ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ 7
1.1 Содержание экономической безопасности страны 7
1.2 Экономический рост как важнейший фактор обеспечения экономической безопасности государства 16
1.3 Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности государства 26
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 32
2.1 Анализ макроэкономических показателей России, характеризующих экономический рост 32
2.2 Анализ влияния угроз на динамику экономического роста 40
2.3 Проблемы обеспечения экономического роста как базы повышения уровня экономической безопасности регионов России 53
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 57
3.1 Направления обеспечения экономического роста и экономической безопасности 57
3.2 Мероприятия по устранению угроз в реальном секторе экономики в целях повышения экономической безопасности РФ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
В настоящее время безопасность является одной из наиболее важных потребностей для отдельного человека, семьи, организаций, государства и общества в целом. Это обусловлено необходимостью защиты от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений. В условиях формирования рыночной экономики показатели безопасности значительно ухудшились.
Постоянное и массовое неудовлетворение потребности в безопасности негативно влияет на развитие и функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, что усугубляет кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. Поэтому, осуществление мер по обеспечению безопасности становится ключевой задачей на всех уровнях защиты прав и интересов отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом.
Важное значение имеет развитие системы мониторинга и контроля за безопасностью, которая должна своевременно обнаруживать и устранять возникающие угрозы и риски. При этом, меры по обеспечению безопасности должны быть пропорциональны потребностям и параметрам конкретного случая, иначе это может привести к избыточным затратам и потере эффективности действий.
Все участники общества, включая государственные структуры, организации и гражданское общество, должны активно принимать участие в обеспечении безопасности. Важно также развивать и продвигать культуру безопасности на всех уровнях общественной жизни с целью повышения осведомленности и ответственности каждого гражданина в сохранении своего благосостояния и чувства безопасности.
В мире сегодняшних дней сталкиваются со значительной нестабильностью и неопределенностью в экономической и политической сферах. Новые глобальные угрозы потенциально нарушают благосостояние государств, стремящихся к своей суверенности. США претендует на роль лидера во всем мире в экономических вопросах и регулярно введение новые экономические санкции в отношении России. На фоне этого, экономическая ситуация в России находится на стадии стагнации, и важность обеспечения экономической безопасности страны возрастает. Это становится необходимым условием для существования и развития единого независимого суверенного государства.
В системе национальной безопасности России, я полагаю, что основное значение должно отводиться экономической безопасности. Безопасность общества определяется взаимосвязью трех составляющих: устойчивости политического режима, экономического процветания и обороноспособности государства. Экономическая безопасность соответствует требованиям сохранения макроэкономической устойчивости, всестороннего развития экономики, развития инновационных технологий, привлечения иностранных инвестиций и защиты экономических интересов России на мировом рынке. Она становится неотъемлемым условием для успеха и процветания России в глобальном экономическом сообществе.
Также в настоящее время экономическая безопасность является основой для существования и развития государства, соответственно ее обеспечение становится неотъемлемой частью национальной политики.
Одной из главных целей такой политики является обеспечение независимости страны и достижение эффективности в общественной жизни. Мировой опыт доказывает, что гарантированная экономическая безопасность способствует стабильному функционированию государства и позволяет достигать заметных успехов. Важность обеспечения экономической безопасности страны подчеркивает ее приоритетность среди национальных задач.
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается рядом обстоятельств:
- во-первых, формированием современных подходов в сфере экономики и управления деятельностью государства;
-во-вторых, осложнением внутриэкономических и социально-политических проблем в стране, в результате чего обостряется социальная напряженность в обществе и происходит разрушение экономических основ безопасности функционирования и развития государства;
- в-третьих, необходимостью нейтрализации внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства.
В числе различных отечественных экономистов, которые занимаются проблемами экономической безопасности, можно отметить В. Алексеева и Л. Абалкина, а также А. Арбатова, О. Белькова, А. Вакурина и других. Теоретическим аспектам современного экономического роста сегодня посвящено множество работ западных и отечественных ученых. Среди исследователей можно отметить М. Абрамовитца, Е. Домара, П. Дугласа, Дж. М. Кейнса, В. Леонтьева, Р. Харрода, С. Фишера и других. При написании работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Аносова А.В., Барт А.А., Гордиенко Д.В., Садоян З.Р. и других.
Целью данной работы является изучение экономического роста как условия обеспечения экономической безопасности России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть содержание экономической безопасности страны;
- проанализировать экономический рост с позиции важнейшего фактора обеспечения экономической безопасности государства;
- определить нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности государства;
- провести анализ макроэкономических показателей России, характеризующих экономический рост;
- провести анализ влияния угроз на динамику экономического роста;
- раскрыть проблемы обеспечения экономического роста как базы повышения уровня экономической безопасности регионов России;
- определить направления обеспечения экономического роста и экономической безопасности;
- раскрыть мероприятия по устранению угроз в реальном секторе экономики в целях повышения экономической безопасности РФ.
