросы выхлопных газов будут сведены к абсолютному минимуму, а управляемость будет сохранена независимо от обстоятельств;
- соединение электронного привода дроссельной заслонки с системами адаптивного круиз-контроля, контроля тяги, контроля скорости холостого хода и контроля устойчивости автомобиля также позволяет добиться более точного управления мотором, в том числе повышая уровень безопасности и комфорта.
Также использование электронной педали акселератора имеет преимущества перед обычным кабельным вариантом за счёт следующих факторов:
- устранение механического элемента - троса дроссельной заслонки, и замена его быстродействующей электроникой уменьшает количество движущихся частей (и связанный с этим износ) и, следовательно, система требует минимальной регулировки и обслуживания;
- большая точность данных улучшает управляемость автомобиля, что, в свою очередь, обеспечивает лучшую реакцию, экономичность и безопасность.
К тому же, всё более распространёнными становятся электромобили, в конструкции которых невозможно использовать классическую педаль акселератора с тросовым приводом. Следуя общемировым тенденциям, команды, принимающие участие в студенческих инженерных соревнованиях Formula Student, так же начинают разрабатывать гоночные болиды на электрической тяге, но при этом многие не отказываются от параллельной постройки болида с двигателем внутреннего сгорания. Таким образом командам требуется универсальное решение, отвечающее всем требованиям для всех типов болидов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы разработан модуль акселератора для электрического гоночного болида.
На начальном этапе определены цель ВКР, а также задачи для её выполнения. Далее исследованы способы и принципы управления скоростью автомобилей как с двигателями внутреннего сгорания, так и электродвигателями.
Далее проанализированы доступные для покупки на рынке решения на предмет соответствия техническим требованиям поставленной задачи. В результате анализа выявлена очевидная необходимость разработки устройства, имеющего возможность подключения к блокам управления, работающих как с аналоговыми педалями, так и с подключаемыми по CAN шине, в виду отсутствия подобных универсальных решений. Также в результате анализа подтверждена актуальность работы.
Для решения поставленных задач выбран современный и технологичный микроконтроллер STM32, а также надёжная в использовании и простая в использовании периферия в виде CAN трансмиттера TJA1051 и АЦП ADS1115.
На следующем этапе проанализированы среды разработки для плат с микроконтроллером STM32. После выбора среды разработки, изучены способы программирования микроконтроллеров с помощью внешних или внутрисхемные программаторов.
После составлена блок-схема алгоритма и определён функционал программы. Далее, последовательно написаны все программные функции будущего устройства и, наконец, готовая программа загружена в память микроконтроллера.
В качестве основы устройства принято решение использовать печатную плату, которую планируется заказать на производстве в Китае. Подобные платы выполнены в строгом соответствии с проектом и количество погрешностей и отклонений настолько мало, что ими можно пренебречь.
Для изготовления корпуса использована технология 3D печати с помощью PLA пластика. Для крепления платы в корпусе предусмотрены специальные резьбовые вставки.
В результате экспериментального исследования работы устройства определено, что отклонение от эталонного значения крайне мало и им можно пренебречь. Также, экспериментально проверены все режимы работы устройства, в том числе режим ошибки по входным значениям и по неправильной конфигурации.
Разработку модуля акселератора для электрического гоночного болида можно считать завершённой, поскольку модуль отвечает всем выдвинутым требованиям и является полностью готовым устройством.
1. Модуль педальный ВАЗ Лада 1118,2190 электронная E-GAS ОАО
АВТОВАЗ 11183-1108500-01: АВТОВАЗ. Продажа оптом и в розницу. [Электронный ресурс] URL:
https://autopiter.rU/goods/11183110850001/avtovaz/id105056005 (дата
обращения 06.02.2022)
2. Регламент соревнований Formula Student : FSG [Электронный
ресурс] URL:
https://www. formulastudent.de/fileadmin/user upload/all/2022/rules/FS-
Rules 2022 vL0.pdf(дата обращения 05.11.2021).
3. A professional collaborative platform for embedded development • PlatformIO | platformio.org[Электронный ресурс] URL: https: //platformio .org/(дата обращения 18.03.2022).
4. ADS1115 data sheet, product information and support | TI.com
[Электронный ресурс] URL: https://www.ti.com/product/ADS1115 (дата
обращения 01.04.2022).
