Объект исследования - ООО "Фитнес Мастер" ( Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, город Когалым).
Основной вид деятельности - деятельность спортивных объектов.
Проведен краткий анализ экономических показателей за 2018-2020 годы.
Сделан подробный анализ персонала за 2018-2020 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и цели обучения персонала 6
1.2 Методы и оценка обучения персонала 15
1.3 Зарубежный опыт обучения персонала в организации 25
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ООО «ФИТНЕС МАСТЕР» И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 29
2.1 Краткая характеристика и финансово-экономические показатели организации ООО «Фитнес Мастер» 29
2.2 Анализ обучения персонала в организации 40
2.3 Внедрение системы обучения персонала в ООО «Фитнес Мастер» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Научно-технический прогресс, мировая конкуренция выдвигают новые требования по совершенствованию качества образования. Ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
Обучение персонала для большинства организаций в настоящее время приобретает особое значение как основа для эффективного функционирования, что связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам, компетенциям сотрудников.
Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою эффективность, а на следующий день будут в целом несовременными. Очень стремительно изменяются как внешние условия, так и внутренние условия функционирования организации, что справедливо ставит большинство организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.
В соответствии с насущными целями и перспективой организации обучение персонала представляет собой комплексный, многогранный процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Современный этап развития общества, характеризуется глобализацией, интеграцией, динамичностью инновационных процессов во всех сферах жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость в высококвалифицированных управленческих кадрах. Это в свою очередь повышает требования к формированию компетентности работников, уровня их профессионализма.
Компетенция является измеримой человеческой способностью, которая требуется для эффективной работы и может состоять из знаний, отдельного навыка или способности, личной характеристики или группы из двух или более из этих атрибутов.
Индивидуальные модели компетенций включают различные способности, навыки, знания, особенности личности и другие характеристики, подходящие или необходимые для должности, для которой была создана конкретная модель.
Целью исследования является изучение и развитие методологических основ обучения персонала и их практическая апробация для совершенствования управленческой деятельности ООО «Фитнес Мастер».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить подходы к сущности понятийных категорий обучения персонала;
• провести сравнительный анализ концептуальных подходов к обучению персонала;
• определить характеристики и функции управления персоналом в условиях пандемии;
• выявить специфику и алгоритмы обучения, применяемые в различных организациях;
• определить особенности, достоинства, недостатки и корректировку существующего механизма обучения персонала;
• дать характеристику деятельности ООО «Фитнес Мастер»;
• изучить особенности обучения в организации и разработать соответствующие рекомендации по совершенствованию.
Предметом исследования являются закономерности и принципы обучения персонала в организации.
В качестве объекта исследования выступает деятельность ООО «Фитнес Мастер».
Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и ведущих специалистов в области менеджмента Л.К. Аверченко, Б.Ю. Базарова, М.В. Герасимова, В.А. Гусева, О.В. Евтихова и др. а также материалы специальных периодических изданий по исследуемой проблеме, законодательные акты и нормативные документы по финансово-хозяйственной деятельности. Информационную базу исследования составила внутренняя отчетность ООО «Фитнес Мастер».
При создании работы автором использовались методы понятийного и классификационного анализа, приемы диалектического познания и др.
Цель, задачи, предмет и объект исследования обусловили следующую структуру дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Обучение персонала представляет собой целенаправленный, организованный, планомерный, систематический процесс получения необходимых знаний персоналом организации. Основная цель обучения персонала - увеличить трудовой потенциал сотрудников для решения личных проблем и задач в сфере функционирования и развития организации. В качестве учебных процедур используют различные виды деятельности по профессиональной подготовке персонала: семинары по стратегическому управлению для управления предприятием; обучение в бизнес-школах перспективных молодых людей; обучение иностранным языкам сотрудников отдела маркетинга; ротация обычных сотрудников и менеджеров и т. д. Наиболее распространенными активными методами обучения являются: тренинги; наставничество; деловые и ролевые игры; разбор практических ситуаций, семинары; конференции; проблемные лекции; баскет-метод и другие.