Объект исследования – экономическая безопасность государства.
Предмет исследования – экономический рост как условие обеспечения экономической безопасности государства.
Методология исследования. При написании работы были использованы следующие научные методы:
– синтез;
– анализ;
– классификация;
– обобщение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Экономическая безопасность – основа государственного устройства, на котором строятся остальные сферы. При нарушении данного пункта также рушится, например национальная безопасность, которая в свою очередь отвечает за общие государственные интересы. Суть данного аспекта именно лежит в обеспечении самой стабильности. Речь как раз-таки и идёт о том, что национальная безопасность зависит от экономической безопасности.
Таким образом стратегия национальной безопасности говорит о том что в России суть выступает по регуляции общих явлений которые могут на полном основании изменить государственную политику в том числе обращенную на экономическую сферу. Суть этой сферы заключается в обеспечении стабильности развития социально-экономической среды и устойчивости функционирования экономики страны. Также данная политика определяет в принципе все последующие перспективные направления, которые работают в определённом концепте деятельности во всех представленных аспектах экономической среды. Также здесь можно говорить и о такой политике как Государственная стратегия экономической безопасности России, которая прорабатывает экономические угрозы и сферы давления. Все эти аспекты во многом уже могут влиять на общие положения и сферы, которые могут изменить экономическую структуру и последующую стратегию безопасности, в отсутствии какой-либо криминализации общественного института.
Удалось выяснить что экономическая безопасность и обеспечение его работы является крайне сложным процессом. Если его неправильно использовать – возможен серьёзный кризис который в свою очередь уничтожает внутреннюю экономическую структуру и не позволяет процессу развития улучшить стабильность других аспектов в государстве (в первую очередь). Таким образом политика экономического развития опирается на политику экономической безопасности. Среди главных факторов, влияющих на экономическую безопасность, можно говорить о изменениях в мировом пространстве, также о нюансах процесса спроса/предложения, изменению конкурентной среды. В частности, экономическую безопасность очень сильно меняют кризисные элементы. Исходя из этого, то, что способно обеспечить какую-либо безопасность экономике может только новая и модернизированная стратегия со стороны государства, которые смогут прорабатывать угрозы и конфликты в данной сфере. Это заключено в первой главе.
Вторая глава раскрывает особенность показателей на основании макроэкономических процессов. Так к ним относиться ВВП, либо может относиться уровень инфляции. Дополнительно были выделены: уровень инфляции, государственный долг и другие схожие аспекты. Во второй главе был проведен анализ макроэкономических показателей. К основным макроэкономическим показателям относится: ВВП, уровень инфляции, государственный долг, уровень безработицы, дефицит федерального бюджета и др. Эти показатели были выбраны для определения дальнейших и лучших по эффективности решений.
Исходя из экономических метрик в России, было замечено замедленное развитие последующих темпов роста населения из-за усугублённого состояния экономической среды. Эти аспекты только набирают обороты. Были выделены следующие направления, которые могут способствовать улучшению экономической ситуации и нивелированию сложной обстановки в будущем.
Первое направление – развитие системы государственного управления в экономической сфере. Это может включать в себя укрепление регулирования финансовых рынков, повышение качества законодательства в области экономики и улучшение связей между государственными и частными структурами.
Второе направление – обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики. Это может включать в себя развитие инфраструктуры и транспорта, улучшение условий для малого и среднего бизнеса, и инвестирование в развитие сельского хозяйства.
Третье направление – создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий. Это может включать в себя инвестирование в исследования и разработки, привлечение иностранных инвесторов и стимулирование создания новых работ мест.
Четвертое направление – стимулирование инновационного развития. Это может включать в себя создание центров инноваций, поддержку научных исследований и развитие научно-технического потенциала страны.
Пятое направление – развитие национальной финансовой системы. Это может включать в себя улучшение инфраструктуры финансовых рынков России, повышение уровня инвестиционной активности и укрепление финансовой устойчивости страны.
Необходимо отметить, что к основным рискам экономической безопасности России можно отнести усиление геополитической напряженности в мире, ужесточение санкционной политики западных и европейских стран в отношении России. В этом контексте необходимо продолжать работу в направлении укрепления экономической безопасности России.