5. Anycubic Mega Zero 2.0 FDM 3D Printer - ANYCUBIC 3D Printing |
anycubic.com [Электронный ресурс] URL:
https://www.anycubic.com/products/mega-zero-2-0-fdm-3d-printer (дата
обращения 11.04.2022).
6. Auto Accelerator Pedal Sensor Throttle Pedal Accelerator For Electric
Car - Buy Accelerator For Electric Car, Throttle Pedal, Auto Accelerator Pedal Sensor Product on : Alibaba.com[Электронный ресурс] URL:
https://www.alibaba.com/product-detail/auto-accelerator-pedal-sensor-throttle-pedal 1600152478651.html (дата обращения 12.01.2022).
7. EasyEDA - Online PCB design & circuit simulator | easyeda.com[Электронный ресурс] URL: https://easyeda.com/ (дата обращения 22.04.2022).
8. FT232RL - FTDI | ftdichip.com[Электронный ресурс] URL:
https://ftdichip.com/products/ft232rl/(дата обращения 22.04.2022).
9. GM OEM Pedal Position Sensor CAN Bus : Three Pedals [Электронный
ресурс] URL: https://threepedals.com/products/electrical/pedal-switch-
harness/pedal-position/gm-oem-pedal-position-sensor-can-bus/(дата обращения 06.02.2022).
10. LM1117 SNOS412O - FEBRUARY 2000 - REVISED JUNE 2020 Product data sheet : Texas Instruments [Электронный ресурс] URL: https://www.ti.com/lit/ds/symlink/lm1117.pdf (дата обращения 01.04.2022).
11. PCB Prototype &PCB Fabrication Manufacturer - JLCPCB | JLCPCB.com[Электронный ресурс] URL: https://jlcpcb.com/(дата обращения 17.05.2022).
12. Pedal Throttle For Electric Vehicle / Car - Buy Throttle For Electric
Motor, Pedal Throttle, Pedal Throttle For Electric Vehicle Product on : Alibaba.com[Электронный ресурс] URL:https://www.alibaba.com/product-detail/0-5V-Pedal-Throttle-for-Electric 60767699765.html (дата обращения
26.12.2021).
13. SAE J1939 - Wikipedia | wikipedia.org[Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/SAE J1939 (дата обращения 03.04.2022).
14. ST-LINK/V2 - ST-LINK/V2 in-circuit debugger/programmer for STM8 and STM32 - STMicroelectronics | st.com[Электронный ресурс] URL: https://www.st.com/en/development-tools/st-link-v2.html(дата обращения 03.04.2022).
15. ST-LINK/V2 in-circuit debugger/programmer for STM8 and STM32 microcontrollers - data brief | st.com[Электронный ресурс] URL: https://www.st.com/resource/en/data brief/st-link-slsh-v2.pdf(дата обращения 12.05.2022).
16. STM32F103C6T6 Microcontroller: 72MHz, 48-LQFP, Pinout and
Datasheet : Utmel electronic [Электронный ресурс] URL:
https://www.utmel.com/components/stm32f103c6t6-microcontroller-72mhz-48-lqfp-pinout-and-datasheet?id= 1355 (дата обращения 01.04.2022).
17. STM32F103C8T6 Blue Pill Pinout, Peripherals, Programming and
Features : Microcontrollerslab [Электронный ресурс] URL:
https://microcontrollerslab.com/stm32f103c8t6-blue-pill-pinout-peripherals-programming-features/#STM32F103C8T6 Blue Pill Pinout (дата обращения
15.03.2022).
18. Tinkercad - From mind to design in minutes | tinkercad.com[Электронный ресурс] URL: https://www.tinkercad.com/(дата обращения 01.02.2022).
19. TJA1051 High-speed CAN transceiverRev. 9 - 28 November 2017, Product data sheet : NXP® Semiconductors Official Site [Электронный ресурс] URL:https://www.nxp.com/docs/en/data-sheet/TJA1051.pdf(дата обращения 13.03.2022).
20. Visual Studio Code - Code Editing. Redefined | visualstudio.com[Электронный ресурс] URL: https://code.visualstudio.com/(дата обращения 04.04.2022).
21. What Is Drive-By-Wire Technology? | lifewire.com[Электронный ресурс] URL: https://www.lifewire.com/what-is-drive-by-wire-534825(дата обращения 01.02.2022).
22. XH Connector | JST Sales America | jst.com[Электронный ресурс] URL: https://www.jst.com/products/crimp-style-connectors-wire-to-board-type/xh- connector/(дата обращения 28.04.2022).