Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка

Работа №120219

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы обучения младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка 7
1.1. Проблема исследования обучения младших школьников точности
выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Организация обучения точности речи младших школьников на уроках
русского языка 16
Выводы по первой главе 20
2 . Опытно-экспериментальное исследование обучения точности речи младших школьников на уроках русского языка 21
2.1. Уровень обученности младших школьников точности выражать
свои мысли 21
2.2. Методика обучения точности речи младших школьников на уроках
русского языка 30
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
обучения младших школьников точности выражать свои мысли 36
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение

Для взаимопонимания и общения человеку необходимо обладать точностью и связностью речи. Поэтому задача развития связной и точной монологической и диалогической речи одна из основных задач развития младшего школьника. Кроме того, точная, связная, яркая и образная речь является показателем интеллектуального развития ребёнка. В настоящее время уровень развития речи у младших школьников низкий. Очевидная актуальность проблемы обусловила выбор темы: обучение младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка.
В современной психолого-педагогической, психо-лингвистической и специальной литературе широко раскрыта структура понятия «связная речь», «точность речи».
Проблемой нашего исследования является выявление уровня обученности младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка.
Цель работы - выявить и доказать эффективность обучения младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников точности речи на уроках русского языка.
Предмет исследования - обучение младших школьников точности речи на уроках русского языка.
Гипотеза исследования базируется на том, что процесс обучения младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка будет эффективнее, если:
1. Стимулировать речевую активность детей посредством системного применения упражнений.
2. Применять комплексный подход к формированию грамматической и лексической сторон речи.
3. Обогащать лексический запас младших школьников.
4. Обеспечивать переход от формирования у детей высказываний с опорой на речевой образец к самостоятельным .
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности организации обучения точности выражать свои мысли на уроках русского языка.
3. Определить уровень обученности младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка.
4. Разработать экспериментальную методику обучения точности выражать свои мысли на уроках русского языка;
5. Сравнить и обобщить данные, доказать эффективность разработанной методики обучения младших школьников точности речи на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития точности речи в свете Федеральных образовательных стандартов и требований современного общества достаточно актуальна для практики начальной школы. Несмотря на имеющиеся исследования в данном вопросе методическая разработанность проблемы обучения точности речи именно на уроках русского языка представлена недостаточно.
В результате анализа психолого-педагогической литературы в рамках данного исследования были определены и выделены основные показатели обучения точности речи: лабильность, грамматическое построение речи, целостность и связность, речевой этикет и выразительность. Так же был подобран диагностический инструментарий и определены показатели уровней развития речи учащихся.
В процессе этой работы была проведена первичная диагностика выделенных критериев, которая показала, что у младших школьников, принимавших участие в эксперименте, точность речи действительно находится на низком уровне развития. Опираясь на результаты теоретического исследования, в работе была предложена методика развития точности монологической и диалогической речи учащихся на уроках русского языка. В основе данной методики были положены идеи передовых исследований в области методики преподавания русского языка и логопедии.
Апробация предложенной методики происходила системно и последовательно на уроках русского языка в одном из третьих классов начальной школы. В процессе формирующего эксперимента наблюдалась заинтересованность и активность детей. Были выявлены некоторые затруднения при внедрении конкретных методов, связанные с недостаточной подготовленностью детей, что потребовало внести некоторые рекомендации.
Однако трудности были преодолены и у учащихся действительно наблюдались положительные изменения в развитии точности монологической и диалогической речи: многие преодолели ригидность речи, сочинения и пересказы становились более насыщенными средствами выразительности, повысился их объём. Подтверждение эффективности выбранной методики происходило посредством анализа результата диагностики на контрольном этапе. Показатели на контрольном этапе значительно превышали показатели констатирующего. Контрольный эксперимент доказал эффективность выбранной методики для формирования точности монологической и диалогической речи младших школьников.
Таким образом, цель исследования - выявить и доказать эффективность обучения младших школьников точности выражать свои мысли на уроках русского языка, достигнута.
Предложенная в работе методика может быть использована в практике начальной школы для развития точности речи младших школьников на уроках русского языка.



