Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Понятие и сущность территории Российской Федерации 8
1.1 Понятие и характеристика территории как признака государства 8
1.2 Принципы обеспечения сохранности территории Российской
Федерации. Основы федеративных отношений 12
1.3 Принципы территории РФ в системе международного
регулирования. Особенности суверенитета РФ 15
Глава 2 Государственно-правовой статус государственной территории 21
2.1 Виды и понятия территорий в праве 21
2.1.1 Правовой режим в Арктике 22
2.1.2 Правовой статус Шпицбергена 25
2.1.3 Правовой режим Антарктиды 26
2.2 Правовой статус государственных границ 29
2.3 Правовой статус государственных границ 35
Глава 3 Проблемы прилегающих территорий 39
3.1 Континентальный шельф и исключительная
экономическая зона 39
3.2 Проблема спорных территорий 45
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что само существование государства создает предпосылки для создания правовых институтов общества. На сегодняшний день идет активное становление правового государства, поэтому научного осмысления требуют такие институты права как государственный суверенитет, режим государственных границ, принципы международного права, территория государства.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие определение территории государства.
Цель исследования - получение комплексного представления о месте и роли такого признака государства как территория.
Правовая проблема института государства и его основных элементов, в том числе федерализма, связан с постановкой перед государствами современного мира многих глобальных вопросов и задач. Например, вопроса о том, можно ли считать союз двух и более государств федерацией, как предлагают некоторые авторы научных исследований, а также в каком виде будет существовать суверенитета отдельного государства.
Далее были выделены признаки государства и подробно разобран такой признак как территория.
Территория как признак государства - это пространственная категория, однако без институтов публичной власти ее нельзя определить, как принадлежащую определенному государству.
Нормы законодательства России закрепляют территориальную целостность нашей страны, а именно Конституция РФ и Закон об обороне. Принцип сохранности территории тесно связан с суверенитетом государства. Суверенитет - это независимость, самостоятельность государства во внешних и внутренних делах, и верховенство в собственных пределах.
Так же были рассмотрены правовые проблемы прилегающих территорий. Вопрос был раскрыт через определение континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
В результате было выявлено, что вопрос континентального шельфа и исключительной экономической зоны закреплен на международном уровне, так и в законодательстве нашей страны.
Так же мной были рассмотрены правовые проблемы прилегающих территорий, вопрос был раскрыт через определения континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Рассмотрен вопрос спорной территории, который был раскрыт на примере присоединения Крыма.
Таким образом, в данном исследовании исчерпывающе раскрыто понимание и правовое закрепление территории как признака государства.
В любой исторический период времени, вопрос о том, что вкладывать в понятие «государство» занимал умы многих ученых. Ответить точно на этот вопрос без анализа различных признаков государства невозможно, это связано с многими правовыми институтами, в котором существует различная совокупность признаков.
Признаки государства определяется уникальностью и определенностью признаков [30, с. 67]. Раскрытие такой уникальности связанно с особенными свойствами государства, которые не похоже на другие социальные явления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что само существование государства создает предпосылки для создания правовых институтов общества. На сегодняшний день идет активное становление правового государства, поэтому научного осмысления требуют такие институты права как государственный суверенитет, режим государственных границ, принципы международного права, территория государства.
На сегодняшний день, государство представляет собой исторический институт, который олицетворяет определённый аппарат управления общественными взаимодействиями, которые действуют в пределах основной территории в осуществления государственной власти, издания общих законов и других различных законов и нормативных актов, рассчитано на упорядочение общественных взаимодействий.
Правовая проблема института государства и его основных элементов, в том числе федерализма, связан с постановкой перед государствами современного мира многих глобальных вопросов и задач. Например, вопроса о том, можно ли считать союз двух и более государств федерацией, как предлагают некоторые авторы научных исследований.
Тема исследования понятие и сущности территории России не может ограничиться только нашей страной. Необходимо проанализировать как вопрос базовых принципов «территории государства», так и проблему того, как на данный момент трансформируются основные элементы государства.
Объединяясь в межгосударственные образования, государства создают новый субъект международных отношений. Говоря о роли межгосударственных образований на данном этапе развития мира, можно отметить, что они оказывают серьезное влияние на мировую политику. Это проявляется, в первую очередь, в виде воздействия на экономику, социальную и военную сферы. Вырабатывая общий план совместных действий, а также выражая позицию нескольких государств по конкретному вопросу, межгосударственное объединение выступает как самостоятельный субъект международного права.
На данный момент в юридической доктрине нет единого понимания правовой природы межгосударственных объединений. В связи с этим, можно говорить о том, что межгосударственный союз имеет двойственную природу: с одной стороны - это объединение нескольких государств, созданное для достижения определенных целей; с другой стороны - это образование, которое может иметь признаки федерации, а именно: центральные органы, в которых присутствуют элементы разделение властей, наличие единого закона - международного договора, единой валюты, а также единого гражданства.
В существующем международном пространстве набирает обороты процесс глобализации. Он, в свою очередь, предполагает сотрудничество государств по социально-экономическим, культурным и техническим вопросам, а также их слияние в межгосударственные объединения. Факт объединения государств является центральным вопросом в международных отношениях.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие определение территории государства.
Цель исследования - получение комплексного представления о месте и роли такого признака государства как территория.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие и характеристику территории как признака государства;
- рассмотреть принципы обеспечения сохранности территории РФ. Основы федеративных отношений;
- проанализировать принципы территории РФ в системе международного регулирования. Особенности суверенитета РФ.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы: метод анализа, синтеза, диалектический и формальный метод.