В данной работе приведены рекомендации, реализация которых будет способствовать обеспечению экономической безопасности, а именно:
Осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса. Экономический рост обеспечивается благодаря росту числа предпринимателей и их производительности. Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей.
Устойчивое развитие и поддержка системообразующих отраслей народного хозяйства. Основной упор сделать на машиностроение, металлургическую промышленность, топливно-энергетическую, а также на легкую промышленность.
Стимулирование образования и науки. В России финансирование в этой сфере недостаточно. Повышение уровня образования является инвестицией в человеческий капитал и играет важное значение, чтобы раскрывать потенциал гражданин и повышать эффективность экономики в целом.
Развитие отрасли информационных технологий. Сегодня IT-сектор представляет собой ключевую отрасль развития экономики страны.
Поддержка граждан в кризисных условиях. В условиях, в которых многие люди боятся потерять работу, беспокоятся о своем материальном положении, государству чрезвычайно важно предпринимать меры для поддержки населения.
Очевидно, что основной задачей экономической политики на данный момент является повышение устойчивости и стабилизации экономики. Однако решение этих проблем не снимает задачи устранения структурных ограничений развития, что требует разработки комплекса структурной политики, направленной на повышение эффективности и гибкости экономической системы, ее способности противостоять многочисленным внешним рискам и угрозам, а также формирование основы для будущего экономического роста.
1. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
4. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (часть II). Ст. 7531.
6. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
7. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=319210&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.928500307938388#03476926482705942 (дата обращения: 15.09.2019).
8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on-line.cgi?req=doc&base=LAW&n=328854&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.26966035922011344#05190490830508403 (дата обращения: 15.09.2019).
9. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=319212&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.965200219790755#049580806174707504 (дата обращения: 15.09.2019).
10. Асфатуллин С. Экономическая безопасность страны / Салават
Асфатуллин. Уфа: Гилем, 2007.
11. Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. – 2015. – №1. – С. 240-243.
12. Банк России. Ключевая ставка // https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/
13. Барт А.А. Экономический рост как фактор обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. № 1. С. 19-22.
14. Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М. 2017. – 256.
15. Буров М. П. Экономика России. Методическое пособие. – М.: Дашков и Ко. 2018. 134 с.
16. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
17. Волков И.А. Правовые основы экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Государственно-правовые исследования. 2020.
18. Гудкова Т. В., Кайманаков С. В., Теняков И. М. Экономика России. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. 160 с.
19. Догадайло Е.Ю. Экономический суверенитет Российской Федерации: анализ основных правовых форм реализации на современном этапе / Е.Ю. Догадайло // Вестник Тувинского государственного университета. -2018. - № 1 (36). - С. 177-184.
20. Ефимов В. В. Экономическая безопасность государства в
условиях глобализации: монография. – М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА», 2014.
21. Зелепукин Р.В., Волков И.А. Правовые аспекты защиты национальных интересов в условиях экономических санкций // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. № 9. 2018. С. 125.
22. Зуевич А. С., Пархоменко Н. А. Проблемы экономического развития современной России // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 мая 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 89-92. URL: https://apni.ru/article/2351-problemi-ekonomicheskogo-razvitiya-sovremen
23. Инфляция в России // https://уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции
24. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г.А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 375 с.
25. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. – 2015. № 10. – С. 5-29.
26. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2008 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 23 (154). – С. 113-118.
27. Покидченко М. Г., Сперанская Л. Н., Дробышевская Т. А. Пути развития экономики России. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Проспект. 2016. 312 с.
28. Садоян З. Р. Экономический рост в системе факторов обеспечения экономической безопасности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / З. Р. Садоян. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2002.
29. Сигарев А.В. Экономический рост и экономическая безопасность России: вызовы и перспективы // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 62–64.
30. Теняков И. М. Качество экономического роста как фактор национального развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И. М. Теняков. - М.: МГУ, 2007.
31. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 3. С. 84.
32. Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета // https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts
33. Федеральная служба государственной статистики. Рабочая сила, занятость и безработица в России // https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211
34. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни (реальные располагаемые денежные доходы населения по РФ (новая методология) // https://rosstat.gov.ru/folder/13397
35. Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 327.
36. Швец М.Ю. Обеспечение экономической безопасности России на основе развития производительных сил регионов (методологические и методические аспекты). Дисс… докт. эк. наук. – М., 2012. – 155 с.
37. Экономическая безопасность государства: учебное пособие / А.А. Жариков; Северо Западный институт (филиал) Ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Вологда, 2021. – 74 с.
38. Экономический рост в Российской Федерации: перспективы и пути обеспечения. Сборник аналитических материалов фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. – Издание Государственной Думы, 2020. – 80 с.