Вынужденный переход на удаленку из-за пандемии показал очевидные плюсы такой работы для компаний, которые ранее даже не рассматривали этот вариант: сокращаются расходы на аренду помещений и коммунальные платежи, поиск сотрудников не ограничивается географией офиса, люди не тратят время на дорогу и меньше устают, отсутствуют отвлекающие факторы и т. д. Это хорошие поводы, чтобы заняться организацией дистанционной работы.
На таком фоне растет потребность в корпоративном обучении – важно сохранить общее поле взаимодействия между сотрудниками, поддерживать и усиливать компетенции, быть готовыми к новым вызовам. Гибкое и адаптируемое дистанционное обучение помогает сократить разрыв в знаниях между сотрудниками. Коронакризис как раз показал, что дистанционное обучение может быть эффективнее, чем традиционные формы, например очные занятия с тренерами или самообучение по учебникам и методическим материалам. Так, Сбербанк во втором квартале 2020 года перевел свой корпоративный университет на программы дистанционного образования в виде вебинаров и групповых занятий в режиме онлайн. И этим увеличил количество завершенных программ на 40 % по сравнению с первым кварталом года.
Параллельно с активным внедрением дистанционного формата происходит переосмысление корпоративного образования в сторону риск-менеджмента. Этот тренд подтверждается недавними исследованиями PwC. По результатам опроса, лишь 16 % компаний предусматривали риски, схожие с кризисом COVID-19. 30 % опрошенных организаций планируют разрабатывать проекты мониторинга таких угроз и организации стабильной деятельности предприятия. 50 % готовятся интегрировать риск-менеджмент с другими бизнес-функциями. А еще 30 % намереваются усовершенствовать методы анализа рисков и сделать их более глубокими.
Тренинг является одной из самых распространенных форм обучения персонала в организациях. Организация и реализация тренинга компетенций предполагает разработку тренинговой программы, которая включает в себя три этапа: анализ потребностей в тренинге, подбор методов и техник (проведение тренинга компетенций), оценка тренинга компетенций и измерение результатов. Программа тренинга компетенций может состоять из общих элементов, технических приемов, процедур. Каждый тренинг вместе с тем представляет собой творческий процесс создания чего-то нового, уникального.
По результатам анализа основных экономических показателей выявлено снижение выручки от реализации в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 25660 тыс. руб. или на 1,7%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом отмечается снижение на 12290 тыс. руб. или на 0,8%. Аналогично в 2020 году сократилась себестоимость реализации на 41870 тыс. руб. или на 3,6%. В 2020 году была получена валовая прибыль в размере 337534 тыс. руб. и чистая прибыль в размере 38621 тыс. руб. Величина среднегодовой стоимости основных фондов снизилась на 42426 тыс. руб. или на 16,8% в 2020 году, а среднегодовой стоимости оборотных средств – на 40769 тыс. руб. или на 4,3%.
На предприятии применяется программа развития управленческих компетенций ассистентов – приложение и обучающая программа. При повышении до уровня ассистента есть модули для обучения. А ассистенты, которые назначаются лидерами департамента, прослушивают уже другие модули. Есть обучающая платформа, где много модулей для разных уровней сотрудников. Есть еще приложение «saba cloud», в котором директор может записывать сотрудников на обучение (очные и заочные), либо же сотрудники сами записываются.
Обучение руководителей навыкам наставничества предполагает диагностику результативности: анализ обратной связи и рефлексии сотрудников по отношению к руководителям.
В аналитический инструментарий можно включить умение вести развивающие беседы, уровень квалификационного мастерства, способность к эмпатии, креативность, педагогическое мастерство и др.
Эффективность ООО «Фитнес Мастер» отражает комплексный результат использования его ресурсов за определенный промежуток времени. Если предприятие эффективно, значит, повышается производительность труда, к чему и должно стремиться промышленное предприятие ООО «Фитнес Мастер».