При написании работы, исследовались работы различных авторов: С.Ю. Наумов, Т.В. Касаевой, Р.Л. Иванов, Р.Б. Головкин, К. А. Шумова.
Структура работы состоит из: введения, трех параграфов, списка используемой литературы.
Таким образом, в результате можно сделать вывод о том, что была достигнута цель настоящего исследования - получение комплексного представления о месте и роли такого признака государства как территория.
Анализ территории как признака государства был начат с определения государства.
В результате изучения мнений авторов научных работ, было предложено следующее определение: государство - это организация политической власти, располагающая специальным аппаратом, который имеет право управлять, и, в случае необходимости, использовать принуждение в отношении населения страны.
Далее были выделены признаки государства и подробно разобран такой признак как территория.
В силу ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Также в контексте данной правовой нормы Конституции РФ были выделены следующие признаки государства: общая площадь; расстояние с севера на юг, и с запада на восток; численность и плотность населения; расположение по отношению к другим странам; климат и особенности ландшафта
В результате был сделан вывод, что территория как признак государства - это пространственная категория, однако без институтов публичной власти ее нельзя определить как принадлежащую определенному государству.
В тоже время, анализируя территорию государства, нельзя обойти вниманием вопрос территориальной целостности.
Нормы законодательства России закрепляют территориальную целостность нашей страны, а именно Конституция РФ и Закон об обороне.
Стоит отметить, что сохранение целостности является целью государства, которое достигается с помощью правоохранительной функции.
Вопрос сохранности территории государств широко распространен в международном праве. Первоначально принцип сохранности был закреплен именно в международных актах, а именно в ст. 10 Устава Лиги Наций и в ст. 2 Устава ООН.
Принцип сохранности территории тесно связан с суверенитетом государства.
Суверенитет является одним из основных признаков государства. Суверенитет - это независимость, самостоятельность государства во внешних и внутренних делах, и верховенство в собственных пределах
В результате анализа суверенитета был сделан вывод, что на современном этапе развития мира он явно теряет свое устоявшееся значение. Членство во многих международных организациях, к примеру, ООН, предполагает отчуждение части суверенитета. То есть, суверенитет чаще всего носит фактический, формальный характер. Он закреплен нормативно, но в реалиях является претензией на независимость.
Во второй главе говорится о государственно правовых статусах территорий.
В настоящее время существует целая классификация по правовым признакам различных территории. Выделяют государственные, международные и смешаны формы правового регулирования территорий.
Вся территория по правовым нормам делится на государственную, межрегиональную и территорию общего пользования. Государственная территория подразделяется на сухопутную, морскую, воздушную и недра. Изменение территориальной границы может происходить различными способами.
К границам государства относят территорию, которая определяет границы этого государства. Границы могут распространяться как на суше, так и на водном пространстве. Приграничная зона находится под охранной и для того, чтобы пересечь границу какой-либо территории нужно иметь специальное разрешение, документ, удостоверяющий личность, в также оплатить госпошлину.
В третьей главе исследования были рассмотрены правовые проблемы прилегающих территорий.
Вопрос был раскрыт через определение континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, прилегающих к берегу, но находящихся за пределами зоны территориальных вод, до глубины 200 м или за этим пределом до такой отметки, пока глубина покрывающих вод позволяет вести разработку естественных ресурсов этих районов, а также поверхность и недра морского дна подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей Части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции о морском праве.
В результате было выявлено, что вопрос континентального шельфа и исключительной экономической зоны закреплен как на международном уровне, так и в законодательстве нашей страны.
Несмотря на полноту правового регулирования вопроса территорий, суверенитета государств, возникают споры и, так называемые, спорные территории. Нами на примере Крыма был рассмотрен вопрос спорной территории.
Государственный суверенитет России означает ее высшую власть или верховенство власти в отношении всех других субъектов публичных отношений на своей территории, в определении внешней и внутренней
политики, в принятии законов. В соответствии со ст. 4 (ч. 1) Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию: на сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также на объекты с государственной символикой Российской Федерации.
В результате было выявлено, что вопрос континентального шельфа и исключительной экономической зоны закреплен как на международном уровне, так и в законодательстве нашей страны.
Несмотря на полноту правового регулирования вопроса территорий, суверенитета государств, возникают споры и, так называемые, спорные территории. Нами на примере Крыма был рассмотрен вопрос спорной территории.
Таким образом, в данном исследовании исчерпывающе раскрыто понимание и правовое закрепление территории как признака государства.
1. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // Консультант Плюс: справочная правовая система.
2. Конвенции по морскому праву 1982 г. // Консультант Плюс: справочная правовая система.
3. Устав Совета Европы ETS № 001(Лондон, 5 мая 1949 г.)
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Консультант Плюс: справочная правовая система.
5. Федеральный конституционный законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
6. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019)// Консультант Плюс: справочная правовая система.
7. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (ред. 13.07.2015)// Консультант Плюс: справочная правовая система.
8. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.02.2020)// Консультант Плюс: справочная правовая система.
9. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// Консультант Плюс: справочная правовая система.
10. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
11. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
12. Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
13. Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
14. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Консультант Плюс: справочная правовая система.
15. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об обращении лекарственных средств» от 11.10.2010 № 271-ФЗ //
Консультант Плюс: справочная правовая система.
16. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ// Консультант Плюс: справочная правовая система.
17. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 24.06.2019) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система.
18. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» № 781 от 15.09.2011 // Консультант Плюс: справочная правовая система.
19. Приложение № 2 Марракешского соглашения о создании
Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) //
Консультант Плюс: справочная правовая система.
...
Всего источников - 60.