Обоснование облика и режимных параметров ЖРД с системами питания открытого типа и с дожиганием генераторного газа в камере (Энергетические аспекты тепловых машин, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика топливных компонентов 4
1.1 АК-27 как окислитель в ракетных топливах 4
1.2 Гидразин как горючее 4
1.3 Характеристики топлива 5
2. Облик двигателя 7
2.1. Вариант ЖРД с насосной системой подачи открытого типа 7
2.2. Работа ПГС ЖРД с насосной системой подачи открытого типа 9
2.3. Вариант ЖРД с насосной системой подачи закрытого типа 11
2.4. Работа ПГС ЖРД с насосной системой подачи закрытого типа 14
3. Термодинамический и энергетический расчет ЖРД 17
3.1. Термодинамический расчет 17
3.2. Энергетический расчет ПГС ЖРД с насосной системой питания открытого типа 20
3.3. Энергетический расчет ПГС ЖРД с насосной системой питания закрытого типа 28
4. Сопоставительный анализ рассматриваемых вариантов ЖРД 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В настоящее время освоение космоса является одной из ключевых задач оборонно-промышленного комплекса, ведь это позволяет не только обеспечить безопасность территорий государства, но вывести полезную нагрузку на орбиту планеты. Осуществить вышесказанное без использования ракеты невозможно точно, как и представить ракету без ракетного двигателя (РД).
Проектирование РД следует начинать с выбора топливной пары и создание пневмогидравлической системы (ПГС), которая впоследствии и будет определять работу двигателя в целом. В состав ПГС входит ряд устройств, магистралей и агрегатов, связанных с камерой сгорания (КС). Именно в КС создаётся преобразование внутренней энергии топлива в тепловую энергию, которая в сопле уже переходит в кинетическую энергию, создавая реактивную силу.
Целью данной работы является обоснование облика и режимных параметров жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с системами питания открытого типа и с дожиганием генераторного газа в камере.
В результате сравнения двух спроектированных ПГС ЖРД можно сделать вывод, что двигатели закрытой схемы по удельным и абсолютным энергетическим характеристикам являются наиболее преимущественными. Высокие значения давления в КС двигателей с дожиганием генераторного газа приводят к уменьшению массогабаритных характеристик КС, повышению степени расширения сопла. Значения удельного импульса также выше, несмотря на меньший суммарный массовый расход. Большие энергетические характеристики ЖРД с дожиганием и возможность реализации высоких давлений в КС предопределили применение двигателей этого типа для первых ступеней ракет.
Несмотря на все вышеперечисленные преимущества двигателей закрытой схемы нельзя оставить без внимания преимущества открытой схемы, среди которых можно выделить возможность глубокого дросселирования, обеспечения многорежимности двигателя, относительную простоту конструкции и, как следствие, высокую надежность изделия. Все это дает возможность применения ЖРД без дожигания в качестве маршевых двигателей крылатых ракет, а также зенитных управляемых ракет.
Таким образом, схема двигателя предопределяется требованиями к летательному аппарату.