Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Обзор систем изменения фаз газораспределения 7
1.1 Классификация систем изменения фаз газораспределения 7
1.2 Системы изменения фаз при постоянном время-сечении 7
1.3 Системы изменения фаз и время-сечения 11
1.4 Анализ целесообразности применения различных систем изменения фаз газораспределения 17
2 Оптимизация фаз газораспределения в программной комплексе ДИЗЕЛЬ-РК 19
2.1 Краткие теоретические сведения о программном комплексе 19
2.2 Выбор оптимальных фаз газораспределения 19
3 Тепловой расчет бензинового двигателя с использованием методики И.И. Вибе для двух различных настроек механизма газораспределения 22
3.1 Выбор скоростных режимов для расчета 22
3.2 Выбор топлива и его параметров 23
3.3 Расчет параметров рабочего тела 23
3.4 Параметры окружающей среды и остаточных газов 25
3.5 Расчет процесса наполнения 26
3.6 Расчет процесса сжатия и начала воспламенения 29
3.7 Термодинамический расчет процесса сгорания 31
3.8 Расчет процессов расширения и выпуска 34
3.9 Расчет индикаторных показателей рабочего цикла 37
3.10 Расчет эффективных показателей двигателя 38
3.11 Расчет внешнего теплового баланса 40
4 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма 42
5 Кинематический расчет клапанного механизма 43
5.1 Основные размеры проходных сечений в горловинах и клапанах 44
5.2 Основные размеры кулачка 45
5.3 Профилирование безударного кулачка (кулачек Курца) 45
5.4 Расчет пружины клапана 50
6 Расчет распределительных валов 53
6.1 Расчет выпускного распределительного вала 53
6.2 Расчет впускного распределительного вала 54
7 Анализ устойчивости режима работы двигателя и его динамических характеристик 57
8 Безопасность и экологичность технического объекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Результаты оптимизации фаз газораспределения 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты теплового расчета 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты кинематического расчета 82
Автомобильные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) эксплуатируются на различных частотах вращения коленчатого вала. Поэтому зависимости крутящего момента и мощности от частоты вращения коленчатого вала являются важнейшими характеристиками двигателей, предназначенных для автотранспорта.
Чтобы увеличить крутящий момент бензинового двигателя, работающего на составе смеси близком к стехиометрическому, необходимо увеличить цикловую подачу топлива и обеспечить нужное количество воздуха для его полного сгорания, то есть увеличить цикловое наполнение. За осуществление процессов газообмена в двигателях внутреннего сгорания отвечает механизм газораспределения, имеющий впускные и выпускные органы и детали, которые обеспечивают их своевременное открытие и закрытие.
В автомобилестроении наибольшее распространение получили четырехтактные быстроходные двигатели с клапанным механизмом газораспределения, в состав которого входят: клапаны, распределительные валы, толкатели, гидрокомпенсаторы, рычаги, пружины и др.
Совершенство очистки и наполнения цилиндра таких двигателей главным образом зависит от площади проходного сечения клапанов и продолжительности фаз газораспределения. Увеличение проходных сечений ограничено конструктивными особенностями, а продолжительность фаз связана с профилем кулачка распределительного вала. Кулачок спроектирован для обеспечения максимального крутящего момента при определенной частоте вращения коленчатого вала, при отклонение от которой наполнение цилиндра уменьшается ввиду инерционных свойств воздуха. Таким образом, постоянные фазы газораспределения не способны обеспечить максимально возможное наполнение цилиндра свежим зарядом во всем рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала. Для повышения наполнения на различных частотах вращения и улучшения динамических свойств двигателя применяются различные изменения фаз газораспределения.
Одной из важнейших динамических характеристик двигателя является коэффициент приспособляемости, численно равный отношению максимального крутящего момента к номинальному, и характеризующий способность двигателя преодолевать возросшее сопротивление без перехода на низшую передачу.
Целью работы является увеличение коэффициента приспособляемости автомобильного бензинового двигателя без значительного изменения номинальной мощности. Задачами данной работы являются: выбор оптимальной системы изменения фаз газораспределения, нахождение оптимального профиля кулачка и фаз газораспределения, а так же их смещения при различных режимах работы двигателя, конструктивное размещение системы изменения фаз газораспределения на модернизируемом двигателе, анализ изменения динамических свойств двигателя.
В результате обзора и анализа различных систем изменения фаз газораспределения, обоснован выбор системы бесступенчатого изменения фаз. За счет системы изменения фаз газораспределения удалось достигнуть увеличения максимального крутящего момента на 7 %. При этом смещение максимального крутящего момента в зону более низких оборотов позволило достичь значения коэффициента приспособляемости 1,331 и коэффициента эластичности 2,24.
Спрофилированный безударный кулачек обеспечил приемлемые значения ускорений толкателя при оптимальном время-сечении клапана. Мероприятия, связанные с изменением относительного углового положения распределительных валов в зависимости от нагрузки, позволили уменьшить выбросы токсичных веществ, а так же снизить минимальные устойчивые обороты холостого хода на 9 %.
1. Луканин В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов/В. Н, Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.; Под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. - 3е изд. перераб. - М.: Высш. Шк., 2007. - 400 с.: ил.
2. Луканин В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов/В. Н, Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.; Под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. - 3-е изд. перераб. - М.: Высш. Шк., 2007. - 479 с.: ил.
3. L. Qingyu « Comparative study on the pumping losses between continuous variable valve lift (CVVL) engine and variable valve timing (VVT) engine» vol.137(2018),pp.710-720 / www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1359431117351918.
4. Y. Zhipeng «Quantitative study on influence factors of power performance of variable valve timing (VVT) engines and correction of its governing equation» vol. 157(2018), pp.314-326 / www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360544218309708
5. U. Hasan «Effects of application of variable valve timing on the exhaust gas temperature improvement in a low-loaded diesel engine» vol. 122 (2017), pp. 758-767 / www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1359431117306130
6. L. Kaimin «Effect of asynchronous valve timing on combustion characteristic and performance of a high speed SI marine engine with five valves» vol.123(2016),pp.185-199 / www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0196890416305210
7. Ютт В. Е. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 440 с.: ил.
8. Орлин А. С. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания»/С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.; Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Машиностроение, 1985. - 456 с.,ил.
9. I. Zibani, R. Marumo, J. Chuma, I. Ngebani «Control Unit fora Coreless Stator for use with SI Engine Stepping Valve» vol. 21(2018), pp. 397-404 / www.sciencedirect.com.
10. A. Ainul, A. Shakrine «ENGINE OPTIMIZATION BY USING VARIABLE VALVE TIMING SYSTEM AT LOW ENGINE REVOLUTION» vol.10(2015),pp.9730-9735 / https://www.researchgate.net/publication/290264041.
11. Кулешов А.С. Развитие методов расчета и оптимизация рабочих процессов ДВС. 2011 г. - Москва, МГТУ им. Баумана. - 235 С.
12. Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя [Текст] / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - 282 с.
13. Райков И. Я., Рытвинский Г.Н. Конструирование автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания». - М.: Высш. шк., 1986. - 352 с.: ил.
14. Колчин А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов/А. И. Колчин, В. П. Демидов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Шк., 2008. - 496 с.: ил.
15. Крутов В. И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» - 5-е изд., перераб. И до. - М.: Машиностроение, 1989. - 416 с.: ил.
...