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – Ст.4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федер.закон от 30.11.1994. № 51-ФЗ // Собр.законодательства Рос.Федерации. - 2020. - № 32. – Ст.3301
3. Абуладзе, Д. Г., Выпряжкина И. Б., Маслова В. М. Документационное обеспечение управления персоналом. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2019. - 300 c.
4. Аверченко, Л.К. Моделирование системы управления персоналом: курс лекций для всех форм обучения по направлению подготовки - 38.03.03. Упр. персоналом / Л. К. Аверченко; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2018. - 135 с.
5. Ананьев, А.Н. Социальная политика на предприятиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediatext.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2022). - Загл. с экрана.
6. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг. — Питер, 2017. — 848 с
7. Аширов, Д. А. Управление персоналом; ТК Велби, Проспект - М., 2018. - 432 c.
8. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности менеджера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2022). – Загл. с экрана.
9. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Издательский центр, 2020. – 320 с.
10. Байтасов, Р. Р. Управление персоналом. Конспект лекций; Феникс - М., 2019. - 352 c.
11. Богдан, Н.Н., Климова, Т.В. Социальная политика и социальная ответственность организаций в современном обществе: учеб. пособие / Н. Н. Бог-дан, Т. В. Климова ; СибАГС.— Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2019.— 272 с. – С. 13.
12. Брагина, З. Управление персоналом; КноРус медиа - М., 2021. - 893 c.
13. Бурджалов, Ф. Социальная сфера предприятия: корпоративный вариант //Труд за рубежом. – 2019. - №1. – С. 95 – 112.
14. Велькова, Н. Профессионально важные качества HR-a [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mainjob.ru, свободный (дата обращения: 10.01.2022). – Загл. с экрана.
15. Володина, Н. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Володина, Наталья. - М.: Эксмо, 2018. - 240 c.
16. Герасимов, М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект / М.В. Герасимов // Молодой ученый. - 2019. - №5. - С. 319-323.
17. Гусев, В.А. Создание адаптивной системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для регионального рынка труда / В.А. Гусев, О.Ю. Нисман // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 214-218.
18. Дементьева, А. Г., Соколова М. И. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебник; Аспект пресс - М., 2018. - 352 c.
19. Довлекаева, А. А. Корпоративное обучение как метод повышения лояльности персонала / А.А. Довлекаева // Молодой ученый. - 2017. -№5. -С. 154-159.
20. Долгорукова, И.В. Современные практики реализации корпоративной социальной политики на российских предприятиях //Вестник МГИМО. – 2021. - №36. – С. 206 – 214.
21. Доронина И.В., Бичеев М.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций. — Новосибирск: СибАГС, 2019.— 159 с.
22. Евтихов, О. В. Управление персоналом организации. Учебное пособие; ИНФРА-М - М., 2019. - 304 c.
23. Зильберман, М. Активный тренинг. Универсальный подход к обучению / М. Зильберман, К. Ауэрбах. - М. : Альпина Паблишерз, 2020. - 412 с.
24. Ильницкий, С. А. Обучение персонала как стратегический фактор в системе управления персоналом организации / С.А. Ильницкий // Молодой ученый. -2018. -№3. -С. 418-423.
25. Карпухин, М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды / М.Ю. Карпухин // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 1 (155). - С. 17.
26. Кибанов, А. Я., Митрофанова Е. А., Ивановская Л. В., Эсаулова И. А. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие; Проспект - М., 2019. - 619 c.
27. Кибанов, А.Я. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2017. - 644 c.
28. Кибанов, А.Я. Управление персоналом. Теория и практика. Организация оплаты труда персонала.Уч.-практ.пос.-М.:Проспект,2018. - 232 c.
29. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. Научно-практическое пособие / М.В. Кларин. - М.: Мир, 2020. - 224 c.
30. Кобыш, А.Н. Технологии и методы управления персоналом, связанные с обучением / А.Н. Кобыш // Проблемы научной мысли. - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 11-13.
31. Козлова, А. М. На волне успеха: книга-тренинг / А. М. Козлова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 201 с.