Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 7
1.1 Особенности ценностного отношения к здоровому образу
жизни у младших школьников 7
1.2 Возможности уроков окружающего мира в воспитании
ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 12
Глава 2 Экспериментальная работа по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 16
2.1 Диагностика уровня ценностного отношения к здоровому
образу жизни у младших школьников 16
2.2 Содержание работы по воспитанию ценностного отношения
к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 29
2.3 Результаты опытно-экспериментально работы по воспитанию
ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 30
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 50
Приложение Г Примеры уроков
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования нацелен на то, чтобы обучение младших школьников носило новый, ориентированный на гармоничное развитие личности характер. Формирование ценностных ориентаций, здоровой и развитой личности является одной из целей нового стандарта. Вместе с тем, общая проблема здоровья, здорового образа жизни, условий и форм его формирования сейчас изучена недостаточно, хотя является востребованной и актуальной.
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста может эффективно проходить на уроках окружающего мира.
Вопросы развития и формирования потребностей в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста рассмотрены в многочисленных работах таких исследователей, как К.Й. Байер, М.М. Безруких, Л.С. Выготский, В.И. Дубровский и др. Анализ исследований (Л.И. Божович, Н.С. Гаркуша, Т.И. Ерофеева) позволяет обнаружить недостаточное использование уроков окружающего мира в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста.
По анализу научной литературы можно утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации специальной работы по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Тема исследования сформулирована исходя из актуальности данной проблемы: «Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: повысить уровень ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира на основе разработанной серии уроков.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что
воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников будет эффективным, если:
- разработана серия уроков по окружающему миру с целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
- проведена поэтапная работа по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить уровень ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
3. Разработать серию уроков по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Провести эксперимент по повышению уровня ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; анкетирование и наблюдение на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание работы по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников на уроках окружающего мира в соответствии с показателями уровня воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия уроков по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников может использоваться педагогами на уроках окружающего мира.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №4 В данном исследовании - 40 испытуемых в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
В процессе изучения теории воспитания ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира было установлено, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) - такой образ жизни индивида, основной целью которого является сохранение, эффективное укрепление и формирование собственного здоровья. Развитие ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста имеет множество особенностей, которые зависят в первую очередь от возраста ребенка. Младшие школьники уже начинают проявлять свое отношение к здоровому образу жизни в виде зачатков привычек к спорту, к правильному питанию, негативному отношению к курению и употреблению алкоголя.
«Окружающий мир» - это предмет, который изучает окружающую среду. Эффективный метод воспитания ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира - это игровая деятельность. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр. Воспитание ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира, происходит в наибольшей степени, и вписывается во весь процесс воспитательной деятельности. Роль учителя в данном случае чрезвычайно важна, так как устремляет личность на верное, гармоничное развитие
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста можно диагностировать у 45% детей. Младший школьник не знает, что такое здоровый образ жизни, не понимает значение здоровья в жизни человека. Спортом систематически не занимается, никаких секций не посещает, гуляет редко и нерегулярно. Школьник не демонстрирует навыков или умений ЗОЖ. Он не понимает, что такое забота о здоровье, что нужно для этого предпринимать, какие действия, привычки или еда являются для здоровья полезными, а какие - вредными. Режим дня не соблюдает без напоминания взрослых. Школьник не демонстрирует составляющие ЗОЖ в своем поведении или повседневной деятельности. Режим дня, питания, спортивных нагрузок не соблюдает, знаний об этом не имеет, данная тема не интересна. При беседе на вопросы отвечает кратко.
Средний уровень ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Младший школьник не полностью знает, что такое здоровый образ жизни, однако в целом понимает значение здоровья в жизни человека. Спортом занимается только в школе на уроках, никаких дополнительных секций не посещает, однако гуляет регулярно. У школьника частично наблюдаются навыки или умения ЗОЖ. Он понимает, что такое забота о здоровье, однако не может определить, что нужно для этого предпринимать. Может обозначить некоторые действия, привычки и пищу, которые являются для здоровья полезными или вредными. Режим дня не соблюдает без напоминания взрослых. Школьник частично демонстрирует составляющие ЗОЖ в своем поведении или повседневной деятельности. Режим дня и питания соблюдает, однако спортивных нагрузок, кроме школьных уроков физкультуры, не имеет. Данная тема не интересна. При беседе на вопросы отвечает кратко.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Было экспериментально доказано, что воспитание ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста будет возможным, если:
- разработана система работы на уроках окружающего мира с целью воспитания ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста, которая заключается в формировании у детей знаний о значимости и ценности здоровья, о ведении здорового образа жизни, формирование у детей младшего школьного возраста компонентов здорового образа жизни в деятельности и поведении, а также положительного отношения детей младшего школьного возраста к ЗОЖ;
- проведена поэтапная работа по воспитанию ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, следует вывод, что разработанная и апробированная нами работа по воспитанию ценностного отношения к зож у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира показывает высокий уровень эффективности.
Следовательно, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и точность выдвинутой гипотезы.
1. Агеевец В.У. и др. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М. : Физкультура, образование и наука, 2016. 450 с.
2. Акимова Л.Н. Психология спорта. Одесса: Студия «Негоциант», 2019. 291 с.
3. Байер К. Здоровый образ жизни. М. : Мир, 2016. 368 c.
4. Батуев A.C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии. 2015. №1. 148 с.
5. Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М. : Просвещение, 2016. 128 c.
6. Блюменталь Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни. М. : Альпина Паблишер, 2018. 450 с.
7. Божович JI. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 212 с.
8. Васильева Д. Молодежь и здоровье // Пока не поздно. 2014. № 11. С. 3.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 2015. 295 с.
10. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения: монография / Н. С. Гаркуша. - Челябинск: Центр Научного Сотрудничества, 2012. - 188 с. (7,8 п.л.).
11. Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология. 2014. № 3. 116 с.
12. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М. : Флинта, 2016. 560 c.
13. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей школьного возраста. М. : Проф. образование, 2019. 296 с.
14. Куценко Г. И. Книга о здоровом образе жизни. М. : Профиздат,
2017. 256 с.
15. Максачук Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения. М. : Компания Спутник +, 2018. 104 с.
16. Медик В. А. Состояние здоровья, условия и образ жизни современных спортсменов. М. : Медицина, 2016. 144 с.
17. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни. М. : Academia, 2015. 144 с.
18. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М. : СпецЛит, 2016. 176 c.
19. Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М. : Академия, 2016. 256 c.
20. Рассел Д. Здоровый образ жизни. М. : Книга по Требованию,
2018. 732 с.
21. Текучева Л.А. Здоровый образ жизни. Правильное питание. М. : Drugoe Reshenie, 2015. 449 с
22. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2017. 480 с.
23. Чичкова Г.М. Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. С. 13-18.
24. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб. : Речь, 2018. 480 с.
25. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2019. 493 с.
26. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М. - Воронеж: Ин-т практич. психологии; МОДЭК, 2017. 416 с.
27. Якуба А.В. Ежедневник Здоровый Образ Жизни. Гимнастика, питание, голодание, очищение. М. : Питер, 2018. 272 с.
28. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М. : Новая школа, 2014. 352 с.
29. Якобсон П. М. Психологическое компоненты и критерии становления зрелой личности. СПб. : Изд-во «Питер», 2019. 193 с.