1. Аванесов, Р.И. русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М., 2004 . - 298 с.
2. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. - М.: Генезис, 2010. - 232 с.
3. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 с.
4. Ассуирова, Л.В. Использование риторических задач на уроках русского языка / Л.В. Ассуирова. - М.: Педагогика, 2014. - 198 с.
5. Афанасьева, Ж.В. Мини-исследование в области русского языка / Ж.В. Афанасьева // Начальная школа. - №3. - М., 2017. - 12 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст]/ В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания. - 2010. - 340 с.
8. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 с.
9. Богданова, А.В. развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников / А.В. Богданова // Начальная школа. - №3. - М., 2017. - 19 с.
10. Боровская, Е.Р. Первые шаги исследователя филолога в начальной школе / Е.Р. Боровская // Начальная школа. - М.,2016. - № 5. - 17 с.
11. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования [Текст] / Е.В.Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - 208 с.
12. Буренкова, Н. В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс до и после. - М.,2013. - № 3. - 33-35 с.
13. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции
звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
14. Быстрова, Г. А. Логопедия в диалогах / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - М.: Каро, 2004. - 112 с.
15. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учебное пособие для вузов[Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008. - 537с.
16. Величук, А.П. и другие. Методика развития речи в начальной школе /
А.П. Величук. - Спб., 2002. - 311 с.
17. Володина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. 20-е изд / Н.С. Володина и др. - М.: Флинта, 2014. - 320 с.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1993. - 368 с.
19. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- Пресс, 2012. - 1008 с.
20. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997. - 224 с.
21. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст]/ под ред.
А.И. Подольского. - М.: Издательство Московского психолого¬
социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2013. - 480 с.
22. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детский речи. - М.: Педагогика. 1961. - 170 с.
23. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. - М.: Юрайт, 2016. - 374 с.
24. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2014. - 432 с
25. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка и культура речи: Учебник для академического бакалавриата / И.Б. Голуб, С.Н. Стародубец. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 455 с.
26. Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов - нефилологов по направлению «Филология» [Текст]/ В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.Я. Ягубова; под ред. О.Б. Сиротининой: Сарат. гос. ун-т им. И.Г. Чернышевского. - М.: Эдиториал УРСС, 2012. - 211 с.
27. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 с.
28. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
29. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Просвещение. - 1985. - 290 с.
30. Журова, Л.Е., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Кочурова, Е.Э. Педагогическая диагностика // Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. 3 класс. Руководство для учителя. - М: Вентана - Граф, 2013. - 3-5 с.
31. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва - Воронеж. - 2001. - 320 с.
32.Зиновьева, Т.И. Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников / Т.И. Зиновьева // Начальная школа. - М., 2017. - №2. - 11 с.
33. Игнатова, И.Б. Русский язык: практика речи / И.Б. Игнатова. - Белгород: БелГУ, 2008. - 176 с.
34. Кодухов, В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке /
В.И. Кодухов. - Спб., 2007. - 229 с.
35. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. - 24 с.
36. Колтунова, М.В. Конвенции как прагматический фактор
диалогического общения [Текст]/ М.В. Колтунова // Вопросы языкознания.-2014. - № 6. - 100 - 115 с.
37. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников / Л.В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114-121 с.
38. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова.
- М.: Проспект, 2016. - 320 с.
39. Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова. - М.: Флинта, 2014. - 480 с.
40. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 127 с.
41. Леонович, Е.Н. Методика построения урока русского языка на основе прогностического моделирования / Е.Н. Леонович // Начальная школа.
- М.2016. - №11. - 8 с.
42. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды [Текст]/ А.А. Леонтьев
- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2011. - 448 с.
43. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь.
Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
44. Лихачев, С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира / С.В. Лихачев // Начальная школа. - М., 2016. - №9. - С.11.
45. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
46. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение, 1974. - 270 с.
47. Маслов, В.Г.Культура речи: Учебное пособие / В.Г. Маслов - М.: Флинта, 2010. - 81 с.
48. Мудрик, А.В. Коммуникативная культура личности [Текст]/ А.В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. трудов / под ред. О.С. Газмана. - М.: 1989. - 8 - 19 с.
49. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 3. воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 224 с.
50. Нечаева, Н.В. Методические рекомендации к урокам русского языка / Н.В. Нечаева. - М.: Педагогика, 2012. - 231 с.
51. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2015. - 236 с.
52. Нищева, Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 с.
53. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 2014. - 148 с.
54. Песняева, Н.В. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников. - Москва, 2014, 176 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. Педагогика, 1989. Т1. - 416 с.
56. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 с.
57. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов [Текст]/ под ред. О.Б. Сиротининой. - 2-е изд. стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 212 с.
58. Серова, А.А. К.Д.Ушинский о роли русского языка в воспитании человека /А.А.Серова. - М.: Педагогика,2012. - 301 с.
59. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для
академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 с.
60. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет /
С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
61. Ткаченко, Е.В. Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД / Е.В. Ткаченко // Управление начальной школой. - 2014. - № 3. - 24-33 с.
62. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах [Текст]/К.Д. Ушинский// под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М.: «Педагогика», 2014. - 41 с.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
64. Формановская, Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и
прагматика [Текст]/ Н.И. Формановская. - М.: Икар, 2007. - 478 с.
65. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